Консультация для воспитателей
консультация (младшая группа)
Консультация для педагогов на тему:
«Ознакомление дошкольников с трудом взрослых».
«Ознакомление дошкольников с трудом взрослых»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее ФГОС ДО, Стандарт) является одним из основных
нормативно-правовых документов, регламентирующих современное
дошкольное образование. Траекторию своей работы воспитатель должен
выстраивать с учетом Стандарта, его ориентиров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад п. Пробуждение»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Консультация для педагогов на тему:
«Ознакомление дошкольников с трудом взрослых».
Подготовила:
Воспитатель Егорова Ю.А.
Энгельс 2020г.
«Ознакомление дошкольников с трудом взрослых»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее ФГОС ДО, Стандарт) является одним из основных
нормативно-правовых документов, регламентирующих современное
дошкольное образование. Траекторию своей работы воспитатель должен
выстраивать с учетом Стандарта, его ориентиров.
Одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является
«объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»
(п. 1.6.5. ФГОС ДО).
Эта задача является одной из приоритетных. Чтобы современный ребенок
комфортно жил в обществе, он должен быть причастен к его традициям, нормам
и правилам. Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека,
направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Заниматься трудовым воспитанием детей необходимо с дошкольного возраста,
тогда мы увидим трудолюбивых первоклассников, которые по окончанию
школьной жизни, получив рабочие специальности в техникумах и ВУЗах, будут
приносить пользу себе и обществу, будут людьми трудолюбивыми,
инициативными и целеустремленными.
Ознакомление с трудом взрослых ставит цель дать детям конкретные
знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых,
научить ценить его, вызвать интерес и любовь к труду. Одновременно решается
задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться,
работать добросовестно, тщательно.
Сегодня мы поговорим о том, как происходит ознакомление
дошкольников с трудом взрослых. Рассмотрим актуальные формы, методы и
приемы.
У Конфуция, древнего китайского мыслителя и философа, есть хорошие
слова: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать
— и я пойму». Думаю, все мы, здесь присутствующие воспитатели-практики,
понимаем, как хорошо эти слова подходят к нашим воспитанникам.
Практическое проживание ситуации – ее обыгрывание – вот наиболее
эффективное средство ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Всегда
нужно помнить о том, что игра – ведущая форма деятельности детей в ДОУ,
трудовое воспитание не является исключением.
Согласно убеждениям советского психолога Даниила Борисовича
Эльконина, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между
предметным миром и миром человечески отношений. Поэтому ознакомление
дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установление их
контактов с миром взрослых.
Чтобы познакомить детей, например, с профессиональным трудом
взрослых, с такими профессиями, как «Парикмахер» и, например,
«Ветеринар», предложите воспитанникам сыграть в тематическую сюжетноролевую игру, в ходе которой вы, будучи ее участником, раскроете особенности
той или иной профессии, покажете манипулятивные действия с атрибутами,
характерными для этой профессии, ответите на вопросы детей в практической
среде. Далее дети смогут играть самостоятельно, их кругозор относительно
профессионального труда взрослых расширится.
Мы с вами выяснили, что познакомить детей с трудом взрослых
рациональнее всего, включив их в практическую деятельность, т.е. занимаясь
трудовым воспитанием дошкольников. Также мы определили, что эффективной
формой трудового воспитания является игра в ее широком смысле, это не
только сюжетно-ролевая игра, это могут быть дидактические, подвижные,
театрализованные, квест-игры, игровые ситуации и пр., проигрывая которые
дети познакомятся с миром труда взрослых.
Помимо игры можно использовать наблюдения и экскурсии, которые
обеспечивают отчетливость представлений, максимальную действенность
приобретаемых детьми познаний. В процессе последующих бесед с
воспитателем уточняются, закрепляются, расширяются сведения, полученные
во время наблюдений. Также рационально использование индивидуальных
поручений (их форма может быть также игровой), чтение художественной
литературы, экскурсия (например, на пищеблок с целью знакомства с трудом
повара, подсобного рабочего; в медицинский кабинет для знакомства с трудом
медсестры и т.д.). Для старшего дошкольного возраста этот список можно
дополнить такими формами организации труда, как мастерская (в том числе
детско-родительская), встреча с представителем какой-либо профессии.
Нужно использовать все многообразие форм, не останавливать свой выбор на
какой-то одной и следовать ей изо дня в день, поскольку вариативное детско взрослое взаимодействие является наиболее эффективным и пользуется
повышенным интересом у детей.
Чтобы познакомить детей с трудом взрослого, например, с трудом
сантехника, можно использовать сюрпризный момент и привнести в группу
разводной ключ. Новая вещь привлечет внимание детей и как следствие
вызовет интерес к новому предмету. Так, отталкиваясь от инструмента, можно
познакомить детей с профессией, после чего предложить выполнить ремонт
кукольной стиральной машинки при помощи игрушечного разводного ключа.
Также нужно помнить, что мы – это пример для детей. Изо дня в день
они видят, как после сна в детском саду младшим воспитателем убираются их
кроватки, а после обеда – моется посуда, проводится ежедневная уборка,
воспитателем производятся стирка кукольной одежды и мытье игрушек,
подготовка к занятиям, праздникам, изготовление атрибутов для игр, полив и
рыхление почвы цветов и пр. Мы с вами – предмет для подражания для наших
воспитанников, об этом не нужно забывать. Заслужив авторитет и доверие
детей, личным примером мы можем не только познакомить детей с трудом
взрослых, но и воспитать у детей трудолюбие, привычку быть человеком,
занятым полезным делом. Дети восхищаются чудесными превращениями,
происходящими в результате трудовой деятельности: кусок бархатного картона
в руках воспитателя превращается в маску – атрибут для детского праздника,
белый лист и гуашь превращаются в красивую поздравительную стенгазету,
набор продуктов в руках кондитера превращается в аппетитный торт и пр.. Всё
это имеет решающее значение для воспитания у дошкольников ценностного
отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и
взрослыми. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на
поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети стараются
осторожно поливать цветы, чтобы не залить пол; работая с природным
материалом, стараются не сорить на пол и т.д.
Поощряйте детей за стремление и успешный труд. Как мы уже
говорили ранее, воспитывать привычку к трудовой деятельности необходимо
с младшего возраста. Яркие акценты – еще один эффективный прием. Чтобы
вызвать интерес ребенка к труду, например, садовника, рекомендую
использовать яркие трудовые атрибуты (детские грабли красного цвета,
ведерки цвета морской волны с красивыми наклейками с персонажами
любимых мультфильмов и пр.). Яркие игрушки привлекают маленького
ребенка, поэтому и трудовые манипуляции с ними вызовут интерес у дошколят.
При организации трудовой деятельности детей важно помнить о
возрастных особенностях воспитанников, а так же о том, что наша
приоритетная задача - реализовать основную образовательную программу
ДОУ. Основная образовательная программа содержит в себе Комплексно тематическое планирование (далее – КТП), которое отражает темы недель в
каждой возрастной группе. Труд рекомендуется планировать в рамках КТП с
целью лучшего усвоения детьми материала. Например, тема недели
«Перелетные птицы». Воспитанники подготовительной к школе группы, с
целью трудового воспитания, изготавливают кормушки для зимующих птиц
из природного и бросового материала, параллельно знакомясь с профессией
«Плотник», и вывешивают их на участок. Воспитанники второй младшей
группы во время прогулки убирают снег с дорожек, продолжают знакомиться
с профессией дворник, кормят птиц, кладя корм в кормушки, вывешенные
детьми подготовительной к школе группы. В описанном примере учтены и
возрастные особенности детей и КТП.
При организации ежедневного детско-взрослого взаимодействия
рекомендуют использовать пословицы и поговорки, которые помогают
высказать отношение к лени («Труд кормит, а лень портит»; «Ленивые ручки
чужие труды любят»; «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность
труда для человека («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело
гож»; «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица - эффективное
средство рудового воспитания.
Моральная ценность труда утверждается не только в пословицах и
поговорках, но и, конечно же, в сказках. В сказках положительный герой
обычно трудолюбив, готов помочь другому, благодаря чему в итоге
вознаграждается признанием, любовью и богатством.
Также художественная литература – наш помощник в ознакомлении детей
с миром профессий («Кем быть?» В. Маяковского, «Как печатали вашу книгу»
С. Маршака и пр.).
Еще одно эффективное средство - произведения изобразительного
искусства. Рассматривая репродукции картин художников, воспитанники видят
не только процесс труда, но и настроение картины. Где-то это радость,
эмоциональный подъём («Хлеб» Т. Яблонский»), где-то спокойная передышка,
отдых после хорошей работы («Ужин трактористов» А. Пластова). Дети должны
знать, что труд не всегда легок, чтобы научиться с уважением относиться к
людям, которые трудятся. Ввиду вышесказанного с детьми старшего
дошкольного возраста можно рассматривать такие картины, как, например,
«Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К.
Савицкого и др.
Еще одно эффективное средство – использование ИКТ при
ознакомлении детей с трудом взрослых. Так можно использовать обучающие
детские мультфильмы, слайд-презентации, виртуальные экскурсии (например,
на пароход; в депо и пр.) из цикла «Мир профессий».
Так как родители – это полноценные участники образовательного
процесса в современном детском саду, то их необходимо привлекать к
сотрудничеству с целью ознакомления детей с трудом взрослых. Например,
можно организовать детско-родительскую тематическую встречу «Моя
профессия», на которой каждый родитель в 2-ух минутном выступлении
презентует свою профессию, праздник-развлечение «Каждая профессия
важна, каждая профессия нужна!», акцию «Мир! Труд! Май!», организовать
детско-родительскую квест-игру, включающую локации с «трудовыми»
заданиями.
Необходимо давать родителям консультации по трудовому воспитанию
детей (буклеты, стендовая информация, родительские собрания, мастер-классы, беседы).
Задача современного воспитателя, наша с вами задача, посеять в детях то
зерно, которое вырастет в трудолюбие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...