Использование песочной терапии с целью легкой адаптации детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка
Использование песочной терапии с целью легкой адаптации детей младшего дошкольного возраста
Цель
Помощь быстро и легко адаптировать детям младшего дошкольного возраста. Создать благоприятную психологическую обстановку в условиях дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка Использование песочной терапии с целью легкой адаптации детей младшего дошкольного возраста Цель Помощь быстро и легко адаптировать детям младшего дошкольного возраста. Создать благоприятную психологическую обстановку в условиях дошкольного учреждения. Каждый ребенок, попадая в дошкольное учреждение, испытывает адаптационный стресс. Это связано с резкой сменой режима, окружения и поведения. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Долгое пребывание в стрессовом состоянии может привести к замедлению темпа психофизического развития, нарушениям эмоционально-волевой сферы. Дети раннего возраста очень восприимчивы и эмоциональны. Они очень быстро перенимают эмоции и настроение от тех, кто их окружает. Непривычная обстановка, новое окружение выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты. Ребенок находится в той среде, где развивается не естественным образом, так как подвергается ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден развиваться и приспосабливаться к воздействиям, возникших на новом этапе его развития. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей и ведущей деятельностью, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение благоприятных условий пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Исходя из поставленной цели, я выявила следующие задачи: Задачи:
Реализация задач носит систематичный и комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития. Принципы метода: Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Игровой: театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов; сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей; дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма. Противопоказания к использованию метода песочной терапии: синдром дефицита внимания с гиперактивностью; склонность к лёгочным и аллергическим заболеваниям; Целевые ориентиры: Эмоционально-психологические: стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении; приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга; формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам. Сенсомоторные: знакомство со свойствами песка, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие; развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма); формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики Речевое развитие: обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми; Художественно-эстетические: стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством рисования на песке. Игровые упражнения с песком способствуют решению задач по обеспечению социальной успешности, сохранению психического, эмоционального состояния маленького человека, нацелены на формирование чувства защищённости у ребёнка, раскрытие его внутреннего творческого потенциала. Планируемые результаты:
Организация процесса: Организация работы с детьми строится с учетом психофизиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.
интересам детей данного возраста.
Методы, формы и приёмы, используемые на занятиях: Основной метод, используемый в работе кружка: Игра с сухим песком. Ведущей целью этого метода является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка. Остальные методы и приемы: Наглядные: наглядно - зрительные приемы (показ техники выполнения задания, использование наглядных пособий и оборудования, зрительные ориентиры); тактильно - мышечные приемы (непосредственная помощь педагога-психолога); Словесные:
Практические:
Игровые: Игра с песком. Форма проведения занятий Занятие проводится в течение года, с октября по май, один раз в неделю. Возраст обучающихся: 2,5 – 3,8 лет Взаимодействие с родителями: Информирование о результативности работы Реализации программы: Занятия построены по принципу игрового обучения. Часть первая: Вводная. Цель: настроить группу детей на совместную работу, заинтересовать их. Приветствие. снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Часть вторая. Основная (практическая) Цель: Выполнение упражнения детьми под руководством педагога - психолога. Часть третья. Заключительная. Цель: прощание с песком (создание чувства удовлетворенности).
Темы занятий:
Система диагностики: В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
Оборудование: Ящик с песком, фигурки животных, домиков, людей, сито, бусины, набор из 4-х разных по форме игрушек, несколько пар предметов: карандаши, желуди и камешки и тд. Набор геометрических фигур; букв; картинка со сказочным персонажем. Заключение: Результаты, полученные в ходе практического применения данной программы в течении года, показали ее легкость и удобство ее в применении, а так же, данная программа эффективна в работе с детьми сложного ясельного возраста. При утреннем приеме ребенок испытывает стресс, с применением песочной терапии дети стали быстрее адаптироваться, наблюдается спокойствие, особенно у детей, которые посещают детский сад без длительного отсутствия. Так же, наблюдается развитие мелкой моторики, формирование сенсорных эталонов, навыков практического экспериментирования с различными предметами; развитие познавательных способностей и речи, что очень актуально на сегодняшний день на момент в развитии ребенка в младшей группе. Дети стали менее пугливыми, у некоторых детей наблюдается улучшение в речевом развитии. На мой взгляд эта программа эффективна. Динамика в развитии детей, которые проходят занятия по песочной терапии, положительная. Данная разработка рекомендована для работы песочной терапией для детей младшего и раннего дошкольного возраста.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста»
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом....
Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...
Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»
Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенк...
«Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»
В настоящее время речь детей дошкольного возраста развита недостаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная зан...
Использование метода песочной терапии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Знакомство педагогов с возможностями песочной терапии в развитии дошкольников....
Подвижная игра, как средство легкой и успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Статья рассматривает подвижную игру как эффективное средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Подвижные игры помогают детям преодолеть страх перед новыми ситуаци...
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Песочная терапия приобретает все большее значение в детском развитии. Она позволяет работать с внутренними переживаниями ребенка, корректировать его эмоциональное поведение, стимулировать его развитие...