Консультация – практикум «Развивающие игры для детей на систематизацию представлений об объектах окружающего мира»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Для развития творческого мышления детей предложены следующие методики ТРИЗ-технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_-_praktikum.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Белоярского района «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г.Белоярский
Консультация – практикум
«Развивающие игры для детей на систематизацию представлений об объектах окружающего мира»
Воспитатель:
Буторина А.Г.
2019 г.
Классификацию можно поделить на три части:
- Формирование классификационных навыков на основе пространственного ориентирования;
-Формирование классификационных навыков на основе анализа признаков объектов материального мира;
- Формирование навыков анализа ситуаций.
Предлагаемые методики позволяют не только качественно сформировать классификационные навыки, но и дают возможность развивать творческое мышление детей. Оно проявляется в самостоятельном поиске оснований для классификации. В процессе игры ребенок учится Сам выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира. Для этого необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Игра «Да - нет» позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска на основе отсечения половины.
Мы сегодня рассмотрим формирование классификационных навыков на основе анализа признаков объектов материального мира и игры для детей на систематизацию представлений об объектах окружающего мира.
Мир можно разделить на реальный и воображаемый. Объекты реального (материального) мира мы воспринимаем с помощью пяти органов чувств: обоняния, осязания, зрения, вкуса, слуха. Через эти каналы восприятия человек получает информацию о признаках объектов.
Элементарная исследовательская программа строится на основе эмпирического опыта, т.е. считывания каналами восприятия конкретных значений признаков объектов. Только мысленно человек может обобщить эти признаки и дать им свое название. Например, горячий, теплый, холодный — имя признака «температура»; квадратный, прямоугольный, овальный — имя признака «форма».
Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений об объектах не происходят только через познание конкретных значений признаков. Например, ребенок говорит: «Книга прямоугольная» («книга» — объект, «прямоугольная» — значение признака «форма»). Информационный фонд ребенка существенно пополняется, если он активизирует свои познавательные способности и начинает понимать, что имя признака — «форма» — может иметь неограниченное количество значений (квадратная, прямоугольная, круглая и др.). В таком случае он может сразу представить себе книгу абсолютно разной формы: в виде сердца, бабочки, шара и т.д. Все это будет значением признака «форма».
Обобщающее понятие признака дает возможность ребенку не только рассказать о его значении, но и самому задать вопрос «окружающему миру»: «А каким объект бывает по этому признаку?». Любой реальный объект имеет признаки цвета формы, количества, изменения во времени и др.
Посудите сами, можно ли сыграть в игру «Да — нет», не зная этих признаков и их значений?
Такая игра ценна еще и тем, что у нее весьма важные цели:
1) формирование у ребенка обобщенной картины мира;
2)развитие умения описывать объект через признаки и их значения, что является необходимым при решении проблем;
2)формирование устойчивого познавательного интереса;
4)становление исследовательских навыков;
5)занимательное обучение навыкам классификации;
6)самостоятельное создание классификационных структур по заданным признакам, и др.
- Основные виды классификационных игр «Да — нет»
Главным механизмом формирования умения классифицировать объекты по определенным признакам в зависимости от решаемой задачи являются мыслительные операции сужения поля поиска, при которых ребенок самостоятельно группирует какие-либо предметы по определенному признаку. Малыш постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне.
В зависимости от загаданного объекта материального мира всё множество игр можно разделить на два больших раздела:
-игры «Да-нет» на загаданный объект природного мира;
игры «Да-нет» на загаданный объект рукотворного мира.
Объекты материального мира воспринимаются пятью органами чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Объекты нематериального мира непосредственно органами чувств не воспринимаются. Это могут быть понятия, явления, объекты мира искусства, науки и т.д. Признаки этих объектов другие. Игры проводятся при специальной подготовке ребенка, имеющего большой информационный фонд.
Подготовительные упражнения к классификационным играм «Да — нет»
обучение классификации объектов материального мира необходимо начинать с 3,5 лет через систему подготовительных упражнений, тренингов.
Мы формируем у детей понятия о том, что у всех объектов материального мира есть неограниченный набор признаков и их значений.
Предлагается следующая серия игр:
-«Природный и рукотворный мир»;
-«Мир живой и неживой природы»;
-«Мир живой природы (растения, животные, грибы)»;
- «Классификация объектов рукотворного мира»;
- «Классификация объектов по заданному признаку».
«Природный и рукотворный мир»
Цель: объяснить ребенку разделение объектов окружающего мира на природные и рукотворные.
Правила игры: разложить на столе картинки на две части:
природного и рукотворного мира.
Оборудование: набор картинок с изображениями различных объектов природного и рукотворного мира.
Игровое действие: ведущий объясняет, что все предметы в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, и они относятся к рукотворному миру. (Дети называют их и кладут картинки с их изображениями вправо.) Есть предметы, созданные природой. (Дети называют их и кладут картинки влево.)
Результат: картинки разделены на две части и дети дают обоснование данного деления.
Творческие задания для закрепления знаний о природном и рукотворном мире.
-«Все в мире перепуталось». Воспитатель перемешивают картинки с изображениями объектов природного и рукотворного мира; дети самостоятельно их раскладывают,
-«Раз, два, три — ко мне беги!». Дети с картинками, изображающими природный (рукотворный) мир, бегут к взрослому.
«Мир живой и неживой природы»
Цель: учить детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления.
Правила игры: разложить на столе картинки на две части: объекты живой и неживой природы.
Оборудование: набор картинок с изображениями различных объектов живой (дерево, цветок, гриб, птица, зверь, человек) и неживой (сосулька, снег, солнце, дождь) природы.
Игровое действие: взрослый объясняет, что у объектов живой природы есть определенные признаки: дыхание, насыщение, рост, болезнь, отдых, деторождение и т.д. Объектами живой природы являются представители животного, растительного мира и царства грибов.
И есть объекты неживой природы. Им не присущи данные признаки. Объектами неживой природы являются жидкие, твердые и газообразные вещества.
Дети называют картинки объектов живой и неживой природы, раскладывают их в разные стороны: вправо помещают картинки с изображениями объектов живой природы, влево — не живой природы.
Результат: картинки природного мира разделены на изображения живой и неживой природы; дано обоснование данного деления.
Творческие задания для закрепления знаний о живой и неживой природе:
-«В природном мире все перепуталось». Воспитатель перемешивает картинки с изображениями объектов живой и неживой природы. Дети самостоятельно и правильно их раскладывают,
-Соревнование « Кто быстрее разложит картинки ». Дети играют самостоятельно.
«Мир живой природы (растения, животные, грибы)»
Цель: учить детей делить объекты живой природы на мир растений, мир животных и царство грибов; объяснять основания такого деления.
Правила игры: разложить на столе картинки на три мир растении, мир животных, царство грибов.
Оборудование: набор картинок с изображениями различных растений, животных, грибов.
Игровое действие: взрослый объясняет, что у живой природы есть мир растений, мир животных, царство грибов. У них разные признаки. Дети называют картинки объектов живой природы и раскладывают их на три группы.
Результат: картинки объектов живой природы разделены на изображения представителей растений, животных, грибов; дано обоснование деления.
Творческие задания на закрепление знаний о растениях, животных и грибах.
-«Живая природа перепуталась». Воспитатель перемешивают картинки с изображениями растений, животных и грибов. Дети самостоятельно и правильно их раскладывают.
-«Раз, два, три ко мне бегите все животные (растения, грибы)! » К взрослому подбегают дети, на картинках которых изображены представители данного класса.
-«Кто найдет домик для цветка (птицы)». Предлагаются картинки с изображением различных мест нахождения (поле, лес, огород и т.д.) и картинки с изображениями объектов природного мира. Дети показывают и объясняют типичные места их обитания.
-Соревнование «Кто быстрее разложит картинки». Дети играют самостоятельно.
«Классификация объектов рукотворного мира»
Цель: учить детей делить объекты рукотворного мира по их назначению и объяснять причину такого деления.
Правила игры: разложить на столе картинки с объектами рукотворного мира на четыре группы.
Оборудование: набор картинок с изображениями 4-х классификационных групп (транспорт, здания, посуда, информационная продукция). Количество картинок с изображениями представителей этих групп не ограничено.
Игровое действие: взрослый объясняет, что рукотворный мир изобретен человеком для определенной цели и уточняет вместе с детьми необходимость данного изобретения. Дети называют объекты, изображенные на картинках, и раскладывают их на 4 классификационные группы.
Результат: картинки с изображениями объектов рукотворного мира разделены на 4 классификационные группы; дано обоснование такого деления.
Творческие задания для закрепления знаний о классификации объектов рукотворного мира.
Аналогично проводятся тренинги с картинками других классификационных групп (продукты питания, бытовая техника, мебель, лекарства, здания, сооружения и др.)
-«Чем этот предмет помогает человеку?». Дети обсуждают назначение рукотворного предмета и определяют его принадлежность к классу или группе.
«Классификация объектов по заданному признаку»
Все объекты мира имеют некий набор общих признаков: цвет, форма, размер, материал, составляющие части и др. При проведении тренингов по классификации объектов по заданному признаку важно обсудить с детьми признаки и их схематизация.
Тренинги проводятся по всем основным признакам без определенной последовательности. Главная особенность проведения тренинга — знакомство с признаками.
Творческие задания для закрепления знаний по классификации объектов рукотворного и природного мира по заданному признаку.
-«Чудесный мешочек». На столе разложены карточки со схемами признаков. Ребенок, доставая из «чудесного мешочка» объясняет значение признака этого объекта.
Например, картинка с изображением эскимо-мороженого по очереди прикладывается к схемам признака, и ребенок называет значение признаков данного объекта. Эскимо имеет форму овала; цвет — коричневый; запах — пахнет молоком; части — палочка и мороженое, и т.д.
-«Магазин игрушек». Выставляются игрушки, как в магазине. Ребенок «покупает» игрушку, при этом в качестве денег использует схему признака, объясняя свой выбор.
-«Про какой предмет я сказала?». Взрослый выбирает из ближайшего окружения объект, описывает его, используя значения признаков. Ребенок отгадывает объект. Например: Я загадал объект: форма — прямоугольный; цвет — полосатый; материал — ткань; на ощупь — мягкий; место — стена». Отгадка — коврик над кроватью. Затем играющие меняются ролями.
Тренинги с использованием классификационных игр «Да — нет»
Данные игры начинаются с простых тренингов с использованием наглядности (картинок или объектов ближайшего окружения). Затем загадывают любые объекты материального мира.
Ребенок свободен в выборе признаков при отгадывании их.
Игры на загаданное или неизвестное слово проводятся, когда дети научатся определять характерные признаки объектов и их значения.
Необходимо учить ребенка целенаправленному поиску нужной информации в процессе игры. Обдумывая вопрос, он двигается по разным уровням абстракции понятий, учится видеть за частями целое и целое, состоящее из частей. Задача игр — не просто дать ребенку готовый алгоритм, а сделать так, чтобы он сам этот алгоритм конструировал, корректировая, «раскручивал», уточнял, конкретизировал.
Основным показателем осознанности в понимании признаков и их значений является самостоятельная игра детей в «Да — нет» друг с другом.
- Игры «Да — нет» с набором картинок.
- Игры «Да — нет» с видимыми для ребенка объектами ближайшего окружения.
- Игры «Да — нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении.
- Игры «Да — нет» с неизвестными словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....
Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»
Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»...
Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию и закреплению первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста. Тема: «В гости к Зимушке-зиме…»
Цель: развитие и закрепление первичных представлений об объектах окружающего мира; Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие: формировать умения детей устанав...
«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий»
Методическая разработка на тему "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий" ориентиров...
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста.
Реализация из опыта работы : "Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста."...
«Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраст»
laquo;Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраст»...
Слайд-презентация «Развивающие игры для детей на систематизацию представлений об объектах окружающего мира»
Презентация к консультации - практикуму...