Активизация внимания дошкольников
статья

Петрова Оксана Анатольевна

Статья о важности формирования произвольного внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aktivizatsiya_vnimaniya_doshkolnikov.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация внимания дошкольников

В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают психические процессы в мозге ребенка. Поэтому занимаясь с дошкольником, нужно не только учить его писать, читать и считать, но и развивать его познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение). Формированию произвольного внимания и усидчивости следует уделять особое внимание при подготовке ребенка к школе.

Особенности внимания у детей дошкольного возраста

Внимание – это психический процесс, суть которого заключается в сосредоточении на каком-либо объекте или явлении. Оно может быть направлено как на внешний мир, так и внутрь человека (на его чувства, переживания). К основным свойствам внимания относятся:

  • Устойчивость (сосредоточенность, концентрация);
  • Объем (способность удерживать в фокусе внимания несколько объектов);
  • Переключаемость (возможность смещения фокуса внимания с одного объекта на другой – по воле человека);
  • Распределяемость (способность распределять внимание между несколькими видами деятельности, например – одновременно слушать сказку и рисовать).

Тренируя внимание ребенка, старайтесь уделять время каждому из перечисленных свойств внимания. Ведь все они одинаково важны и играют большую роль в усвоении информации.

Психологи выделяют два основных вида внимания:

  1. Непроизвольное внимание не требует волевых усилий и основано на быстрой реакции организма на сильный стимул. Мы всегда обращаем внимание на что-то необычное или яркое, на то, что производит сильное впечатление (например, резкий запах, странный наряд человека в толпе, громкий звук и т.д.).
  2. Произвольное внимание предполагает наличие волевого усилия и намерения. Если человек имеет перед собой цель и мотивацию к ее достижению, он способен долгое время концентрировать свое внимание даже на неинтересной и рутинной деятельности.

Этапы развития внимания у малышей:

Возраст

Особенности

0-1 год

Непроизвольное внимание. Малыш обращает внимание на все яркое и необычное.

1-2 года

Начало формирования произвольного внимания. У детей этого возраста появляется

 сильный исследовательский интерес и стремление к самостоятельности. Ребенок сам

 выбирает

 себе занятие по душе.

2-3 года

Формирование умения следовать наглядной инструкции и выполнять задания по образцу.

3-4 года

Активное развитие слухового внимания.

5-7 лет

Продолжает формироваться волевое внимание (к 7 годам она должно быть

 достаточно хорошо развито). Увеличение объема внимания, его устойчивости и

способности переключать внимание с одного объекта на другой.

У маленьких детей наиболее развито непроизвольное внимание. С возрастом малыши учатся контролировать свои психические процессы. Одна из главных задач дошкольного возраста – развитие произвольного (волевого) внимания. Способность концентрироваться на задаче, переключаться с одного вида деятельности на другой необходимы для успешного обучения в школе.

Общие рекомендации по развитию внимания у детей.

Чтобы занятия с дошкольниками по развитию внимания были эффективны, необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Систематичность занятий;
  2. Мотивация и постановка цели для ребенка;
  3. От простого к сложному;
  4. Использование наглядных схем и алгоритмов, чтобы малыш мог сам контролировать свои действия;
  5. Следить, чтобы ребенок не переутомлялся и был заинтересован.

Игры на развитие внимания для малышей 3-4 лет

В младшем дошкольном возрасте внимание у детей еще не достаточно устойчиво, им сложно на чем-то концентрироваться, особенно если есть отвлекающие факторы. Задача взрослого – подобрать такой материал для игр, который был бы интересен малышу и он мог бы сосредоточиться на нем хотя бы на 5-7 минут.

  • «Дорисуй картинку». Заранее нарисуйте на листе бумаги предметы, у которых недостает деталей. Например, машинку без колес, кошку без хвоста или зайца без ушей. Пусть ребенок внимательно посмотрит на картинки и догадается, чего не хватает. Затем ребенок или взрослый дорисовывает каждую картинку.
  • «Повтори за мной». Это упражнение можно выполнять как дома, так и на свежем воздухе. Покажите малышу простое движение и попросите повторить за вами. Постепенно увеличивайте количество движений.
  • «Найди пару». Нарисуйте на бумаге или положите на стол вперемешку парные предметы. Пусть малыш разложит их по парам.
  • «Найди отличия». Предложите ребенку рассмотреть две картинки, которые отличаются друг от друга несколькими деталями (не более 7). Малыш должен отыскать эти отличия.
  • «Что перепутал художник?». Нарисуйте или распечатайте картинку, на которой изображены предметы в неподходящих для них местах или с неверными деталями. Например, машина летит по небу, у кошки заячьи уши, рыбы ходят по земле и так далее. Ребенок должен показать, что перепутал художник и объяснить почему.

Для занятий выбирайте яркие и простые предметы и изображения, чтобы заинтересовать малыша. Если ребенок не хочет выполнять задание, не настаивайте. Попробуйте повторить попытку через некоторое время. 

Упражнения на внимательность для детей 4-5 лет

Дети этого возраста способны концентрироваться на задании уже в течение 20 минут. Увеличивается объем внимания, малыш учится его правильно распределять. Помогают развитию внимания сюжетно-ролевые игры, творческие виды деятельности (рисование, лепка, аппликация), выполнение домашних обязанностей. Ребенок 4-5 лет уже достаточно хорошо может следовать правилам и запоминать их, за счет этого развивается произвольность всех психических процессов, в том числе и внимания. А вот игры, которые помогут малышу стать более внимательным:

  • «4 стихии». Дайте ребенку инструкцию: каждой из 4 стихий соответствует свое движение. Когда вы называете слово, малыш должны выполнить верное движение. Например, вода – руки разводим в сторону, земля – руки вниз, воздух – руки вверх, огонь – прыжок. Можно придумать свой вариант игры, который заинтересует именно Вашего ребенка.
  • «Услышал – хлопни». Называйте различные слова, а ребенок должен внимательно слушать и хлопать в ладоши, когда услышит слово, относящееся к заранее выбранной категории (например, животные или овощи).
  • Лабиринты. Это любимое всеми детьми задание отлично развивает зрительное внимание и мышление.
  • «Путаницы». Ребенок должен назвать, кто изображен на картине.

Чтобы избежать рассеянности и других нарушений внимания, не стоит перегружать малыша слишком сложными заданиями.

Игры и упражнения для дошкольников 5-7 лет

У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания и его устойчивость. Играя и занимаясь творчеством, они могут самостоятельно планировать свои действия. Упражнения на развитие внимания в этом возрасте должны опираться на ранее приобретенные знания, умения и навыки (например, счет, пространственная ориентация).

  • «Повтори узор». При помощи счетных палочек или палочек для мороженого, выложите на столе определенный узор (или схематичное изображение чего-либо, букву, цифру). Ребенок должен его повторить.
  • «Графический диктант». На листе в клеточку малыш должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).
  • «Виммельбухи». Это книги с мелкими детализованными иллюстрациями. Предложите ребенку найти на рисунке что-либо или сосчитать количество выбранных объектов.
  • «Раскрась круги». Нарисуйте на листе бумаги десять одинаковых кружочков. Далее, следуя словесной инструкции, малыш должен раскрасить каждый круг: например, второй круг справа – желтым цветом, пятый слева – зеленым.
  • «Посмотри внимательно». Предложите ребенку найти на газетном или журнальном листе как можно больше заданных букв (например, найти все буквы А или М).
  • «Таблицы Шульте». Это таблицы, заполненные цифрами (от 1 до 10 или от 1 до 20) в хаотичном порядке. Ребенок должен постараться как можно быстрее найти все цифры по порядку.

Выводы

Чтобы малыш хорошо усваивал информацию и мог успешно учиться в школе, необходимо уделять достаточно времени развитию его внимания. Выбирая игры и упражнения для ребенка, ориентируйтесь на его возраст, интересы и индивидуальные особенности. Если малыш не хочет выполнять задание или сильно утомляется, нужно попытаться понять, что является причиной этого: неинтересный материал, сложность задания, плохое настроение или самочувствие. При правильном подходе все познавательные процессы дошкольников, в том числе и внимание, развиваются очень быстро.

Статью подготовила воспитатель ГБОУ СОШ №2 Василеостровского района СПб

Петрова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация и стимулирование внимания дошкольников

Поскольку у детей дошкольного возраста внимание еще неустойчивое, рассеянное воспитателям необходимо постоянно стимулировать их к деятельности, заинтересовывать  используя различные приемы....

Психологические методы и приёмы для активизации внимания детей на НОД по речевому развитию

Внимание -избирательная направленность восприятия на тот или иной объект....

«Методы и приемы активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания»

laquo;Методы и приемы активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания»...

Консультация "Игры и приёмы для активизации внимания дошкольников"

Консультация "Игры и приёмы для активизации внимания дошкольников"...

«Игры-энергизаторы как эффективное средство снятия напряжения и активизации внимания дошкольников»

Одним из методов укрепления соматического, физического и психоэмоционального здоровья воспитанников являются энергизаторы....

Активизация внимания старших дошкольников на занятиях по физкультуре

laquo;Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает понимание особенностей развития внимания и усилие, а всякое усилие — побуждение, заста...