Проект по духовно-нравственному воспитанию
проект (старшая группа)
Проект по духовно-нравственному воспитанию
Тема проекта: формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам
«Ты и я, хорошие друзья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 36.28 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_wecompress.com_.pptx | 815.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №777
Проект по духовно-нравственному воспитанию
Тема проекта: формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам
«Ты и я, хорошие друзья»
Дошкольная группа №29
Воспитатели: Тимонина О.Ю. Макаркина Н.В.
Старший воспитатель: Кривко Л.Е.
Москва 2021 год
4. Участники и их роль в реализации проекта 12
6. Механизм реализации проекта 15
1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Ты и я, хорошие друзья» |
Тема проекта | Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам |
Авторы проекта | Тимонина Ольга Юрьевна, Макаркина Наталья Витальевна |
Место реализации проекта | ГБОУ Школа №777 г. Москва детский сад «Яблочко» старшая группа № 29. |
Проблема, на решение которой направлен проект | Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку. Совершенствование процесса нравственного воспитания детей — важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Важное место в нём занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях дошкольников использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений со сверстниками. Формирования у детей гуманных, доброжелательных чувств по отношению к сверстникам, проявлению сочувствия, отзывчивости, доброты. |
Цель проекта | Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательных отношений к сверстникам. |
Задачи проекта |
|
Участники проекта | Воспитанники старшей группы, родители, педагоги. |
Сроки реализации проекта | Среднесрочный – с 01.02.2021 по 01.05.2021 |
Ожидаемые результаты |
|
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
В центр современного воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения. Целью воспитательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, начиная с дошкольного возраста (Л.К. Артемова, Т.К. Ахаян, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, В.К. Котырло, В.А. Ситаров, С.Г. Якобсон и др.). Гуманистическая направленность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку (В.В. Абраменкова). Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Во все века ценились такие человеческие качества, как доброжелательность, милосердие, бескорыстие, умение сочувствовать, содействовать.
Материалы исследований в области дошкольной педагогики свидетельствуют не только о необходимости, но и возможности воспитания гуманного, а, следовательно, и доброжелательного отношения к сверстникам. Исследования показали, что детские отношения – это та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности.
Учитывая то, что социальная направленность личности проявляется и формируется в отношениях (В.Н. Мясищев), чрезвычайно важно, чтобы доминирующими были гуманные отношения, одним из важных компонентов которых является доброжелательность. Доброжелательные отношения - продукт социально обусловленного содержания общения. Общение, будучи важнейшей социальной потребностью развивающейся личности, неотделимо от отношений. Исследования показали, что старшая дошкольная группа представляет собой сложный социальный организм, в котором действуют общие и возрастные социально-психологические закономерности. В процессе внутригруппового общения дети вступают в различные типы взаимоотношений друг с другом. Исследователи считают, что в дошкольной группе преобладающей является система личностных эмоциональных отношений, которые возникают в процессе общения, игры и других видов деятельности.
Дети тянутся к сверстникам, но, попадая в детское общество, не всегда могут установить конструктивное отношение с другими детьми.
Наблюдения показывают, что нередко в группе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не формируют у детей гуманных чувств друг к другу, а, наоборот порождают эгоизм, агрессивность, как качества личности.
Отсюда вытекает первоочередная задача формирования у детей гуманных, доброжелательных чувств по отношению к сверстникам, которые бы побуждали к нравственно ценным поступкам, проявлению сочувствия, отзывчивости, доброты. Большая роль в этом направлении отводится педагогу. Он должен стать для детей ориентиром, эталоном доброты, понимания, сочувствия. То, как педагог будет относиться к детям, насколько профессионально сможет показать и оценить правильность поступка ребёнка, похвалить, подбодрить, или высказать своё негодование, огорчение, зависит результат работы.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта:
Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательных отношений к сверстникам.
Задачи:
- Проанализировать программно-методическое обеспечение по проблеме формирования доброжелательных отношений дошкольников.
- Формировать у детей нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
- Повысить профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам.
- Способствовать укреплению сотрудничества ДОО и семьи.
Дошкольная образовательная организация активно сотрудничает с семьями воспитанников. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД, в играх, в труде, параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений. Идет активизация и развитие воображения детей посредством применения обще-дидактических методов и приемов. Традиционными остаются такие формы работы как: игры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование считалок и мирилок, рассматривание картинок, иллюстраций и альбомов о хороших и плохих поступках, обсуждение проблемных ситуаций. Создание различных центров и уголков благоприятно скажется на эмоциональном состоянии детей. Проигрывание ситуаций из жизни детей группы, сочинение детьми рассказов о себе и своих друзьях, совместное с педагогом написание писем болеющим детям группы.
Именно такие методы работы позволят воспитывать в ребенке доброжелательное отношение друг к другу.
4.Участники и их роль в реализации проекта
Участники | Функции |
Воспитатель | Разрабатывает и реализует проект Ведет аналитическую деятельность Вовлекает детей и родителей к реализации проекта |
Воспитанники старшей группы | Активно участвуют в проекте |
Родители: | Получает информацию Взаимодействуют с воспитателем |
Старший воспитатель | Обеспечивает условия для реализации проекта: учебно-методическая литература, подписные и периодические издания; конспекты игр и развлечений, мероприятий. |
Музыкальный руководитель | Помогает в реализации проекта посредством музыкального сопровождения. |
- Ресурсы проекта
Нормативно-правовая база:
- Конвенция о правах ребенка;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Методическое обеспечение:
Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова.
Материально-технические ресурсы
- Наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- Художественная литература,
- Дидактические игры,
- Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
- Механизм реализации проекта
Подготовительный Этап | Основной Этап | Заключительный Этап |
-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; -изучение нормативно-правовых документов; -изучение передового педагогического опыта; -подбор детской художественной литературы, музыкальных произведений; -подбор иллюстративно-наглядного материала, атрибутов игр по теме проекта; -создание развивающей предметно-пространственной среды в группе; | -рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, презентаций и беседа по их содержанию; -ознакомление с художественной литературой; -знакомство с пословицами и поговорками; -использование изобразительной и продуктивной деятельности детей; -использование игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, словесные; - Открытый просмотр постановки сказки «Кто сказал Мяу?» | -беседа с детьми; -выставка детских рисунков; - подведение итогов работы; -систематизация и обобщение материала; -презентация итогов проекта. |
- План реализации проекта
№ | Название содержание деятельности | Сроки реализации | Ответственные |
1 | Подготовительный этап. | ||
Изучение психолого-педагогической литературы | февраль | Воспитатель
| |
Определение цели, актуальности и значимости проекта | |||
Наблюдение за детьми | |||
Организация предметно-развивающей среды в группе | |||
Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.), наглядно-дидактического материала; художественной литературы, | |||
Воспитатель | |||
С педагогами: Составление перечня детской литературы сказок, игр, потешек, мирилок, поговорок, используемых в работе с детьми по плану проекта | |||
2 | Основной этап. | ||
С детьми:
| март | Воспитатель, Музыкальный руководитель | |
3 | Заключительный этап | ||
| Апрель | Воспитатель Музыкальный руководитель |
8.Ожидаемые результаты.
- Проанализировано программно-методическое обеспечение по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам, определены педагогические средства, способствующие решению данной проблемы.
- У детей в целом сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
- Повышен профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики.
- Дошкольная образовательная организация активно сотрудничает с семьями воспитанников.
9. Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи проекта Проанализировать программно-методическое обеспечение по проблеме формирования доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам. Формировать у детей нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. Повысить профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам. Способствовать укреплению сотрудничества ДОО и семьи.
Участники проекта Воспитанники старшей группы, родители, педагоги.
Цель проекта Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательных отношений к сверстникам .
Задачи Проанализировать программно-методическое обеспечение по проблеме формирования доброжелательных отношений дошкольников. Формировать у детей нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. Повысить профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам. Способствовать укреплению сотрудничества ДОО и семьи.
Подготовительный этап Изучение психолого-педагогической литературы Определение цели, актуальности и значимости проекта Наблюдение за детьми Организация предметно-развивающей среды в группе Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.), наглядно-дидактического материала; художественной литературы. Составление перечня детской литературы сказок, игр, потешек , мирилок , поговорок, используемых в работе с детьми по плану проекта.
Основной этап Чтение В.В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; Чтение цикла А. Барто "Вовка добрая душа", Просмотр мультфильма о толерантности к детям с ОВЗ «Про Диму» Обыгрывание монологов и диалогов из рассказов А.В.Осеевой «Добрые слова», «Волшебное слово», «Печенье»; Театральный досуг по сказке Г.В. Сутеева «Кто сказал Мяу»;
Изготовление стенгазеты посвященной международному дню человека с синдромом дауна ; 21 марта – тематическое занятие, посвященное международному дню человека с синдромом дауна ; Разучивание стихотворения А. Кузнецовой «Подружки»; Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок»; С.Погореловского «Подружимся - подружимся », «Ссора»;
Г.П. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей», сказка «Как светлячок друга искал» разучивание пословиц и поговорок о дружбе и верности, организация бесед с детьми; рисование по замыслу «Дружба – это сила»; Просмотр мультфильмов про Кота Леопольда, Фунтика, а также «Ёжик в тумане», «Крошка Енот»;
Тематические беседы: Дети называют известные им правила поведения, а также объясняют, как они понимают смысл этих правил. Вспомнить конкретные случаи проявления взаимоотношений в группе и дать оценку поведению детей.
Заключительный этап Изготовление стенгазеты посвященной дню распространению информации о проблеме аутизма; 2 апреля – тематическое занятие, посвященное всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма;
12 – апреля, досуг посвященный дню космонавтики «Незнайка отправляется на луну»; Стенгазета «Наши добрые дела». Рисование сюжетное «Я и мой друг», Разучивание «Песенки друзей», Парный танец. Систематизация и обобщение материала; Выступление на педагогическом совете с творческим отчетом о проделанной работе.
Так же с детьми были разучены « мирилки »
Наши добрые дела
Рисование тематическое «я и мой друг»
Ожидаемые результаты Проанализировано программно-методическое обеспечение по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам, определены педагогические средства, способствующие решению данной проблемы. У детей в целом сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. Повышен профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики. Дошкольная образовательная организация активно сотрудничает с семьями воспитанников.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Проект по духовно - нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей"
Проектная леятельность по духовно - нравственному воспитанию....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...