Проект по духовно-нравственному воспитанию
проект (старшая группа)

Тимонина Ольга Юрьевна

Проект по духовно-нравственному воспитанию

Тема проекта: формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам

«Ты и я, хорошие друзья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №777

Проект по духовно-нравственному воспитанию

Тема проекта: формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам

«Ты и я, хорошие друзья»

Дошкольная группа №29

Воспитатели: Тимонина О.Ю. Макаркина Н.В.

Старший воспитатель: Кривко Л.Е.

                                 

                                                                           Москва 2021 год

1.Паспорт проекта        3

2. Актуальность        6

3. Цели и задачи проекта        11

4.        Участники и их роль в реализации проекта        12

5.        Ресурсы проекта        13

6.        Механизм реализации проекта        15

7.        План реализации проекта        16

8. Ожидаемые результаты.        21

9. Список литературы        22

1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Ты и я, хорошие друзья»

Тема проекта

Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам

Авторы  проекта

Тимонина Ольга Юрьевна, Макаркина Наталья Витальевна

Место реализации проекта

ГБОУ Школа №777 г. Москва детский сад «Яблочко» старшая группа № 29.

Проблема, на решение которой направлен проект

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку. Совершенствование процесса нравственного воспитания детей — важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Важное место в нём занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях дошкольников использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений со сверстниками. Формирования у детей гуманных, доброжелательных чувств по отношению к сверстникам, проявлению сочувствия, отзывчивости, доброты.

Цель проекта

Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательных отношений к сверстникам.

Задачи проекта

  1. Проанализировать программно-методическое обеспечение по проблеме формирования доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам.
  2. Формировать у детей нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  3. Повысить профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам.
  4.  Способствовать укреплению сотрудничества ДОО и семьи.

Участники проекта

Воспитанники старшей группы, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта

Среднесрочный – с 01.02.2021 по 01.05.2021

Ожидаемые результаты

  1. Проанализировано программно-методическое обеспечение по формированию  доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам.
  2. У детей в целом сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  3. Повышен профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам. Дошкольная образовательная организация активно сотрудничает с семьями воспитанников.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

В центр современного воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения. Целью воспитательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, начиная с дошкольного возраста (Л.К. Артемова, Т.К. Ахаян, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, В.К. Котырло, В.А. Ситаров, С.Г. Якобсон и др.). Гуманистическая направленность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку (В.В. Абраменкова). Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Во все века ценились такие человеческие качества, как доброжелательность, милосердие, бескорыстие, умение сочувствовать, содействовать.

Материалы исследований в области дошкольной педагогики свидетельствуют не только о необходимости, но и возможности воспитания гуманного, а, следовательно, и доброжелательного отношения к сверстникам. Исследования показали, что детские отношения – это та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности.

Учитывая то, что социальная направленность личности проявляется и формируется в отношениях (В.Н. Мясищев), чрезвычайно важно, чтобы доминирующими были гуманные отношения, одним из важных компонентов которых является доброжелательность. Доброжелательные отношения - продукт социально обусловленного содержания общения. Общение, будучи важнейшей социальной потребностью развивающейся личности, неотделимо от отношений. Исследования показали, что старшая дошкольная группа представляет собой сложный социальный организм, в котором действуют общие и возрастные социально-психологические закономерности. В процессе внутригруппового общения дети вступают в различные типы взаимоотношений друг с другом.  Исследователи считают, что в дошкольной группе преобладающей является система личностных эмоциональных отношений, которые возникают в процессе общения, игры и других видов деятельности.

Дети тянутся к сверстникам, но, попадая в детское общество, не всегда могут установить конструктивное отношение с другими детьми.

Наблюдения показывают, что нередко в группе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не формируют у детей гуманных чувств друг к другу, а, наоборот порождают эгоизм, агрессивность, как качества личности.

Отсюда вытекает первоочередная задача формирования у детей гуманных, доброжелательных чувств по отношению к сверстникам, которые бы побуждали к нравственно ценным поступкам, проявлению сочувствия, отзывчивости, доброты. Большая роль в этом направлении отводится педагогу. Он должен стать для детей ориентиром, эталоном доброты, понимания, сочувствия. То, как педагог будет относиться к детям, насколько профессионально сможет показать и оценить правильность поступка ребёнка, похвалить, подбодрить, или высказать своё негодование, огорчение, зависит результат работы.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательных отношений к сверстникам.

Задачи:

  1. Проанализировать программно-методическое обеспечение по проблеме формирования доброжелательных отношений дошкольников.
  2.  Формировать у детей нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  3. Повысить профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам.
  4.  Способствовать укреплению сотрудничества ДОО и семьи.

Дошкольная образовательная организация активно сотрудничает с семьями воспитанников. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД, в играх, в труде, параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений. Идет активизация и развитие воображения детей посредством применения обще-дидактических методов и приемов. Традиционными остаются такие формы работы как: игры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование считалок и мирилок, рассматривание картинок, иллюстраций и альбомов о хороших и плохих поступках, обсуждение проблемных ситуаций. Создание различных центров и уголков благоприятно скажется на эмоциональном состоянии детей. Проигрывание ситуаций из жизни детей группы, сочинение детьми рассказов о себе и своих друзьях, совместное с педагогом написание писем болеющим детям группы.

Именно такие методы работы позволят воспитывать в ребенке доброжелательное отношение друг к другу.

4.Участники и их роль в реализации проекта

Участники

Функции

Воспитатель

Разрабатывает и реализует проект

Ведет аналитическую деятельность

Вовлекает детей и родителей к реализации проекта

Воспитанники старшей группы

Активно участвуют в проекте

Родители:

Получает информацию

Взаимодействуют с воспитателем

Старший воспитатель

Обеспечивает условия для реализации проекта: учебно-методическая литература, подписные и периодические издания; конспекты игр и развлечений, мероприятий.

Музыкальный руководитель

Помогает в реализации проекта посредством музыкального сопровождения.

  1. Ресурсы проекта

Нормативно-правовая база:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Методическое обеспечение:

  • Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова

Материально-технические ресурсы

  • Наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • Художественная литература,
  • Дидактические игры,
  • Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
  1. Механизм реализации проекта

Подготовительный

Этап

Основной

Этап

Заключительный

Этап

-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

-изучение нормативно-правовых документов;

-изучение передового педагогического опыта;

-подбор детской художественной литературы, музыкальных произведений;

-подбор иллюстративно-наглядного материала, атрибутов игр по теме проекта;

-создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;

-рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, презентаций и беседа по их содержанию;

-ознакомление с художественной литературой;

-знакомство с пословицами и поговорками;

-использование изобразительной и продуктивной деятельности детей;

-использование игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, словесные;

-  Открытый просмотр постановки сказки «Кто сказал Мяу?» 

-беседа с детьми;

-выставка детских рисунков;

- подведение итогов работы;

-систематизация и обобщение материала;

-презентация итогов проекта.

  1. План реализации проекта

Название содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственные

1

Подготовительный этап.

Изучение психолого-педагогической литературы

февраль

Воспитатель  

 

 

Определение цели, актуальности и значимости проекта

Наблюдение за детьми

Организация предметно-развивающей среды в группе

Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.), наглядно-дидактического материала; художественной литературы,

Воспитатель  

С педагогами:

Составление перечня  детской литературы сказок, игр, потешек, мирилок, поговорок, используемых в работе с детьми по плану проекта

2

Основной этап.

С детьми:

  •  Чтение В.В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;
  • Чтение цикла А. Барто "Вовка добрая душа",
  • Просмотр мультфильма о толерантности к детям с  ОВЗ «Про Диму»
  • Обыгрывание монологов и диалогов из рассказов А.В.Осеевой «Добрые слова», «Волшебное слово», «Печенье»;
  • Театральный досуг по сказке Г.В. Сутеева «Кто сказал Мяу»;
  • Изготовление стенгазеты посвященной международному дню человека с синдромом дауна;
  • 21 марта – тематическое занятие, посвященное международному дню человека с синдромом дауна;
  • Разучивание стихотворения А. Кузнецовой «Подружки»;
  • Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок»;
  • С.Погореловского «Подружимся -  подружимся», «Ссора»;
  • Г.П. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей», сказка «Как светлячок друга искал»
  • разучивание пословиц и поговорок о дружбе и верности, организация бесед с детьми;
  • рисование по замыслу «Дружба – это сила»;
  • Просмотр мультфильмов про Кота Леопольда, Фунтика, а также «Ёжик в тумане», «Крошка Енот»;
  • Тематические беседы: 
  • Дети называют известные им правила поведения, а также объясняют, как они понимают смысл этих правил.
  • Вспомнить конкретные случаи проявления взаимоотношений в группе и дать оценку поведению детей;
  • Беседы с рассматриванием картин "Нечаянная оплошность".   

март

Воспитатель,

Музыкальный руководитель

3

Заключительный этап

  • Изготовление стенгазеты посвященной дню распространению информации о проблеме аутизма;
  • 2 апреля – тематическое занятие, посвященное всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма;
  • 12 – апреля, досуг посвященный дню космонавтики «Незнайка отправляется на луну»;
  • Стенгазета «Наши добрые дела».
  • Рисование сюжетное «Я и мой друг»,
  •  Разучивание «Песенки друзей»,
  • Парный танец.
  • Систематизация и обобщение материала;
  • Выступление на педагогическом совете с творческим отчетом о проделанной работе.

Апрель

Воспитатель

Музыкальный руководитель

8.Ожидаемые результаты.

  1. Проанализировано программно-методическое обеспечение по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам, определены  педагогические средства, способствующие решению данной проблемы.
  2. У детей в целом сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  3. Повышен профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики.
  4. Дошкольная образовательная организация активно сотрудничает с семьями воспитанников.

9. Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  2. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ школа №777 Проект по духовно-нравственному воспитанию Тема проекта: формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам «Ты и я, хорошие друзья» Старшая дошкольная группа №29 Воспитатели: Тимонина О.Ю. Макаркина Н.В. Москва 2021 год

Слайд 2

Задачи проекта Проанализировать программно-методическое обеспечение по проблеме формирования доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам. Формировать у детей нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. Повысить профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам. Способствовать укреплению сотрудничества ДОО и семьи.

Слайд 3

Участники проекта Воспитанники старшей группы, родители, педагоги.

Слайд 4

Цель проекта Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательных отношений к сверстникам .

Слайд 5

Задачи Проанализировать программно-методическое обеспечение по проблеме формирования доброжелательных отношений дошкольников. Формировать у детей нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. Повысить профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам. Способствовать укреплению сотрудничества ДОО и семьи.

Слайд 6

Подготовительный этап Изучение психолого-педагогической литературы Определение цели, актуальности и значимости проекта Наблюдение за детьми Организация предметно-развивающей среды в группе Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.), наглядно-дидактического материала; художественной литературы. Составление перечня детской литературы сказок, игр, потешек , мирилок , поговорок, используемых в работе с детьми по плану проекта.

Слайд 7

Основной этап Чтение В.В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; Чтение цикла А. Барто "Вовка добрая душа", Просмотр мультфильма о толерантности к детям с ОВЗ «Про Диму» Обыгрывание монологов и диалогов из рассказов А.В.Осеевой «Добрые слова», «Волшебное слово», «Печенье»; Театральный досуг по сказке Г.В. Сутеева «Кто сказал Мяу»;

Слайд 8

Изготовление стенгазеты посвященной международному дню человека с синдромом дауна ; 21 марта – тематическое занятие, посвященное международному дню человека с синдромом дауна ; Разучивание стихотворения А. Кузнецовой «Подружки»; Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок»; С.Погореловского «Подружимся - подружимся », «Ссора»;

Слайд 9

Г.П. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей», сказка «Как светлячок друга искал» разучивание пословиц и поговорок о дружбе и верности, организация бесед с детьми; рисование по замыслу «Дружба – это сила»; Просмотр мультфильмов про Кота Леопольда, Фунтика, а также «Ёжик в тумане», «Крошка Енот»;

Слайд 10

Тематические беседы: Дети называют известные им правила поведения, а также объясняют, как они понимают смысл этих правил. Вспомнить конкретные случаи проявления взаимоотношений в группе и дать оценку поведению детей.

Слайд 11

Заключительный этап Изготовление стенгазеты посвященной дню распространению информации о проблеме аутизма; 2 апреля – тематическое занятие, посвященное всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма;

Слайд 13

12 – апреля, досуг посвященный дню космонавтики «Незнайка отправляется на луну»; Стенгазета «Наши добрые дела». Рисование сюжетное «Я и мой друг», Разучивание «Песенки друзей», Парный танец. Систематизация и обобщение материала; Выступление на педагогическом совете с творческим отчетом о проделанной работе.

Слайд 14

Так же с детьми были разучены « мирилки »

Слайд 15

Наши добрые дела

Слайд 16

Рисование тематическое «я и мой друг»

Слайд 19

Ожидаемые результаты Проанализировано программно-методическое обеспечение по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам, определены педагогические средства, способствующие решению данной проблемы. У детей в целом сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. Повышен профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики. Дошкольная образовательная организация активно сотрудничает с семьями воспитанников.

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...