Персонифицированная программа 2020-2022гг
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
Примерная персонифицированная программа повышения квалификации учителя-логопеда
Выполнила: Садовина Юлия Николаевна
Учитель-логопед 1 категории
2020г
Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребѐнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребѐнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребѐнка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребѐнка увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребѐнка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребѐнку получить собственный опыт.
Цель: повысить свою профессиональную квалификацию по вопросам коррекции речи дошкольников путем использования игровых технологий.
Срок реализации программы- 2 года.
Результаты мониторинга профессиональной деятельности
Учителя-логопеда
Карта для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности учителя -логопеда
Инструкция: для получения данных необходимо проставить оценки от 0 до 3 баллов по каждому из показателей в таблицу.
0 баллов – отсутствие выраженности данного показателя у педагога;
1 балл – слабая выраженность показателя;
2 балла – достаточная выраженность показателя у педагога;
3 балла – оптимальная выраженность данного показателя.
Таблица № 1
Признаки | Показатели оценивания | Баллы | |
Научная подготовленность | |||
1. Информированность о теоретических основах педагогики и методик развития детей раннего возраста | 1. Ориентация в целях и задачах современного дошкольного образования. 2.Владение основными закономерностями и принципами педагогики и методик развития детей дошкольного возраста. 3.Оперирование научной терминологией. 4. Ориентация в отборе содержания образования детей дошкольного возраста на основе современной образовательной парадигмы, научных данных, фактов, понятий. 5. Понимание логики педагогической науки. | 3 2 2 2 2 | |
2.Информированность о методах дошкольной педагогики и педагогики раннего детства | 1.Ориентация в многообразии методов дошкольной педагогики 2.Понимание сущности методов педагогики дошкольного детства 3.Представление о возможности эффективного использования методов в процессе практической работы с детьми. | 2 2 2 | |
3.Информированность о современных разработках в области педагогики раннего детства | 1.Ориентация в истории научных открытий. 2.Понимание необходимости ее использования в процессе воспитания детей дошкольного возраста 3.Владение знаниями об инновационных стратегиях в дошкольном образовании. 4.Представление о значимости использования этих знаний в образовании детей дошкольного возраста | 2 3 2 2 | |
Методическая подготовленность учителя-логопеда ДОУ | |||
1. Знание содержания образования для детей раннего возраста | 1. Представление о роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка (формирование базового доверия к миру, становление позитивной «Я-концепции») 2. Понимание целей и задач развития детей дошкольного возраста 3. Ориентация в современных программах дошкольного образования и современных педагогических технологиях развития детей дошкольного возраста 4. Определение форм и методов развития познавательной активности у детей дошкольного возраста | 3 3 3 3 | |
2.Информированность о методах и приемах развития детей раннего возраста. | 1.Понимание адекватности методов и приемов развития детей дошкольного возраста целям и содержанию дошкольного образования. 2.Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов развития детей дошкольного возраста. 3.Понимание сущности различных методов обучения и специфики их использования в процессе работы с детьми разных возрастных групп. 4.Ориентация в современных педагогических технологиях в области развития детей дошкольного возраста. | 3 3 3 3 | |
3. Информированность о формах организации образования детей раннего возраста | 1.Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения детей. 2.Ориентация в специфике различных форм организации детей дошкольного возраста. 3.Ориентация в современных и нетрадиционных формах организации обучения детей, в их сущности и условиях успешного использования в практической работе. | 2 2 2 | |
4. Информированность о средствах обучения детей раннего возраста | 1.Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения для детей дошкольного возраста 2.Понимание роли и функций средств обучения в активизации познавательных процессов детей дошкольного возраста | 2 2 | |
3.Понимание необходимости управления развитием познавательных процессов у детей дошкольного возраста и месте педагога в этом процессе | 3 | ||
4.Владение приемами планирования и организации личного труда и деятельности детей дошкольного возраста | 3 | ||
5.Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности педагога в процессе развития детей дошкольного возраста | 2 | ||
6.Владение приемами педагогической техники | 3 | ||
Психологическая подготовленность | |||
1.Информированность о психологических особенностях детей раннего возраста, основных этапах их развития | 1. Ориентация в психологических особенностях дошкольников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения. 2. Понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ. 3. Ориентация в диагностических методах оценки развития детей дошкольного возраста | 2 3 2 | |
2.Информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей раннего возраста | 1.Понимание закономерностей познания. 2.Ориентация в компонентах обучения, их сущности и логической взаимосвязи. 3.Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности дошкольника в разных возрастных группах. | 3 2 2 |
Коэффициент профессиональной подготовки достаточный – б.
Оценивание профессиональной компетентности учителя-логопеда ДОУ
№ п/п | Компетенции | Показатели (индикаторы) оценивания |
1 | Получение учителем-логопедом информации о результатах развития детей раннего возраста на основе результатов педагогической диагностики |
|
2 | Демонстрация учителем-логопедом знаний дошкольной педагогики и педагогики развития детей раннего возраста, методик; современных инновационных педагогических технологий в области развития детей раннего возраста | Владение основами дошкольной педагогики и педагогики развития детей раннего возраста, методик; современных инновационных педагогических технологий в области развития детей раннего возраста:
|
3 | Организация времени на педагогическую и инновационную деятельность, использование пространства группы, развивающих пособий для реализации задач инновационной деятельности; ТСО и информационных технологий (компьютерных) в целях воспитания и обучения детей раннего возраста | 1) Решение задач мотивации:
|
4 | Общение, взаимодействие педагога с детьми | 1) В общении с детьми:
2) Педагог, взаимодействуя с детьми 7
|
5 | Демонстрация педагогом современных методов воспитания и обучения | 1) Актуализация образовательной информации (подготовка к восприятию учебной информации):
б) проблемно - поисковые методы в образовательной деятельности;6 в) использование экспериментирования и детского проектирования при организации разных видов деятельности; 6 г) использование схем, моделей для создания устойчивого познавательного интереса детей к деятельности; 7 д) использование разнообразных проектов по направлениям инновационной деятельности в дошкольном образовании. 6 2) Предъявление образовательной информации:
б) последовательность изложения материала; 7 в) использование методов развивающего обучения; 6 г) использование современных педагогических технологий; 7 д) сменяемость видов детской деятельности в ходе предъявления образовательной информации; 7 е) поддержание интереса детей к содержанию информации; 7 ж) стимулирование самостоятельной познавательной активности, 7 3) Выявление освоенности содержания образования
б) анализ уровня освоенности каждым ребенком содержания информации; 7 в) анализ эффективности применяемых методов и приемов; 7 г) анализ результативности образовательного мероприятия; 6 д) установление «обратных связей» (реакция детей); 7 е) Анализ результативности применения инновационных технологий в образовании детей дошкольного возраста; 7 ж) Анализ уровня паритета здоровья и образованности детей дошкольного возраста, 6 |
6 | Поддержание положительного микроклимата в коллективе (эмоционально-положительной атмосферы) | 1) Передача положительного отношения к детям:
б) посредством голосовых интонаций и модуляций; 7 в) тактильным контактом; 7 г) жестами. 7 2) Стимуляция интереса ребенка к жизни в группе:
б) обыгрывание интересных аспектов каждого вида деятельности; 6 в) использование юмора, шуток; 7 г) поддержание положительных нравственных проявлений детей в определенных видах деятельности.7 3) Демонстрация тепла и дружелюбия:
б) использование имен детей в теплой, дружественной манере; 7 в) теплота, дружелюбие демонстрируются путем тактильного контакта, проявлением внимания; 7 г) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора. 7 4) Помощь детям в выработке позитивной самооценки:
б) воспитатель ведет себя с детьми учтиво, вежливо, уважительно;8 в) персонализированное поощрение за выполненную работу, проявленную доброту к другим детям;7 г) персонализированная поддержка и одобрение при трудностях. 7 |
7 | Поддержание организованного поведения | Поддержание включенности ребенка в разные виды деятельности: а)мотивация разных видов деятельности поддержание интереса; 7 б) поиск методов активного включения в работу пассивных, замкнутых, робких детей; 7 в) поощрение проявления творчества и самостоятельности; 7 г) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения ребенка в деятельность; 7 д) высказывание личного отношения к проявлению негативного поведения ребенка. 7 |
Уровень профессиональной компетентности достаточный –
Оценивание состояния профессиональной компетентности
как основание построения личностно ориентированного
повышения квалификации
Первый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется определенный освоенный объем личных психолого-педагогических, предметных, частно - методических, управленческих и других знаний. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Круг содержательных разделов и объем освоенных знаний ограничен образовательными программами, использованными при подготовке специалистов. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения.
Профессиональная направленность ярко не выражена. Не наблюдается активное участие в продуктивной деятельности, заметна склонность к выполнению репродуктивных действий. Педагог избегает участия в инновационной деятельности, в выполнении любых видов дополнительных функций.
Педагогическая техника сформирована на недопустимом уровне, характеризуется наличием разрозненных сведений об операциональном составе отдельных педагогических действий.
Второй уровень профессионально-педагогической квалификации
Педагог имеет значительный багаж освоенных знаний. Имеется опыт их применения в профессиональной деятельности. Преобладают предметные и частно-методические знания, соответствующие требованиям образовательных программ. Потребности в расширении знаний, совершенствовании их содержательного состава, структуры (размерности) не испытывает. Освоены многие психолого-педагогические закономерности, особенно эмпирические. Нравственные качества содействуют добросовестному осуществлению профессиональных функций. С течением времени профессиональные знания, лежащие в основе компетентности, не всегда адекватны действительности. По собственной инициативе не стремится к изменению размерности личных знаний.
Уровень сформированности педагогической техники недостаточен, характеризуется наличием отдельных педагогических умений. Возникают затруднения при осуществлении сложных видов профессиональной деятельности.
Третий уровень профессионально-педагогической квалификации
Объем педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и др. знаний примерно соответствует содержанию образования специалистов в предпрофессиональный период. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения. Заметно стремление преобразования размерности освоенных знаний в меняющихся условиях.
Ярко выражена педагогическая направленность. Педагог активно включается в продуктивную деятельность, испытывает потребность участия в инновационной деятельности. Не избегает проблемных ситуаций. Испытывает потребность к повышению квалификации в различных формах.
Педагогическая техника сформирована на достаточном уровне, характеризуется наличием сведений об операциональном составе педагогических действий, быстрым накоплением опыта их осуществления в силу активности профессионального поведения. Нравственные качества способствуют регуляции профессиональной деятельности и обусловливают выбор эффективных путей управления ею.
Четвертый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется широкий багаж профессионально-полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и с коллегами.
Педагогическая техника, в условиях выполнения привычных функциональных обязанностей, сформирована на оптимальном уровне. Однако потребность и способность к росту образованности утрачена или снижена. С трудом ориентируется в изменившихся условиях. В таких случаях наблюдается неадекватность квалификационных характеристик потребностям субъектов образовательных систем и свойствам самих систем.
Пятый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется широкий багаж профессионально полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. В случаях изменения условий педагог целенаправленно повышает профессиональную квалификацию. Выражена потребность и способность к повышению образованности, изменению размерности профессионально значимых личностных знаний.
Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и коллегами.
Педагогическая техника сформирована на высоком уровне.
Итоги мониторинга профессиональной деятельности
Направления профессиональной деятельности | Уровень выраженности | рекомендации |
Состояние профессиональной компетентности как основание построения личностно ориентированного повышения квалификации | Обобщение позитивного опыта педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста | |
Профессиональная компетентность педагога групп детей дошкольного возраста, осуществляющего инновационную деятельность | Изучение и овладение инновационными методами развития детей дошкольного возраста | |
Профессиональная теоретическая подготовленность к педагогической деятельности в группах детей дошкольного возраста | Познакомиться с современными нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования (ФЗ-273. ФГОС ДО) |
График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования
№ п/п | Наименование организации | Образовательная программа | сроки | Подтверждающий документ |
1 | ФГБОУ ВПО ЧГПУ | «Логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи) | 2014г. | Диплом о профессиональной переподготовке |
2 | БОУ ДПО ЧИППКРО | Программирование образовательной деятельности педагога ДОУ | 2017 г. | сертификат на 24 часа |
3 | «Центр развивающих игр и методик» Санкт-Петербург | Современные подходы к познавательно-речевому развитию детей в контексте требований ФГОС ДОУ | 2019г. | Удостоверение о повышении квалификации 16ч |
4 | «Центр развивающих игр и методик» Санкт-Петербург | Использование пособий «Логические блоки Дьеныша» и «Счетные палочки кюзинера» для решения задач ФГОС ДО | 2019г. | Удостоверение о повышении квалификации 16ч |
5 | ГБУ ДПО | «Теория и методики воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО» | 2019г. | Удостоверение о повышении квалификации 72ч |
План самообразовательной деятельности воспитателя ДОУ
№ | Срок | Этапы работы | Мероприятия | Сроки |
1 | 2020/2021 уч гг | Организационно- диагностический: Цель: изучение проблемы | Изучить и проанализировать: программу коррекционной логопедической работы Н.В. Нищевой | Сентябрь |
Изучение опыта работы , методик и игровых технологий применяемых педагогами на интернет-сайтах | Октябрь | |||
Разработка плана-схемы проектной деятельности по данной проблеме | Ноябрь - Декабрь | |||
Анкетирование родителей по темам: «Игрушки вашего ребенка», «Ваше отношение к играм» | Январь - Февраль | |||
Изготовление презентаций по лексическим темам и для индивидуальных занятий | Октябрь-май | |||
Проведение диагностики по речевому развитию детей | Май | |||
Создание в кабинете условий для игровой деятельности | Апрель – Май | |||
2 | 2021/2022 уч гг | Практический этап Цель: Реализация проектной деятельности по теме: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» | Работа с детьми: Обследование детей | Сентябрь |
Использование накопленного опыта в работе с детьми | Октябрь | |||
Использование нестандартных предметов на индивидуальных занятиях для развития мелкой моторики и для игр на развития дыхания | Ноябрь | |||
Использование логопедических карточек для автоматизации звуков на индивидуальных занятиях Использование сайта https://learningapps.org/ для индивидуальных и подгрупповых тематических занятий | Октябрь-май | |||
Использование игр В.В.Воскобовича «Коврограф Ларчик», «Разноцветные кружки», «Разноцветные веревочки», «Игровизор» «Читай-ка на шариках» для работы на групповых и индивидуальных занятиях. | Октябрь-май | |||
Использование «Игр для Тигры» для артикуляционной гимнастики и комплекса игр для развития дыхания | Октябрь-май | |||
Использование сайта https://iqsha.ru/ для работы с детьми на занятиях по развитию речи и обучения грамоте | Октябрь-май | |||
Использование на занятиях презентаций. Составление рассказов по сюжетным картинкам | Октябрь-май | |||
Обследование связной речи детей | Май | |||
Работа с родителями: Ознакомление родителей с результатами обследования Выступление на родительском собрании | Сентябрь | |||
Индивидуальная работа с родителями Консультация на тему «Игровая артикуляционная гимнастика» | Октябрь | |||
Консультация на тему « Как использовать привычные предметы для развития мелкой моторики» | Ноябрь | |||
Консультация на тему: «С детьми играем речь развиваем» | Декабрь | |||
Консультация на тему: «Важность развития речевого дыхания в развитии речи у дошкольников» | Январь | |||
Памятка для родителей « Учимся составлять рассказы по картинкам» | Февраль | |||
Памятка для родителей «С трудным звуком справимся играючи» | Март | |||
Разработка рекомендаций родителям по развитию речи детей в летний период. Размещение консультаций в группе ВК | Апрель- Май | |||
Работа с педагогами: | ||||
Педагогический брифинг «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» | Декабрь | |||
Индивидуальные консультации в нетрадиционной форме по запросам педагогов | Февраль | |||
Мастер-класс «Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников» | Март | |||
Семинар-практикум «Игровые технологии как средство коррекции речи детей дошкольного возраста» | май | |||
3 | 2021/2022уч гг | Заключительный Цель: Обобщение и распространение передового опыта | Открытые просмотры для педагогов | март |
День открытых дверей для родителей | апрель | |||
Выступление на итогом педсовете с результатами работы | май | |||
Размещение опыта работы на личном мини-сайте | май | |||
План - проект карьерного роста учителя-логопеда ДОУ
Первый год работы:
1. Разработка плана- схемы проектной деятельности по реализации модуля «А» steam-технологии
2.Участие в районных, городских, областных конкурсах, смотрах.
3. Разработка рабочей программы старшей группы
Второй год работы:
- Организация исследовательской работы по направлению: « Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».
- Разработка современных подходов к организации мониторинговых исследований по данному направлению.
- Обобщение и презентация на совете педагогов результатов работы по проблеме «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Персонифицированная программа содержит как систему внешнего повышения квалификации (в образовательных организациях дополнительного профессионального образования), так и внутрифирменное повышение квали...
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя ДОУ
Персонифицированная программа повышения квалификации руководителя ДОУ – обязательный документ в соответствии с ФЗ-273 ст....
Персонифицированная программа
Программа...
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного педагога, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей....
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» 2020-2022гг.
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» ...
Рабочая программа по хореографии "В ритме танца" для старших и подготовительных групп 2020-2022гг.
Программа разработана для педагогов дополнительного образования по хореографии. Срок реализации 2 года...
Программа саморазвития по теме: «Формирование количественных представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр и упражнений» (2020-2022гг)
Актуальность Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальн...