Консультация для педагогов «Оздоровление дошкольников через арт - терапию»
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов
«Оздоровление дошкольников через арт - терапию»
«Арт - терапия - лечение через творчество -забота о человеке, психологическая помощь и поддержка. Она вызывает симпатию и уважение, превращая искусство в средство для оздоровления детей. Арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение: человек важнее, чем искусство!»
Юрий Красный, педагог, художник, поэт.
Арт-терапия - это метод психокоррекции, основанный на раскрытии творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, а также - «забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности».
Наталья Ткаченко, психолог, арт-терапевт.
Не секрет, что именно дошкольное детство - один из самых важных этапов вжизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Наша задача, специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.Работа над этими проблемами поспособствовала мне поиску новых технологий в работе с детьми. И наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия - прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.
Разновидности арт-терапии для детей это:
- изотерапия (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)
- сказкотерапия (лечебное воздействие чтением, театрализацией);
- игровая терапия(лечебное воздействиечерез сильное влияние на развитие личности ребенка и способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;
- песочная терапия(лечебное воздействие в том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками);
- музыкотерапия(лечебное воздействие через восприятие музыки);
- фототерапия( лечебное воздействие через создание фотографических образов, дополняя их разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
В этой технологии в условиях, обеспечивающих поддержку человеку, с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления, используются разнообразные формы творческого (художественного) самовыражения, с применением:
- движения (танец, игра, физические упражнения)
- рисования (рисунок карандашами, мелками, фломастерами)
- живописи (рисование красками)
- скульптуры (лепка из глины, соленого теста и пр.)
- музыки (прослушивание, исполнение специально подобранных музыкальных композиций)
- вокализации (пение специально подобранных музыкальных произведений)
- импровизации (например, игры на музыкальных инструментах, пение, танец и пр.)
Используя формы и методы арт - терапии необходимо соблюдать следующие условия:
1. Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.
2. Не должно быть принуждаю.
3. У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагает вместе порисовать, лепить, почитать.
4. Уметь вовремя закончить работу, если видите, что ребенку надоело.
5. Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.
6. Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.
7. Не только сами радуйтесь произведению ребенка, но расскажите о творческой удаче родителям, вывесите удачные работы на видном месте.
Особенность арт - терапии имеет важность творческого акта, где спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогают обнаружить в психической жизни творца. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий образ, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
Метод арт-терапии не знает ограничений в возрасте, очень эффективен при работе с детьми. Может использоваться как профессиональными психологами и педагогами, так и родителями.
Изобразительная деятельность очень важная сфера в жизни ребенка, так как к него развивается тонкая моторика, глазомер, координация движений, активно работает межполушарное взаимодействие мозга.
Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии:
- фактор художественной экспрессии: через художественный образ, цвет, форму, линию человек может выразить свои чувства, потребности и мысли.
- фактор интерпретаций и вербальной обратной связи – во время беседы и обсуждения продукта творчества происходит трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания.
Преимущества метода арт-терапии в том, что:
- предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
- ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;
- дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии;
- позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения);
- помогает укрепить взаимоотношения между участниками;
- способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
- развивает и усиливает внимание к чувствам;
- усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.
Важное значение в арт-терапии - для развития личности имеет удовлетворение, возникающее в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.
Таким образом использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.).Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Оздоровление дошкольников через арт - терапию»
«Арт - терапия - лечение через творчество -забота о человеке, психологическая помощь и поддержка. Она вызывает симпатию и уважение, превращая искусство в средство для оздоровления детей. Арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение: человек важнее, чем искусство!»
Юрий Красный, педагог, художник, поэт.
Арт-терапия - это метод психокоррекции, основанный на раскрытии творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, а также - «забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности».
Наталья Ткаченко, психолог, арт-терапевт.
Не секрет, что именно дошкольное детство - один из самых важных этапов вжизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Наша задача, специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Работа над этими проблемами поспособствовала мне поиску новых технологий в работе с детьми. И наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия - прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.
Разновидности арт-терапии для детей это:
- изотерапия (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)
- сказкотерапия (лечебное воздействие чтением, театрализацией);
- игровая терапия(лечебное воздействиечерез сильное влияние на развитие личности ребенка и способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;
- песочная терапия(лечебное воздействие в том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками);
- музыкотерапия(лечебное воздействие через восприятие музыки);
- фототерапия( лечебное воздействие через создание фотографических образов, дополняя их разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
В этой технологии в условиях, обеспечивающих поддержку человеку, с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления, используются разнообразные формы творческого (художественного) самовыражения, с применением:
- движения (танец, игра, физические упражнения)
- рисования (рисунок карандашами, мелками, фломастерами)
- живописи (рисование красками)
- скульптуры (лепка из глины, соленого теста и пр.)
- музыки (прослушивание, исполнение специально подобранных музыкальных композиций)
- вокализации (пение специально подобранных музыкальных произведений)
- импровизации (например, игры на музыкальных инструментах, пение, танец и пр.)
Используя формы и методы арт - терапии необходимо соблюдать следующие условия:
1. Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.
2. Не должно быть принуждаю.
3. У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагает вместе порисовать, лепить, почитать.
4. Уметь вовремя закончить работу, если видите, что ребенку надоело.
5. Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.
6. Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.
7. Не только сами радуйтесь произведению ребенка, но расскажите о творческой удаче родителям, вывесите удачные работы на видном месте.
Особенность арт - терапии имеет важность творческого акта, где спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогают обнаружить в психической жизни творца. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий образ, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
Метод арт-терапии не знает ограничений в возрасте, очень эффективен при работе с детьми. Может использоваться как профессиональными психологами и педагогами, так и родителями.
Изобразительная деятельность очень важная сфера в жизни ребенка, так как к него развивается тонкая моторика, глазомер, координация движений, активно работает межполушарное взаимодействие мозга.
Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии:
- фактор художественной экспрессии: через художественный образ, цвет, форму, линию человек может выразить свои чувства, потребности и мысли.
- фактор интерпретаций и вербальной обратной связи – во время беседы и обсуждения продукта творчества происходит трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания.
Преимущества метода арт-терапии в том, что:
- предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
- ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;
- дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии;
- позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения);
- помогает укрепить взаимоотношения между участниками;
- способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
- развивает и усиливает внимание к чувствам;
- усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.
Важное значение в арт-терапии - для развития личности имеет удовлетворение, возникающее в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.
Таким образом использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.).Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Литература
1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - Санкт-Петербург 2003г.
2. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст – Москва 2007г.
3. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» - Москва 2005г
4. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2008. – 160с.
7. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Оздоровление и укрепление организма у дошкольников в ДОУ через занятия аэробикой"
quot;Оздоровление и укрепление организма у детей через здоровьесберегающую технологию -аэробика"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения"
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, тв...

Консультация для родителей "Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения"
Консультация для родителей "Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения"...

Консультация "Развитие мелкой моторики и оздоровление дошкольников через игры и упражнения с применением морской соли"
Цель: развитие мелкой моторики и профилактика заболеваний органов дыхания через упражнения, сочетающие пальчиковую и дыхательную гимнастику с использованием морской соли в сопровождении проговаривания...

Консультация для родителей "Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения"
Консультация для родителей...

Консультация для родителей «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»
Консультация для родителей «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»...

Консультация для родителей «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и ...