Статья "Успешная адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к ДОУ как условие его эмоционального благополучия"
статья (младшая группа)
Не все дети сразу принимают незнакомых взрослых и новую обстановку. В этот момент очень важен процесс адаптации. Чем скорее ребенок адаптируется к условиям доу, тем быстрее начнет всесторонне развиваться Для того чтобы решить данную проблему я в своей работе с детьми 2-3 лет активно использую средства театральной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешная адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к ДОУ как условие его эмоционального благополучия.
Адаптация это приспособление индивида к новой среде и условиям.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. И действительно процесс привыкания ребёнка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всего детского организма. Процесс адаптации ребенка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке , другие же надолго беспокоят своих родителей негативными поведенческими реакциями. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
- он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
- при обращении глядит в глаза педагогам;
- способен озвучить просьбу о помощи;
- первым идёт на контакт с ровесниками;
- способен занять себя на короткий промежуток времени;
- с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
- адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
- рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Привыкание средней тяжести адаптационный период протекает не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.
При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
- с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
- общается со сверстниками и воспитателем;
- придерживается озвученных правил и распорядка;
- адекватно реагирует на замечания;
- редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация. Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:
- нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
- слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
- отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
- агрессивность либо замкнутость; неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Не все дети сразу принимают незнакомых взрослых и новую обстановку. В этот момент очень важен процесс адаптации. У ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. А ведь младший дошкольный возраст- время, когда закладываются основы психического физического развития человека. Этот период является условием личного становления ребенка. Чем скорее ребенок адаптируется к условиям доу, тем быстрее начнет всесторонне развиваться Для того чтобы решить данную проблему я в своей работе с детьми 2-3 лет активно использую средства театральной деятельности. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней малыш быстрее идет на контакт. Любимые сказочные герои помогают ребенку окунуться в эмоционально-комфортную для него среду, и адаптация проходит значительно легче.
Виды театров:
Маски-шапочки
Благодаря использованию масок -шапочек у детей повышается интерес к театрализованной игре, масок-шапочек можно использовать на музыкальных занятиях, в подвижных играх, на праздниках, а так в самостоятельной деятельности детей. Эти маски помогают повысить самооценку у детей, и они становятся раскрепощенными.
Театр на фланелеграфе
Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали, но и видели ее героев. Рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграфе в том порядке, каком они появляются. Таким же образом можно использовать и магнитный театр.
Театр «Би-ба-бо»
Большую популярность имеет театр «Би-ба-бо».Куклы- перчатки, надетые на руку взрослого, «оживают», двигаются, говорят в образе мишки зайки, кошки, собачки и т.д.и тем самым становятся еще привлекательнее и интереснее. Ведь она может шевелить руками, здороваться, орудовать различными предметами, разговаривать смеяться, плакать, петь песни... Перчаточная кукла всегда может развлечь и развеселить, а когда нужно- сможет помочь накормить , одеть или сделать зарядку. Опыт охотно показывает, что иногда малыши очень охотно выполняют просьбы именно сказочного персонажа.
Пальчиковый театр
Инсценировка различных сказок, потешек, прибауток при помощи фигурок пальчикового театра способствует развитию мелкой моторики рук, развивается внимание, тренируется память, речь, обогащается словарный запас, развиваются артистические и творческие способности, ребенок приобретает уверенность в себе.
Театр резиновой игрушки
Надо подобрать резиновые игрушки приблизительно одного размера и главное - они должны быть похожи на настоящих реальных героев из жизни. Театральное представление можно организовать прямо на столе.
Так в процессе адаптации был разработан целый комплекс театральных атрибутов с тематикой «В мире сказок». В данный театральный комплекс вошли:
-пальчиковый театр «Репка»
-конусный театр «Курочка Ряба»
-фланелеграф, магнитный театр «Репка», «Теремок»
-маски-шапочки по сказке «Курочка Ряба»
-театр рукавичек
-кукол би-ба-бо
-театр резиновых игрушек
Ну и конечно нужно помнить, что залог успешной адаптации детей в детском саду- это тесная взаимосвязь воспитателя и родителей и детей. Обеспечить понимание данной проблемы родителями, одна из главных задач педагога.
Использование театрализованной деятельности в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям доу, положительно отразилось на эмоциональном состоянии детей. Уже через несколько недель комплексной работы появились первые результаты. Многие дети приходя в детский сад перестали плакать, стали лучше идти на контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Улучшился аппетит, дневной сон.
Благодаря всем, приведённым выше, факторам дети успешно адаптируются к условиям детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к новым социальным условиям
Презентация об адаптации и системе работы педагога-психолога в период сопровождения адаптационного процесса....
Проблема адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
в статье кратко рассмотрены основные проблеиы адаптации ребенка ясельного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и пути р их решения....
"Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
Рекомендации для родителей, которые планируют отдать своих малышей в детский сад. Материал также будет полезен воспитателям ДОУ....
Проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факто...
Статья "Семья как фактор успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – уникальный и важнейший период развития ребенка. Первые годы жизни - важный этап в его формировании. Каким ребенок будет в будущем по своим физическим и умственным способност...
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
Статья посвящена раскрытию проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного воз- раста к дошкольному образовательному учреждению в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошк...
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в ДОУ»
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в ДОУ»...