Воспитание в труде
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
«Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.
Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду…
В труде раскрывается богатство человеческих отношений».
Сухомлинский В.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_v_trude.docx | 543.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ.
«Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.
Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду…
В труде раскрывается богатство человеческих отношений».
Сухомлинский В.А.
В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.
- Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
В детсаду — дежурство по столовой, в зеленом уголке т.д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
- Хозяйственно-бытовой труд – Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д.) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.
Обратите внимание, как, понаблюдав за мамой на кухне, девочки в игре начинают и сами «варить борщ», а мальчики старательно «делают ремонт автомобиля». Такая игра — первая школа приобретения трудовых умений и навыков, которые впоследствии будут усовершенствоваться.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.
Почтительность, доброе слово или поощрительная улыбка пробуждает в душах малышей внимательное и благодарное отношение к труду. Поэтому так важно позитивно оценивать даже незначительные успехи в определенной работе ребенка, показывать малышу эстетику труда.
- Труд в природе – Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.
- Ручной труд – «Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел».
Самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка- можно сделать домики, шкатулки, машинки; обклеив их цветной или оберточной бумагой, фольгой и пр.
Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма. |
Что же происходит у детей в процессе трудовой деятельности?
- В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели.)
- Участие в трудовой деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми, развиваются индивидуальные способности.
- Проявляется уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.
Задачи трудового воспитания ребенка настолько разносторонни, что для их успешного решения необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, родителей и воспитателей.
Самые частые ошибки родителей:
- Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь», – постоянно слышит малыш. Ирония и пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше
- Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.
- Приучение к труду силой. Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.
- Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.
Что делать?
- Не запрещайте ребенку помогать вам.
Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится , обязательно похвалите его, даже если что-то получилось.
- Превратите домашнюю работу в игру.
Если вы не хотите отбить желание ребенка вам помогать – не заставляйте его. А просто превратите домашнюю работу в игру. Можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку. Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.
- Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.
Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности. Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т.д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.
- Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.
Многие взрослые привыкли, что их понимают с полуслова. Не ждите этого от детей. Если вы тяжело вздыхаете и говорите, что вам тяжело одной все делать по дому, не ждите, что ребенок сам догадается вам помочь. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?» Чтобы ребенок понимал обязательность домашней работы, но имел право выбора.
- Самое главное – не забываем хвалить ребенка!
Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения: вымоешь посуду – куплю мороженое, польешь цветы – пойдем на аттракционы. Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение. Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание.
- тИ последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.
Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду……. Я сомневаюсь, что ребенок захочет делать домашние дела, увидев, как они напрягают вас. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание привычки трудиться
Сообщение для родителей "Воспитание привычки трудиться"...
"Воспитание желания трудиться" - родительское собрание
Предлагаю проведение родительского собрания с родителями дошкольников с нарушением интеллекта....
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие » направление «Трудовое воспитание» Тема: «Труд в уголке природы»
Труд в природе связан с расширением кругозора детей,получением доступных знаний ,например о почве,трудовых процессах,орудиях труда.На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждаетсяв потребностя...
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Труды В.А.Сухомлинского и наше время.
Мне хочется остановиться на творческом наследии великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который еще в XX веке увидел и отметил значимость эстетического в...
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Труды В.А.Сухомлинского и наше время.
Мне хочется остановиться на творческом наследии великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который еще в XX веке увидел и отметил значимость эстетического в...
Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию дошкольников «Труд детей в природе»
В своей работе делюсь своим опытом по трудовому воспитанию: "Труд детей в природе"....
Статья на тему: «Сенсорное развитие и воспитание в трудах М.М. Манасеиной».
Цель данной статьи - проанализировать педагогическое наследие М.М. Манасеиной по сенсорному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Данная публикация содержит глубокий анализ взглядов М.М. М...