«КОММУНИКАТИВНАЯ ЦЕННОСТЬ» СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
статья
Сказки затрагивают много типичных жизненных проблем, полны символов и метафор, доступных детскому сознанию. «Проживая сказку», дети учатся тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. А ведь все это – важные социально-коммуникативные качества, которые необходимо развивать в дошкольном возрасте...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЦенностьСказкотерапии | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«КОММУНИКАТИВНАЯ ЦЕННОСТЬ» СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
(статья)
А.Р.Парамзин, педагог-организатор
ГБДОУ детского сада №94
Красносельского района Санкт-Петербурга
Волшебная страна, волшебный мир!.. Сказка – это особая форма психологического контакта с ситуацией. Это и особая форма восприятия и отреагирования на ситуацию. Сказочный мир всегда разнообразен и занимателен. Сказки затрагивают много типичных жизненных проблем, полны символов и метафор, доступных детскому сознанию. «Проживая сказку», дети учатся тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. А ведь все это – важные социально-коммуникативные качества, которые необходимо развивать в дошкольном возрасте. Многие отечественные психологи и педагоги в своей практике используют сказки (в частности, И.Вачков, Т.Зинкевич-Евстигнеева Т.Грабенко и др.). Да и многие зарубежные психологи (Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхейм, Р.Гарднер) также обращались к сказкам.
Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Особенности использования сказки в психологической работе (терапии и игре) таковы:
- сказка может предложить ребенку способы решения конкретной проблемы через игру;
- сказка предлагает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком;
- сказка в игре способствует пробуждению детских и творческих сил;
- важная черта: в ходе сказки происходит трансформация (например, некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого).
Учитывая возрастные и психологические особенности детей-дошкольников, следует формировать и развивать их социально-коммуникативные качества через игровые технологии, и сказка выступает здесь высокоэффективным средством. Возможности использования сказкотерапии очень широки!
Социально-коммуникативные качества (или навыки) подразделяют на базовые и процессуальные. К базовым относят: приветствие и прощание, обращение, просьбу о поддержке, помощи, услуге и оказание поддержки, помощи, услуги, благодарность и отказ. К основным процессуальным – можно отнести: умение вежливо излагать свои мысли, задавать и отвечать на вопросы, слушать других внимательно и не перебивая, договориться с другими, а также, говорить перед другими, не смущаясь, сопереживать и понимать чувства других, вести диалог и др.
При использовании элементов сказкотерапии на общеразвивающих занятиях с дошкольниками в процессе межличностного общения в связке «педагог-ребенок» реализуется коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребенок и вся группа включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе…
Санкт-Петербург
10.05.2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия в работе с дошкольниками
В настоящее время психолого-педагогической литературе остаётся актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребёнка, становление его, личности, раскрытия твор...
"Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Достоинства сказкотерапии при работе с детьми дошкольного возраста....
Сказкотерапия при работе с дошкольниками
Сказкотерапия при работе с дошкольникамиВ настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка,...
Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...
Консультация "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Сказка - особый способ освоения мира, позволяющий ребенку в специфической форме понять и систематизировать знания...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...