Диагностические методики по экологическому воспитанию
тест (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Диагностические методики
по экологическому воспитанию (модификация методик Цветковой И. В., Николаевой С.Н.)
Методика "Живая - неживая природа"
Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.
Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.
Проведение исследования:
Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.
Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустил некоторые объекты живой природы.
Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.
Методика "Знатоки природы"
Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. Проведение исследования:
(Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются следующие задания:
1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.
2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).
3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.
4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.
Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.
Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.
Методика «Экологический светофор»
Цель: выявить у детей уровень:
представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности;
умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
опыта в экологически ориентированной деятельности. Подготовка исследования:
набор цветных карандашей на каждого ребенка;
набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе;
листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу
каждого рисунка - не закрашенный кружок).
Проведение исследования, (проходит в форме игры)
Все участники игры получают листы с изображением четырех поступков детей на природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает; желтый - предупреждает, а зеленый - разрешает. Ведущий уточняет:
Красный - запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.
Желтый - предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
Зеленый - разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает их по одной и описывает изображенный на ней поступок человека на природе. Участники игры должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением данного поступка соответствующим цветом - включить тот или иной сигнал экологического светофора.
После описания четырех карточек определяется победитель по количеству правильных и неправильных ответов. Нерешенные задачи - предмет специального обсуждения в группе.
. Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение педагога (эспериментатора) за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять победителя. Зачастую при выборе света светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу. Обработка данных. Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням:
Высокий уровень (4-5)
Ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их раскрасил.
Средний уровень (2-3) Ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков детей.
Низкий уровень (1) Ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил задание.
Методика «Забота о природе» (проводится в индивидуальной форме)
Цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения. Подготовка исследования:подобрать проблемные экологические ситуации, требующие их разрешения. Проведение исследования. Испытуемому (ребенку) предлагается решить следующие ситуации:
У герани появились желтые листочки. Почему это произошло? Ты оказал бы ей помощь? Как ты можешь ей помочь?
Рыбки в аквариуме стали часто подниматься к поверхности воды, хватать ртом воздух над водой; их жаберные крышки очень сильно работают. Нужна ли рыбкам помощь? Какая?
Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?
Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?
Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?
Обработка данных. Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями:
Высокий уровень (4-5) Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.
Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?
Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?
Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?
Обработка данных.
Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями: Высокий уровень (4-5)
Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.
Средний уровень (2-3)
Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Частично может объяснить причины, которые привели к негативным последствиям.
Низкий уровень (1)
Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2010- 2011 учебный год
Выявление уровня экологической воспитанности детей из кружка "Друзья природы" 2010-2011 г....
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2011- 2012 учебный год
Выявление уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы" 2011- 2012 учебный год ...
Сводная диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей старшей логопедической группы « Солнышко» за 2008-2009 уч.год
Сводная диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей старшей логопедической группы « Солнышко» за ...
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2008 - 2009 учебный год
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы" 2008 - 2009 учебный год ...
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2009 - 2010 учебный год
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы" 2009 - 2010 учебный год ...
Диагностические методики по экологическому воспитанию
Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников...
Диагностическая методика "СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ"
Методика диагностики особенностей семейного воспитания...