Диагностическая методика "СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ"
тест по психологии
Методика диагностики особенностей семейного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stil_sem._vosp.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
По поводу воспитания детей существует множество теорий, созданных в основном теми, кто детей не имеет. Те же, кто воспитывает собственных детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырёх вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
- Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врождённых задатков и условий среды.
В. Главным образом врождёнными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
- Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии. Что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
- Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребёнку, скажите ему, чтобы он пошёл умыться (Эдгар По).
Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
- Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
- Следует ли родителям давать ребёнку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определённую сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определённый срок (на неделю, на месяц), чтобы ребёнок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
- Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребёнка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребёнка.
Б. Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребёнку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
- Как вы отнесётесь к сквернословию ребёнка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребёнка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребёнок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
- Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберётся компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы её?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю её товарищей как порядочных и хороших ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в её отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
- Как вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду.
Б. Если повод не слишком серьёзный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
- Считаете ли вы, что подаёте ребёнку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ | НОМЕРА ВОПРОСОВ | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
Индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка, а также самого себя как родителя.
Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребёнка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас других забот немало. Свои проблемы ребёнку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»
Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций в духовно - нравственном воспитании....
Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"
Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...
Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.
Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...
Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)
Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...
Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»
Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания....
Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания"
Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания" (старшая группа)...