Проектная деятельность в младшей группе: «УМНЫЕ ИГРЫ»
проект (младшая группа)
Во ФГОС ДО отмечено, что одним из принципов дошкольного
образования является сотрудничество. Организация работы с семьей и является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей, поэтому столь необходимо повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах возрастного развития детей, подвести их к пониманию сущности основного вида деятельности ребенка – игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность в младшей группе: «УМНЫЕ ИГРЫ» | 40.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велиж
Проектная деятельность в младшей группе:
«УМНЫЕ ИГРЫ»
Выполнила: воспитатель младшей группы
Селезнева Г.Д
2020-2021 г.
Проблема:
Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным
играм.
Обоснование проблемы:
Неумение и нежелание детей младшей группы играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.
Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр,
способах подачи их детям.
Актуальность проекта.
Во ФГОС ДО отмечено, что одним из принципов дошкольного
образования является сотрудничество. Организация работы с семьей и является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей, поэтому столь необходимо повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах возрастного развития детей, подвести их к пониманию сущности основного вида деятельности ребенка – игры. Игры, как средства развития, познания,
достижения психологического комфорта ребенка и нового уровня общения.
Данный проект ориентирован на развитие умения и желания у детей младшего возраста играть в дидактические игры.
Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков. Но совершенно особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок. В игре он может быть врачом, лётчиком, воспитателем - кем захочет. И это доставляет ему огромную радость. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей
жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической
деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста. Дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в образовательном процессе. Практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.
Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.
Задачи:
1. Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила
и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
2. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
3. Вызвать желание родителей играть с детьми в игры, использовать игры в
повседневном общении и деятельности с ребенком.
4. Повысить уровень общения родителей с детьми посредством совместного
творчества, совместной игры.
Решение поставленных задач с детьми:
Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в
игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) как приём активизации интереса к играм.
Решение поставленных задач с родителями:
Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных,
обучающих задач и оформления.
Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!».
Консультация «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!»
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: среднесрочный (ноябрь).
Ожидаемый результаты:
1. Родители узнали о разнообразии дидактических игр (настольно-печатные,
речевые, конструктивно строительные и т.д.)
2. На основе систематизации и обобщения знаний дети научились выполнять правила игры.
3. Повысился уровня формирования и развития детей.
4. Сформировалась активность детей в процессе познавательной деятельности.
Результат:
Дети стали чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и
с большим интересом и успехом играть в них.
Итог консультации – практикума – создание родителями в группу новых
«Умных» игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.
План проекта «Умные игры»
I. Подготовительный этап.
1. Подбор и изучение необходимой литературы.
2. Составление плана работы, подбор методик.
3. Подготовка атрибутов для игр, занятий.
II. Основной этап.
1. Подготовка информации для родителей.
2. Рассматривание настольных игр. Настольные игры с детьми по
подгруппам.
III. Заключительный этап.
1. Итоговые беседы с родителями, обратная связь.
Беседа с родителями «Настольные игры»
Настольные игры становятся модным развлечением и частью семейного досуга. Многие кафе сделали настольные игры своим неотъемлемым атрибутом. Настольные игры – карточные, командные, логические, приключение, и игры экономической тематики – не только организовывают семейный досуг, но и развивают интеллект ребенка. Настольные игры, палы, конструкторы, обычные кубики и пирамидки, способствуют развитию когнитивных способностей ребенка. Специалисты психологи провели исследование игр с привлечением родителей и выяснили, что настольные игры более других оказывают влияние на пространственное мышление ребенка.
Пространственное мышление является особым типом мозговой деятельности. Восприятие пространства позволяет не только мыть посуду, собирать мебель и передвигаться по улице – как правило, хороший инженер,
архитектор, математик или механик имеет хорошее пространственное мышление. Дети, которые часто играют с пазлами, кубиками и настольными играми показали лучшие результаты тестирования. При этом исследователи
подчеркивают, что на пространственное мышление и когнитивные способности не оказывают влияние игры с шумовыми игрушками, рисование, катание на скейтборде и велосипеде и даже общение с родителями.
По мнению авторов исследования, настольные игры, несомненно, влияютна качество развития ребенка, как и социально-экономический статус семьи, пол ребенка и интеллектуальное развитие родителей. Авторами исследования замечено, что дети из семей с низким социально-экономическим статусом хуже справлялись с заданием теста, нежели дети из обеспеченных семей, а результаты мальчиков были гораздо лучше результатов девочек.
Не менее важным моментам в настольных играх является выработка
концентрации и усидчивости. Как показывает практика, способность сосредоточить внимание и усидчивость обеспечивают хорошую успеваемость ребенка в начальной школе.
Польза настольных игр для развития детей
Сегодня, когда в каждом доме есть компьютер, настольные игры отошли
на задний план. Во многих семьях родители не понимают, зачем покупать
разнообразные игры, если в сети интернет полно доступных развлекательных и развивающих игр? Кроме того, ритм современной жизни настолько быстрый, что, порой, у взрослых нет времени выделить хотя бы полчаса, чтобы поиграть с детьми. А, иногда, к сожалению, и желания...
Давайте сегодня все-таки остановимся и вспомним, с каким нетерпением в свое время мы ждали папу с работы, чтобы поиграть в «Домино» или «Лото». А помните, с каким удовольствием мы кидали кости, путешествуя фишками по волшебной стране, и с каким ликованием выигрывали в «Поддавки»? Наши дети, хоть и живут в иных реалиях, также любят играть. Им также необходимо наше внимание и любовь. А любовь, кстати, не всегда проявляется покупкой шоколадки или сто двадцать пятой машинки...
Влияние настольных игр на развитие детей Кроме того, что настольные игры помогают поддерживать общение с близкими людьми, учат лучше понимать друг друга, они оказывают благотворное влияние на умственное и психическое развитие детей. Учтите, что детки учатся, играя. Поэтому они с удовольствием выучат цифры или буквы (или даже научатся читать), если время от времени вы будете играть с ними в соответствующие настольные игры. Играя с ребёнком, можно выявить и вовремя можно не только закрепить определенные знания, но и устранить недостатки в произношении, развить его фантазию, сообразительность, логику, память, целостное и зрительно восприятие, наглядно-образное мышление, самостоятельность. С помощью настольных игр развиваются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение. Например, ребёнок учится анализировать последовательность своих действий. Более того, настольные игры дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе. Играя, дети узнают о правилах, соблюдении очереди, честности, испытывают чувство победы и поражения.
На что обратить внимание, покупая настольные игры?
Перед тем, как купить ту или иную игру, ознакомьтесь с ее правилами и убедитесь, что она понравится вашему малышу. Настольная игра должна соответствовать не только интересам, но и возрасту ребенка. Только в таком
случае можно рассчитывать на успех. Как правило, возрастной диапазон, на который рассчитана игра, отмечается на коробке. Тем не менее, исходя из описания, вы должны решить, подойдет ли конкретный экземпляр именно вашему малышу. Ведь, к примеру, один малыш в трехлетнем возрасте свободно складывает паззлы, а для другого это непосильная задача. Кроме того, помните: если игра слишком легкая, ваш ребенок быстро потеряет интерес к ней, а если наоборот – слишком трудная – существует вероятность, что ребенок не поймет ее и, следовательно, не заинтересуется. Удачным решением является покупка игры, которая имеет разные уровни. Это дает игре шансы подольше быть востребованной, увеличивая ее «срок годности». Таким образом, можно сэкономить деньги. Кстати, одним из преимуществ покупки настольных игр является их невысокая цена. Если вы хотите приобрести что-то новенькое, чего не было в вашем детстве, поищите в интернете обзоры и комментарии к конкретной игре. Психологи советуют иметь дома как минимум 5 настольных игр. По их утверждению, это позволит максимально занять ребёнка.
«Как научить ребёнка играть в дидактическую
игру и её роль в развитии детей!»
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации
словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками).
2. Настольно-печатные игры.
3. Словесные игры.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности,
логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Игры построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи
Приложение 1.
«Солнышко и дождик» (сближающие малышей друг с другом и с воспитателем )
Задачи: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Правила игры.
1. На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.
2. Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.
Проведение.
Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)
Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.
А вы боитесь дождика?
Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.
“Солнышко, солнышко,
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять –
Станут бегать и играть”
Повторяйте за мной слова и движения:
“Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!
По дорожке мы шагаем,
И в ладошки ударяем.
Топ-топ, ножки, топ!
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!”
(Руки на поясе, кружатся)
Ребята посмотрите, дождик начался.
(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)
Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)
Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!
“Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи”
Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?
Ребята смотрите закончился дождик,
теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.
Мешочек, впусти! (развивающие речь и мышление)
Цель: формирование звуковой культуры речи.
Задачи: а) упражнять в правильном произношении звуков.
б) расширить и уточнить активный словарь детей.
в) развивать интонационную выразительность.
г)формировать умение выделять заданный звук на фоне слова
д)воспитывать дружеские отношения между сверстниками в
процессе игровой деятельности.
Игровой материал: красивый мешочек, разнообразные миниатюрные игрушки со звуком «ш», «с», «ц», «з» (матрешка, машина, лягушка, шишка, лошадь, мышка, лиса, собака, ослик, слон, гусь, свинья, рысь, лось, носорог, яйцо, овца, курица, заяц, обезьяна, зебра, коза), коробка.
Ход игры:
В игре участвуют все дети группы. Дети садятся полукругом, воспитатель ставит на стол коробку с игровым материалом, вынимает игрушки и раскладывает их рядами на некотором расстоянии друг от друга. Затем показывает красивый мешочек и сообщает его устройство и правила игры. Он умеет открываться и выпускать игрушку. Вызванный ребенок берет со стола игрушку. Воспитатель спрашивает: «Скажи, что ты взял? Для чего это нужно?» Предлагает подойти к мешочку и сказать: «Мешочек- мешочек, пожалуйста, впусти!»- и назови то, что у тебя в руках».
Если ребенок правильно называет предмет, мешочек в руках у воспитателя растягивается и впускает игрушку. Если ребенок ошибается или произносит слова невнятно, слишком тихо, мешочек сжимается и не впускает игрушку, а воспитатель предлагает назвать предмет правильно, громко и отчетливо.
Вызывая детей по очереди, воспитатель поддерживает тесную связь с остальными детьми. Он просит их оценивать правильность сказанного и помогать тому, кто затрудняется или робит.
Правила игры:
- Брать со стола только одну игрушку.
- Называть игрушку только тот, кто её взял.
- Нельзя мешать вызванному ребенку и подсказывать название игрушки.
Методические рекомендации:
- В начале игры вызывать уверенных в себе и смелых детей, которые могут дать наглядный пример остальным, а робких и пассивных вызвать повторно.
- При названии игрушек обращать особое внимание на правильное произношение слов, на интонацию просьбы.
- Поощрять детей за организационное поведение, готовность помочь друг другу, правильное название игрушек.
«Угадай-ка» (формирующие целенаправленное внимание )
Задача: Развивать внимание дошкольников посредством выделения характерных признаков из описания воспитателя.
Игровой замысел: Угадать, о какой игрушке говорит воспитатель.
Игровой материал: Несколько однородных игрушек, отличающихся по некоторым внешним особенностям (три мишки, куклы, машинки и т.д.)
Методика проведения: Воспитатель расставляет перед детьми несколько однородных игрушек, отличающихся некоторыми деталями, и описывает одну из них, стараясь при этом не акцентировать характерного для неё признака. Дети должны определить, какую игрушку описывает воспитатель.
Правило: Дослушать описание до конца, а затем назвать игрушку.
Приложение 2.
Консультация: «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей»
При изготовлении игр вовлекала детей: вырезали, склеивали. Совместная работа с детьми помогает найти к каждому свою «ниточку», это их дисциплинирует. Когда они играю в игру, и узнают в ней свою работу, их охватывает гордость и радость.
С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Очень часто дети даже и не представляют, как можно самостоятельно играть. Они привыкли, что всегда есть взрослый, который вовлекает и организовывает их совместную деятельность.
Как организовать самостоятельную игровую деятельность ребенка?
Организация самостоятельной игровой деятельности детей является достаточно сложным процессом. Это связано с тем, что взрослый не должен подавлять инициативу ребенка, а умело направлять его игру и учить, таким образом, действовать самостоятельно.
Условия организации самостоятельной игровой деятельности ребенка.
• Правильный подбор дидактических (обучающих) пособий: соответствие возрасту, обеспечение всех виды деятельности ребенка, размер, цвет, безопасность;
• Наличие игрового пространства и рациональное расположение игрушек (доступность);
• Внимательное отношение взрослого.
Итак, обозначим основные правила:
Правило первое: игра требует чувства меры и осторожности. Так как, детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми.
Правило второе: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило третье: не ждите от ребенка быстрых результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение.
Правило четвертое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».
Правило пятое: игры должны быть яркими, красочными, аккуратно оформленными, эстетически – опрятными.
Дидактические игры необходимо включать в любое занятие, так как ребенок легче изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Перечень литературы:
- Богуславская 3.М. , Смирнова Е.О.
- Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»
- Романович О., Стефанова М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Использование фольклора в театрализованных играх детей младшего дошкольного возраста".
p { margin-bottom: 0.21cm; } Ранее и дошкольное детство — это познание жизни, человеческих взаимоотношений, это и время начала формирования ребенка как личности. Взрослые ведут ребенка по пути по...
Краткосрочный проект для детей младшей группы "Умные игры"
Проект разработан в помощь педагогам и родителям...
Проектная деятельность в младшей группе "Наши младшие друзья
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: «Домашние животные»;- Разучивание стихов о домашних животных;- Пальчиковая гимнастика «Котята»;- Знакомство с л...
Родительское собрание в первой младшей группе "Умные игры или роль игры в жизни ребенка"
Цель: подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка. Задачи:1. Сформировать представление о том, что игра для ребенка дошкольного возраста является ведущей деятельностью.2. Да...
Проект во 2 младшей группе "Умные игры"
Проект "Умные игры" с использованием технологии Воскобовича В.В. "Сказочные лабиринты игры"....
Проектная деятельность в младшей группе: «УМНЫЕ ИГРЫ»
Во ФГОС ДО отмечено, что одним из принципов дошкольногообразования является сотрудничество. Организация работы с семьей и является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в вос...
Проектная деятельность по физической культуре "Подвижные игры с парашютов в жизни ребенка младшего дошкольного возраста
Создать условия для формирования интереса у детей к подвижным играм с атрибутами, относящимся к новым технологиям развитие физической культуре у младших дошкольников: изучение подвижных игр, в которые...