Проект "Если мама далеко, очень детям нелегко"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Свечканева Олеся Валерьевна

Данный социальный проект направлен на процесс формирования образа матери через художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Через реализацию самостоятельной творческой активности детей  дошкольники передают образ матери  посредством изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.esli_mama_daleko.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект

«Если мама далеко, очень детям нелегко»

                                                                                                                   Авторы:  

                                                                                 Свечканева Олеся Валерьевна – музыкальный            

                                                                                              руководитель МБДОУ «ДСОВ №111»        

                                                                                  Чаевская Виктория Валерьевна – воспитатель

                                                                                                                       МБДОУ «ДСОВ №135»        

                                                                                   Соловьева Наталья Александровна – педагог  

                                                                                                            дополнительного образования

                                                                                                                       МБДОУ «ДСОВ №135»

ПРОЕКТ

№ п\п

Структурные компоненты проекта

Содержание

1.

Тема проекта

«Если мама далеко, очень детям нелегко»

2.

Авторы проекта

Чаевская Виктория Валерьевна, воспитатель

Свечканева Олеся Валерьевна, музыкальный руководитель

Соловьева Наталья Александровна, педагог дополнительного образования

3.

Сроки реализации

8 – 26 ноября 2021 (3 недели)

4.

Объект исследования

Процесс формирования образа матери через художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

5.

Обоснование проекта

Актуальность заключается в привлечении социальных институтов для повышения уровня и качества взаимодействия ДОУ и семьи посредством художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Проблема детско-родительских отношений и семьи является одной из приоритетных в концепции развития государства. При комплексном взаимодействии ДОУ и социальных институтов  у дошкольников, родителей и педагогических  работников утверждаются приоритеты  эстетического, художественного развития посредством стимулирования творческой деятельности. Миссия нашего дошкольного учреждения заключается в «сохранении и укреплении психического здоровья детей, обеспечении эмоционального благополучия каждого ребенка. Воспитание и развитие детей с учетом индивидуальных особенностей, проявлений одаренности в музыкально-хореографической, театрализованной, изобразительной деятельности».  Художественно-эстетическое воспитание является важнейшим средством формирования отношения к действительности, средством умственного  и нравственного воспитания, то есть базой, на основе которой ребенок приобретает необходимые  опыт, знания, умения и навыки в расширении представлений об образе матери. В настоящее время не только дети, но и семья нуждаются в помощи при формировании правильного образа матери. Однако семья и детский сад во многом действуют автономно, не объединяя в полной мере свои усилия, что снижает воспитательные возможности этих социальных институтов. Полноценное формирование образа матери возможно при взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса (дети, семья, ДОУ, социальные институты).

В исследованиях Рубинштейна С.Л., Подласого И.П., Кулешовой А.А. доказано, что на формирование здоровой  личности, на благополучие ребенка сильнейшее влияние оказывает мать, а именно стиль, методы, приемы воспитания, которыми она пользуется, и ее возраст.

По мнению психологов, если ребенок в дошкольном возрасте не напитался любовью мамы сполна, то это приводит к  низкой самооценке, отсутствию  собственного достоинства, низкому уровню социализации и развитию личности в целом. Дети не всегда могут ответить на самые простые вопросы о маме, её роли в жизни ребёнка, поскольку  основное время проводят в дошкольном учреждении. У родителей также в силу разных обстоятельств не хватает возможностей уделять ребёнку больше внимания, отвечать на его физиологические и эмоциональные потребности. И основная роль в этом вопросе отводится дошкольному учреждению и социальным институтам, способным дать толчок в укреплении не только семейных взаимоотношений в целом, но и конкретных представлений мама-ребёнок, выражающихся в развитии эмоциональной сферы, приобретении социального опыта ребёнком и повышении качества воспитательной работы в ДОУ.

Проблема:

недостаток целостного представления об образе матери, как самого близкого и родного человека.

Новизна:

Взаимодействие ДОУ с социальными институтами, направленное на приобретение дополнительных знаний, умений, навыков и социального опыта для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о значимости и роли матери посредством художественно-эстетического воспитания.

Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами в соответствии с ФГОС позволяет создать атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений в семье; развить благоприятную эмоциональную атмосферу для формирования единого образовательного пространства; выявить одаренных детей, адаптировать дошкольников к новым социальным условиям (поступление в школу).

Практическая значимость:         

Повышение статуса ДОУ в направлении художественно-эстетического развития через организацию социально-творческой деятельности, повышение авторитета института семьи.

Реализация самостоятельной творческой активности детей  в передаче образа матери  посредством изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности.

6.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

формирование социального опыта ребёнка в  понимании значимости и роли  матери в жизни каждого человека посредством художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Развитие творческого потенциала детей через участие в мероприятиях, организуемых в ДОУ и социальных институтах, приуроченных ко Дню матери в России.

2. Активное вовлечение семьи в совместную деятельность, реализуемую в рамках ДОУ и социальных партнеров.

3. Формирование целостного представления об образе матери, как самого близкого и родного человека.

4. Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах взаимодействия с социальными институтами.

7.

Участники проекта

Дети, семья, ДОУ, социальные институты – библиотека семейного чтения имени И.И. Наймушина, Дворец творчества детей и молодежи «Гармония».

8.

Краткое описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей; деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации)

Вид проекта: открытый  (в контакте с семьей, с социальными партнерами),  групповой, краткосрочный (3 недели).

Объект исследования: процесс формирования образа матери через художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: художественно-эстетическая деятельность и ее влияние, направленное на формирование социально-ценностных ориентиров (роль матери)

Гипотеза: формирование полноценного образа матери, как самого близкого и родного человека, реализуется  при взаимодействии всех участников образовательного процесса (ДОУ, дети, семья, социальные объекты) в разных видах художественно-эстетической деятельности.

База исследования: исследование проводится на базе МБДОУ «ДСОВ № 135» .

Продолжительность проекта: 3 недели

Тип проекта:  социальный проект

По характеру координации: с открытой координацией (руководитель проекта направляет и координирует работу участников: организовывает этапы, договаривается о встрече, и т.д.)

Структура проекта по предметно – содержательной области: интегрированный

в рамках нескольких образовательных областей  в соответствии с ФГОС.

Педагогические принципы по ФГОС:

1. Индивидуализация.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

3. Поддержка инициативы ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.

4. Сотрудничество ДОУ и социальных институтов с семьей.

5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям общества.

6. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Участники проекта:

педагогический коллектив ДОУ, воспитанники подготовительной к школе  группы  (6 до 7 лет), семья, социальные институты.

План реализации проекта:

1.    Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и семьи к теме проекта.

2.    Проектирование (планирование)

3.    Поиск информации, литературы, дополнительного материала.

4.    Работа в рамках проекта с детьми, семей, социальными институтами.

5.    Презентация проекта

 Этапы реализации проекта:

1.  Подготовительный: «Вхождение в проблему» 8-11-ноября

2.  Реализация проекта: «Координация совместных усилий» 12-22 ноября

3.  Оценочно – рефлексивный: «Практическая реализация» 23-26 ноября

I этап

Целеполагание.  «Вхождение в проблему»

Цель: Пробудить активность детей, семью, педагогов  и нацелить их на поиск путей решения задач. Построить работу в рамках партнерских отношений.

1. Моделирование проблемной ситуации  (изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме).

2.Определение уровня сформированности у детей представлений об образе матери.

3. Формирование проектной группы: педагоги, семья, дети, социальные партнеры.

4.Разработать план сотрудничества с социальными партнерами с использованием разных видов деятельности.

5.Определение сроков реализации и ответственных за этапы проекта.

6.Создание предметно-развивающей среды.          

II этап

Деятельностный.  «Координация совместных усилий»

Цель: создание эмоционально благополучной атмосферы в ДОУ и на базе социальных партнеров, способствующей накоплению представлений об образе матери  и развитию у дошкольников творческих способностей в процессе художественно-эстетического воспитания.

Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта:

1. Планирование и организация деятельности (с учетом ФГОС ДОУ).

2. Проведение мероприятий по плану проекта (совместная и самостоятельная деятельность детей).

III этап

 Оценочно – рефлексивный «Практическая реализация».

Цель: Анализ и подведение итогов работы

1.Осмысление результатов работы участников проекта.

2.Диагностика проекта (определение эффективности проделанной работы).

3.Презентация продуктов проектной деятельности.

Ход реализации проекта

Формы работы с детьми:

Интерактивная игра « Букет для мамы»

Слушание, пение, игра на музыкальных инструментах (песня «Хорошо рядом с мамою»

А. Филиппенко; «Что зовём мы Родиной?» Т.В. Бокач; «Всё мы делим пополам» В. Шаинского; песня «Мама, будь всегда со мною рядом» А. Чешегоровой; «Мама-лучший друг» А. Пилецкой; «Мамина песня»

М. Парцхаладзе и другие.

Экскурсия в библиотеку, рассматривание иллюстраций к  произведениям о маме.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Мама для мамонтенка».

Видеоролик «Моя мама»

Детский творческий проект « Цветы для мамы»

Выставка рисунков и поделок «Подарки для наших мам»

Беседа «Что я знаю о своей маме», «Как порадовать маму», «Увлечения моей мамы»

Сюжетно-ролевые игры  «Семья», «Библиотека», «Семейный праздник»

Самостоятельная творческая деятельность

(театрализация, музицирование на музыкальных инструментах, пение, чтение стихотворений, рисование, конструктивно-модельная деятельность – оригами, лепка, аппликация)

Словесные игры «Моя мама самая …», «Подбери словечко», «Я знаю» (5 слов о маме)

Дидактические игры «Наряд для мамы», «Назови ласково», «Профессии», «У нас порядок».

Музыкально-дидактические игры «Прогулка с мамой», «Сложи песенку о маме», «Музыкальные цветы», «Кто поет?»

Музыкальные игры «Угадай мелодию», «Семицветик для мамы» (авторская игра)

Чтение художественной литературы о маме:

Б. Емельянов «Мамины руки», «Надо и не хочется», «Мама всё понимает», Н. Саконская «Разговор о маме», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», В. Осеева «Печенье», нанайская сказка «Айога».

В. Голявкин «Как я помогал маме мыть пол».

НОД «День матери в России» (познавательная деятельность), «Открытка для мамы» (изобразительная деятельность), «Добрые друзья – мама и я» (музыкальная деятельность)

Формы работы с родителями:

Круглый стол «Формы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании культурно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста»

Экспресс-опрос «Детско-родительские отношения в домашних условиях»

Консультация «Роль матери в формировании личности ребенка»

Совместная экскурсия во Дворец творчества детей и молодежи «Гармония».

Сбор фотографий и оформление стенгазеты « Наши маленькие мамочки».

Сбор материалов и организация  выставки « Игры и игрушки наших мам»

Коллаж «Хобби наших мам»

Совместный просмотр с родителями детского фильма    

«Мама»,  рисование рисунков (понравившийся эпизод из фильма).

Мастер-класс для  мам «Умелые ручки».

Семинар-практикум «Волшебные превращения бумаги»

Электронная мини-библиотека для родителей (детская литература о маме, совместный творческий досуг с ребенком, статьи о роли матери в семье, аудиозаписи песен о маме, репродукции тематических картин о семье и маме, техники нетрадиционного рисования)

Формы работы с социумом - библиотека семейного чтения имени И.И. Наймушина, Дворец творчества детей и молодежи «Гармония».

День открытых дверей (совместная экскурсия с детьми и родителями)

Информационный буклет «Для Вас, у нас» (дополнительное образование детей по художественно-эстетической направленности)

Тематический досуг «Мама - первое слово на свете!»

Афиша (план мероприятий ко Дню матери)

Совместный праздник «Для любимых мам», проводимый библиотекой семейного чтения имени

И. И. Наймушина

Городской конкурс-выставка «Пусть всегда будет мама!»

Городской конкурс выразительного чтения: «Всё на земле от материнских рук»

Праздничный концерт, посвященный Дню матери (Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»)

Продукт проектной деятельности: 

Итоговый праздник  «Мама, будь всегда со мною рядом»

Форма проведения:

Праздничный досуг «Наши мамы лучше всех!»

Видеопрезентация «О маме в стихах и рисунках»

Лэпбук  «Наши мамы»

Флеш моб «Поцелую маму в щечку» (совместная танцевальная модель с детьми и мамами)

9.

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-технические условия реализации проекта:

Дидактические игры, сюжетные картинки, репродукции художников, картотеки, художественная литература, аудиозаписи, видеоматериал, консультации, конспекты занятий, музыкальный зал, помещение группы, помещения, предоставляемые участниками-партнерами проекта (актовый зал, читальный зал и т.д.), компьютер, ноутбук, музыкальный центр, телевизор, мультимедийная установка, детские музыкальные инструменты, фортепиано, музыкально-дидактические игры.

Методическое обеспечение проекта:

1. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 135» муниципального образования города Братска

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

4. Методический комплект к программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова

5. Дронь А.В. Взаимодействие Доу с родителями дошкольников. – Санкт - Петербург, 2012

6. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет). – Москва, 2014.

7. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – Москва, 2015.

8. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – Москва, 2013.

9. Климова Е. П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Волгоград, 2009.

10. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

11. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.

12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

13. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников.

14. Иванова Л. В. Цветы оригами для моей мамы. Москва, 2005.

15. Соколова С. Азбука оригами. Санкт-Петербург, 2004.

16. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей.

17. Бекина С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей).

18. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников.

19. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.

20. Агапова И. Лучшие игры и развлечения со словами. – Москва, 2008.

Интернет - ресурсы

Кадровое обеспечение проекта:

Педагоги ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования) и руководители художественно- эстетических секций, библиотекари, семьи воспитанников и др.

10.

Оценка эффективности реализации проекта (критерии эффективности)

Предполагаемый результат:

Данный проект предполагает:

1.Создание эмоционально благополучной атмосферы и системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе совместного планирования по художественно-эстетической направленности в соответствии с ФГОС.

2. Повышение уровня социальной компетенции всех участников образовательного процесса (дети, семья, педагоги).

3. Формирование у детей полноценного образа матери посредством художественно-эстетической деятельности, выявление одаренных детей и вовлечение дошкольников в процесс дополнительного образования, предложенный  участниками-партнерами проекта.

11.

Оценка рисков

В процессе реализации проектной деятельности были просчитаны возможные риски и пути их преодоления.

Факторы, представляющие возможности (благоприятные факторы) внешней среды:

1.Семьи и дети получают своевременную помощь в процессе формирования социокультурных ценностей при взаимодействии педагогов ДОУ и социальных институтов.

2.Методическое обеспечение проекта и интернет - ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение  художественно-эстетического развития дошкольников.

3. Возможность изучения опыта инновационной деятельности других ДОУ  и социальных институтов города.

Факторы, представляющие риски для реализации проекта:

1.Низкая компетентность семьи в вопросах художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста.

2. Изменение сроков проведения мероприятий.

3. Качество проведения мероприятий.

4. Недостаточное оснащение предметно-развивающей среды и материально-технической базы ДОУ.

5. Невозможность присутствия участников проекта по независящим от них причинам (болезнь).

12.

Дальнейшее развитие проекта

Данный проект готов к реализации  в подготовительной к школе группе, в кружковой работе, в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста. Дальнейшее развитие проекта возможно с привлечением других социальных партнеров.

13.

Продукты / результаты проекта (что будет создано в результате его реализации)

1.Пополнение банка методических, практических и электронных  материалов по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста  (конспекты занятий, сценарии мероприятий, консультации, картотеки, интерактивные игры, наглядно-методические пособия, подборка художественной литературы, электронная мини-библиотека, аудиозаписи и видеоматериал по теме проекта)

2.Обогащение предметно-развивающей среды в образовательных областях (социально-коммуникативное познавательное, художественно-эстетическое развитие)

3. Повышение уровня компетентности семьи в вопросах социокультурных ценностей.

4. Участие воспитанников ДОУ в городских конкурсах (дипломы победителей), проводимых партнерами проекта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие совместно с родителями «Маму мою очень люблю» (средняя группа)

Интегрированное занятие совместно с родителями «Маму мою очень люблю»(средняя группа)...

Мини-проект "Мама солнышко очень я люблю её". посвящённый празднику 8-е марта.

Учитывая значимость данного праздника, мы попробывали расширить представления детей о значении материнства в жизни каждого  человека. Вот поэтому и создали этот проект и он у нас  неплохо по...

Маму свою очень люблю!

Утренник, посвященный 8 марта «Маму свою очень люблю»...

"Папа, мама,я - очень дружная семья"

Как можно интересно и познавательно провести родительское собрание?...

У мамы моей очень много забот...

Развлечение ко Дню матери....

Конспект родительского собрания "Папа, мама, я - очень дружная семья".

Конспект родительского собрания «Папа, мама, я - очень дружная семья». Цель: помочь родителям и детям осознать значимость семьи в жизни человека.Воспитывать любовь и уважение к ч...

Педагогический проект «Милая мама моя, очень люблю я тебя!» для детей подготовительной группы.

Проект предназначен для  подготовительной группы с целью нравственного воспитания, внимания и уважения ребят к своим мамам, а также способствует творческой самореализации детей....