Проект "Если мама далеко, очень детям нелегко"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Данный социальный проект направлен на процесс формирования образа матери через художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Через реализацию самостоятельной творческой активности детей дошкольники передают образ матери посредством изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.esli_mama_daleko.docx | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект
«Если мама далеко, очень детям нелегко»
Авторы:
Свечканева Олеся Валерьевна – музыкальный
руководитель МБДОУ «ДСОВ №111»
Чаевская Виктория Валерьевна – воспитатель
МБДОУ «ДСОВ №135»
Соловьева Наталья Александровна – педагог
дополнительного образования
МБДОУ «ДСОВ №135»
ПРОЕКТ
№ п\п | Структурные компоненты проекта | Содержание |
1. | Тема проекта | «Если мама далеко, очень детям нелегко» |
2. | Авторы проекта | Чаевская Виктория Валерьевна, воспитатель Свечканева Олеся Валерьевна, музыкальный руководитель Соловьева Наталья Александровна, педагог дополнительного образования |
3. | Сроки реализации | 8 – 26 ноября 2021 (3 недели) |
4. | Объект исследования | Процесс формирования образа матери через художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. |
5. | Обоснование проекта | Актуальность заключается в привлечении социальных институтов для повышения уровня и качества взаимодействия ДОУ и семьи посредством художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Проблема детско-родительских отношений и семьи является одной из приоритетных в концепции развития государства. При комплексном взаимодействии ДОУ и социальных институтов у дошкольников, родителей и педагогических работников утверждаются приоритеты эстетического, художественного развития посредством стимулирования творческой деятельности. Миссия нашего дошкольного учреждения заключается в «сохранении и укреплении психического здоровья детей, обеспечении эмоционального благополучия каждого ребенка. Воспитание и развитие детей с учетом индивидуальных особенностей, проявлений одаренности в музыкально-хореографической, театрализованной, изобразительной деятельности». Художественно-эстетическое воспитание является важнейшим средством формирования отношения к действительности, средством умственного и нравственного воспитания, то есть базой, на основе которой ребенок приобретает необходимые опыт, знания, умения и навыки в расширении представлений об образе матери. В настоящее время не только дети, но и семья нуждаются в помощи при формировании правильного образа матери. Однако семья и детский сад во многом действуют автономно, не объединяя в полной мере свои усилия, что снижает воспитательные возможности этих социальных институтов. Полноценное формирование образа матери возможно при взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса (дети, семья, ДОУ, социальные институты). В исследованиях Рубинштейна С.Л., Подласого И.П., Кулешовой А.А. доказано, что на формирование здоровой личности, на благополучие ребенка сильнейшее влияние оказывает мать, а именно стиль, методы, приемы воспитания, которыми она пользуется, и ее возраст. По мнению психологов, если ребенок в дошкольном возрасте не напитался любовью мамы сполна, то это приводит к низкой самооценке, отсутствию собственного достоинства, низкому уровню социализации и развитию личности в целом. Дети не всегда могут ответить на самые простые вопросы о маме, её роли в жизни ребёнка, поскольку основное время проводят в дошкольном учреждении. У родителей также в силу разных обстоятельств не хватает возможностей уделять ребёнку больше внимания, отвечать на его физиологические и эмоциональные потребности. И основная роль в этом вопросе отводится дошкольному учреждению и социальным институтам, способным дать толчок в укреплении не только семейных взаимоотношений в целом, но и конкретных представлений мама-ребёнок, выражающихся в развитии эмоциональной сферы, приобретении социального опыта ребёнком и повышении качества воспитательной работы в ДОУ. Проблема: недостаток целостного представления об образе матери, как самого близкого и родного человека. Новизна: Взаимодействие ДОУ с социальными институтами, направленное на приобретение дополнительных знаний, умений, навыков и социального опыта для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о значимости и роли матери посредством художественно-эстетического воспитания. Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами в соответствии с ФГОС позволяет создать атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений в семье; развить благоприятную эмоциональную атмосферу для формирования единого образовательного пространства; выявить одаренных детей, адаптировать дошкольников к новым социальным условиям (поступление в школу). Практическая значимость: Повышение статуса ДОУ в направлении художественно-эстетического развития через организацию социально-творческой деятельности, повышение авторитета института семьи. Реализация самостоятельной творческой активности детей в передаче образа матери посредством изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. |
6. | Цель и задачи проекта | Цель проекта: формирование социального опыта ребёнка в понимании значимости и роли матери в жизни каждого человека посредством художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Развитие творческого потенциала детей через участие в мероприятиях, организуемых в ДОУ и социальных институтах, приуроченных ко Дню матери в России. 2. Активное вовлечение семьи в совместную деятельность, реализуемую в рамках ДОУ и социальных партнеров. 3. Формирование целостного представления об образе матери, как самого близкого и родного человека. 4. Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах взаимодействия с социальными институтами. |
7. | Участники проекта | Дети, семья, ДОУ, социальные институты – библиотека семейного чтения имени И.И. Наймушина, Дворец творчества детей и молодежи «Гармония». |
8. | Краткое описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей; деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации) | Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, с социальными партнерами), групповой, краткосрочный (3 недели). Объект исследования: процесс формирования образа матери через художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста Предмет исследования: художественно-эстетическая деятельность и ее влияние, направленное на формирование социально-ценностных ориентиров (роль матери) Гипотеза: формирование полноценного образа матери, как самого близкого и родного человека, реализуется при взаимодействии всех участников образовательного процесса (ДОУ, дети, семья, социальные объекты) в разных видах художественно-эстетической деятельности. База исследования: исследование проводится на базе МБДОУ «ДСОВ № 135» . Продолжительность проекта: 3 недели Тип проекта: социальный проект По характеру координации: с открытой координацией (руководитель проекта направляет и координирует работу участников: организовывает этапы, договаривается о встрече, и т.д.) Структура проекта по предметно – содержательной области: интегрированный в рамках нескольких образовательных областей в соответствии с ФГОС. Педагогические принципы по ФГОС: 1. Индивидуализация. 2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. 3. Поддержка инициативы ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности. 4. Сотрудничество ДОУ и социальных институтов с семьей. 5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям общества. 6. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Участники проекта: педагогический коллектив ДОУ, воспитанники подготовительной к школе группы (6 до 7 лет), семья, социальные институты. План реализации проекта: 1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и семьи к теме проекта. 2. Проектирование (планирование) 3. Поиск информации, литературы, дополнительного материала. 4. Работа в рамках проекта с детьми, семей, социальными институтами. 5. Презентация проекта Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный: «Вхождение в проблему» 8-11-ноября 2. Реализация проекта: «Координация совместных усилий» 12-22 ноября 3. Оценочно – рефлексивный: «Практическая реализация» 23-26 ноября I этап Целеполагание. «Вхождение в проблему» Цель: Пробудить активность детей, семью, педагогов и нацелить их на поиск путей решения задач. Построить работу в рамках партнерских отношений. 1. Моделирование проблемной ситуации (изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме). 2.Определение уровня сформированности у детей представлений об образе матери. 3. Формирование проектной группы: педагоги, семья, дети, социальные партнеры. 4.Разработать план сотрудничества с социальными партнерами с использованием разных видов деятельности. 5.Определение сроков реализации и ответственных за этапы проекта. 6.Создание предметно-развивающей среды. II этап Деятельностный. «Координация совместных усилий» Цель: создание эмоционально благополучной атмосферы в ДОУ и на базе социальных партнеров, способствующей накоплению представлений об образе матери и развитию у дошкольников творческих способностей в процессе художественно-эстетического воспитания. Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта: 1. Планирование и организация деятельности (с учетом ФГОС ДОУ). 2. Проведение мероприятий по плану проекта (совместная и самостоятельная деятельность детей). III этап Оценочно – рефлексивный «Практическая реализация». Цель: Анализ и подведение итогов работы 1.Осмысление результатов работы участников проекта. 2.Диагностика проекта (определение эффективности проделанной работы). 3.Презентация продуктов проектной деятельности. Ход реализации проекта Формы работы с детьми: Интерактивная игра « Букет для мамы» Слушание, пение, игра на музыкальных инструментах (песня «Хорошо рядом с мамою» А. Филиппенко; «Что зовём мы Родиной?» Т.В. Бокач; «Всё мы делим пополам» В. Шаинского; песня «Мама, будь всегда со мною рядом» А. Чешегоровой; «Мама-лучший друг» А. Пилецкой; «Мамина песня» М. Парцхаладзе и другие. Экскурсия в библиотеку, рассматривание иллюстраций к произведениям о маме. Просмотр и обсуждение мультфильма «Мама для мамонтенка». Видеоролик «Моя мама» Детский творческий проект « Цветы для мамы» Выставка рисунков и поделок «Подарки для наших мам» Беседа «Что я знаю о своей маме», «Как порадовать маму», «Увлечения моей мамы» Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Библиотека», «Семейный праздник» Самостоятельная творческая деятельность (театрализация, музицирование на музыкальных инструментах, пение, чтение стихотворений, рисование, конструктивно-модельная деятельность – оригами, лепка, аппликация) Словесные игры «Моя мама самая …», «Подбери словечко», «Я знаю» (5 слов о маме) Дидактические игры «Наряд для мамы», «Назови ласково», «Профессии», «У нас порядок». Музыкально-дидактические игры «Прогулка с мамой», «Сложи песенку о маме», «Музыкальные цветы», «Кто поет?» Музыкальные игры «Угадай мелодию», «Семицветик для мамы» (авторская игра) Чтение художественной литературы о маме: Б. Емельянов «Мамины руки», «Надо и не хочется», «Мама всё понимает», Н. Саконская «Разговор о маме», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», В. Осеева «Печенье», нанайская сказка «Айога». В. Голявкин «Как я помогал маме мыть пол». НОД «День матери в России» (познавательная деятельность), «Открытка для мамы» (изобразительная деятельность), «Добрые друзья – мама и я» (музыкальная деятельность) Формы работы с родителями: Круглый стол «Формы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании культурно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста» Экспресс-опрос «Детско-родительские отношения в домашних условиях» Консультация «Роль матери в формировании личности ребенка» Совместная экскурсия во Дворец творчества детей и молодежи «Гармония». Сбор фотографий и оформление стенгазеты « Наши маленькие мамочки». Сбор материалов и организация выставки « Игры и игрушки наших мам» Коллаж «Хобби наших мам» Совместный просмотр с родителями детского фильма «Мама», рисование рисунков (понравившийся эпизод из фильма). Мастер-класс для мам «Умелые ручки». Семинар-практикум «Волшебные превращения бумаги» Электронная мини-библиотека для родителей (детская литература о маме, совместный творческий досуг с ребенком, статьи о роли матери в семье, аудиозаписи песен о маме, репродукции тематических картин о семье и маме, техники нетрадиционного рисования) Формы работы с социумом - библиотека семейного чтения имени И.И. Наймушина, Дворец творчества детей и молодежи «Гармония». День открытых дверей (совместная экскурсия с детьми и родителями) Информационный буклет «Для Вас, у нас» (дополнительное образование детей по художественно-эстетической направленности) Тематический досуг «Мама - первое слово на свете!» Афиша (план мероприятий ко Дню матери) Совместный праздник «Для любимых мам», проводимый библиотекой семейного чтения имени И. И. Наймушина Городской конкурс-выставка «Пусть всегда будет мама!» Городской конкурс выразительного чтения: «Всё на земле от материнских рук» Праздничный концерт, посвященный Дню матери (Дворец творчества детей и молодежи «Гармония») Продукт проектной деятельности: Итоговый праздник «Мама, будь всегда со мною рядом» Форма проведения: Праздничный досуг «Наши мамы лучше всех!» Видеопрезентация «О маме в стихах и рисунках» Лэпбук «Наши мамы» Флеш моб «Поцелую маму в щечку» (совместная танцевальная модель с детьми и мамами) |
9. | Ресурсное обеспечение проекта | Материально-технические условия реализации проекта: Дидактические игры, сюжетные картинки, репродукции художников, картотеки, художественная литература, аудиозаписи, видеоматериал, консультации, конспекты занятий, музыкальный зал, помещение группы, помещения, предоставляемые участниками-партнерами проекта (актовый зал, читальный зал и т.д.), компьютер, ноутбук, музыкальный центр, телевизор, мультимедийная установка, детские музыкальные инструменты, фортепиано, музыкально-дидактические игры. Методическое обеспечение проекта: 1. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 2. Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 135» муниципального образования города Братска 3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. 4. Методический комплект к программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова 5. Дронь А.В. Взаимодействие Доу с родителями дошкольников. – Санкт - Петербург, 2012 6. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет). – Москва, 2014. 7. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – Москва, 2015. 8. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – Москва, 2013. 9. Климова Е. П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Волгоград, 2009. 10. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6-7 лет). 11. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. 12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) 13. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. 14. Иванова Л. В. Цветы оригами для моей мамы. Москва, 2005. 15. Соколова С. Азбука оригами. Санкт-Петербург, 2004. 16. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. 17. Бекина С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей). 18. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. 19. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. 20. Агапова И. Лучшие игры и развлечения со словами. – Москва, 2008. Интернет - ресурсы Кадровое обеспечение проекта: Педагоги ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования) и руководители художественно- эстетических секций, библиотекари, семьи воспитанников и др. |
10. | Оценка эффективности реализации проекта (критерии эффективности) | Предполагаемый результат: Данный проект предполагает: 1.Создание эмоционально благополучной атмосферы и системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе совместного планирования по художественно-эстетической направленности в соответствии с ФГОС. 2. Повышение уровня социальной компетенции всех участников образовательного процесса (дети, семья, педагоги). 3. Формирование у детей полноценного образа матери посредством художественно-эстетической деятельности, выявление одаренных детей и вовлечение дошкольников в процесс дополнительного образования, предложенный участниками-партнерами проекта. |
11. | Оценка рисков | В процессе реализации проектной деятельности были просчитаны возможные риски и пути их преодоления. Факторы, представляющие возможности (благоприятные факторы) внешней среды: 1.Семьи и дети получают своевременную помощь в процессе формирования социокультурных ценностей при взаимодействии педагогов ДОУ и социальных институтов. 2.Методическое обеспечение проекта и интернет - ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение художественно-эстетического развития дошкольников. 3. Возможность изучения опыта инновационной деятельности других ДОУ и социальных институтов города. Факторы, представляющие риски для реализации проекта: 1.Низкая компетентность семьи в вопросах художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста. 2. Изменение сроков проведения мероприятий. 3. Качество проведения мероприятий. 4. Недостаточное оснащение предметно-развивающей среды и материально-технической базы ДОУ. 5. Невозможность присутствия участников проекта по независящим от них причинам (болезнь). |
12. | Дальнейшее развитие проекта | Данный проект готов к реализации в подготовительной к школе группе, в кружковой работе, в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста. Дальнейшее развитие проекта возможно с привлечением других социальных партнеров. |
13. | Продукты / результаты проекта (что будет создано в результате его реализации) | 1.Пополнение банка методических, практических и электронных материалов по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста (конспекты занятий, сценарии мероприятий, консультации, картотеки, интерактивные игры, наглядно-методические пособия, подборка художественной литературы, электронная мини-библиотека, аудиозаписи и видеоматериал по теме проекта) 2.Обогащение предметно-развивающей среды в образовательных областях (социально-коммуникативное познавательное, художественно-эстетическое развитие) 3. Повышение уровня компетентности семьи в вопросах социокультурных ценностей. 4. Участие воспитанников ДОУ в городских конкурсах (дипломы победителей), проводимых партнерами проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие совместно с родителями «Маму мою очень люблю» (средняя группа)
Интегрированное занятие совместно с родителями «Маму мою очень люблю»(средняя группа)...
Мини-проект "Мама солнышко очень я люблю её". посвящённый празднику 8-е марта.
Учитывая значимость данного праздника, мы попробывали расширить представления детей о значении материнства в жизни каждого человека. Вот поэтому и создали этот проект и он у нас неплохо по...
Маму свою очень люблю!
Утренник, посвященный 8 марта «Маму свою очень люблю»...
"Папа, мама,я - очень дружная семья"
Как можно интересно и познавательно провести родительское собрание?...
У мамы моей очень много забот...
Развлечение ко Дню матери....
Конспект родительского собрания "Папа, мама, я - очень дружная семья".
Конспект родительского собрания «Папа, мама, я - очень дружная семья». Цель: помочь родителям и детям осознать значимость семьи в жизни человека.Воспитывать любовь и уважение к ч...
Педагогический проект «Милая мама моя, очень люблю я тебя!» для детей подготовительной группы.
Проект предназначен для подготовительной группы с целью нравственного воспитания, внимания и уважения ребят к своим мамам, а также способствует творческой самореализации детей....