Конспект занятия "Экскурсия в музей Боевой Славы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Нравственно-патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_muzey_boevoy_slavy.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для старших дошкольников

«Экскурсия в музей боевой славы».

                               

                                            Подготовила воспитатель: Зимирева И.В

Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие задачи:

Формировать и расширять представления детей о событиях Великой Отечественной Войны, о героическом прошлом народа;

- Расширять представления детей о военной технике, родах войск: «танкисты», «артиллеристы»;

- Познакомить детей с боевыми предметами;

-формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны;

- познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны;

- подвести детей к выводу о том, что война - это плохо, а мир - хорошо

Развивающие задачи: 

- Развивать интерес к прошлому страны, её истории;

- Развивать связную диалогическую и монологическую речь;

- Развивать память, мышление, воображение.

- формировать у детей познавательную активность;

- побуждать в детях интерес к событиям Великой Отечественной войны;

- развивать внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, воображение;

- содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через музейную экспозицию и рассказ экскурсовода;

Воспитательные задачи: -

-Воспитывать чувство любви к Родине, желание жить в мире;

- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны;

-Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к героям Великой Отечественной Войны

-воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.

- воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, сопереживание, благодарность, умение прийти на помощь;

- воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, гордость за свой народ, армию, формировать интерес к истории своей страны, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны, любовь к Родине.

Методы и приемы:

словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя;

наглядные: демонстрация наглядного материала;

практические: изготовление цветов, физкультминутка; поощрение.

Словарная работа: экспонаты, экскурсовод, госпиталь, мемориал, блиндаж, окоп, паёк.

Оборудование: мультимедийный проектор, СD-проигрыватель, интерактивная доска.

Демонстрационный материал: доска, плакат «Родина - мать зовёт», плакат Лени Голикова, два стенда с фотографиями: «Женщины и дети в тылу», «Сыны полка», хлебный паек 150 и 250 граммов,  личные вещи солдата (фляжка, кружка, ложка, котелок), солдатское письмо-треугольник,  макет «Вечный огонь»., военная техника (катюша, танк),  георгиевская ленточка, ордена, медали, бинокль

Музыкальный материал:

- «День победы» муз. Г. Ребровой сл., Н. Френкеля

- «Священная война муз. А. В. Александров, сл. В. И. Лебедева-Кумача

- «В землянке» муз. К. Листов, сл. В. Суркова.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ход экскурсии:

Воспитатель. Сегодня я хочу пригласить вас в удивительное место. Приближается всенародный праздник 9 Мая - День Победы. Все люди нашей страны отмечают его.

- Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)

В этот день 76 лет назад закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых, тружеников, кто своим нелёгким трудом ковал победу в тылу.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в музей боевой славы.

- Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, музей - это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами. А рассказывает о них экскурсовод. Сегодня я буду вашим экскурсоводом, и расскажу о некоторых экспонатах нашего музея, которые помогут вам почувствовать дух военного времени и представить, что же чувствовали и как жили люди в военное время, чем занимались.

Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами: взрослые работали, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках. И никто не подозревал, что скоро начнется война.

-----1)Воспитатель. Я приглашаю вас пройти к первому экспонату.

- Ребята, перед вами плакат. Автор плаката - Ираклий Тоидзе. А называется он «Родина-мать зовёт».

- Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)

На этом плакате художник изобразил образ матери, призывающей на помощь своих сыновей, приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери зовет всех на защиту страны. На заднем плане множество штыков говорят о том, уже тысячи солдат встали на защиту своей родины. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Плакат «Родина-мать» пришелся по душе советским людям. И люди поклялись все, как один, встать на защиту Родины.

В это же время поэт В. Лебедев-Кумач написал стихи песни «Священная война».

И песня и плакат призывали к защите Отечества. (Звучит фонограмма песни «Священная война» и показ плаката "Родина-мать зовет!").

Под эту песню уходили на фронт наши солдаты, защищать свою Родину, родных, детей.

Стойко и мужественно сражались защитники Родины. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью.

- ----А какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат?

- Какими они были?

Воспитатель. Правильносмелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными.
Воспитатель. Много героических поступков совершили наши солдаты. Как называется героический поступок?

Дети. Подвиг.

Воспитатель. Как называют человека, совершившего подвиг?

Дети. Герой.

2)Воспитатель. За освобождение своей Родины сражались не только взрослые. Но и дети. Много подвигов совершили юные герои. Об одном таком герое я хочу вам рассказать. Звали его Леня Голиков. Наравне со взрослыми он участвовал в настоящих боевых операциях. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Ему удалось догнать немецкого генерала и захватить портфель, в котором оказались очень важные документы. Погиб Леня Голиков в неравном бою с фашистами. Ему было присвоено звание героя Советского Союза.

-3) Воспитатель. А как вы думаете, что больше всего ждали люди с фронта? (Ответы детей).

Конечно, больше всего они ждали писем от мужей, братьев, сыновей, которые с оружием в руках били врага. А солдаты ждали весточек из дома, чтобы узнать, как живут их родные, жёны, матеря, дети. Невозможно передать, как ждали маленьких треугольничков жены и матери солдат. Сейчас я покажу вам такое письмо. Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной важности. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…Да, в самом деле, конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.  А было время, когда письма и особенно большое значение. Если человек далеко от дома, от родных людей, если ему тяжело, то письмо особенно дорого и долгожданно, так как означает, что тебя помнят, ждут и любят. А как важно знать это солдату! Недаром бойцы на фронте так радовались весточке из дома и с нетерпением ждали полевую почту.

(Рассматривание и чтение солдатского письма.)

4) Воспитатель. А ещё солдаты любили петь песни. Гармонист брал в руки гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, о близких и родных.

Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Давай с вами послушаем одну из таких песен.
(Слушание песни «В землянке)».

Очень короткими были минуты отдыха, и снова нужно было идти в бой.

Физминутка. Под речевку дети маршируют на месте.

-5) В военное время очень трудно было с продуктами, все люди получали пайки. Это одинаковая для всех норма хлеба. Тем, кто работал, давали 250 граммов хлеба на весь день, а детям - 150 граммов хлеба. (Рассматривание хлебного пайка).

Воспитатель. Как вы думаете, этого много или мало для человека, чтобы жить?

Люди жили, несмотря на все трудности военного времени. И Родина не забывала своих героев. Воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами.

6) - Посмотрите, такие медали и ордена есть у нас в музее. (Рассматривание орденов и медалей).

-Скажите, пожалуйста, кто напал на нашу страну во время Великой Отечественной Войны? (Ответы детей) Чтобы одолеть сильного врага, необходимо было хорошо вооружить наши войска.

7) Воспитатель: Посмотрите, здесь представлена военная техника, которая помогла нашим солдатам во время войны победить врагов, а сейчас она охраняет нашу Родину. 

А кому знакомы эти машины? Тяжелая военная техника – танки.Танк Т-34 отличался высокой скоростью, большой проходимостью, огромной пушкой. Это сделало его самым лучшим советским танком. Он сыграл решающую роль в победе. А кто управляет танком – танкист. 

Воспитатель: Сейчас я вам её покажу. Это «Катюша», она похожа на обычную машину, только на ней находится ракетная установка. Одна из самых грозных видов техники. Это мощное средство поражения противника стреляет ракетами.  Враги очень боялись «Катюши», потому что о ней ничего не знали. Наши солдаты держали в тайне секрет её работы, а управлял ею артиллерист.

Воспитатель: О чем мыы сейчас с вами говорили?....О военной технике

8) Воспитатель - Молодцы.

Я вас сейчас познакомлю с личными вещами солдат.

Посмотрите внимательно на эти предметы.

-Это армейский котелок. При раздаче пищи повар первое блюдо наливает в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку.

Эх, дороги, пыль да туман.

Холода, тревоги да степной туман…

- Да, и в жару, и в холод приходилось нашим солдатам без пищи, а может и без воды, двигаться на врагов. И, конечно, незаменимым другом в такое время становилась вот такая простая фляжка. 

Вот она эта фляжка. В ней солдаты хранили воду или чай. Фляжку они носили при себе на ремне, потому что вода человеку.

-Воспитатель: Ребята, а какие военные головные уборы вы знаете? Правильно..

Пилотка –головной убор, часть летнего обмундирования солдата- наверное, самый известный головной убор Красной Армии. в наши дни пилотки, стилизованные под красноармейские, стали фактически еще одним символом праздника Дня Победы. Что, в общем-то, вполне оправданно - в конце концов, именно в таких головных уборах наши солдаты и брали Берлин...

Воспитатель: Молодцы ребята

Воспитатель: А вот еще одни экспонаты музея-Это солдатская кружка и ложка

-9) Воспитатель: А вот это -Гергиевская ленточка- Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны. Ленточка - символ доблести и славысимвол единения с павшими за отчизну, с защитниками родины, знак памяти и солидарности с солдатами Великой Отечественной войны.Именно такая ленточка означает заветные слова Я помню-я горжусь

10) Воспитатель:полевые бинокли, какие были у командиров на войне.. С помощью увеличивающих стёкол вы сможете заметить те объекты, которые не заметны на первый взгляд.

-Призменный бинокль, кроме всего прочего, имеет большое поле зрения, обеспечивая обзор значительных участков местностей, а следовательно – и возможных целей для стрельбы. Иными словами, такие бинокли незаменимы в разведывательных операциях, так как позволяли заметить врага на большом расстоянии от него. Корпус такого бинокля зачастую окрашен в камуфляжные цвета, маскируя тем самым бинокль в полевых условиях. В военный бинокль можно видеть за 1000метров.Бинокль-это 2 трубки , со вставленными линзами внутри, увеличивают в 6-8 раз

Воспитатель: И вот отгремела война. Пришла долгожданная Победа. В этот день 9 мая 1945 года радовались все люди. Они выходили на улицы, обнимались и целовались. 9 Мая во всех городах проходит Парад Победы. По Красной площади идут полки, чеканят шаг солдаты, движется военная техника, демонстрируя мощь и силу нашей страны, пролетают над городом военные самолеты. А вечером бывает салют, посвященный этому великому дню. Давайте с вами тоже порадуемся этому великому дню и сделаем салют.

11)Физкультминутка «Салют»

Вокруг все было тихо. Встать прямо, руки опустить.

И вдруг - салют! Салют! Поднять руки вверх.

Ракеты в небе вспыхнули (Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой

влево - вправо

И там, и тут!

Над площадью, над крышами, Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками

поднять вверх (2-3раза)

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой.

На улицу, на улицу (Легкий бег на месте.)

Все радостно бегут,

Кричат: «Ура!», Поднять руки вверх, крикнуть «Ура!».

Любуются (Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо)

На праздничный салют!

12) Воспитатель. Началась мирная жизнь. Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой. Никогда этот день не забудут люди. В каждом городе есть памятник павшим в этой войне. Рядом с ним горит Вечный огонь. Этот огонь никогда не гаснет. Люди приносят к нему цветы в знак благодарности. Давайте сегодня, возложим цветы к Вечному огню, которые сделаем своими руками.

. Возлагают их к макету Вечного огня).

Воспитатель. Сегодня вы много узнали о жизни советского народа во время войны. Расскажите своим близким и друзьям об этом..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие в музей боевой славы"

Познавательное занятие для детей старшей группы с интеграцией областей "Познание", "Коммуникация", "Физическая культура", построенное в игровой форме....

«Экскурсия в музей боевой славы» конспект занятия. Фотоотчет посещения музея.

Данное занятие поможет педагогам расширить представление детей о защитниках страны в годы войны. Познакомит с мужеством и героизмом  наших бойцов. Вызовет чувство гордости за Российскую армию....

Конспект путешествия в музей: «Боевой славы» во второй младшей группе

Цель: Познакомить детей с понятием музей;  закрепить правила поведения в общественным местах;  развивать речевые навыки и умения.Знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, закр...

«Путешествие в музей боевой славы» Конспект образовательной деятельности в средней греппе

Занятие, способствующее уточнению и расширению представлений детей о героическом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войнне, о героическом прошлом нашей Родины на примере жизни сво...

Конспект экскурсии в музей боевой и трудовой славы "Дорогами войны - дорогами Победы"

Конспект экскурсии в музей боевой и трудовой славы "Дорогами войны - дорогами Победы"...

Конспект ОД в старшей группе "В Музее боевой славы".

Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев всегда слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Расширя...