Семинар для педагогов «Виды труда и формы его организации в детском саду и семье»
материал
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В последнее время, современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их к обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех этих учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но помогают ребенку легче адаптироваться в социальном окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov_vidy_truda.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
Семинар для педагогов
«Виды труда и формы его организации в детском саду и семье»
Воспитатель: Шишлянникова Е.В.
г.п. Пойковский 2020
Семинар для педагогов «Виды труда и формы его организации
в детском саду и семье»
Начнем со слов Антона Семеновича Макаренко «Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания».
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В последнее время, современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их к обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех этих учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но помогают ребенку легче адаптироваться в социальном окружении.
Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников мы видим в следующем:
1.Снижение у детей интереса к труду.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы) то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
3. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.
4. Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.
В условиях введения ФГОС ДО, проблема трудового воспитания стала
рассматриваться несколько под другим углом. Ведь теперь целью
дошкольного воспитания становится развитие активной, самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной преобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание, которое отражено в области «Социально-коммуникативное развитие» - это одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Трудовое воспитание дошкольников - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии .
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей.
Труд - важнейшее средство воспитания , начиная с дошкольного возраста, в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- поддержка инициативы в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принцип развивающего образования (системности и последовательности).
Всем вам известно, по своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:
• самообслуживание,
• хозяйственно-бытовой труд,
• труд в природе,
• ручной и художественный труд.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.).
Хозяйственно – бытовой труд необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны.
Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. - осуществляется в старших группах детского сада
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:
- в форме поручений,
- дежурств,
- коллективной трудовой деятельности.
Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
По форме организации трудовые поручения могут быть:
- индивидуальными,
- подгрупповыми,
- общими;
по продолжительности:
- кратковременными или длительными,
- постоянными или одноразовыми:
по содержанию: соответствовать видам труда.
Дежурство - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Классификация видов коллективного труда с точки зрения - С.А. Козловой.
Она предлагает следующую классификацию:
- общий труд;
- совместный труд;
- коллективный труд.
Общий труд - это труд, который выполняют несколько (или все) детей по единой цели. Форма организации - объединения в подгруппы и индивидуальный труд.
Совместный труд по подгруппам. В каждой подгруппе свое дело, результат труда одного ребенка зависит от другого. Участие всех детей необязательно.
Коллективный труд может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую ответственность за результат.
Основы трудового воспитания закладываются в семье.
Семья – дружный трудовой коллектив.
Как бы мастерски опытный и талантливый педагог ни реализовывал все цели и задачи по ФГОС, какие бы интересные трудовые игры ни придумывал, результат воспитания ребенка не будет достигнут, если нет единства и преемственности в воспитательном процессе в детском саду и в семье. Поэтому важно выработать общую систему приобщения к труду детей, донести до родителей важность совместного труда дома.
Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным: это и родительские собрания, консультации, беседы, мастер-классы, тематические стенды (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы), совместные творческие выставки (кормушек, скворечников, огородов на окне), экологические акции и субботники, конкурсы поделок и рисунков, фото и видеоотчеты о семейных трудовых делах, встречи с интересными людьми (из числа родителей), совместные проекты, оформление групповых комнат к праздникам, привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины», посещение открытых занятий, участие в праздниках и развлечениях). Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Вторая младшая группа.Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен познакомиться с семьёй воспит...
Мастер-класс «Организация работы детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по средствам изготовления лэпбуков»
Лэпбук - эффективная педагогическая технология, позволяющая активизировать творческий потенциал ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей, интереса к исследовательской деятельности, результа...
Организация взаимодействия детского сада и семьи в организации культурного досуга детей.
Консультация для педагогов о формах организации детского досуга....
Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи"
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни....
"Лэпбук как форма организации взаимодействия детского сада и семьи"
Детство – это уникальный период в жизни ребёнка и в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с ребенком нахо...
«Детско-родительские проекты, как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»
Метод проектов наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет всем участникам образовательного процесса не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совмест...
«Детско-родительские проекты, как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»
Формирование творческой личности – одна из главных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ребенка в первую очередь надо научить слышать, видеть, понимать, чтобы он вырос ра...