Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду.
методическая разработка
Мастер класс выступление на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс. выступление на педсовете. | 268.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»
Ведущий. Я рада приветствовать в этом уютном зале вас, уважаемые педагоги, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни. «Детство – это игра, игра – это детство».
Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от воспитателя большого мастерства и педагогического такта.
Ведущий. А сейчас я попрошу выйти ко мне 8 человек.
Упражнение «Десять секунд».
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы. Время: 5-15 минут.
Ведущий. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.
- Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на группы:
- по наличию часов на руках;
- по стилю обуви;
- по длине волос;
- по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;
- по цвету брюк и юбок;
- по цвету глаз;
- по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
Затем ведущая предлагаю участникам тянуть номерки: номера 1,3,5,7 –одна команда; 2,4,6,8 - другая команда. Садятся за столы)
(Столы стоят напротив друг друга по сторонам зала).
Ведущий. – Мы с вами сейчас поиграем в интеллектуальную игру: «Заморочки из бочки». (предлагаю педагогам вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос. Кто отвечает правильно – получает игрушку для своей елочки).
Вопросы:
1.Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Автобус», «Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр», «Столовая».)
2.Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? (это умение ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к построению воображаемой ситуации; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
3. Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры? (соответствующая предметно-развивающая предметно-игровая среда; определенные знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности; совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога; создание игровой ситуации).
4. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? («Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Библиотека», «Мы строители», «Космонавты», «Военные»)
5. На какие группы делятся приемы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные).
6. Какие приемы руководства относятся к первой группе? (ролевое участие в игре; участие в сговоре детей; разъяснения; показ оказания помощи; совет в случае затруднений).
7.Какие приемы руководства относятся ко второй группе? (дидактические игры; чтение художественной литературы; беседы о прочитанном; экскурсии и целевые прогулки; составление альбомов; встречи с интересными людьми; изготовление и пошив костюмов, атрибутов).
8.Чем отличаются приемы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приемов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые приемы, а с детьми старшего дошкольного возраста- косвенные приемы руководства).
Экспресс-опрос
1) Перечислите предпосылки с/р игры (ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная)
2) Назовите этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)
3) Назовите наиболее известных авторов - ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)
4) Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» (Д.Б.Эльконину)
5) Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)
6) Назовите компоненты с/р игры (сюжет, содержание, роль)
7) Определите, на каком этапе развития игры находятся дети:
a. - Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с другом.
б. - Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.
8) Определите на каком этапе развития игры находятся дети:
a. - Ссорятся из-за игрушки, каждый тянет ее к себе.
б. - С увлечением играют в путешествия.
9) Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)
10) Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль ….(взрослого)
11) Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)
12) общественно-политическим сюжетом ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)
13) Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)
14) Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)
15) Назовите гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)
16) Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру(оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)
17) Составьте перечень оборудования для с/р игры (Каждая команда выбирает табличку сами).
Ведущий. Молодцы, справились с вопросами. Ну что, ж, идем дальше. А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда под названием: «И все-таки игра!». Кроссворд будете разгадывать командой. Чья команда раньше справится с заданием, получит приз.
(Включается спокойная музыка).
Ведущий. А пока работают команды, я поиграю с вами (обращается к зрителям). Сейчас мы с вами определим составляющие сюжетно-ролевой игры. Я задаю вопрос – вы отвечаете.
Итак, вопрос первый: Это сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, представляющий собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.(Сюжет)
Вопрос второй: Это то, что воспроизводится ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни.(Содержание)
Вопрос третий: Это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. (Роль).
(Если команды не готовы, поиграть еще со зрителями и провести конкурс «Знатоки программы».)
Ведущий. Определите, какой возрастной группе соответствует программное содержание игры.
- Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
(от 1,5 до 3,5 лет)
- Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником.
(от 3 до 4 лет)
- Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
(от 4 до 5 лет)
- Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением.
(от 5 до 7 лет)
Ведущий. Ну что ж, наши команды закончили работать, и сейчас мы проверим правильность ответов в кроссворде.
(читаю вопрос – смотрим ответ. Кто быстрее и правильнее ответит – тому приз вручить)
4 этап: Проиграть ситуацию и найти пути решения проблемы (2 ситуации, вытягивают капитаны команд) Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность.
1 ситуация: Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Действия воспитателя.
Решение педагогических задач
1) Максим (4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».
Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?
Вариант ответа:
Воспитатель: Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.
Задача педагогического руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование предмета-заместителя.
2) Илья (5 лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас сфотографирую».
Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?
Вариант ответа:
Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня? (Берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)
- Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.
Задача педагогического руководства: привлечь к совместной игре других детей; продемонстрировать ролевое высказывания, обращенные к игрушке-партнеру.
5 этап: упражнение «Продолжи предложение»
Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:
- «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»
-«Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»
-«Я думаю, что игра полезна тем, что…»
-« Моя самая любимая игра…., потому что…»
-«Я считаю, что в игре дети учатся…»
-«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»
- «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»
-«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»
6 этап: Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме, предлагаем вам написать синквейн по игре вообще или по сегодняшнему мероприятию.
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Например
Игра
детская веселая
играют, общаются, веселятся
то, без чего дети не могут развиваться
времяпровождение
Время 3 минуты
Ведущий (заключительные слова):
- Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, постарались это сделать, и у них это неплохо получилось.
Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем детском саду.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, пусть эти «сердечки» добавят в вашу жизнь здоровья, счастья и любви
Ведущий. Я прошу команды подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».
Ведущий. Я благодарю всех за участие в работе и примите от меня эти памятки по руководству сюжетно-ролевой игрой в детском саду. Спасибо всем за внимание!
Памятка для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»
Сюжетно-ролевая игра
Развитие символической функции мышления, формирование плана действий, построение воображаемой ситуации;
Активный способ присвоения социального опыта, его преобразования;
Развитие символической функции мышления;
Развитие самостоятельности и готовности к сотрудничеству;
Овладение умением согласовывать свои действия;
Воспитание культуры гендерных взаимоотношений.
Рекомендации для воспитателей
1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.
2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3. Планирование организуйте так, чтобы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
4. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
5. Изменяйте предметно-игровую среду в дошкольном учреждении. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр.
6. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений.
7. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями.
8. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
9. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
10. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников.Теоретические основы.
В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шабло...
МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Совместную сюжетную игру следует организовывать в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобно это делать перед полдником и после него, когда малыши находятся в пом...
Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.
На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
Методика руководства сюжетно ролевыми играми детей младшего возраста
Значимость сюжетно-ролевых игр в жизни детей, роль педагога. Задачи и структуры игр.Серия игровых ситуаций и образовательной деятельности в режиме детского дня....
Методика руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников
В игре воспитанию подлежит ведущая роль.Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взросло...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»
Мастер-класс для педагогов на тему: «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»...