Методика руководства сюжетно ролевыми играми детей младшего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Скрипец Ирина Леонидовна

Значимость сюжетно-ролевых игр в жизни детей, роль педагога. Задачи и структуры игр.Серия игровых ситуаций и образовательной деятельности в режиме детского дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

Ценность сюжетно/ролевых игр в том, что они не ограничивают детей правилами, а дают свободу мышления, воображения в развитии сюжета игр, используя впечатления от окружающего мира.

В сюжетно/ролевой игре педагог берет на себя обучающую ведущую роль, используя педагогические технологии в системе знаний, совокупности методов и приемов, последовательности действий, ведущих к достижению целей не ограничивая при этом  самостоятельной деятельности детей.

Педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:

  • Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
  • Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
  • Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
  • Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
  • Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Технологическая составляющая педагога в процессе организации сюжетно-ролевой игры ставит задачи:

  выявить умение выбирать тему и придумывать несложные сюжеты;

 развивать умение самостоятельно распределять и выбирать роли;

 формировать умение пользоваться предметами-заместителями, осуществлять воображаемые действия;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения в игре.

В игре идет тесное переплетение технологии проблемного обучения и игровая технология.

Структура игры:

 беседа с постановкой проблемной задачи

 обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми проблемы,  проговаривая проблему своими словами)

 поиск путей выхода из проблемной ситуации

 театрализация с развитием детьми сюжета

 подведение итогов, выводы

В младшей группе я планирую одну сюжетно-ролевую игру в месяц, разбивая её понедельно на игровые ситуации. Параллельно эти игровые ситуации переплетаются со всей образовательной деятельностью в режиме детского дня. На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» я хочу продемонстрировать это в презентации.

Игровая ситуация «Машины едут по дороге»

Цель: Дать понятие, что автомобилем управляет человек - водитель.

В транспорте есть ремни безопасности, а маленькие дети в машине должны ездить в детском транспорте. Водители, пассажиры и пешеходы – являются участниками дорожного движения. И должны соблюдать правила дорожного движения.

  • Инсценировка рассказа Н.Павловой «На машине»
  • Дидактические игры «Найди свой цвет»,  «Светофор»

Игровая ситуация «Грузовая машина везет груз»

Цель: Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай; знакомство с плоскостным светофором и его сигналами.

  • Театрализованное представление «Дорога»
  • Аппликация «Сигналы светофора»

Игровая проблемная ситуация «Ремонт машины»

Цель: Знакомить детей с составными частями автомобиля (кузов, кабина, руль, колеса). Формировать умение пользоваться предметами – заместителями, осуществлять

воображаемые действия.

  • Чтение рассказа Н.Павловой «На машине»
  • Загадки
  • Кукольный спектакль «Наш друг - светофор»

Игровая ситуация «Автобус везет пассажиров»

Цель: Пассажиры – люди, которые едут в транспорте. Учить правила поведения в общественном транспорте (не шуметь, не бежать на свободные места, разговаривать спокойно, не высовываться из окна). Дать понятие, что для проезда в транспорте пользуются проездными билетами. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в игре. Активизировать в речи слова: «кабина», «руль», «колеса», «шофер», «салон».

  • Рассматривание картины « Едем в автобусе»
  • Разучивание стихотворения

Благодаря инновационным технологиям (творческому мастерству, технологиям проблемного обучения, информационно-коммуникативным технологиям), дети познают окружающий мир.

Игра развивает  у детей мышление, воображение, учит жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, инициативу.

(Презентация прилагается)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБ ДОУ детский сад № 12 «Солнышко» муниципального образования город-курорт Анапа Воспитатель: Скрипец И.Л. «Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно-ролевых игр»

Слайд 2

детей сводятся к следующему: Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.  Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.  Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.  Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.  Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей . Педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры

Слайд 3

 выявить умение выбирать тему и придумывать несложные сюжеты;  развивать умение самостоятельно распределять и выбирать роли;  формировать умение пользоваться предметами-заместителями, осуществлять воображаемые действия;  воспитывать доброжелательные взаимоотношения в игре. Технологическая составляющая педагога в процессе организации сюжетно-ролевой игры ставит задачи:

Слайд 4

 беседа с постановкой проблемной задачи  обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми проблемы, проговаривая проблему своими словами)  поиск путей выхода из проблемной ситуации  театрализация с развитием детьми сюжета  подведение итогов, выводы Структура игры

Слайд 5

С/р игра «Знакомство с улицей» Программное содержание : Уточнять и расширять представление детей об улице, дороге, тротуаре; познакомить с частями дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса); дать понятие о светофоре, о его назначении, познакомить с сигналами светофора; дать элементарные знания о правилах поведения на улице. Развивать наблюдательность. Знакомство с дорогой и её частями (на макете) Рассказ воспитателя о средствах передвижения Чтение сказки С.Михалкова «Бездельник светофор» Конструирование «Улица»

Слайд 8

Игровая ситуация «Машины едут по дороге» Цель : Дать понятие, что автомобилем управляет человек - водитель. В транспорте есть ремни безопасности, а маленькие дети в машине должны ездить в детском транспорте. Водители, пассажиры и пешеходы – являются участниками дорожного движения. И должны соблюдать правила дорожного движения . Инсценировка рассказа Н.Павловой «На машине» Дидактические игры «Найди свой цвет», «Светофор»

Слайд 10

Игровая ситуация «Грузовая машина везет груз» Цель : Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай; знакомство с плоскостным светофором и его сигналами. Театрализованное представление «Дорога» Аппликация «Сигналы светофора»

Слайд 12

Игровая проблемная ситуация « Ремонт машины» Цель : Знакомить детей с составными частями автомобиля (кузов, кабина, руль, колеса). Формировать умение пользоваться предметами – заместителями, осуществлять воображаемые действия . Чтение рассказа Н.Павловой «На машине» Загадки Кукольный спектакль «Наш друг - светофор»

Слайд 14

Игровая ситуация «Автобус везет пассажиров» Цель : Пассажиры – люди, которые едут в транспорте. Учить правила поведения в общественном транспорте (не шуметь, не бежать на свободные места, разговаривать спокойно, не высовываться из окна). Дать понятие, что для проезда в транспорте пользуются проездными билетами. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в игре. Активизировать в речи слова: «кабина», «руль», «колеса», «шофер», «салон » . Рассматривание картины « Едем в автобусе» Разучивание стихотворения

Слайд 16

« «Семья»

Слайд 19

«Парикмахерская»

Слайд 20

«Добрый доктор Айболит»

Слайд 22

Благодаря инновационным технологиям (творческому мастерству, технологиям проблемного обучения, информационно-коммуникативным технологиям), дети познают окружающий мир. Игра развивает у детей мышление, воображение, учит жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, инициативу.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Совместную сюжетную игру следует организовывать в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобно это делать перед полдником и после него, когда малыши находятся в пом...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Консультация для педагогов "Методик организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов "Методик организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста...

"МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА."

Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года)....

Задачи и методика руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего возраста

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к...