Кружок соленое тесто (вторая младшая группа)
рабочая программа (младшая группа)

Зебзеева Елена Павловна

Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnoe_testo_microsoft_office_word.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1» (дошкольное отделение)

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

кружка «ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»

для детей второй младшей группы

Руководитель: Зебзеева Елена Павловна


 

Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности,

это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.

Сухомлинский Василий Александрович

Соленое тесто – хороший обучающий материал. Его секрет простой: при лепке у малышей развивается моторика рук, а это прямая дорога к развитию речи.

Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня.

Я, руководитель кружка «Волшебное тесто». В наше время интерес к солёному тесту, как материалу для изготовления различных поделок возник сравнительно недавно. Хотя сама история соленого теста тянется из глубины веков. Из этой смеси наши предки лепили фигурки, сушили, раскрашивали. При этом фигурки из соленого теста хранились долго и хозяева относились к ним очень уважительно. Кстати сказать, мое знакомство с тестопластикой произошло, когда я пришла работать в детский сад, я стала перед задачей оформления творческой среды в группе для своих воспитанников. Тут-то и пришла на помощь тестопластика. В кружок дети приходят по желанию, интересам, либо берем одаренных. Но желание – это основной критерий для отбора в кружок.  

 Приходя в кружок, дети, как ни в каком другом занятии снимают свои негативные эмоции, никакие другие виды деятельности не производят такого эффекта, как разрывание теста на кусочки, а потом создание из него чего-то нового. Также игры с тестом полезны детям с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они нормализуют тонус. А ведь всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи. И что удивительно: занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхо-легочных заболеваний!

Из соленого теста можно лепить всё, что угодно. Кружковая работа с детьми ведется со второй младшей группы. Малыши начинают с элементарных колбасок и колобков, самолётов и солнышка, до грибочков, овощей и фруктов, цифр и букв. Ребята постарше - более сложные предметы и даже композиции. Из солёного теста очень удобно лепить плоские предметы, например ёлочку, корзинку, колобка вырезая контур самостоятельно стекой или используя шаблон. Чтобы пол учить от детей желаемый результат, мы обыгрываем поделки, оживляем персонажи, читаем стихи, потешки, иногда включаю звукозапись, которая звучит на протяжении всего занятия, что способствует релаксации и поддержанию в группе спокойной атмосферы. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.

Занятия лепкой помогают решить следующие задачи: 

  • Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.
  • Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и "шлепанье".
  • Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развивать эстетическое восприятие и интерес к лепке из соленого теста;
  • Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки;
  • Развивать технические навыки; учить передавать в лепке выразительные образы, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях);
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук и оптимального тонуса в них; развивать разговорную речь детей;
  • Учить украшать, вылепленные изделия при помощи стеки; использовать дополнительные материалы ( косточки, зернышки, бусинки );
  • Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом;
  • Учить сохранять правильную осанку при лепке, не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть свободно не напрягаясь.

Формы работы с детьми:

  • Беседы;
  • Занятия в игровой форме;
  • Рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, книжек;
  • Выставки для родителей;
  • Дидактические игры;
  • Развлечения с поделками
  • Заучивание считалок, потешек, стихов

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование;
  • Консультации

Предполагаемые результаты:

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Время проведения: вторник, четверг с 16 до 16-25ч.

РЕЦЕПТ СОЛЕНОГО ТЕСТА

 Хорошего тренажера для пальцев: соль, мука, вода. Если точнее, надо взять треть стакана воды, стакан муки  и полстакана соли. Порции приблизительные, если тесто начинает прилипать рукам, добавьте в него соли и муки, а если крошится – воды. Когда в квартире есть все эти компоненты, они смогут заменить ребенку много игрушек. В эту смесь можно досыпать  и другие компоненты для улучшения свойства теста. Для прочности в тесто добавляют клей или крахмал, для пластичности – детский крем или растительное масло. Можно ещё добавить пищевые красители. Тесто отлично хранится в холодильнике.  


Программа кружковой работы «Волшебное тесто» для детей младшей группы «Улыбка» 2019 – 2020 учебный год

Тематическое планирование

№ п/п        Тема занятия        Программное содержание        Оборудование

Сентябрь

1        "Я пеку, пеку..."        Познакомить детей с техникой лепки из солёного теста. (раскатывается, мнётся, отрывается) Свойства - Мягкое, эластичное.

Показать приём изготовления изделия из теста.

Тесто солёное, иллюстрации изделий, салфетки, дощечки индивидуальные.

Октябрь

2.        Лукошко.        Продолжать знакомство с техникой тестопластики.

Учить детей скатывать тесто в круглую форму.

Воспитывать аккуратность

Тесто солёное, иллюстрации ягод и грибов, салфетки, дощечки индивидуальные.

3        Ватрушка.        Закрепить навык раскатывания. Показать приём изготовления колбаски из теста. Придавать форму.        Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных калачи - ватрушки., салфетки, дощечки индивидуальные

Ноябрь

4        Калачи для бабушки.        Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Поощрять разные способы соединения деталей.        Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных калачи , салфетки, дощечки индивидуальные

5        Таба -нан (лепёшка)        Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Научить сплющивать детали.

Воспитывать аккуратность

Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных Лепешки, салфетки, дощечки индивидуальные

Декабрь

6        Украсим тарелочку.        Познакомить детей с техникой украшения изделия.

Закрепить навыки раскатывания и сплющивания теста.

Развивать чувство композиции.

Тесто солёное, пуговицы, трубочки для сока, салфетки, дощечки индивидуальные

7        Снежинка        Познакомить детей с изготовлением поделки на основе картона.

Закрепить навыки раскатывания колбаски, учить составлять целое из частей.

Картон синего цвета, Тесто солёное салфетки, дощечки индивидуальные

Январь

8        Рождественские украшения.        Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать предмет, используя цветное тесто, развивать цветовосприятие.        Тесто солёное, цветное - зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные

9        Медальоны        Познакомить детей с изготовлением медальона. Показать несколько приёмов украшения изделия - оттиском, цветными элементами. Воспитывать аккуратность        Тесто солёное, цветное - зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные, трубочки для сока, пуговицы.

Февраль

10        Пирог.        Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции.        Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные,

11        По замыслу        Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом.        Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные, печатки- пробки.

Март

12        Подарок маме.        Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции.        Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, пуговицы, ленточки.

13        Ароматные ленточки.(пара)        Познакомить детей с изготовлением поделки. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, учиться работать парами.        Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, пуговицы, ленточки.

Апрель

14        Гусеница.        Познакомить детей с изготовлением предмета . Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.        Иллюстрация гусеницы в природе, Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные .

15        Расцвели в саду цветочки.(коллективная)        Познакомить детей с изготовлением цветка из теста. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.        Иллюстрация цветочной поляны. Тесто солёное, цветное. Салфетки, дощечки индивидуальные, формочки для теста - цветок.

Май

16        Дерево.        Познакомить детей с изготовлением дерева из теста. Совершенствовать умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.        Иллюстрация деревьев.. Тесто солёное, цветное- коричневое и зеленое.. Салфетки, дощечки индивидуальные, формочки для теста - цветок.

17        По замыслу.        Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом.        Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные, печатки- пробки, зубочистки.

 

Упражнения и занятия  с тестом:

посильные задания для малышей в 3-4 года.

отщипывать кусочек;

прилеплять кусочек;

плющить кусочек теста всей ладошкой всей ладошкой;

катать колбаски;

катать маленькие колобочки одним пальчиком;

катать большие колобки ладошкой;

тыкать пальцем в лепешку;

резать стекой колбаску;

скатывать шарик, плющить пальцем маленькие лепешки.

Дети могут отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).

Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.

Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.

Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок. Или вылепить конфетки и завернуть их в фольгу.

Можно слепить соляные кулоны и бусы и запечь их в духовке. Есть их нельзя, зато можно раскрасить акварелью, нанизать на нитку и носить, как украшение. Подобные украшения могут быть тематическими: на них легко написать, скажем, инициалы именинника. В них можно воткнуть бисер, а через несколько дней расписать тонкой кисточкой.

Можно обмазывать тестом  баночки, орехи, крышки и т.п.

Можно раскатывать соленое тесто слоем около 7 мм, вырезать из него фигурки формочками для теста и эти фигурки потом раскрашивать гуашью и гелем с блестками, а после вешать на елку в качестве небьющихся елочных игрушек. А можно просто скатывать шарики, раскрашивать их, втыкать тонкую проволоку  - готовы елочные шары.

Из соленого теста можно лепить буковки, а потом из них складывать слова

Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом. Можно дать ребенку картонную основу - пирог, или картонный дом с окном, и предложить всю основу залепить толстым слоем теста. Потом даем детям по чуть-чуть разной крупы - и предлагаем украсить пирог или дом. Можно втыкать фасоль, горох, чечевицу, гречку, пшено, макароны разной формы, палочки, сухую траву, шишки, бисер, бусинки, кусочки фольги.

Можно облепливать тестом  шаблоны из толстого картона, заранее вырезает шаблон - например, яблочко или грибок, а потом уже зовет малыша лепить.

Облепляем картонный шаблон  фигурки - и втыкаем украшения из крупы и фольги, макарон, бумаги ...

Можно в качестве основы взять бумажную тарелку, заполнить ее толстым слоем теста и воткнуть в это тесто веточки, сухие листики, еловые лапки, ветки кипариса, шишки - получится лес.Далее - в зависимости от времени года - вы можете: налепить зеленые листочки,  посадить каштаны и скорлупки от орехов - пусть изображают грибы в осеннем лесу, а если захотите, можете добавить желтые и оранжевые листочки из пластилина; а если дело происходит зимой, вы можете всю композицию покрасить белой гуашью и гелем с блестками.

Хорошо лепить зверей и показывать с ними сказку - лепим трех медведей и девочку, или трех поросят и волка, делаем домики и прямо на столе показываем сказку. Или лепим самых разных зверей - и показываем, как они топают, прыгают, плавают, летают, здороваются, ходят в гости.

Технологическая карта организации учебной деятельности.

II младшая группа

Образовательная область: Творчество

Тема: Украсим тарелочку.

Раздел: Лепка

Цель: продолжать вызывать у детей интерес к лепке, учить передовать форму тарелочки,(прием раскатывания и вдавливания пальцами)

Билингвальный компонент - тарелка

Этапы деятельности        Деятельность воспитателя        Деятельность детей

Мотивационно-побудительный        Чтение стихотворения

К.Чуковский "Федорино горе" (отрывок о посуде)

Дети активно принимают участие в беседе

Организационно-поисковый        Предлагает детям изготовить тарелочку из теста

Показ приёма работы

Раскатать тесто м\у ладонями.

Скатать шарик - вдавить пальцами.

Украсить с помощью трубочек от сока (круги) или мелкими пуговицами по желанию детей.

- дети внимательно слушают ,смотрят

- дети под руководством воспитателя выполняют свои работы соблюдая последовательность.

Рефлексивно-корригирующий        "Посудная лавка"

Выставка работ.

Рассматривают, узнавание своей работы.

ожидаемый результат:

Знать: приемы лепки

Иметь: представления о посуде.

Уметь: выполнять последовательность в работе.

Технологическая карта организации учебной деятельности.

II младшая группа

Образовательная область: Коммуникация

Тема: Калачи для бабушки.

Раздел: Лепка

Цель: формировать у детей умение раскатывать из теста колбаски, соединять концы между собой, развивать бережное отношение к хлебу.

Билингвальный компонент:  - хлеб

Этапы деятельности        Деятельность воспитателя        Деятельность детей

Мотивационно-побудительный        Посылка - колосок,

Из какой сказки? (Клолосок)

Собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности

Организационно-поисковый        Организовывает беседу по содержанию сказки.

"Чтобы хлебушком насладиться, надо долго потрудиться"

Звукоподражание - "пых -пых"

Пальчиковая гимнастика

"Бабушка очки одела"

Показ лепки.

Отделить кусочек теста

Раскатать колбаску

Соединить концы колбаски между собой.

дети активно принимают участие в диалоге.

Стараются отвечать на поставленные вопросы

Дети отвечают на вопросы по сказке, развивают фразовую речь.

- дети разминают пальчики проговаривая слова.

Дети имитируют движения.

Дети выполняют калачи.

Рефлексивно-корригирующий        "Я пеку-пеку..." - словесная игра        Все дети принимают участие в игре.

ожидаемый результат:

Знать: содержание сказки.

Иметь: представления о способе приготовления теста.

Уметь: раскатывать колбаски из теста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Ладушки" во второй младшей группе.

Работа в кружке помогает развитию речевых, умственных и творческих способностей  детей младшей группы....

Кружок LEGOконструирования во второй младшей группе

Конструктор LEGO это нечто большее, чем просто игрушки! Кубики LEGO совмещают творчество и веселье, они застваляют оживать целые вселенные. Игры с LEGO развивают у детей любознательность, социальные н...

Конспект НОД по лепке из соленого теста в младшей группе «Солнышко смеётся»

Учить лепить солнце в    виде картины из диска(сплющенного шара) и лучиков (жгутиков). Показать возможность сочетания  разных по форме деталей в одном образе. Развивать мелкую мото...

Лепка из соленого теста 1 младшая группа. План на лето.

Ступеньки творчества Лепка из соленого теста 1 младшая группаКалендарное планирование на лето 2016 г....

Кружок Волшебные ладошки. Вторая младшая группа

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки»Новизна. Основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник ри...

Конспект игровой деятельности с элементами экспериментирования с соленым тестом 1 младшая группа

Конспект игровой деятельности с элементами экспериментирования с соленым тестом 1 младшая группа...

День жаворонка лепка из соленого теста в младшей группе

Цель:Создание условий для формирования у детей обобщённых представлений о весне.Приобщать детей к традициям и календарно-обрядовым праздникам русского народа и стимулировать к ним интерес.Задачи:- соз...