Конспект занятий "Дружба" по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Иванова Галина Павловна

Конспект занятий "Дружба" по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_druzhbadokument_microsoft_word.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

СЕРИЯ ЗАНЯТИЙ

ДРУЖБА

Занятие 1. "Знакомство"

Цель: развитие эмпатии, расширение представлений о себе, взгляд на себя с разных сторон;формирование взаимопонимания;содействие в формировании доброжелательных отношений в группе.

Задачи: обучение вежливости, воспитание эмпатии, доверия друг к другу, развитие эффективных форм поведения, мышечная релаксация.

ПРИВЕТСТВИЕ.

Упр. «Волшебный клубок».

Цель: игра, направленная на знакомство.

Воспитатель: «Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Он не простой, а волшебный. Этот клубочек поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу и каждый из вас расскажет нам о себе (как зовут, что ему больше нравится)».Воспитатель первый начинает знакомство и показывает детям. Затем он разматывает клубок, берется за начало нити и передает клубок ребенку, стоящему рядом. Дети передают клубок по кругу. Вот мы и познакомились. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас очень важен и значим. Дыхательно-координационное упражнение. Сделайте вдох. Во время вдоха медленно поднимите прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержите дыхание. Выдыхая нарисуйте перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры. Далее воспитатель предлагает детям обсудить совместное взаимодействие посредством вопросов, направленных на то, чтобы осознать совместное взаимодействие, поделиться впечатлениями.

РАЗМИНКА.

Упр. «Конкурс хвастунов».

Цель: развитие эмпатии у детей.

Для проведения упражнения необходимо участие не менее трех детей. Воспитатель предварительно уточняет у детей, умеют ли они хвастаться. После этого детям предоставляется возможность похвастаться, однако не обычным способом. Всех участников рассаживают по кругу и предлагают по очереди похвастаться своими успехами. Например, «у меня лучшая соседка... ее зовут..она лучше всех умеет...». Если у ребенка возникают затруднения, воспитатель может разрешить ему попросить помощи у любого ребенка.

При завершении конкурса хвастунов воспитатель совместно с детьми обсуждает, что для детей было приятнее, слушать, как про тебя хорошо отзываются или самому доставлять радость другому. Обсуждается, что вызвало наибольшее недоумение, удивление или радость в высказываниях сверстников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Цветок дружбы»

Цели: формировать взаимопонимание; .

Ведущий предлагает детям «превратиться» в очень красивые цветы. Каждый ребенок решает для себя, в какой цветок он хотел бы превратиться. Затем ведущий работает поочередно со всеми детьми. Сначала  он«сажает  семечко»-ребенок поджимает ноги,  садится на стульчик, опускает головку-он«семечко». Ведущий поглаживает его-«закапывает ямку». Затем из лейки иммитирует полив . «Семечко начинает расти»-ребенок медленно встает, поднимая вверх руки. Ведущий  помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда«цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой!»

Игровая ситуация «Пришельцы из космоса».

Цель: установление взаимодействия.

Одна группа детей изображает землян, другая - пришельцев. «Земляне» видят космический корабль, который приближается к земле, идет на снижение (смотрят на небо, изображают удивление, радостное ожидание). Корабль приземляется. Выходят «пришельцы». Они делают приветственные жесты. «Земляне» также отвечают им дружескими жестами. Происходит обмен рукопожатиями, улыбками. «Земляне» вручают букеты цветов. «Пришельцы» дарят подарки. «Земляне» приглашают «пришельцев» в свой дом, показывают им окружающие предметы и жестами объясняют их назначение: стол, стул, кровать, посуда, мыло, полотенце, хлеб, вода, расческа, фонарик, книги, мобильный телефон и др. «Пришельцы» удивляются, жестами просят уточнить или объяснить еще раз, одобряют, выражают восторг и др. В заключение все вместе играют в игру «Делай, как я» (показывают разные движения и вместе повторяют, играют с мячами и др.)  инопланетянином»

Игровая ситуация «Немое кино» 

Цель: актуализация эмоций, развитие взаимодействия.

 Воспитатель рассказывает детям о том, что раньше кинофильмы были немыми. Он приглашает детей в кинотеатр посмотреть немое кино. Предлагает детям-«артистам» передать жестами и мимикой разные состояния или просьбы: «Там злая собака, я боюсь, проводи меня», «Мне очень холодно, помоги мне!», «Мне весело, у меня новая машинка, давай поиграем!», «Посмотри, какой красивый у меня котенок, погладь его!», «У меня в кармане спрятано что-то очень интересное, догадайся, что это!» Дети, изображая актеров немого кино, пытаются воспроизвести предложенные ситуации или придумать новые. Зрители должны догадаться, что изображают «артисты».

РЕФЛЕКСИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Упр. Солнечные лучики.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Воспитатель просит детей протянуть вперед руки и соединить их в центре общего круга, образованного всеми детьми. Затем тихо постоять, и попытаться почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Ритуал прощания.

Занятие 2. "Мои эмоции"

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости для лучшего понимания партнеров по общению, развитие вербальной и невербальной коммуникации, тренировка бесконфликтного поведения.

ПРИВЕТСТВИЕ.

Упражнение Обыгрывание ситуации.

Цель – развитие вербальной и невербальной коммуникации, тренировка бесконфликтного поведения.

Представьте себе, что вы шофер автобуса, и вы проезжая мимо пешехода обрызгали его грязью. Вы вышли из автобуса, чтобы извиниться.

Участники попеременно «применяют» роли пешехода и водителя.

РАЗМИНКА

Игра «Лото «Мир эмоций»

Цель: актуализация эмоций.

На карточке, расчерченной на восемь квадратов, изображены пиктограммы с разными эмоциями. Пиктограммы изображают как отдельную эмоцию (радость, грусть, удивление, гнев и др.), так и их сочетания (2 веселых; 2 грустных, радость - грусть и др.). Карточки раздаются играющим детям (3-4 игрока). У воспитателя (водящего) имеется набор карточек, на которых изображены лица взрослых, детей, героев сказок с разной мимикой. Воспитатель показывает играющим карточку. Ребенок, у которого на карте есть аналогичная пиктограмма, должен сначала назвать эмоцию и затем закрыть маленькой карточкой свою пиктограмму. Побеждает тот, кто быстрее определит, назовет и закроет все пиктограммы на своей карточке.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Игра «Угадайка» 

Цель: развитие эмоциональной сферы и навыков сотрудничества.

 Дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен в своем наборе найти картинку, задуманную своим партнером. После этого две картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Игровая ситуация «Интонационные этюды».

Цель: умение передавать эмоциональное состояние мимикой, движениями.

 Детям предлагается произнести фразу («Наступил вечер», «Давай поиграем») или строку из стихотворения («Котик усатый по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит») с разными интонациями: грустно, весело, сердито, испуганно, обиженно, удивленно. Умение выразительно передавать в мимике, движениях и речи чувства и эмоциональные состояния формируется у детей в театрализованных этюдах и импровизациях, в танцевальной, художественно-театральной и изобразительной деятельности, в проблемных ситуациях»

Игровая ситуация «Телевизор».

 Цель: обучение детей различать эмоциональные состояния для развития навыков общения.

 В специально сделанной рамке («телевизоре») ребенок- «актер» демонстрирует различные эмоциональные состояния. Задача остальных детей — правильно понять их и назвать. Сначала взрослый сам демонстрирует эмоциональные состояния, затем в игру вовлекаются дети. Предварительно они шепчутся со взрослым о том, кого они хотят изобразить. Взрослый может посоветовать и прорепетировать (за ширмой) с ребенком образ, уточнить позу ребенка. Например, ребенок сидит, подперев рукой щеку, полузакрыв глаза (скучает); сидит, сдвинув брови, морщит лоб, трет его руками, смотрит вниз или на потолок (сосредоточенно думает, решает проблему); сдвигает брови, хмурится, поджимает рот, грозит пальцем, кулаком (сердится); отворачивается, кривит рот, наклоняет голову, трет глаза (обижается, огорчается); сидит, положив голову на ладонь, смотрит куда-то вдаль, слегка улыбается (мечтает, вспоминает что-то хорошее); улыбается, смотрит вдаль, нетерпеливо машет рукой (радуется встрече). Перед появлением на «экране телевизора» очередного «артиста» делают объявление: «А сейчас вы увидите очень интересного человека. Угадайте, какое у него настроение? Немного подскажу: каждый из нас не раз испытывал такое настроение!»

РЕФЛЕКСИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Упр. «Источник».

Необходимое оборудование:аудиозапись звуков воды (релаксирующих).Ведущий предлагает занять детям расслабленное положение тела, включает запись, и просит детей наслаждаться звуками воды и одновременно как бы погружаться в атмосферу леса, пения птиц, аромата цветов, звуков водопада. Ведущий предлагает детям почувствовать снятие напряжения посредством избавления от психологического стресса.

Занятие 3. "Умеете ли вы дружить?".

Цель: развитие умения видеть позитивные стороны другого человека; обучение конструктивному взаимодействию с другими людьми; отыгрывание подавленных эмоций, развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе; развитие навыков группового взаимодействия и сотрудничества.

ПРИВЕТСТВИЕ.

Игра «Похвалилки».

Цель: развитие умения видеть позитивные стороны другого человека.

Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает по очереди похвалить себя за что-нибудь хорошее, что было сделано сегодня. (например, сам проснулся, помог маме и т.д.). Если в группе есть ребята, кому это трудно сделать, воспитатель предлагает остальным ребятам помочь тому, кто затрудняется.

РАЗМИНКА

Упр. "Танец".

Цель: формирование умения самовыражения индивидуальности.

Педагог предлагает ребенку станцевать, и в танце воплотить какой-нибудь образ. Если у детей возникают затруднения при придумывании образа, можно предложить ему следующие - "бабочка", "зайчик", "лошадка", "цветок", "птичка". Важна танцевальная, а не мимическая направленность упражнения.

Игровая ситуация «Нетрадиционное приветствие». Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе.

Детям предлагается разделиться на пары, для чего им раздаются заранее приготовленные карточки с именами известных дуэтов из мультфильмов, басен (Дед Мороз и Снегурочка, Крокодил Гена и Чебурашка, Стрекоза и Муравей, Ворона и Лисица и т.д.) После того, как образовались пары, необходимо поприветствовать друг друга, касаясь частями тела по команде. Например, по команде «Друг к дружке» нужно поменяться местами.

Приветствуем друг друга:

- Нос к носу, щека к щеке,

- Ухо к уху, друг к дружке (дети меняются парами)

- Пятка к пятке, локоть к локтю,

- Колено к колену, бедро к бедру, друг к дружке

(дети меняются парами и т.д.).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Игровая ситуация "Иванушка-дурачок". Кто из вас хотя бы однажды оказывался в такой ситуации, когда другие дети не хотели с вами играть? Кого из вас когда-нибудь обижал друг, ответив на вашу просьбу: «Мне сейчас некогда»?

Воспитатель: Иногда нам приходится сталкиваться с тем, что другие не хотят с нами общаться. В таких случаях нам поможет наша фантазия. С ее помощью мы можем сохранить хорошее отношение к самим себе. И я сейчас покажу вам, как это можно сделать.

Сядь, пожалуйста, поудобнее и закрой глаза. Представь себе, что ты подходишь к группе играющих детей, чтобы попроситься поиграть с ними. А эти дети кричат тебе: «Уходи, дурачок, отсюда!» Тогда ты принимаешь решение поймать этих ребят на слове. Представь себе, как маленький Иванушка-дурачок из сказки постепенно становится веселым и сильным добрым молодцем. Ты можешь представить себе Иванушку-дурачка из сказки про Василису Прекрасную, про Серого волка или из сказки про Конька-горбунка. Представь себе, что дети продолжают играть между собой, повернувшись к тебе спиной. Пусть твой Иванушка-дурачок становится все больше, сильнее и могущественнее. На нем появляются настоящие богатырские доспехи, на которых огромными золотыми буквами написано твое имя.

Теперь ты можешь увидеть, как дети поворачиваются к тебе и застывают в сильном изумлении и легком испуге, ведь «маленький дурачок» превратился в такого большого и бравого молодца. Это настоящий богатырь, самый большой из тех, кого они когда-либо видели в своей жизни. И теперь представь себе, что этот богатырь и есть ты. И ты можешь произвести на детей еще большее впечатление, превратив свои доспехи в золотые. Послушай, как громко восхищаются дети: «Ах! Ох! Вот это да!» Они подходят и спрашивают: «А можно к тебе прикоснуться? А можно потрогать твой меч-кладенец? А можно поиграть с тобой?» И ты понимаешь при этом, что они восхищаются тобой и мечтают просто постоять рядом с тобой. А теперь ты снова можешь стать  самим собой и надолго сохранить в своей памяти образ этого богатыря – Иванушки-дурачка. Постарайся почувствовать удовлетворение от того, что тебе, в конце концов, удалось получить признание и интерес. Скажи самому себе: «Я важный и интересный человек!».

А теперь потянись, попеременно напрягая и расслабляя все мышцы, и открой глаза…Рефлексия. Как ты чувствуешь себя, когда окружающие восхищаются тобой? Что означает быть чутким и внимательным к другому?

Игровая ситуация "Змея". Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок - «голова змеи», последний - «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребёнок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игровая ситуация "Цепочка". Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину впередисидящего ребенка. Ребенок, сидящий в конце «цепочки», загадывает какое-либо чувство и без слов - одними только движениями пальцев - передает его партнеру. Тот должен угадать это чувство и передать его следующему и т. п. При этом они вслух не произносят свои догадки. Когда «чувство» дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает его, какое чувство он получил, и сравнивает его с тем чувством, которое первоначально передавалось.

РЕФЛЕКСИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Упражнение «Волшебный ковер»

Цель: отыгрывание подавленных отрицательных эмоций и агрессии.

Если дети чересчур возбуждены, они могут таким образом выплеснуть свое возбуждение, и дальше с ними можно будет спокойно работать. Опыт «брыкания» позволяет найти мирный путь проявлению детской агрессии. Это упражнение дает детям некое доверие друг к другу.

Занятие 4. "Давайте дружить"

Цель: развитие навыков правильного бесконфликтного поведения; развитие доверия и групповой динамики; воспитание произвольного контроля; улучшение взаимоотношений между детьми; развитие умений конструктивно выходить из ситуаций.

ПРИВЕТСТВИЕ.

Цель: установка на положительный настрой.

«Как правильно дружить». В ходе беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы обучение протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагают всеми участниками группы и оформляются в «Правилах дружбы».

РАЗМИНКА.

Упр. «Дискуссия».

Цель: формирование невербальных навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.

Инструкция воспитателя. Вы разбились на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. Обсуждение в кругу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Игра «Попутчик»

Цель: групповое взаимодействие, воспитание произвольного контроля.

Дети свободно двигаются по комнате, и каждый произносит название той страны, в которую хотел бы поехать. Когда ребенок слышит, что кто-то еще произносит то же самое, то берет его за руку: «Нашел попутчика!». Перед началом игры ставится задача: найти себе попутчиков.

Упражнение    «Карикатура».

Цель: осознание, личностных качеств, возможность «посмотреть на себя со стороны».

В группе выбирается один ребенок. Совместно обсуждаются, какие качества личности они ценят в этом участие, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого подростка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. Затем, предметом обсуждения становиться другой ребёнок.    

Упражнение «Разыгрывание ситуаций».

Цель: навыки  поведения.

Предлагается следующие ситуации:

- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых ребенка. Разними их.

- Тебе очень нужен какой-то предмет у одного из ребят. Попроси её.

- Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

- Ты нашел на улице слабого, замёрзшего котёнка - пожалей его.

Игра "Как поступить?".

Ход игры: Для этой игры вам потребуется несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие:

а) все сажают овощи, цветы, деревья, а один ребенок сидит без дела.

б) дети собирают урожай, а одна девочка набрала их так много. Что не может удержать их в руках.

в) двое детей едят что-то вкусное, а третий нет.

г) дети играют, а у одного ребенка нет игрушек.

д) ребенок плачет.

Эти картинки лежат на столе изображением вниз. Игру можно начать стихами, загадкой или пословицей. Например:

Одному не под силу - зови товарищей. Все силы отдай, а друга в беде выручай. Дети должны. Взяв картинку, подобрать свой выход из ситуации. Предложенные ситуации и выходы из них можно разыграть.

РЕФЛЕКСИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ занятия для ассимиляции полученного опыта.

Упражнение «Ручеёк радости». Цель: снятие напряжения, ассимиляция полученного опыта.

Воспитатель просит детей мысленно представьте себе, что внутри у каждого из них поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Ведущий предлагает поиграть с ним и мысленно представить себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ручки переливается друг другу по кругу. (Дети, взявшись за руки, совершают волнообразные движения руками). Обсуждение испытанных детьми ощущений. Воспитатель просит детей протянуть вперед руки и соединить их в центре общего круга, образованного всеми детьми. Затем тихо постоять, и попытаться почувствовать себя теплым солнечным лучиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Исследовательская работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр

       Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со све...

Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»

Формирование у детей 3-4 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности....

Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятий "Сплоченность"по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятий "Сплоченность"по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста....

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста...