Виды компетенций, необходимые педагогу в условиях образовательной организации.
статья
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_kompetentsii.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды компетенций, необходимые педагогу в условиях образовательной организации.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге детского сада. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональных педагогических компетенций.
Прежде, чем перейти к обсуждению вопроса профессиональных компетенций педагога ДОУ, рассмотрим понятие «компетенция». Профессор Ирина Алексеевна Зимняя отмечает, что понятие «компетенция» связано с именем Аристотеля, изучавшего «возможности состояния человека, обозначаемого греческим «atere» – «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности». В образовательной среде понятие «компетенция» получило свое распространение во второй половине XX века. В настоящее время наиболее часто используется определение, предложенное профессором Андреем Викторовичем Хуторским: «Компетенция – это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».
Наряду с понятием «компетенция» используется понятие «компетентность» – это качество личности, которое проявляется в способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретённом в процессе обучения и социализации. Таким образом, иметь сформированную компетентность – значит обладать определенными знаниями, определенной характеристикой; владеть компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.
В ФГОС высшего образования на направлению подготовки «Педагогическое образование» установлены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника в результате освоения программы бакалавриата. Рассмотрим перечисленные компетенции применительно к педагогу дошкольного образования.
Основными характеристиками общекультурной компетенции педагога ДОО выступают:
- мировоззренческая культура (знание основ мировой и национальной культуры, духовных и нравственных основы жизнедеятельности человека, ценностные ориентиры),
- социокультурные нормы (система правил поведения в обществе, общности, группе, поведение личности),
- культура речи (знание родного языка и умения грамотно излагать мысли),
- культура общения.
- культура межличностных отношений (доброжелательность, справедливость, толерантность, сострадание, сочувствие и т. д.).
Общепрофессиональные компетенции предполагают, что педагог ДОО осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении социальных и профессиональных задач; способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции предполагают, что педагог ДОО должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной; учебно-методической; социально-педагогической деятельности. Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
– умение планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
– умение создавать развивающую предметно-пространственной среду;
– обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья детей.
Данные критерии уточняются следующими показателями компетентности педагога:
– знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
– умения формировать знания, умения и навыки у воспитанников в соответствии с образовательной программой.
Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
– умение планировать воспитательно-образовательную работу;
– умение проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии уточняются следующими показателями компетентности:
– знание примерных общеобразовательных программ и методик обучения и воспитания детей;
– умение планировать, проектировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
– владение технологиями психолого-педагогического исследования и мониторинга воспитания и обучения детей.
Кроме того, воспитатель должен уметь соединять основные и парциальные программы, обогащая и расширяя содержание каждого направления развития, избегая выборочности в формировании тех или иных качеств ребенка, формируя целостность восприятия ребенком.
Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь интегрировать содержание всех образовательных областей, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий и событий исходя из воспитательных и образовательных задач.
Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
– умение оказать консультативную помощь родителям;
– создание условий для развития и социализации детей; – защита интересов и прав детей.
Данные критерии уточняются следующими показателями:
– знание основных нормативно-правовых документов о правах ребенка и обязанностях родителей по отношению к детям;
– умение вести не директивную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОО.
Таким образом, современный педагог системы дошкольного образования должен обладать необходимыми знаниями в области обучения и воспитания дошкольников, уметь проектировать и воплощать целостный педагогический процесс формирования всесторонне развитой личности, знать нормативно-правовую базу ДОО, возрастные особенности детей, уметь вести педагогическую работу с родителями детей. Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования включает в себя большое количество аспектов, без которых невозможна образовательная деятельность.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах; обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственных профессиональных компетенций. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Список использованной литературы.
- Зиновенко О.А., Егорова Ж.С. К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2017. С. 106-109.
- Корешкова М.Н., Рыжевская М.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. №24. С. 464-466.
- Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2011. №12. Т.2. С. 102-104.
- Ломакина Г.Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 276-279.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной работы по формированию звукопроизношения с детьми дошкольного возраста в условиях образовательной организации.
В статье раскрывается особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста....
Участие в окружном конкурсе на получение денежного поощрения лучших педагогов и образовательных организаций ХМАО-Югры в номинации «Лучший педагог (воспитатель) дошкольной образовательной организации»
Участие в окружном конкурсе...
Профессиональные компетенции необходимые педагогу ДОУ при формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебного исследования.
Методические рекомендации для педагогов...
Образовательная технология "Говорим, понимаем, общаемся" по освоению детьми-инофонами русского языка в условиях образовательной организации с полиэтническим составом воспитанников
Образовательная технология "Говорим, понимаем, общаемся" по освоению детьми-инофонами русского языка в условиях образовательной организации с полиэтническим составом воспитанников: разработч...
Образовательная технология «Говорим, пони-маем, общаемся» по освоению детьми-инофонами русского языка в условиях образовательной организации с полиэтническим составом воспитанников
Образовательная технология по работе с детьми-инофонами...
О необходимости посещения детьми дошкольной образовательной организации для их гармонического всестороннего развития
Что дает посещение детского сада ребенку?Прежде всего - возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необход...