«Работа с гиперактивными детьми».
консультация (младшая группа)

Маркина Любовь Федоровна

«Работа с гиперактивными детьми». Гиперактивные дети обычно очень подвижны, импульсивны, часто отвлекаются, отличаются бесцельной двигательной активностью, на занятиях демонстрируют быстрый темп работы, но не могут довести ее до конца, не способны выполнять точные движения. После проведения первичной диагностики общего уровня развития и развития психических процессов выяснилось, что в детском коллективе имеется группа детей с импульсивным поведением и низким уровнем развития внимания. Такие дети встречались в группах всегда, но работа с ними велась интуитивно, неосознанно. Отмечено, что гиперактивных детей с каждым годом становится все больше, и поэтому педагоги совместно с узкими специалистами – врачом, психологом – пытаются осмыслить эту проблему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67

комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

            «Работа с гиперактивными детьми».

Составила: Маркина Любовь Федоровна

Санкт-Петербург

2021 г.

            «Работа с гиперактивными детьми».
Гиперактивные дети обычно очень подвижны, импульсивны, часто отвлекаются, отличаются бесцельной двигательной активностью, на занятиях демонстрируют быстрый темп работы, но не могут довести ее до конца, не способны выполнять точные движения. После проведения первичной диагностики общего уровня развития и развития психических процессов выяснилось, что в детском коллективе имеется группа детей с импульсивным поведением и низким уровнем развития внимания. Такие дети встречались в группах всегда, но работа с ними велась интуитивно, неосознанно. Отмечено, что гиперактивных детей с каждым годом становится все больше, и поэтому педагоги совместно с узкими специалистами – врачом, психологом – пытаются осмыслить эту проблему. Шесть месяцев велось наблюдение за поведением детей, за тем, как они строят свои взаимоотношения со сверстниками, как ведут себя на занятиях, могут ли самостоятельно занять себя какой-то деятельностью. Ведя наблюдения за детьми, педагоги отмечали все изменения в их поведении: темп деятельности, степень их утомляемости, усидчивость, умение сосредотачиваться на задании. Результаты этих наблюдений обсуждались на ПМПК, выявлялись причины неудач и вырабатывались пути дальнейшей совместной работы. Было очевидно, что методы педагогического воздействия и создание педагогических условий работы с гиперактивными детьми должны во многом отличаться от работы с другими детьми. Перед педагогами, работающими на группе, встала задача сделать все необходимое для того, чтобы эти дети чувствовали себя комфортно. Работу лучше начать с бесед с родителями, объясняя им причины и характер неадекватного поведения ребенка. Самое главное на этом этапе – донести до родителей простую мысль, что необычность поведения их детей не результат их плохого характера и не упрямство, которое непременно надо сломить, а специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка. Эту особенность надо обязательно учитывать в процессе воспитания. Учитывать, но не пробовать искоренить, как бы сильно она ни раздражала родителей. Целью бесед с родителями является выбор единого для окружающих ребенка взрослых стиля поведения и воспитания, оптимальный именно для него. Именно родители в состоянии первыми заметить, когда больше возбуждается ребенок, имеют возможность наблюдать за сном ребенка. Родители могут организовать быт дошкольника таким образом, чтобы снизить факторы, вызывающие психоэмоциональное возбуждение ребенка, и загрузить посильной для него деятельностью. Для реализации этих целей родители могут использовать траволечение, легкий массаж перед сном, ванны с солями и травами, ароматерапию. К сожалению, не все родители были готовы к сотрудничеству. Кто-то не придавал большого значения такому поведению детей, списывая все на их возраст, кого-то пугали откровенные беседы с воспитателями и психологом. Но все же большинство родителей гиперактивных детей выразили готовность к сотрудничеству, и эффективность этой работы скоро стала видна и родителям, и воспитателям. Следующим этапом нашей работы выступило изучение особенностей поведения гиперактивных детей в учебной деятельности и последующий их учет в работе педагогов. Может показаться, что научить гиперактивного ребенка чему-либо чрезвычайно просто: он охотно и уверенно берется за любое дело, смело, без колебаний приступает к нему, даже не дослушав до конца задание. В случае неудачи ребенок лишь слегка удивляется, но не придает ей значения, быстро забывает о ней и результате все время повторяет одни и те же ошибки. Однако было замечено, что такие дети редко по несколько раз возвращаются к той же задаче, им свойственно браться за новое задание независимо от результатов предыдущего. Непоседливость, невнимательность, неумение сосредоточиться, неспособность просидеть 20–30 минут в одной позе определяют поведение гиперактивного ребенка на занятии. Нужно отметить, что

  • причиной неправильно выполненного задания может быть и неспособность детей понять словесную инструкцию воспитателя. Поэтому, давая им большие задания, следует разбивать их на последовательные части, контролируя выполнение каждой из них. Нами было замечено, что гиперактивные дети не способны к выполнению заданий с отдаленным результатом, например, построить дом, где будут жить куклы. Им трудно удержать «образ цели», поэтому при строительстве дома она может меняться несколько раз. Это будет то башня, то ракета, то еще что-нибудь. Не видя цели, дети не могут держать в памяти определенную последовательность действий, отсюда хаотичность, отвлечение на другие занятия, неумение работать по образцу. С гиперактивными детьми важно все делать вместе: обсуждать задание, проговаривать все действия. Важно, чтобы ребенок как можно больше действовал собственными руками: примерял, ощупывал, прикидывал, сравнивал и только потом делал вывод. Гиперактивные дети не в состоянии поддерживать активное внимание в течение занятия. Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Если ребенок работал продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятия дольше. Пользы это не приносит. Лучше переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, убрать игрушки, помочь провести физкультурную минутку. Нами было отмечено, что чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет. Большое внимание гиперактивным детям необходимо уделять на занятиях по физической культуре. Занятия состоят из нескольких блоков, которые дают нагрузку разной интенсивности. Подбираются упражнения, требующие точности движений, что для гиперактивных детей особенно важно. Большинство таких детей имеют повышенный мышечный тонус. Хороший результат дает «сухой бассейн», в котором шарики, массируя тело ребенка, снимают напряжения в мышцах. Из-за того что этим детям нужно ограничивать упражнения скоростного характера, в подвижных играх даются роли, требующие активного торможения. Используются и спортивные игры: городки, баскетбол, бадминтон, дартс, боулинг, которые задействуют детскую энергию и в тоже время активно регулируют поведение благодаря правилам, содержащимся в каждой спортивной игре. Еще одним аспектом нашей работы является организация повседневной деятельности гипрактивных детей, стимулирование их возможностей через предметно-развивающую среду. Приучать гиперактивных детей к усидчивости следует постепенно, можно часто предлагать занятия и игры, требующие терпения. Поэтому в предметно-развивающую среду группы надо внести раскраски, мозаики, пазлы, конструкторы, настольные игры на несколько участников, так как в этом случае соревновательный мотив способствует поддержанию интереса к игре у гиперактивного ребенка. Одним из условий регулирования двигательной активности гиперактивных детей на прогулке является частая смена деятельности. Для того чтобы ребенок не перевозбуждался, подвижные игры чередуются с играми с природным материалом (водой, песком), индивидуальной работой с детьми, трудовыми поручениями. В конце прогулки проводятся наблюдения, дыхательная гимнастика, игры малой подвижности. После прогулки до обеда детям предлагается сделать массаж рук, пальчиковую гимнастику, помыть руки до локтя холодной водой. Наши наблюдения показали, что гиперактивные дети с трудом засыпают днем. Для решения этой проблемы во время засыпания можно использовать спокойный музыкальный фон, ароматерапию, чтение книг. Для гиперактивных детей очень важен тактильный контакт, поэтому, укладывая ребенка спать, можно сесть рядом с ним, погладить его, сказать ласковые слова. Благодаря этому мышечная напряженность и эмоциональное беспокойство снижаются, ребенок засыпает, а проснувшись отдохнувшим, становится менее импульсивным и непредсказуемы.
  • Медленный подъем после сна должен быть постепенным и спокойным, с легкими поглаживающими упражнениями в постели под тихую спокойную музыку, а гимнастика обязательно заканчивается релаксирующими упражнениями. Существенным направлением работы является организация межличностного общения детей. Чем старше становятся гиперактивные дети, тем сложнее их отношения со сверстниками. Подбирая игры (особенно подвижные), необходимо учитывать следующие особенности гиперактивных детей: очень высокую активность, импульсивность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. В игре им, как правило, трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других детей, поэтому в коллективную игру включаем таких детей постепенно. Начать можно с индивидуальной работы, затем начинаем привлекать ребенка к играм с четкими правилами, способствующими развитию внимания, в малых подгруппах, и только после этого переходим к коллективным играм. При взаимодействии детей нередко возникают конфликтные ситуации. Конечно, желательно их не допускать и своевременно предотвращать. Однако если конфликтная ситуация возникла, то легче ее остановить на стадии нарастания. Например, во время нарастания напряженности между двумя гиперактивными детьми мы предлагаем поручить им выполнение какого-нибудь совместного задания, связанного с физическим трудом или спортивной игрой. Мышечные нагрузки помогают выплеснуть «отрицательную» энергию и сгладить конфликтную ситуацию. Если конфликтная ситуация все же происходит, то ее «отрицательная» энергия находит выражение в силовых приемах. Воспитательные меры на этой стадии не приносят успеха. При вспышках агрессии, эмоциональном приступе рекомендуем использовать метод уговора, элементы арттерапии (когда ребенок лепит, рисует, конструирует) или же позволить ребенку уединиться (посидеть в спальне, коридоре), предложить ребенку «терпеливую подушку», на которую он может выплеснуть свою агрессию. Когда конфликтная ситуация исчерпана и участники конфликта выплеснули отрицательную энергию, происходит разрядка напряжения. У детей возникает чувство вины, сожаления и раскаяния. На этом этапе уже эффективны воспитательные беседы, совместный поиск другого выхода из этой ситуации. Нами использовались изолирование детей, обтирание и умывание холодной водой. Ребенку задавались вопросы: ты собой доволен? одобряешь ли ты свой поступок? Важным моментом в общении с детьми является подведение итогов дня, где дети вспоминают прожитый день, что нового, интересного они узнали, что их сегодня порадовало или огорчило. Здесь важно отметить каждого ребенка, особенно гиперактивного. Подчеркнуть его успехи, вспомнить положительные моменты в его поведении, поддержать его начинания, отметить каким-то сюрпризом, поделиться его «маленькими победами» с родителями. Таким образом, возможности педагогов в решении проблемы гиперактивности достаточно велики. Ищущий педагог всегда может предложить свой подход к гиперактивному ребенку. Далее мы представляем наработки воспитателей МДОУ № 10 г. Озерска, иллюстрирующие различные варианты решения повседневных вопросов, связанных с воспитанием гиперактивных дошкольников. Как реализовать двигательную активность «шустрика» в течение дня (Иванова А.Ф.) Организация двигательной активности является обузданием расторможенности. Рассмотрим это на примере одного из наших воспитанников. Тимофей пришел к нам в группу в 2 г. 3 м. Был агрессивен, кусал детей, на замечания реагировал криком, падал на пол, топал ногами, отнимал игрушки у детей. Утром, Тимофей когда приходит в группу, обращаем внимание на то, какое у него настроение. Если настроение хорошее, то поддерживаем его в течение дня, если же плохое – стараемся повысить. Хвалим его, гладим по голове, глядя ему в глаза, улыбаемся. Мальчика следует всегда держать в поле зрения, чередуя виды деятельности, чтобы не дать ребенку перевозбудиться. Когда ребенок устал от беготни, его следует посадить за стол и занять делом, дать задание, которое он мог бы завершить, поощрять за все виды деятельности. Во время игры в группе двигательную активность следует чередовать с занятиями рисованием, лепкой, играми со строительным материалом. В помещении просим Тимофея убирать игрушки, складывать вещи в шкафчик, обращаем внимание на то, что в саду и дома он должен делать это и доводить начатое до конца. На прогулке Тимовею  давались такие задания: собрать лопатки в сумку, сделать куличик для куклы из песка/снега,догнать мячик  и т. д. За выполненное задание хвалили Тимофея. После прогулки предлагалось помыть руки прохладной водичкой от локтя до ладошки, чтобы снять напряжение. Если происходил всплеск эмоций, старались отвлечь хлопком, уговором, использовали игровой момент «догоню-догоню Тимофея ». При всплеске отрицательных эмоций стараемся обнять мальчика, пожалеть, погладить его по голове. Чтобы отучить ребенка от кусания, Тимофея в группе и дома давали грызть  яблоко. В группе есть диванчик с подушкой, поэтому иногда Тимофея предлагается полежать, чтобы он мог переключиться, успокоиться. Неоднократно с мамой Тимофея  проводилась беседа психологом и воспитателем группы. Мы считаем, что для решения проблемы особенно важны единые педагогические требования и четкий режим жизнедеятельности. Если гиперактивному ребенку уделять больше внимания, любить его, жалеть, переключать его внимания с капризного поведения на спокойные, интересные для него игры, ребенок станет спокойнее, ласковее, доверительнее. Для таких детей важен режим, занятия должны строиться волнообразно, ускоренно. В повседневной деятельности для расслабления можно использовать мытье рук, лица; игры для переключения внимания детей, а также упражнения, развивающие фонематический слух: «Еде звенит», «Капелька», «Свечка», «Что слышишь». У воспитателя должно быть ровное отношение ко всем детям и всегда хорошее настроение. Необходимо знакомить родителей с приемами общения с такими детьми, а именно с положительными формулировками, чтобы при постоянных замечаниях, нареканиях у ребенка не формировалась заниженная самооценка. Приведем пример таких словесных установок: «Ты очень чувствительный, изменения для тебя тяжелы, ты любишь жить по распорядку, ты очень впечатлительный, настойчивый, упрямый, с характером, упорный, артист, отличаешься от всех, ты хочешь обратить на себя внимание, ты меня удивил, голосистый, звонкий, громкий, егоза, заводная игрушка, смелый петушок, распетушился и т. п.».
  • Рефлексия – способность осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Цель рефлексии – избавление от накопившегося напряжения, успокоение, дающее детям возможность чувствовать себя нужными и любимыми сверстниками и воспитателями, получение необходимой для эмоционального благополучия дозы положительных эмоций. Рефлексия проводится со всей группой детей ежедневно во второй половине дня перед выходом на прогулку. Она проходит под разными девизами:  Что я сегодня сделал сам.  Чем мне запомнился этот день.  Что нового я сегодня узнал.  Наши славные дела. Воспитатель дает оценку положительным действиям детей, обращает внимание на детские работы, выполненные самостоятельно в течение дня, побуждает детей к дальнейшему совершенствованию этих работ, затем каждому ребенку предоставляется возможность сказать о себе что-то хорошее. За время работы с детьми хочется отметить, что ребята стали с удовольствием принимать участие в подведении итогов дня, интересно рассказывают о прожитом дне, о своих делах, успехах за день, о своих чувствах, оценивают себя и своих товарищей. У большинства детей преобладает в целом положительное отношение к сверстникам, но вместе с тем есть в группе дети, которые относятся к другим детям недоброжелательно и видят в них только плохое, хотя дети к ним относятся хорошо.

С этими детьми и их родителями мы совместно с психологом ведем индивидуальную работу и надеемся, что их недоброжелательность не перейдет в серьезную проблему. Подводя итог, хочется сказать, что развитие рефлексии имеет большое значение для развития личности ребенка, его представлений о себе и сверстниках, для морального развития детей. Хочется порекомендовать воспитателям использовать эту традицию ежедневно, особенно если в группе есть гиперактивные дети, так как для них особенно важны моменты общения с детьми и взрослыми, положительные оценки своих товарищей и воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для работы с гиперактивными детьми. Памятка для педагогов

Представлены упражнения для развития самоконтроля и произвольности у детей. Информация очень полезна для педагогов....

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми

Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь, пожалуйста, с данным материалом. Эти рекомендации появились в результате изучения литературы по работе с гиперактивными детьми. Надеюсь, они будут для вас полезны!...

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ"

Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эфф...

Особенности работы с гиперактивными детьми

раскрыты некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулированны правила взаимодействия и направления в пла...

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

План работы с гиперактивными детьми и детьми, со сниженной активностью.

Поквартальный план составлен с учетом поведенческого и эмоционального поведения детей. Музыкальный репертуар представлен разнообразными народными играми....

Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...