Исследовательская работа "Масленица" воспитанника подготовительной группы
творческая работа учащихся (подготовительная группа)

Башар Лариса Сергеевна

     В современном мире люди начали забывать о традиционных русских народных праздниках. В древности русский народ веселился на таких праздниках, как Масленица, Пасха, Колядки. Цель исследовательской работы: Познакомиться с традициями праздника «Масленица». Выяснить, как «Масленица» связана с блинами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

23.9.16 Структурное подразделение - детский сад «Улыбка» МКОУ «Убинская средняя школа №2» Убинского района, Новосибирской области Исследовательская работа Масленица Автор: Борисов Иван подготовительная группа Руководитель: Башар Лариса Сергеевна воспитатель село Убинское 2021

Слайд 2

23.9.16 Актуальность В современном мире люди начали забывать о традиционных русских народных праздниках. В древности русский народ веселился на таких праздниках, как Масленица, Пасха, Колядки. Мне бы очень хотелось, чтобы русские народные праздники никогда не уходили из нашей жизни, чтобы люди их помнили, потому что с ними жить гораздо веселее, чем без них. Как гражданин России, я считаю, что каждый человек, живущий в этой великой стране, должен знать и уважать традиции русского народа. Проблема В детском саду мы рассматривали картины, изображающие народные гуляния на праздник «Масленицы». Воспитатель сказала, что главное блюдо этого праздника - блины. Я очень люблю блины, и мне было интересно, откуда взялся такой праздник и почему главное блюдо - блины? Я стал задавать Ларисе Сергеевне много вопросов о «Масленице» и блинах, и она предложила мне побольше узнать о ней, провести исследование. Я решил назвать свою работу «Масленица».

Слайд 3

23.9.16 Цель исследовательской работы: Познакомиться с традициями праздника «Масленица». Выяснить, как «Масленица» связана с блинами. Задачи исследовательской работы: - Узнать историю возникновения праздника «Масленицы», традиции празднования; - Провести анкетирование среди родителей, воспитателей и детей, выявить знания традиций празднования «Масленицы»; - Выяснить, почему на «Масленицу» пекут блины и как их готовить; - Создать книгу современных рецептов блинов «Блины»; Принять участие в празднике «Масленица, к нам приди, Весну приведи!». Объект исследования: обрядовый праздник «Масленица» Предмет исследования: традиции празднования «Масленицы»

Слайд 4

23.9.16 Гипотеза исследовательской работы: Взрослые и дети знают русский народный праздник «Масленица», знают традиции празднования масленичной недели. Предполагаемые продукты исследовательской работы: - Готовые блины под руководством мамы; - Книга рецептов «Блины»; - Выставка обрядовых кукол «Сударыня Масленица»; - Праздник-развлечение «Масленица, к нам приди, Весну приведи!».

Слайд 5

23.9.16 Семь Масленичных дней Понедельник – «встреча» В этот день встречаем Масленицу. Наряжаем куклу-чучело, строим снежную горку. Вторник – «заигрыш» Начинаем веселиться, строить ледяные дома, замки и крепости. Начинаются уличные гулянья и песнопения.

Слайд 6

23.9.16 Среда – «лакомка» В этот день зятья приходят к тещам на блины. Четверг – «разгул» Самый веселый день! Чучело возят на колесе, катаются с горок, водят хороводы, колядуют (ходят по домам, поют песни в честь благополучия хозяев и получают в награду от хозяев угощения).

Слайд 7

23.9.16 Пятница – «тещины вечерки» Зять приглашает тещу на блины. Суббота – «заловкины посиделки» Мама дарит папиным сестрам подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы – окончательно прощаясь с зимой. Много едят, много поют, много танцуют и водят хороводы. Пепел от чучела развеивают над полями – чтобы урожай был богатым.

Слайд 8

23.9.16 Воскресенье – «прощеное воскресенье», проводы Масленицы Гулянья и веселье заканчиваются. Везде жгут костры, чтобы растопить скорее снег и лед – изгнать холод. Ну и просят друг у друга прощенья. Для чего? Потому что с понедельника в новую жизнь. Все начнется сначала. Поэтому в новую жизнь нужно входить с чистым сердцем и легкостью на душе – без обид. Всех простить и быть прощеным самому.

Слайд 9

23.9.16 На масленицу пекут блины Блины на Масленицу пекут каждый день. Блин – это круг. А круг – символ солнца. Как солнце он горячий, румяный, желтый. Чем красивее и вкуснее блины, тем лучше солнышко будет греть землю, а значит, тем богаче будет урожай. Блин – это не единственный круг, который бы упрашивал или «умасливал» солнце светить и беречь урожай. Хоровод – это тоже круг, который похож на солнце. Поэтому на Масленицу не только блины пекут, но и хороводы водят – держатся за руки, замыкают круг, ходят по кругу и поют. А еще давным-давно, когда машин не было, в деревнях на Масленицу украшали колеса повозок. И на лошадях в честь солнца – объезжали в масленичные дни деревню несколько кругов.

Слайд 10

23.9.16 Социальный опрос Меня заинтересовало, знают ли дети, родители и воспитатели о празднике Масленицы. Мы с Ларисой Сергеевной составили анкету, чтобы выяснить, знают ли они русский народный праздник «Масленица», традиции празднования, традиционные масленичные блюда. Провели опрос среди детей старшей и подготовительной групп – 13 человек, родителей и воспитателей – 21 человек и вот, что выяснили: о празднике Масленица знают 100% из опрошенных взрослых, но всего 5 % указали, как называются дни Масленицы. А вот ребята мало знакомы с масленичными гуляниями. Были заданы следующие вопросы: 1. Известен ли вам праздник Масленица? 2. Когда (в каком месяце) его празднуют? 3. Празднуете ли вы этот праздник в своей семье? 4. Какое главное блюдо на Масленицу? 5. Что символизируют блины? 6. Принимали ли вы участие в масленых гуляниях? 7. Что означает каждый день масленичной недели? 8.Хотите ли вы, чтобы у нас в селе проводились масленичные гуляния?

Слайд 11

23.9.16 Результаты исследования социального опроса родителей и воспитателей

Слайд 12

23.9.16 Результаты исследования социального опроса детей

Слайд 13

23.9.16 Приготовление блинов под руководством мамы

Слайд 14

23.9.16 Книга современных рецептов блинов «Блины»

Слайд 15

23.9.16 Выставка «Сударыня Масленица» В старину к первому дню праздника изготовляли чучело Масленицы, напоминая о давно забытой славянской богине, которую звали Мара Моревна. Из тряпок и соломы делали женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. В руках у этой фигуры обязательно должны были быть помазок и блин – символы Масленицы.

Слайд 16

23.9.16 Праздник – развлечение «Масленица, к нам приди, Весну приведи!»

Слайд 17

23.9.16 Заключение Проведённая мною работа дала мне много полезной информации о празднике «Масленица». Я нашел ответы на все поставленные вопросы, научился замешивать тесто на блины. Принял участие в выставке обрядовых кукол, празднике «Масленица, к нам приди, Весну приведи!». Собрал с Ларисой Сергеевной книгу «Блины». Выполнив исследовательскую работу по теме, я также понял, что «Масленица» – разудалый праздник с размахом. Веселые гулянья, катания на санях, забавы, встречи с друзьями и родней, огромное количество блинов, отличное настроение и главное - предчувствие весны. Вот что такое Масленица!

Слайд 18

23.9.16 Вывод Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования праздника «Масленица» пока не стали главными в современных семьях. Масленица обрядовый праздник: с выпеканием блинов, сожжением чучела, танцами и играми, каждый день масленичной недели имеет своё название и своё предназначение, символы Масленицы – блины, чучело. Мне очень понравилось быть исследователем. Было очень интересно искать по теме материал, сравнивать, анализировать, узнавать новые игры и конкурсы, печь блины. В дальнейшем я собираюсь продолжить исследовательскую работу по теме «Русские народные праздники», подробнее узнать и исследовать русский народный праздник «Пасха».

Слайд 19

23.9.16 Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность подготовительная группа - вариативный компонент

Программа вариативного компонента "Почемучка" для детей подготовительной группы.  В разработке представленны:  преспективное планирование - 32 часа и  конспекты занятий на каждую тему....

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа

Перспективное планирование непрерывной  образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» /  Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...

Картотека исследовательской деятельности подготовительная группа

                                                      ...

Открытое занятие "Люди идут по свету" по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа)

Занятие направлено на развитие мышления, любознательности, познавательной активности, умении анализировать, сравнивать, делать умозаключения, отстаивать свою точку зрения. Знакомит детей с нелёгкой ра...

Непосредственно образовательная деятельности Познавательное развитие. / познавательно-исследовательская деятельность/ подготовительной группы. Тема: « Нефть и ее свойства»

Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.Задачи:формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира...

Планирование работы по разделу "ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" Подготовительная группа МАЙ

Данная статьяс раскрывает  содержание работы  по сенсорному и игровому тренингу с детьми подготовительной группы Май...