Использование образовательных технологий в музыкальном развитии детей раннего возраста
статья по музыке (младшая группа) на тему

Ермакова Ольга Владимировна

Статья об использовании образовательных технологий в музыкальном развитии детей раннего возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование образовательных технологий в музыкальном развитии детей раннего возраста».

Многочисленные исследования учёных всего мира, изучающих психологию раннего возраста, вновь и вновь подтверждают, что психологические основы обучения закладываются уже к трёхлетнему возрасту. Всё начинается с рождения, но большинство родителей более заинтересованно начинают заниматься музыкальным воспитанием и другими видами искусства с четвёртого года жизни и старше. Тем самым, они упускают первые три года жизни ребёнка, утрачивая стартовые возможности и, как результат, тормозя и сдерживая музыкальное развитие своих детей, притупляя потенциальные возможности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт), - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Федеральный Государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дал старт широкому применению инновационных образовательных программ, которые ориентируются на тесную взаимосвязь с родителями, педагогами и социумом. Так, в нашем дошкольном учреждении в художественно-эстетическом развитии детей мы применяем технологии программ «Топ-хлоп, малыши» (авторы Т. Сауко, А.Буренина), «Музыка с мамой» (авторы Е.Железнова), «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева) С учётом возрастных особенностей детей, их индивидуальными особенностями, составляем план музыкально-игровой образовательной деятельности. В интеграции с музыкальным материалом составляем план по изодеятельности, гармонирующему с темой. Музыкально-образовательная деятельность с детьми от 2-3 лет проходит в игровой форме, с частой сменой видов деятельности, что обеспечивает комплексный подход и поддержание детского интереса.

Определённая структура занятий позволяет родителям увидеть и понять преимущества совместной деятельности педагога, родителей и детей.

- во - первых, развитие ребёнка происходит в комфортных для него условиях: доверительная обстановка, присутствие близких людей;

- во-вторых, глубокое участие родителей в жизни малышей возможно только в партнёрской деятельности, основанной на добровольном участии детей и взрослых в предлагаемой работе; результатом такой деятельности является продукт; песня, танец, картина.

- в-третьих, формируется новый тип отношений: родители и дети, вовлечённые в партнёрскую деятельность, раскрываются друг для друга совершенно с новых сторон, идёт взаимообогащение и интенсивное накопление личностных качеств, необходимых для выхода в социум.

Результатом данной работы, основанной на применении инновационных технологий в музыкально-образовательной деятельности с детьми раннего возраста стало то, что родители начинают серьёзно интересоваться процессами происходящими с их детьми, принимая требования со стороны педагогов.

Цели и задачи музыкально-ритмического воспитания, которые являются в течении всего года:

  1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку образно-игровых движений.
  3. Развитие музыкального слуха.
  4. Развитие двигательной сферы.
  5. Воспитание общительности.
  6. Развитие пространственных ориентировок.

Репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей и для конкретизации самого движения, наполненного его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребёнка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе со взрослыми или сверстниками.

Основной метод музыкально-ритмического воспитания – «вовлекающий показ» (С.Д.Руднева) двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослыми и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, педагог должен максимально выразительно и чётко исполнять ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.

Приложение

Музыкально-образовательные технологии Т.Сауко и А. Бурениной (Программа музыкально-ритмического воспитания де6тей 2-3 лет «Топ-хлоп, малыши)

1.Ладошечка

На мелодию русской народной песни «Я на горку шла»

Задачи: способствовать установлению тёплых, доверительных отношений между педагогом, ребёнком и его родителем

  1. Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

  1. На – ладошечку, моя крошечка,

Ты погладь меня по ладошечке

На 1 куплет музыкальный руководитель гладит ладошки детей двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ладошки детям, и они поглаживают. Надо успеть поприветствовать всех детей!

2. «Да-да-да!»

музыка Тиличеевой, слова Островского

Задачи: развивать у детей слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма.

  1. Ручками мы хлопнем – да-да-да-да!

Ножками мы топнем – да-да-да-да!»

  1. Ручками помашем – да-да-да-да!

Ножками попляшем – да-да-да-да!

3.«Прятки» музыка Ломовой, слова И.Плакиды

Задачи: развивать координацию движений, чувство ритма. Способствовать повышению эмоционального тонуса, созданию хорошего настроения.

  1. Где же, де же наши ножки, Дети сидят на корточках,

Где же наши ножки? обхватив колени

Где же, где же наши ножки-

Нету наших ножек.

Вот, вот наши ножки,

Вот где наши ножки, встают и топают ногами

Пляшут, пляшут наши ножки,

Пляшут наши ножки.

  1. Где же, где же наши ручки,

Где же наши ручки? Прячут ручки за спину

Где же, где же наши ручки –

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки, показывают ручки, вращая кистями

Во-от наши ручки,

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки!

  1. Где же, где же наши детки – закрывают глазки ладошками

Где же наши детки?....

4. Подвижная музыкальная игра «Ой летали птички», народная мелодия.

Задачи: развивать способность детей исполнять выразительные движения в соответствии с музыкой и игровым образом стр. 27, сборник «Топ-хлоп. малыши» (Т. Сауко, А.Буренина)

5.Пляска с платочками, немецкая плясовая мелодия, слова Ануфриевой

Задачи: развивать мелкую моторику, музыкальный слух, расширять двигательный опыт детей.

               1. У кого в руках платочек,

Тот ко мне пойдёт в кружочек. Идут,держа платочки за уголок

И платочек всем покажет,

и так весело попляшет.

Припев. Вот так вот платок какой, кружатся

Покружись над головой.(2 раза)

  1. Мы возьмём за уголочки

Наши яркие платочки поднимают платочки, И поднимем выше выше

И поднимем выше, выше.

3. Сядем тихо мы в кружочек, присаживаются

Спрячемся за свой платочек, прячутся

А потом, а потом

Всех ребяток мы найдём.

                           4. Как похожи на цветочки кладут платочки на

Наши яркие платочки, головку

И ребятки наши тоже

На платочки все похожи.

Припев.

5. Пляска с погремушками,

белорусская плясовая мелодия «Бульба», слова Ануфриева

Задачи: развивать ловкость, точность, чувство ритма, умение различать контрастные части.

1.Ах, как весело сегодня, отводят 

Веселятся малыши!

Деткам дали погремушки,

погремушки хороши! Припев: Дзинь-ля-ля.. звенят

2.Погремушки вверх подняли,

выше, выше, малыши,

Погремушки деткам дали-

погремушки хороши!

припев.

3.Где же, где же погремушки?

Спрятали их малыши.

Покажите погремушки!

Погремушки хороши!

Припев.

  1. Сели на пол, постучали,

погремушкой малыши.

Постучали, поиграли,

Погремушки хороши.

Припев.

5.Побежали с погремушкой,

Друг за другом малыши

Догоните наших деток –

Наши детки хороши!

Музыкально-образовательные технологии Е.Железновой («Программа «Музыка с мамой»)

Музыкально-пальчиковая игра « У ЖИРАФА»

музыка и стихи Е.Железновой

Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.


1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)
Припев (
хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.


2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)
Припев ("
собираем складки" - щипает себя)


3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(2 раза)
Припев (
поглаживаем всё тело, изображая шёрстку).


4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)
Припев (
проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).

Пальчик , музыка и стихи Л. Хисматуллиной

Пальчик о пальчик тук да тук

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопают ладошки звонко, звонко

Хлопаем в ладошки громко, звонко

Тихо, тихо ножки пляшут,

Тихо , тихо ножки пляшут.

Громко , громко, топ да топ.

Громко , громко, топ да топ.

Как пружинки ножки пляшут,

Как пружинки мы попляшут.

А теперь , как зайчики весело поскачем!

А теперь как зайчики весело поскачем!

Пляшут ручки, пляшут красиво.

Посмотрите, что за диво!

Покружились детки и остановились.

Музыкально-образовательные технологии Картушиной

Здравствуйте»

слова Картушиной, аранжировка Л. Хисматуллиной

Здравствуйте, ладошки - хлоп, хлоп, хлоп.  (хлопаем в ладоши)

Здравствуйте, ножки - топ, топ. топ.  (топаем ножками)

Здравствуйте, щёчки - плюх, плюх. плюх. (трогаем щёчки)

Пухленькие щёчки - плюх, плюх, плюх. (теребим щёчки)

Здравствуйте, губки- чмок, чмок, чмок. (посылаем воздушный поцелуй)

Здравствуйте, зубки- щёлк, щёлк, щёлк. (стучим зубками)

Здравствуй, мой носик- бип, бип, бип. (дотрагиваемся до кончика носа)

Здравствуйте, гости - всем привет!  (машем ручкой, приветствуем всех)

Используемая литература.

  1. Екатерина и Сергей Железновы «Музыка с мамой» www.m-w-m.ru
  2. Т. Сауко, А. Буренина «Топ-хлоп, малыши» Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. Санкт – Петербург 2011
  3. Т.Калеева «Слово, музыка, движение» Учебно-методическое пособие и хрестоматия для маолышей. Казань. 2001.
  4. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию для дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПубликацияИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ...

Использование современных образовательных технологий в сенсорном развитии детей раннего возраста

опыт работы с детьми младшего возраста по развитию сенсорных способностей...

«Эффективное использование образовательных технологий в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в предметно – развивающей среде».

laquo;Эффективное использование образовательных технологий в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в предметно – развивающей среде».Воспитатель  Николаева А.Д.Воз...

Методическая разработка образовательной деятельности по музыкальному развитию детей раннего возраста «В гостях у зайчика»

Предлагаемая методическая разработка содержит различные виды деятельности, которые можно использовать для развития детей раннего возраста: это игры, игровые упражнения, танцы с листиками и орешками. В...

Консультация для родителей "Организация образовательной деятельности по музыкальному развитию детей раннего возраста"

Музыкальное воспитание способствует развитию эмоций, речи, ритма, обогащению самостоятельной деятельности детей, т.е. всестороннему его развитию.музыкальное воспитание способствует развитию эмоций, ре...