Организация работы по художественно- эстетическому развитию дошкольников
статья

Наталья Вячеславовна Старовойтова

В статье указаны особенности организации работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Необходимость и значимость художественно-эстетического развития в формировании личности на раннем этапе жизни. Проанализированы важные факторы для организации работы в детском дошкольном учреждении. Растолкованы понятия "художественное развитие" и "эстетическое" развитие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по художественно- эстетическому развитию дошкольников

Аннотация: в статье указаны особенности организации работы по художественно- эстетическому развитию дошкольников. Необходимость и значимость художественно-эстетического развития в формировании личности на раннем этапе жизни. Проанализированы важные факторы для организации работы в детском дошкольном учреждении. Растолкованы понятия «художественное развитие» и «эстетическое развитие».

Ключевые слова: Художественно-эстетическое воспитание, дошкольник, изобразительная деятельность, воспитательная работа.

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

В детском саду обучение рисованию начинают с младшего дошкольного возраста с двух лет. Занятия для детей от 2 до 4 лет являются одно темными, но с разными программными содержаниями. Очень важно для педагога понять, когда у ребенка возникает желание рисовать и какие этапы он прошел в своем развитии.

Уже с года, а иногда и чуть позже, ребенок начинает удерживать ложку в руке, далее карандаш и водить им по листу бумаги, огромный интерес вызывает след, оставшийся от карандаша.

Художественно-эстетическое развитие происходит под влиянием окружающей среды, быта, труда, общественной жизни, искусства, сказок и рассказов, прочитанных родителями или педагогом. Основной целью художественно-эстетического развития является:

-развитие художественно-эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира и природы, беречь её «Лучше сохранить цветок на клумбе, пусть он радует не только нас, но и окружающих, срывать его не будем!»

Старший дошкольный возраст – является одним из важных этапов, в период которого и формируются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот этап, по определению Л.С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественно-эстетического воспитания, цель которого - наиболее плотно раскрыт весь огромный творческий потенциал ребёнка». Современные течения теории и практики в области художественно- эстетического воспитания показывают нам различные направления развития у дошкольников художественно-эстетического понимания к действительности. Возможности художественного ведения мира искусства и развитие художественно-эстетических способностей.

В процессе изобразительной деятельности дошкольник испытывает: радость от красивого изображения, которое создал сам, расстраивается, если что-то не получается. Создавая узоры, ребёнок получает разносторонние знания, уточняются и расширяются его представление об окружающем мире во время работы ребёнок выделяет для себя новые качества предметов, овладевает изобразительной деятельностью, навыками, умениями, учится осознанно их применять. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия- наблюдения.

Изобразительная деятельность, в которую входят: рисование, лепка и аппликация, является самым интересным и продуктивным видом деятельности старших дошкольников, этот вид деятельности позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои эмоции, об окружающем, выразить своё отношение к ним. Исследователи особо выделяют возможность педагогического руководства изобразительную деятельность в целях развития художественно- эстетическое воспитание ребёнка Л.Н. Выготский, И.А. Варки, О.А Дьяченко, И.Я. Михайленко, Н.Н. Подьяков, Я.А.Пономарев и другие. В психолога-педагогических исследованиях Л.С. Выготский, А.В Запорожец, Д.Б. Подьяков, Д.Б. Эльконин и другие.

Художественное развитие формирует у дошкольников интерес к произведениям искусства и вызывает потребность и желание соприкасаться с прекрасным, быть его частью, создавать что-то новое и необычное. То есть, искусство и различные формы взаимодействия с ним являются центральными положениями в эстетическом развитии дошкольников. Однако, как искусство есть часть человеческой взаимной деятельности с окружающим миром и природой, так и художественное развитие является частью чего-то большего.

И так, можно смело утверждать, что:

-художественное воспитание заключается в намеренном использовании предметов и результатов творческой деятельности для формирования у ребенка вкуса и понимания сути творчества, умения отождествлять одно с другим, чувствовать искусство и наслаждаться им, в силу своих способностей пытаться увиденное, вызвавшее особенное восхищение;

-эстетическое воспитание заключается в более широком понятии. Оно затрагивает не только сферу творчества, но и жизнь человека как развитой личности в целом. Оно занимается комплексным формированием человека, используя искусство как самый значимый и мощный инструмент. Эстетическое воспитание развивает человека как гармонично-развитого члена общества, уважающего свой труд, других людей, окружающую действительность. Основная цель эстетического воспитания: взрастить не узкого в своей деятельности творца, но цельную личность, способную к активной эстетической жизнедеятельности.

Исходя из этого мы видим, что художественный и эстетический компонент всецело объединены в данном понятии, и позволяют понимать искусство, одновременно с тем эстетически переживая и чувствуя его, а также всю жизнь и деятельность окружающего общества.

Зарубежные авторы одними из первых стали отождествлять художественно-эстетическое воспитание как единый компонент. К примеру, исследования
Н. Варкки концентрировались на изучении творческой натуры любого ребенка, и именно он склонен был объединять два составляющих компонента данного типа воспитания, и определять его значимость как одну и ведущих для развития полноценной личности.

Художественно-эстетическое развитие- это целенаправленный, комплексный процесс творческого сотрудничества между воспитателем и воспитанником. Ведущую роль занимает взрослый, так же, как и собственная высоко развитая способность воспитателя понимать и восхищаться искусством прямо влияет и находит свое отражение в развитии и воспитанности самого ребенка.

Одно из первых характерных признаков- это развитие творческого видения ребенка, умения понимать и осознавать творческие явления в своей жизни, сознательно отделять и чувствовать разницу между тонким идеалистичным миром творчества и прагматичной, вещественной деятельностью всего остального. Умение видеть эстетику обыденности это также та сторона художественно-эстетического развития, которую указывают в своих трудах практически все педагоги и психологи. Художественный вкус это один из важнейших результатов и продуктов развитости художественно-эстетического развития, которым ребенок может руководствоваться впоследствии, и который не позволит ему неосторожно и пренебрежительно относиться к творческой деятельности впоследствии.

Умение создавать некий творческий продукт своими руками это последний, однако наиболее важный компонент. Создавая нечто, сформированное собственным вкусом, интересами и видением, ребенок, тем самым, раскрывает свое собственное внутреннее "я", он учится прислушиваться к себе, к своим внутренним мотивам деятельности, он начинает понимать собственный внутренний мир. Это положение является ключевым к истинной внутренней гармонизации ребенка, и напрямую влияет и на уровень его приспособляемости и социализации во внешнем мире, и на качество его деятельности с самых ранних лет.

Внешнее окружение также оказывает прямое влияние на осознание и понимание прекрасного. Причина в этом также кроется в подсознательной направленности ребенка к копированию, восприятию, переживанию и репродукции увиденного в своей деятельности. Соответственно, чем больше прекрасных явлений вокруг ребенка, тем очевиднее направленность его детского творчества на красоту, с ориентацией на восхищение как конечным результатом творчества, так и самим творческим процессом.

Следовательно, мы выводим ряд требований к помещению, где дети занимаются непосредственно творчеством, и к зданию детского сада вообще. Рабочее место ребенка должно быть аккуратным и чистым, на стенах должны быть представлены красочные изображения, картины, сказочные сюжеты. Рассматривая линии и следуя за кистью художника, ребенок склонен чувствовать красоту каждой детали, воспринимать и переживать особенный эстетический экстаз от того элемента, который ему нравится на картине особенно сильно. Чем больше произведение искусства отразится и впечатлит ребенка, тем с большей радостью он предпримет попытки самому изобразить подобную картину, возможно, перерисовать ее, или же перенести в свой мир любыми доступными способами.

Отсюда мы видим, сколь много предпосылок содержится в дошкольном возрасте к развитию художественно-эстетической направленности личности. Хотелось бы выделить особенную важность данного развития для личности любого ребенка, вне зависимости от его социального положения, гендерной составляющей, удаленности детского сада от районного центра и т.п. Воспитателю в своей работе следует особенно внимательно относиться к данному типу воспитания, так как мы уже успели убедиться, насколько велико значение этого развития для формирования личности ребенка в целом.

И в завершении хочется сделать такой вывод: для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

- комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

- целостное развитие личности ребенка;

- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей.

Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.

Необходимо отметить следующие принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, вариативный подход.

Формы организации эстетического развития в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т.д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.

Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, "ритм" можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности.   Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...

Презентация «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отде...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

laquo;Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»Цель: повышение теоретического и прaктичeского уровня ...