"Особенности развития познавательного интереса у детей 2-3 лет"
методическая разработка (младшая группа)
В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.
Каждый ребенок должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».
Ребенок — это особый мир с присущими ему особенностями в зависимости от наследственности, возраста, пола, своеобразия социального и психического развития. Он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно - формируясь как существо мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него, т.е. появляется познавательный интерес.
Познавательный интерес — это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy_interes_2-3_goda.docx | 276.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности развития познавательного интереса у детей 2-3 лет»
В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.
Каждый ребенок должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».
Ребенок — это особый мир с присущими ему особенностями в зависимости от наследственности, возраста, пола, своеобразия социального и психического развития. Он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно - формируясь как существо мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него, т.е. появляется познавательный интерес.
Познавательный интерес — это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
В работе над развитием познавательного интереса детей дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:
- создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;
- обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;
- стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);
- включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).
Предметная - развивающая среда способствует развитию познавательного интереса ребенка
только в том случае, если он:
- увлечен изучаемым материалом;
- стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
- проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
- обращается к педагогу с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.
Показателем познавательного интереса будет, если дети:
- думают (анализируют, обобщают, доказывают);
- удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
- внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю;
- фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:
- внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
- коллективных форм выполнения заданий, путешествий.
Особенности развития познавательного интереса детей младшего (2-3 лет) дошкольного возраста:
- для младшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Исследовательская деятельность детей 2-3 лет направлена на предметы живой и не живой природы через использование экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: прием пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Одной из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Благодаря опытам дети в возрасте 2-3 лет учатся:
- формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды;
- устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- учатся определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко);
- знакомятся с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость);
- поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения;
- учатся способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется);
- учатся группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная).
Задача педагога, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность подрастающего человека, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.
Работа с родителями:
- организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
- семейные праздники и развлечения, проводимые в группе;
- оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
- совместный труд родителей, детей, воспитателей.
Возрастные особенности развития познавательного интереса у детей 2-3 лет:
- объектом познания являются окружающие предметы, их действия.
Дети этого возраста (2-3 лет) активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.
- необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы, окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (манипулирование предметами), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.
Развитие познавательного интереса на разных ступенях ДОУ – неотъемлемая часть работы педагогов нашего детского сада.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у детей 2-3 лет способствует формированию умения использовать свои знания в жизни.
С уважением, педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)
Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)...
Особенности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, условия его формирования
Представление опыта...
"Особенности развития познавательного интереса у детей 3-4 лет"
В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинт...
"Особенности развития познавательного интереса у детей 4-5 лет"
В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личн...
Выступление на родительском собрании «Особенности развития познавательных интересов и эмоций ребенка 4-5 лет»
Предоставлен материал по особенностям развития познавательных интересов у воспитанников 4-5 лет....
Консультация для родителей «Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста»
Консультация для родителей«Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста» Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, я...
Консультация для родителей "Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста"
Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира....