Мастер класс для педагогов
методическая разработка (старшая группа)

Александрова Екатерина Андреевна

Передача накопленного опыта по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 256»

Мастер-класс

«Использование мнемотехники в речевом развитии детей»

                                                                    Выполнила:

                                                                                   воспитатель МБДОУ

                                                                                    «Детский сад № 256»

                                                                                  Александрова Е.А.

г.Нижний Новгород - 2020 г.

 

Цель: передача накопленного опыта по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники.

Задачи:

- формировать умение использовать педагогами мнемотехнические приёмы в работе по развитию грамматически правильной речи дошкольников;

- повышать компетентность, активизацию исследовательской позиции участников мастер-класса;

- обобщать, распространять практические рекомендации по данной проблеме;

- развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;

- способствовать развитию творческих способностей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

- создавать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству педагогов.

Прогнозируемый результат:

- получение педагогами представления о методике работы по развитию речи приемами мнемотехники.

Материалы и оборудование: мнемотаблицы, коллаж «Дельфин», тактильные дощечки, клей, кисти, фломастеры, тарелки, салфетки, шариковые ручки, листы А4, текст стихотворения, музыка (релаксация).

Ход мастер – класса

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада нашей встрече!

Прошу ответить мне словами: да или нет.

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Здесь на помощь приходят сюжетные картинки.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

А чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, мною используется приемы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информацииИдея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематически. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки, схемы-опоры или мнемотаблицы очень эффективно используют логопеды.

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать мнемотаблицы при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

Мнемотаблицы:

- являются дидактическим материалом по развитию речи;

- их можно использовать для пополнения словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- применять при обучении пересказу и составлению сказок, рассказов, заучивании наизусть.

- Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса мы вместе постараемся по-новому взглянуть на выбор методов и приемов мнемотехники при организации НОД. Представленный мною метод может эффективно использоваться в развитии связной речи дошкольников. Использование этого метода значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления и конечно развитие речи.

 

Практическая часть. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса

- Уважаемые участники, я предлагаю вам разделиться на 3 команды по 2 человека. Затем каждой команде будет предложено свое задание.

Мнемотехника многофункциональна. На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры, развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении, составлять рассказы и описательные загадки.

Задание 1. Узнай схему.

- Уважаемые участники, на столах у вас вы можете видеть мнемодорожки к пословицам и поговоркам. На слайде я предлагаю вашему вниманию текст пословицы. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, у кого находится схема данной дорожки. 

Задание 2. Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту.

1 творческая группа.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Я хочу показать вам технологию заучивания стихотворений, которая показала свою эффективность в работе с детьми.

Пример: На дворе звенит капель,

По полям бежит ручей,

На дорогах лужи. Скоро выйдут

Муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь

Лесной валежник, стали птицы

Песни петь, и зацвел подснежник.

С.Я.Маршак

(На доске схематически зарисовывает сам педагог.)

- Предлагаю и вам апробировать данный метод на себе.

На весенней проталинке (Татьяна Гусарова)

На проталинке жучок

Грел на солнышке бочок,

Вскоре вылез червячок,

А за ним и паучок.

Солнце скрылось за горой,

И отправились домой

И жучок, и червячок,

И, конечно, паучок.

На проталинке опять

Завтра будут загорать

Жук, червяк и паучок…

Будут греть другой бочок.

Вывод: В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

2 творческая группа.

Я в своей работе по развитию речи у детей использую приём мнемотехники – коллажи.

Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры, наклеенные на лист.

- Уважаемые коллеги, посмотрите, какая необычная картинка. Это коллаж.

- Что можно сделать с помощью этого коллажа?

Все: Рассказать о дельфине.

- Давайте установим ассоциативные связи.

Корабль – дельфины хорошо плавают.

Очки – у дельфинов острое зрение.

Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.

Книга – дельфины очень умные животные.

Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.

Рыба – дельфины питаются рыбой.

Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.

Дети – дельфины очень любят детей

Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях

Море – дельфины – морские животные.

Буква «Д» - дельфины.

Педагог совместно с присутствующими проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а все вспоминают ассоциативные связи.

Примерный рассказ.

Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.

Вывод: Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач:

- формировать навык составления описательного рассказа;

- развивать навык установления ассоциативных связей;

- развивать память;

- обогащать словарь детей;

- развивать представления об окружающей действительности.

3 творческая группа.

Огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе с дошкольниками я использую тактильные дощечки.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти, развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, фантазии, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Пример: рассказ и изготовленные дощечки.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам изготовить тактильные дощечки и составить по ним небольшой рассказ! Присаживайтесь за столы. Вам необходимо приклеить выбранный материал на дощечки. В зависимости от материала вы должны намазать дощечку по контуру или сам материал.

Приступайте к работе (музыка). Сам педагог тоже делает, только из бумаги (Жила девочка Маша. Наступило лето. Маша взяла плетеную корзину и пошла в лес за брусникой. Сначала путь ее проходил по густой, мягкой траве. Затем Маша прошла по бревенчатому мостику, и оказалось около болота. А вот и душистая, круглая брусника. Набрала Маша полную корзину и довольная вернулась домой.)

Кто закончил работу, придумайте рассказ, основываясь на тактильные ощущения.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю рассказать свой рассказ.

Вывод. Через работу с тактильными дощечками мы обогащаем чувственную сторону речи, которая сказывается на развитии речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, и даже в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Подведение итогов:

Таким образом, с помощью приемов мнемотехники удается достичь следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к дальнейшему обучению.

СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....