Статья на тему: «Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность»
статья (старшая группа)

Моисеенко Ольга Олеговна

Статья опубликованная электонном педагогическом журнале "Вестник просвещения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №34 п.Селекция

Статья на тему:

«Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность»


Автор:

Воспитатель

Моисеенко Ольга Олеговна

с.п. Селекционной станции

2021 год

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованная деятельность выступает наравне с музыкой, рисованием и лепкой.

Особая роль в театральной деятельности принадлежит созданию положительного эмоционального фона. Одним из недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение многих  часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Жизнерадостным, активным, деятельным дошкольникам трудно переживать такую обыденность. Им на помощь приходит театрализованная деятельность, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

Улыбка  ребенка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует  на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность.  Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для  организации совместной деятельности детей.  

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации  позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт поведения. Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор. С помощью театра можно решить много актуальных проблем педагогики и психологии, которые сопряжены с

художественным и нравственным воспитаниями, с развитием психических процессов, с развитием коммуникативных качеств личности, с развитием фантазии, раскованности, инициативности.

Театрализованная деятельность позволяет раскрывать творческий потенциал детей, способствует формированию доброжелательного отношения к сверстникам, позволяет корректировать поведение детей, позволяет повысить их уверенность в себе и испытывать чувство радости от собственного и совместного творчества.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника – это главная задача театрализованной деятельности, и этой задаче уделяется достаточное внимание во время специальных театрализованных занятий в детских садах. Начинать знакомство дошкольников с эмоциями можно со второй младшей или средней групп. Ребенок в этот период способен к восприятию необходимых понятий. Словарный запас пополняется словами, которые обозначают эмоции. Но само слово «эмоции» четырёхлеткам не дается, оно заменяется более понятным для них словом - «настроение».

На театрализованных занятиях применяются определенные этюды, упражнения, игры, которые направлены на развитие мимики и пантомимики. При выполнении этих этюдов дети знакомятся с основными эмоциями (настроениями) и возможностью их выразить с помощью жестов.

В ненавязчивой и непринужденной обстановке дошкольник может научиться вербально перевоплощаться, чтобы характер и голос героя могли узнать другие. Особенное внимание уделяется тому, чтобы дети уловили связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (сила голоса, темп, интонационные и логические ударения).

К значительным моментам при становлении личности ребенка можно отнести определение и передачу эмоций и чувств. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу детей и параллельно способны пробудить сочувствие к персонажам, сопереживание разыгрываемым ситуациям. По мнению академика Б.М. Теплова, в процессе этого сопереживания возникают особые отношения и моральные оценки, которые имеют огромную принудительную силу по сравнению с оценками, просто сообщаемыми и усваиваемыми.

Театрализованные занятия особо любимы детьми. Ребенок с удовольствием включается в игру: отвечает на вопросы кукол, исполняет их просьбы, дает советы, превращается в тот или иной образ. Дети смеются вместе с персонажами, грустят, когда грустят герои, могут поплакать над поражениями любимого героя и т.д.

Развивая эмоциональную сферу детей через театральную деятельность, мы развиваем  речь, фантазию, воображение, умение общаться с другими людьми свободно, что поможет им в будущем легко адаптироваться в школе, а потом и во взрослой жизни.

Ведь как сказал  А. Сухомлинский : « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Ну а наше призвание их этому научить.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

- в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

- развиваются психические процессы:   внимание,    память,    восприятие, воображение,   стимулируются   мыслительные операции;

- происходит   развитие   различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

- активизируются  и  совершенствуются  словарный  запас,   грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

- совершенствуются моторика,  координация,    плавность,    переключаемость, целенаправленность движений;

- развивается эмоционально-волевая сфера;

- происходит коррекция поведения;

- развивается чувство коллективизма,   ответственности   друг   за   друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

- участие в театрализованных играх доставляет   детям   радость,   вызывает активный интерес, увлекает их.

      Можно утверждать, что театрализованная деятельность – это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий дошкольников, источник приобщения их к духовным ценностям. При исполнении роли дети могут не только передавать вербально и невербально эмоции героев, но и эмоционально переживать поступки своих персонажей. Это безусловно отражается на развитии сферы чувств дошкольников. Эстетические переживания способны позволить детям испытать восторг теми проявлениями жизни, которые они до этих пор не замечали, и изображать их с помощью жестов, движений, мимики и других средств выразительности.

Основные направления развития эмоций в театрализованной игре Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.    

На существование особого, эмоционального плана театрализованной игры обращают внимание многие психологи. Они подчеркивают, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

 Так, эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развертывания собственно игровых действий, развития сюжета, на бытовую или сказочную тему. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания.

Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованных навыков и умений. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности: - развитие эмоционального отношения ребенка к театрализации как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;

- развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа;

- развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности (инсценировки, кукольные спектакли и т.д.)

Эмоциональное отношение ребенка к театрализованной игре

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к театральной игре в целом и к действиям с одной или несколькими куклами или предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д. Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.      

У эмоционально пассивных детей соответственно все выше перечисленное отсутствует совсем, либо слабо выражено. В данном случае большое значение отводится действиям педагога. Ему необходимо использовать в работе с такими детьми показ и словесные указания для освоения новых способов элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждать ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками.

Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами

Эмоциональное отношение ребенка к игровому персонажу важно не только для развития театрализованной игры, но и для его воспитания. Практика показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх действия положительных персонажей, и неохотно передают образ отрицательных героев.

Для того чтобы этого не происходило важны умения воспитателя: а) неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей; б) максимально полно развертывать общение и взаимодействие персонажей; в) постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью. И как итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего. Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового творчества.

В старшем возрасте эмоциональные оттенки театрализованной игры начинают выражаться в движениях ребенка, его мимике. Особую выразительность приобретает сопровождающая игру речь: восклицания, высказывания, реплики, диалоги и т.д.

Для обогащения эмоционального опыта используются различные средства: рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием.

Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной игры

Для того, чтобы дети могли совместно разыгрывать театрализованные игры необходимо учитывать ряд причин: а) может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения; б) может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых действий; в) свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития театрализованной игры.

Для формирования нравственной ориентации на сверстника необходимо, чтобы педагог умел ставить и решать в процессе игры наиболее конкретные задачи: а) подбирать содержание совместных театрализованных игр, которое способствовало бы развитию разных сторон эмоционального опыта ребенка; б) обозначать моменты обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности; в) идти в театрализованных действиях от простого к сложному, от создания элементарных стереотипов для стимулирования эмоций к неизвестным ранее более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения.

Театрально-игровая деятельность — это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. Театрально-игровая деятельность доставляет ребенку немало счастливых мгновений, привлекает яркостью, динамикой, так как в ее арсенале – замечательные выразительные средства; интересные персонажи, красочное оформление, музыка и т.д.

Такая деятельность раскрывает большие потенциальные возможности ребенка, но эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют желание творить и радость от процесса творчества. Дети впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою.

Театр развлекает и воспитывает детей, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе, создает соответствующий эмоциональный настрой, поэтому очень важно в детском коллективе создать атмосферу доверия и доброжелательности, уважительного отношения к себе и друг к другу. Дети не только приобретают знания, умения, навыки, развивают творческие способности, у них расширяется круг общения, взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры. Игра связывает между собой детей, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если дети начинают доверять нам, взрослым, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Таким образом, совместная театрализованная деятельность, направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) так необходимых в дальнейшей жизни.

Анализ эмоционального развития дошкольников в процессе театрализованной игры, позволяет сделать следующие выводы:     

- театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии; 

- разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств; 

- создание психолого-педагогических условий является основой развития театрализованной игры детей дошкольного возраста; 

- театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям; 

- театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события; 

- театрализованная игра важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия; 

- театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

IMG_20190604_101434

IMG_20210226_154950


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.

Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"....

Статья на тему: Речевое развитие детей через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и являетсяя одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проя...

«Социально-эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность»

Доклад из личного опыта на методическом объединении....

план по самообразованию на тему "Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность" (младший дошкольный возраст)

цель: развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка через театрализованную деятельность; повышение своего теоретического уровня, проффессионального мастерства и компетенции. тема...

Дополнительный материал для эмоционально - речевого развития детей через театрализованную деятельность

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает  целый « банк  жизненных ситуаций», поэтому очень ...

Открытое занятие по теме: «Социально – эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность».

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию)....

Социально-эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В. А. Сухомлинский...