Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность
методическая разработка (старшая группа)
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emonatsionalnoe_razvitie_detey_cherez_teatralizovannuyu_deyatelnost.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность
Актуальность
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение многих часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.
Улыбка ребенка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
- в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
- активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Цели и задачи театрализованной деятельности
Целью театрально-творческой деятельности является формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Исходя из цели, можно определить задачи развития детей в театрализованной деятельности:
- приобщать детей к театральной культуре, познакомить их с устройством театра, театральными жанрами, разными видами кукольных театров;
- вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;
- побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);
- постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, обучать детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места
действия, произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа;
- развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене;
- способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности;
- сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа;
- побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации, развивать двигательное воображение;
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной и других видов эстетической деятельности.
Для достижения цели и решения задач театрально-творческой деятельности необходимо выполнение определенных условий.
Во-первых, театрально-творческая деятельность требует тщательного планирования, что обеспечивает координацию всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми. При этом, планирование должно быть удобным, конкретным и не отнимать много времени.
Во-вторых, продуманная организация работы, которая помогает выбрать основные направления, формы и методы работы, рационально использовать потенциал, а также способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д.
В-третьих, занятия по театрально-творческой деятельности должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.
В-четвертых, театрализованная деятельность должна быть представлена достаточно широко и включать в себя разыгрывание сказок, сценок, театрализованные игры и игры-драматизации, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни, просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.
В-пятых, нельзя забывать о том, что предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.
Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"....
«Социально-эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность»
Доклад из личного опыта на методическом объединении....
план по самообразованию на тему "Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность" (младший дошкольный возраст)
цель: развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка через театрализованную деятельность; повышение своего теоретического уровня, проффессионального мастерства и компетенции. тема...
Дополнительный материал для эмоционально - речевого развития детей через театрализованную деятельность
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый « банк жизненных ситуаций», поэтому очень ...
Открытое занятие по теме: «Социально – эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность».
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию)....
Социально-эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В. А. Сухомлинский...
Статья на тему: «Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность»
Статья опубликованная электонном педагогическом журнале "Вестник просвещения"....