Проект "Развитие мелкой моторики рук детей 3 – 4 лет посредством нетрадиционной техники рисования"
проект (младшая группа)

Панферова Лилия Рамзисовна

Цель: Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук детей 3 – 4 лет посредством нетрадиционной техники рисования.

Задачи: - познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;

- учить использовать в рисовании различные виды материала (губка, штампы, ватные палочки и т.д.) и сочетать различные техники в одной работе;

- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

- воспитывать самостоятельность и интерес к рисованию через использование нетрадиционных техник рисования;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

- сформировать у родителей представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук;

- разнообразить предметно-развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netr_teh_ris.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие мелкой моторики рук детей 3 – 4 лет посредством нетрадиционной техники рисования.

Проект является практико-ориентированным, открытым, групповым.

Срок реализации проекта: октябрь 2020 г. – март 2021 г.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Цель: Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук детей 3 – 4 лет посредством нетрадиционной техники рисования.

Задачи: - познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;

- учить использовать в рисовании различные виды материала (губка, штампы, ватные палочки и т.д.) и сочетать различные техники в одной работе;

- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

- воспитывать самостоятельность и интерес к рисованию через использование нетрадиционных техник рисования;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

- сформировать у родителей представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук;

- разнообразить предметно-развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

- Динамика развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет;

 - Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непрерывной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности;

- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в уголке изодеятельности.

Актуальность выбранной темы проекта

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» говорил В.А.Сухомлинский.

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А. А, Довыдова Г.Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Именно поэтому я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым в современной системе образования.

Виды нетрадиционных техник рисования

Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет несколько разделов:

Раздел 1: «Тактильное рисование»:

  • «Рисование пальчиком»
  • «Рисование ладошкой»
  • «Точечный рисунок»

Раздел 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:

  • «Монотипия» Оттиск печатками из пробки или ластика
  • «Печать по трафарету»
  • «Кляксография обычная и трубочкой»
  • «Оттиск смятой бумагой»
  • «Точечный рисунок» (усложнение, можно использовать фломастеры, связанные в пучок ватные палочки или маркеры)
  • «Набрызг»
  • «Отпечатки листьев»
  • «Поролоновые рисунки»
  • «Тычок жёсткой полусухой кистью»
  • «Разрисовка маленьких камешков»
  • «Ниткография»
  • «Рисование на мокрой бумаге»
  • «Рисование ватными палочками»:
  • «Рисование пластилином»
  • «Рисование манкой
  • «Рисование солью»
  • «Скатывание бумаги»
  • «Рисование свечой (восковым мелком) и акварелью - проявляющийся рисунок».

В своей работе мы используем следующие методы обучения нетрадиционным техникам рисования:

• Создание игровой ситуации, интересных моментов.

• Проговаривание этапов работы.

• Показ правильного положения рук и использование материалов в процессе знакомства с новыми техниками.

• Пальчиковые гимнастики, специальные упражнения для тренировки кистей и пальцев, массаж, способствующие развитию мелкой моторики.

• Рассматривание иллюстраций из книг и картин.

• Оформление выставок.

В непосредственно-образовательной деятельности можно использовать следующие игры:

художественно-развивающие - "Заплатки", "Палитра", "Волшебные карточки", "Помоги цветам", «Забавные рожицы»;

дидактические - "Дорисуй сказку", "Времена года", "Найди лишнее", «На что похоже?», «Найди половинку»;

графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", «Волшебные кляксы».

Формы работы с родителями:

1.   Информационные листы, памятки, видео-презентации «Нетрадиционные техники рисования»;

2.    Консультации –памятки «Развитие творческих способностей ребенка»; «Влияние мелкой моторики на развитие речи»; «Развитие мелкой моторики»; «Игры, развивающие фантазию и воображение»; «Учим ребенка рисовать»; «Что рисует ваш ребенок», «Игры на цветовосприятие»;

3.    Картотеки «Нетрадиционные техники рисования», «Пальчиковые игры», «Игры-пантомимы»;

4.   Мастер-классы по теме проекта;

5.    Видео-уроки;

6.   Выставка работ детей «Отражение мира глазами и руками ребенка».

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап (октябрь 2020г.).

В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, выявление проблемы, прогнозирование результата.

Изучение индивидуальных особенностей детей, знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор необходимых технологий, с учетом развития уровня развития моторики у детей, подбор необходимого бросового материала для различных техник рисования, подбор репродукций художественных картин, дидактических игр, составление перспективного плана мероприятий, разработка мастер-классов, видео-уроков и рекомендаций для родителей и педагогов.

  1. Практический этап (ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.):

В задачи данного этапа входит реализация основных видов проекта: использование различных педтехнологий и методик нетрадиционного рисования с детьми 3-4 лет, проведение мастер-классов, видео-уроков и консультаций с родителями и педагогами по теме проекта, организация развивающей предметно-пространственной среды в уголке изодеятельности.

  1. Заключительный этап (март 2021 г.):

На данном этапе работы проводится анализ достижения целей и поставленных задач проекта, подводятся итоги, оформляется выставка индивидуальных и коллективных результатов работы работ участников проекта.

Создание презентации по итогам работы.

План реализации проекта

Месяц

Тема

Техника

Материалы

Способ получения изображения

Задачи

( Образовательные,

Развивающие,

Воспитательные)

Работа  родителями

Октябрь

«Бабочка»

Рисование ладонью и пальцами (тактильное рисование)

Мисочки с краской (гуашь), бумага, вода, салфетки

В данном способе рисования ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки или пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики необходимо вытереть салфеткой, затем остатки краски легко смоются.

1.Закреплять умение изображать капли с помощью рисования пальчиками.

2. Развивать мелкую моторику рук, творческое мышление, воображение.

3.Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к рисованию.

Консультация –памятка «Развитие творческих способностей ребенка»

«Осенняя пора, очей очарование»

Монотипия (отпечаток листочками с различных видов деревьев, использование пробок)

Бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти, салфетки

Ребенок покрывает лист от дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

1.Совершенствовать умение рисовать дерево (ствол, ветки), используя печатки из ластика.

2. Развивать мелкую мо-торику рук, творческое мышление, воображение.

3.Воспитывать аккурат-ность, само-стоятель-ность, инте-рес к рисова-нию.

Видео-презентация «Нетрадиционные техники рисования»

Ноябрь

«Снеговик-почтовик»

Скатывание бумаги

Цветной картон  (для фона), салфетки, клей ПВА, кисти для клея

Ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького до большого. После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

1.Упражнять в скатывании бумаги в шарики.

2. Развивать мелкую мо-торику рук, творческое мышление, воображение.

3.Воспитывать аккурат-ность, само-стоятель-ность, инте-рес к рисова-нию.

Мастер-класс «Времена года»

«Снегири на рябине»

Пластилинография

Доска для лепки, цветной картон для фона, пластилин, стек

Ребенок берет заготовленные небольшие шарики пластилина и составляет рисунок (рябина, крылья, клюв, грудку) можно использовать бусины или зубочистки для украшения.

1.Вызвать у детей интерес к образу снегиря, упражнять в скатывании шариков различных размеров.

2. Развивать мелкую мо-торику рук, творческое мышление, воображение.

3.Воспитывать аккурат-ность, само-стоятель-ность, инте-рес к рисова-нию.

Видео-урок «»

Картотека «Нетрадиционные техники рисования»

Декабрь

«Золотая рыбка»

Рисование «свеча + акварель»

Бумага, свеча (восковой мелок), краски – акварель, вода, салфетки

Ребенок рисует восковыми мелками или свечей на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, нанесенный воском, остается не закрашенным.

1.Закрепить умение тонировать рисунок. Упражнять в рисовании свечкой зимних узоров на шапке.  

2. Развивать мелкую мо-торику рук, творческое мышление, воображение.

3.Воспитывать аккурат-ность, само-стоятель-ность, инте-рес к рисова-нию.

Консультация-памятка «Игры на цветовосприятие»

«Лесной ёжик»

Рисование вилкой

Бумага, вилка, блюдце с гуашью, салфетки

Ребенок обмакивает вилку в чаше с красками, прикладывает на лист бумаги, создавая свой собственный замысел.

1.Совершенствовать умение работать с вилкой, правильно держать ее в руке.

2. Развивать мелкую мо-торику рук, творческое мышление, воображение.

3.Воспитывать аккурат-ность, само-стоятель-ность, инте-рес к рисова-нию.

Консультация-памятка «Влияние мелкой моторики на развитие речи»

Январь

«Зимушка-зима»

Тычок жёсткой сухой кистью

Жесткая кисть, гуашь, бумага

Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

1.Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.  

2. Развивать мелкую мо-торику рук, творческое мышление, воображение.

3.Воспитывать аккурат-ность, само-стоятель-ность, инте-рес к рисова-нию.

Мастер-класс «Рисование втулками»

«Веселая прическа»

Кляксография

Бумага, краски, вода, пластиковые трубочки и ложки.

Ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке, которые можно раздуть трубочкой, чтобы получились замысловатые фигуры. Полученное изображение рассматривается и определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

1.Формиропть навыки работы с бросовым материалом в технике «кляксография».

2. Развивать мелкую мо-торику рук, творческое мышление, воображение.

3.Воспитывать аккурат-ность, само-стоятель-ность, инте-рес к рисова-нию.

Консультация –памятка «Что рисует ваш ребенок»?

Февраль

«Снежинки на окне»

Рисование манной крупой

Цветной картон (для фона), клей ПВА, манная крупа, салфетки

Ребенок рисует клеем по заранее нанесённому рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

1.Совершенствовать умение аккуратно насыпать манную крупу на дорожку с клеем, стряхивать лишний слой, не нарушая целостности рисунка.

2. Развивать мелкую мо-торику рук, творческое мышление, воображение.

3.Воспитывать аккурат-ность, само-стоятель-ность, инте-рес к рисова-нию.

Видео-урок

«Зайка»

Печать по трафарету

Бумага, трафарет, параллоновый тампон, краски, вода, салфетки

Ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другой тампон и трафарет.

1.Упражнять в печатании с помощью трафарета. Закреплять умение дорисовывать у зайца детали тела: лапы, ушки, хвостик.

2. Развивать мелкую мо-торику рук, творческое мышление, воображение.

3.Воспитывать аккурат-ность, само-стоятель-ность, инте-рес к рисова-нию.

Консультация-памятка «Для чего нужны пальчиковые игры».

Катотека «Пальчиковые игры»

«Радуга-дуга»

Рисование ватными палочками

Бумага, краски-гуашь, ватные палочки, салфетки

Ребенок обмакивает ватную палочку в краску и наносит желаемый рисунок на бумагу, для каждого цвета берется отдельная ватная палочка.

1.Совершенствовать технические навыки рисования с помощью ватных палочек.

2. Развивать мелкую мо-торику рук, творческое мышление, воображение.

3.Воспитывать аккурат-ность, само-стоятель-ность, инте-рес к рисова-нию.

Мастер-класс «Кляксография»

«Букет сирени»

Оттиск мятой бумагой

Бумага для фона, блюдце с гуашью, смятая бумага, салфетки

Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

1.Совершенствовать умение рисовать смятой бумагой,

2. Развивать мелкую моторику рук, творческое мышление, воображение.

3.Воспитывать аккурат-ность, само-стоятель-ность, инте-рес к рисова-нию.

Консультация – памятка «Развитие фантазии»

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- динамика развития мелкой моторики;

- применение изученных техник, приемов и материалов в художественной непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности;

- пополнение «уголка рисования» различными материалами для применения в художественной непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности;

- активная работа с родителями по теме проекта для расширения знаний по видам нетрадиционных техник рисования, по методикам развития мелкой моторики рук, применения их в самостоятельной работе с детьми;

- развитие творческого мышления и воображения.

Таким образом, реализация проекта предполагает найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Выводы

Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук.

Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Многие виды нетрадиционного рисования способствовали повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имели значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами, ватными палочками, нитками и с использованием бросового материала, с которым нужно было работать. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляли дошкольников, у них сохранялась высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В группе создали условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня. В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. При использованиии нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а г...

Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования

При использовании нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а главное полностью готовая мелкая моторика к школьн...

Развитие мелкой моторики руки дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования

Проблема подготовки детей к школе как фактор, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным образованием и успешность обучения, возникло давно. Её решению придавали большое значение и фил...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...

Развитием мелкой моторики и тактильных ощущений через нетрадиционную технику рисования по манной крупе

Продолжаем развивать наши пальчики, работать над развитием мелкой моторики, сенсорным восприятием и тактильными ощущениями.Сегодня пойдет речь о рисовании на манной крупе.Подобные занятия очень ...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей, через использование нетрадиционных техник художественного творчества»

Использование нетрадиционных техник в рисовании в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах создает хорошее настроение, способствует развитию творчества, развивает цветовосприят...