Картотека дидактических игр на развитие речи детей дошкольного возраста
картотека (младшая группа)
«Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 161.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр на развитие речи детей
дошкольного возраста
«Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
«Кто как разговаривает?»
Цель: Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Игровой материал: Мяч.
Ход игры:Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.
«Какое время года?»
Цель: Учить определять осень по характерным признакам. Развивать активный словарь прилагательных.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку об осени.
Воспитатель:Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).Если птицы улетают - это ….. И т. д.
«Профессии»
Цель: обогащать глагольный словарь детей.
Игровой материал: мяч.
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии.
«Животные и их детеныши»
Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Игровой материал: мяч.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного.
Воспитатель: У медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок, у волка - волчонок, у зайца - зайчонок, у кролика - крольчонок, у белки – бельчонок и т.д.
«Мяч бросай и животных называй»
Цель: Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов
Игровой материал: мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает ребенку мяч, а ребенок, возвращая мяч, называет животное.
«Лови да бросай – мебель называй»
Цель: Развитие словаря существительных
Игровой материал: мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает ребенку мяч, а ребенок, возвращая мяч, называет мебель.
«Назови одним словом»
Цель: Закрепить использование в речи детей обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку карточку, ребенок должен назвать одним словом, что на ней изображено. В случае затруднения можно сначала перечислить все, что на ней изображено.
«Что где растет?»
Цель: Актуализировать и дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»)
Игровой материал: макеты фруктов и овощей.
Ход игры: Перед детьми раскладываются макеты огорода, дерева и различных фруктов и овощей. Ребёнок берёт макет любимого фрукта или овоща, называет его, описывает (цвет, форма, размер, вкус) и определяет место его произрастания. Затем ребёнок кладёт фрукт на дерево, а овощ на грядку. Дети постарше называют фруктовые деревья. Например. Яблоко растёт на яблоне.
«Найди лишний предмет»
Цель: Развивать умение детей выделять общий признак в словах.
Игровой материал: картинки с изображениями.
Ход игры: Детям раздаются картинки с изображениями, среди которых одно изображения, не относится к группе предметов. Задача ребенка– найти лишний предмет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему: "Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста".
Дидактическая игра способствует развитию речи дошкольника....
«Картотека дидактических игр по развитию речи детей среднего дошкольного возраста».
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениецентр развития ребенка - детский сад № 45 «Флажок» «Картотека дидактических игр по...
Картотека дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста.
НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Картотека дидактических игр по развитию речи (младший возраст)
Картотека дидактических игр по развити речи...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....
Картотека дидактических игр по развитию речи средний возраст
Картотека дидактических игр по развитию речи средний возраст...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...