Проект сюжетно-ролевой игры "Доктор"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект сюжетно – ролевой игры «Доктор»
МБДОУ № 3(СОЛНЫШКО)
ВОСПИТАТЕЛЬ : АНТОНЕНКО Н. И.
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
Познание Рассказ воспитателя «Если ты заболел» Рассматривание иллюстраций о работе врача, машины скорой помощи, инструментов врача Рассказ о помощнике врача-медсестре и ее работе. Рассказ воспитателя о назначении врачей и больницы. Рассматривание иллюстраций на тему: «Врачи лечат людей». Экскурсия в медицинский кабинет детского сада Наблюдение за действиями врача в медицинском кабинете при осмотре детей. Дидактические игры «Что нужно для работы врачу», «Кто больше скажет слов о профессии», «Чемоданчик доктора Айболита», «Четвертый лишний», «Отвезем Мишку в больницу», «Поможем Доктору Айболиту», «На приеме у врача» (обучение диалогу) | Чтение художественной литературы К.Чуковский «Айболит» А.Кардашова «Наш доктор» Отрывок из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» Е.Крылов «Как лечили петуха» В.Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок» И.Токмакова «Мне грустно, я сижу больной» И.Солнышко «Поиграем в докторов» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева «Как вести себя у врача» Рекомендации родителям по чтению художественной литературы по теме проекта | Коммуникация Беседы: «Как нужно вести себя в больнице», «Каким я представляю врача» Ситуация: «Как наши куклы заболели», «Как у Степашки горлышко заболело», «Как звери открыли лесную больницу», «Спор фонендоскопа и градусника, кто из них самый главный у врача», «В гостях у доктора Айболита», «Открыта больница для птиц и зверей, идите лечиться туда поскорей!» Рассматривание картин «Врач» из серии «Кем быть?», «На приеме у врача», набора последовательных картинок по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры |
Социализация Игры в кукольном уголке «Лечим кукол», «В детском саду делают прививки», «Лесная больница», «На приеме у врача в детском саду», «Вызов врача на дом» (кукла заболела), «Кукла Катя заболела» (посещение врача в поликлинике), «Папа вызывает врача на дом к больной дочери» Обыгрывание сюжетов игры «Добрый доктор Айболит» («У Зайки болит лапка», «У Мишки заболело ушко», «Лиса попала под машину», «У Кошки простудились котята » и т.д.) | Труд Совместный труд воспитателя и детей: изготовление горчичников, таблеток, витаминов, карточек | Безопасность Беседы: «Что такое витамины? Какие витамины и таблетки можно принимать и когда» |
Здоровье Беседы: «Что надо делать, чтоб не заболеть» «Зачем мы моем руки» Беседа о полезных и вредных продуктах. Беседа «О пользе витаминов для здоровья человека» Дидактическая игра «Витамины нам нужны и для всех они важны» | Физическая культура Разучивание и проведение комплекса утренней гимнастики «Лесная зарядка», «Заячья зарядка», «Звери и птицы» Физминутка «Бедный мишка заболел», «Зарядка для зверей» Подвижные игры «Зайка», «Лесной хоровод» | Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами Чтение художественной литературы детям Просмотр мультфильмов по сказкам К.И.Чуковского, В.Сутеева,Е.Крылова. Привлечение родителей к созданию атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Добрый доктор Айболит» |
Художественное творчество Рисование «Витамины в банке» Рисование «Таблетки для больных зверят» Рисование «Железная дорога для доктора Айболита» Лепка угощения заболевшей кукле Аппликация «Чемоданчик для врача» Закрашивание картинок в раскрасках с изображением предметов на тему: «Больница». | Музыка Слушание пьес «Котик заболел» и «Котик выздоровел» А. Гречанинова Прослушивание песни «Кукла заболела» (муз.А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной) | Режимные моменты Утренняя гимнастика Игровая деятельность детей в утренний и вечерний отрезок времени Дидактические игры «Что и чем делает врач» Внесение в развивающую среду художественных произведений, атрибутов для игры |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: «Мы играем в «доктора»
Автор проекта: Антоненко Н. И.
Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца)
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Возраст детей: 5-6 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: в группе появляется чемоданчик, в котором находятся врачебные принадлежности. У детей возникает вопрос, что это за чемоданчик, что в нем лежит. Начинается игра, но она непродолжительна, сюжет однообразен, стабилен, игра сводится к выполнению действий с предметами.
Дети не умеет самостоятельно видоизменять игровые действия: переносить их из одной ситуации в другую. Набор используемых предметов и игрушек тоже неизменен. Введение предметов-заместителей затруднено и редко происходит по собственной инициативе. Особые трудности речевого плана отмечаются в процессе самостоятельной и стимулируемой взрослым ролевой беседы детей.
Образовавшаяся проблема послужила началу проекта «Мы играем в «доктора».
Цель проекта: учить детей общаться в коллективе, играть совместно: парами, в группах
Задачи проекта:
- для детей:
Образовательные:
• Познакомить детей с профессиями врача и медсестры.
• Сформировать у детей элементарные представления об
особенностях своего организма.
• Познакомить с простейшими приемами первой медицинской
помощи.
• Познакомить детей с понятием «витамины».
• Учить называть врачебные принадлежности в соответствии с
их назначением и правильно пользоваться ими.
Развивающие:
• Развивать у детей любознательность, наблюдательность.
•Формировать умение принимать на себя роль и обозначать ее для партнера.
•Развивать умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия.
•Развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к профессии врача, чуткое отношение к заболевшему.
• Вызвать интерес и желание играть в «доктора».
- для педагогов
• Обогатить представления детей о работе врача.
• Сформировать предметно-развивающую среду для проекта.
•Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевой игре.
•Формировать игровые умения у детей.
- для родителей
• Закрепить полученную информацию с детьми.
• Активизировать участие родителей в жизни детского сада (помощь в изготовлении атрибутов для игры).
• Наблюдать за самостоятельной игровой деятельностью детей в течение недели, делиться с воспитателями своими наблюдениями.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение
Название итогового мероприятия проекта: «Открыта больница для птиц и зверей, идите лечиться в неё поскорей!
Продукты проекта:
- для детей:
• рисунки, аппликации
- для педагогов:
• портфолио проекта «Мы играем в «доктора» (конспекты занятий, сюжетно-ролевых игр).
- для родителей:
• изготовление атрибутов для игры
• наглядная информация (фотовыставка)
Ожидаемые результаты по проекту
- для детей:
• Дети играют вместе, терпимее относятся к партнеру;
• Интерес к игре проявляют и мальчики, и девочки;
• Дети научились общаться в группах, появились устойчивые взаимные симпатии;
• Самостоятельно совершают различные действия, развертывают ролевой диалог;
• Получают удовольствие от совместной игры
- для педагогов:
• умение планировать проектную деятельность
- для родителей:
• повышение активности в образовательном процессе
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ
«Мы играем в «доктора»
Занятие «Если ты заболел»
Цель: продолжать формировать представления у детей об особенностях человеческого организма.
Задачи:
- сформировать у детей элементарные представления об особенностях своего организма;
- познакомить с простейшими приемами первой медицинской помощи;
- развивать любознательность;
- воспитывать желание заботиться о друге.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, что это там гудит за дверью? (Дети выходят в коридор, где их встречает Карлсон). Карлсон, как хорошо, что ты к нам вернулся. Полетай немного для ребят.
Карлсон. Нет, не хочу.
Воспитатель. А может, в другую игру поиграем с ребятами?
Карлсон. Нет, не хочу.
Воспитатель. Карлсон, а баночку варенья хочешь?
Карлсон. Нет, не хочу.
Воспитатель. Карлсон, а пачку печенья хочешь?
Карлсон. Нет, не хочу.
Воспитатель. И игрушки наши новые посмотреть не хочешь?
Карлсон. Нет.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что случилось с Карлсоном?
Дети. Наверно, он заболел.
Воспитатель. Как же нам узнать, заболел он или нет?
Дети (перечисляют) . температуру измерить, посмотреть горло. (Воспитатель измеряет температуру, смотрит горло, ухо…
Воспитатель. Ребята, а у вас была когда-нибудь высокая температура?
Температура никогда не бывает просто так, значит, что-то заболело. Что может заболеть?
Дети (перечисляют). Ухо, горло, нос, живот…
Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь болели?
Дети. Да.
Воспитатель. Что у тебя болело, Андрюша? А у тебя, Света? О любой боли всегда нужно сообщать взрослым. Взрослый может сам оказать тебе помощь или обратиться к доктору.
Давайте посмотрим, чем же заболел наш друг Карлсон?
(Воспитатель предлагает детям задать Карлсону вопросы о его самочувствии)
Дети. Карлсон, животик болит?
Карлсон. Нет.
Дети. А насморк у тебя есть?
Карсон. Нет.
Дети. Карлсон, а нога у тебя болит?
Карлсон. Нет.
Дети. А голова болит?
Карсон. Болит! Ох как сильно болит.
Дети. Надо Карлсону посмотреть голову. Да у него здесь шишка и синяк.
Воспитатель. Дети, как выдумаете, где Карлсон мог набить себе шишку?
Дети (перечисляют). Упал, наткнулся на дерево, подрался.
Воспитатель. Надо срочно что-то делать! Ведь синяк – это кровь, которая скопилась на месте удара, потому что лопнули кровеносные сосуды. Надо приложить что-нибудь холодное. Зимой можно приложить снег, лед, сосульку. А если снега нет, можно приложить пятак, монетку.
(Воспитатель предлагает детям потрогать монетку, какая она холодная, затем прикладывает к голове Карлсона).
Дети. Ну вот, наш Карлсон повеселел!
(Карлсон благодарит детей за помощь).
Карлсон предлагает поиграть в игру «Угадайка». Сначала Карлсон, а потом дети изображают, что у них болит, а все должны догадаться, что изображается.
Экскурсия в кабинет врача.
Цель: продолжать формировать представления о людях ближайшего окружения ребенка.
Задачи:
- познакомить детей с профессиями врача и медсестры;
- воспитывать уважение к сотрудникам детского сада;
- развивать у детей наблюдательность;
- учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов.
В группу приходит Айболит (игрушка). Здоровается с детьми.
Воспитатель. Ребята, вы узнали нашего гостя? Правильно, это добрый доктор Айболит. Кого лечит доктор Айболит?
Дети. Зверей.
Доктор Айболит. Ребята, вы себя сегодня все хорошо чувствуете?
Дети. Да.
Доктор Айболит. У всех хорошее здоровье?
Дети. У всех.
Доктор Айболит. А кто в детском саду всегда следит за вашим здоровьем?
Дети. Врач, медсестра.
Воспитатель. Чтобы сохранить хорошее здоровье детей в детском саду, медики очень много работают. А что делают врач и медсестра в своем кабинете, вы узнаете, если сходите на экскурсию в кабинет врача.
(Дети осматривают кабинет)
Воспитатель. Какой кабинет?
Дети. Уютный, чистый, интересный.
Воспитатель. В одном кабинете врач и медсестра принимают больных, заполняют документацию. А что делают в другом кабинете?
Дети. Делают прививки, лечат ссадины, перебинтовывают раны.
Воспитатель. Этот кабинет называют процедурным. А теперь скажите, какие предметы в кабинете врача вы видели? Назовите как можно больше медицинских слов.
Дети (перечисляют). Шприцы, вата, лекарства, таблетки, йод, зеленка, грелка, термометр.
Воспитатель. (обращается к врачу). А что вы пишите на большом листе бумаги?
Врач. Меню.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что такое меню?
Врач. Старшая медсестра на каждый день пишет меню. Меню необходимо для поваров, чтобы в пище маленьких детей находились все необходимые полезные продукты и витамины.
Воспитатель. Как вы думаете, какие продукты необходимы детям каждый день?
Дети. Молоко, хлеб, овощи, фрукты, мясо.
Врач. Врач строго следит за питанием детей. Необходимо все правильно рассчитать в меню, поварам приготовить вкусную пищу, но главное – чтобы блюда были красивыми, аппетитными, чтобы все дети ели с удовольствием и росли здоровыми.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, у нас в детском саду много детей, но как же вы запоминаете, кого как зовут, кто где живет, какие прививки кому сделаны?
Врач. У каждого малыша есть своя карточка, в которой записаны все сведения.
Воспитатель. А можно нам посмотреть медицинские карточки наших детей?
(Врач показывает карточки детям, читает выписки про некоторых из них).
Ребята, а как вы думаете, зачем в кабинете врача весы и ростомер?
Дети. Чтобы измерять рост и вес, сравнивать, как дети выросли и поправились.
Воспитатель. Очень интересно у вас в кабинете, но мы не будем долго отвлекать вас от работы.
(Дети прощаются, говорят спасибо, уходят).
Воспитатель. Ребята, врач и медсестра помогают нам, когда мы заболеем. Но так не хочется болеть. Как сделать так, чтобы не заболеть?
Дети (перечисляют). Делать зарядку, играть на улице, одеваться, как говорит мама, слушать маму, не есть грязные фрукты.
Доктор Айболит предлагает поиграть в игру «Что нужно врачу». У доктора в чемоданчике спрятаны медицинские инструменты и принадлежности. Дети задают вопросы, пытаясь отгадать, что лежит в чемоданчике. Например, «Этим перевязывают ранку?» «Им делают уколы?». Воспитатель помогает детям задавать
вопросы
«Мы были у врача»
Цель: обогатить представления детей о работе врача (врач слушает больных, назначает лечение).
Задачи:
- уметь называть врачебные принадлежности в соответствии с их назначением и правильно пользоваться ими;
- научить основным приемам ухаживания за больным, развивать чуткое отношение к заболевшему;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать уважительное отношение к профессии врача.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие предметы здесь находятся. (перечисляют). Термометр, фонендоскоп, шприц, таблетки, йод, грелки, бинт. Кто догадался, человеку какой профессии необходимы эти предметы?
Дети. Врачу.
Воспитатель. Что делает врач?
Дети. Следит за нашим здоровьем, лечит, делает прививки, взвешивает.
Проводится дидактическая игра «Что и чем делает врач».
Как врач использует эти предметы:
- шприцем…(делает прививки);
- термометром… (измеряет температуру);
- бинтом…(перевяжет рану);
- йодом…(смажет ранку);
- грелкой…(греет больное место);
- фонендоскопом…(слушает дыхание и работу сердца).
Рассказ воспитателя «Почему у врача белый халат».
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему у врача халат белого цвета?
Дети. Это специальная одежда. Она белая, чтобы не было микробов; если халат испачкается, будет сразу заметно и врач его постирает.
Физкультминутка
Бедный мишка заболел –
Мишка много меду съел. Дети идут по кругу.
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!» Поворачивают туловище влево-вправо
Мишка стонет, слезы льет.
У него болит живот. Наклоняет туловище влево – вправо.
Непослушный, жадный Мишка
Съел лесной малины лишка. Дети грозят друг другу пальчиками.
Проводится дидактическая игра «Кого ты выберешь».
Воспитатель. Ребята, посмотрите на эти лица. Как вы думаете, кто из этих людей врач? К какому врачу пошел бы ты?
Дети. К доброму, ласковому, приветливому и т.д.
Проводится сюжетно-дидактическая игра «Больница»
Воспитатель. А теперь мы поиграем в игру «Больница». В больнице работают только умные, добрые, хорошие люди. Сейчас врачом будет Максим Сергеевич. Максим Сергеевич, какими словами вы встретите своего пациента?
Врач. Здравствуйте, добрый день.
Воспитатель. Какие слова скажете потом?
Врач. Проходите, пожалуйста.
Воспитатель. Какие вопросы будете задавать?
Врач. Как фамилия, имя, отчество. На что жалуетесь? Как себя чувствуете?
Далее следует продолжение сюжетно-ролевой игры «Больница».
Дидактические игры
«На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
«КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». Обращается к детям:
— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать... А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар?
— Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
— А что делает врач?
— Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.
— А что делает портной?
— Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет,
шьет.
Взрослый называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия, характерные для этих профессий.
(Игра проводится в конце года при соответствующей готовности детей.)
«ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить существительное с глаголом.
Материалы: Картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).
Взрослый задает вопросы, дети отвечают.
— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
— А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)
— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
— К нам приходит с письмом Прямо в дом — кто же он? (Почтальон.)
- Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он ... (Солдат.)
— Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,— хорошо и честно трудиться.
Взаимодействие педагога с детьми в сюжетно-ролевой игре «Больница»
1-я ситуация. Воспитатель: «Здравствуйте! Меня зовут Айболит! Я доктор и лечу зверей, а сейчас не могу их лечить, что-то мне в глаз попало! А зверята без меня пропадают! Доктор, помогите мне, пожалуйста! Посмотрите, что можно сделать? Спасибо! Теперь я смогу помочь зверятам в своей больнице!!
2-я ситуация. К доктору (ребенку) приходит воспитатель с собакой. Воспитатель:
«Здравствуйте, доктор! Шарик заболел, а в звериную больницу к доктору Айболиту нам не добраться – идти далеко. Помогите, доктор. Лапку, видите, как держит? Что же случилось? Шарик, не бойся, доктор тебе больно не сделает. Он только посмотрит твою лапку! Ничего нет? А что же тогда болит у Шарика? Посмотрите, какой он грустный! Лапку лижет! Может, его оса ужалила или он занозу посадил? Ужалила оса? Как вы узнали? Что же делать? Какие лекарства нужны для моего Шарика? Какую мазь вы прописали –медовую или молочную? До свидания, доктор! Пойду в лесную аптеку!»
3-я ситуация. Воспитатель: «Давайте поиграем в «Больницу», но не в обычную, а в звериную! Я буду доктором Айболитом (надевает шапочку), а вы – зверятами. Вы приедете ко мне лечиться. Ты кем хочешь быть – зайчиком, лисичкой, а может быть, маленьким комариком? А ты? Зайчик? Бельчонок? А где будет у нас звериная больница? Здесь! Это как будто бы полянка, а вокруг нее деревья (ставит ширмы). Доктор Айболит станет на этой полянке принимать больных зверят. А это что? (Указывает на модули) Кроватки, здесь будут больные лежать, или пенечки, где зверята будут свою очередь ждать. А какие же лекарства нужны доктору Айболиту, чтобы лечить зверят? Приходите ко мне лечиться! Я – доктор Айболит! Бельчонок! Проходи! Что случилось? Ай-ай-ай! Где ты свой пушистый хвостик обжег? Ты один пришел? Вот тебе мазь чудодейственная из смолы сосновой. Сейчас помажу (изображает). А еще и лапка болит? Это ты по деревьям скачешь так неосторожно? Вот тебе таблетки из осиновой коры. Принимай два раза в день и заедай орешками. И через недельку ко мне забегай».
4-я ситуация. К доктору Айболиту прилетел комарик. Доктор не может понять, что говорит комарик: «Комарик, что у тебя болит? Никак не разберу. Что же делать-то? Может, у сороки спросим? Она любой язык понимает. А вот и она (воображаемый персонаж). Сорока, сорока, помоги нам!.сорока говорит, что согласна. Комарик, скажи ей, что с тобой.
5-я ситуация. Воспитатель берет на себя роль зайчика, а ребенок - роль доктора Айболита. Воспитатель: «Здравствуйте, д-добрый доктор Айболит! П-помогите мне! Ой! Я всего б-боюсь!!! Может, трава есть особая или морковка лечебная?»
6-я ситуация. Это кто пришел к доктору Айболиту – медвежонок или волчонок? Как медвежонок ходит? Как доктору узнать, что болит у медвежонка? Может быть, у сороки спросить, маму-медведицу позвать или осмотреть медвежонка?
7-я ситуация. У доктора Айболита очень много больных. В одной палате не хватает всем места (Воспитатель от имени игрушек предлагает из модулей построить еще одну палату).
8-я ситуация. У доктора Айболита закончились все лекарства. Воспитатель: «Давай ты расскажешь зайчонку, что принести из лесной аптеки».
9-я ситуация. Дети с игрушками-зверюшками в руках стоят в очереди к Айболиту. «Зверята» рассказывают доктору, что с ними случилось.
10-я ситуация. Доктора Айболита вызвали срочно в другой лес. Воспитатель: «Что ты с собой возьмешь? Как будешь добираться до больного? А теперь как будто ты уже приехал».
11-я ситуация. Воспитатель предлагает ребенку дополнительную роль пациента, а сам берет основную роль доктора. Воспитатель: «Давай поиграем в «Доктора»: я буду доктором, а ты – пациентом. Где будет кабинет врача? Пускай здесь! А что нужно врачу? (ребенок с помощью взрослого раскладывает на столе медицинские принадлежности из аптечки) это у нас баночка с мазью, а это шприц…(Постепенно ребенок сам начинает называть и расставлять предметы). Воспитатель надевает шапочку и белый халат: «Я – доктор, приходите ко мне на прием. Заходите. Здравствуйте. У вас болит горлышко или животик? Когда вы заболели? Давайте посмотрим горлышко. Откройте рот, скажие «а-а-а». ай-ай-ай, какое красное горло! Сейчас смажем! Не больно? А голова у вас не болит? Игра привлекает внимание других детей. Воспитатель, заметив наблюдающих за игрой детей, говорит: «У вас тоже что-то заболело? Становитесь в очередь, больные. Подождите.
12-я ситуация. Воспитатель - «доктор», двое детей – «больные». Воспитатель: «А теперь давайте поиграем так: я- доктор. Я у себя в кабинете. У меня есть телефон. Вы как будто заболели, звоните мне и вызываете врача. Дзынь-дзынь! У меня звонит телефон! Алло! Доктор слушает, кто звонит? Девочка Катя? Ты заболела? У тебя болит животик или головка? А температуру ты мерила? Какая высокая! Ай-ай-ай! Скажи мне, Катя, где ты живешь? Я приеду к тебе. Буду тебя лечить. А пока попей чаю с малиной и ложись спать. До свидания! У меня опять звонит телефон! Дзынь-дзынь! Алло! Это доктор у телефона. Кто звонит? Больной Дима? На что жалуешься? Насморк? Давно заболел? Ты капли закапывал или пил таблетки? Не помогает? Приходи ко мне сегодня, я тебе другое лекарство выпишу! До свидания!
13-я ситуация. Доктор сам звонит пациентам. Узнает, как они себя чувствуют, дает советы.
14-я ситуация. Воспитатель: «А теперь мне нужна медсестра. Давай ты будешь медсестрой. Медсестра, найдите, пожалуйста, карточку этого больного. Вы уже обзвонили всех наших больных? Было занято? Перезвоните. Медсестра, а вы выписали рецепты? Позвоните больной Даше и узнайте, как ее здоровье, помогают ли таблетки. Медсестра, сделайте укол, пожалуйста.
15-я ситуация. Ребенок в роли доктора, воспитатель-пациент. Воспитатель: «Здравствуйте, доктор! У меня так болит пальчик! Даже распух! Вот! Что вы мне посоветуете? Мне нужно таблетки принимать, мазать мазью или уколы делать? А когда мне теперь приходить? Спасибо!
16-я ситуация. Воспитатель: «Доктор, я к вам вчера приходила. А сегодня пятка болит. Этой же мазью мазать? Что вы посоветуете?
17-я ситуация. Воспитатель: «Я пациентка, звоню в кабинет доктора. Алло! Здравствуйте! Это медсестра? Позовите, пожалуйста, доктора. Здравствуйте, доктор! Это звонит ваша больная. Меня зовут Света. Я забыла вчера таблетки принять. Что же делать? А к вам когда приходить? Спасибо. До свидания.
18-ситуация. Воспитатель предлагает детям дополнительные роли медсестры и мамы, которая привела на прием дочку (куклу). Воспитатель берет на себя основную роль доктора. Дочка еще не умеет разговаривать. Воспитатель: «Здравствуйте, мамочка. Ваша дочка еще совсем маленькая. Что с ней случилось? Не знаете? Все время плачет? А ночью как спала? А она не падала? Сейчас посмотрим. Медсестра, положите девочку на кушетку. Ушки в порядке, горлышко не красное, теперь все понятно. Зуб растет у вашей дочки! Ничего страшного. Медсестра, выпишите рецепт и расскажите, как принимать лекарство.
19-ситуация. В кабинете врача. Воспитатель: «Спроси, как себя вчера чувствовала больная, таблетки уже принимала?»
20-я ситуация. В кабинете врача. Воспитатель: «Медсестра, телефон звонит. Дзынь-дзынь! Подними трубку, скажи, кто ты, и спроси, что случилось».
21-я ситуация. В очереди на прием к врачу. Воспитатель: «Пока пациенты ждут своей очереди, о чем они разговаривают?»
22-я ситуация. Один из пациентов потерял рецепт. Воспитатель: « Зайди в кабинет, скажи, что случилось?»
23-я ситуация. У доктора закончились все медикаменты. Воспитатель: «Очередь большая. Больные ждут. Что делать? Придумайте, что можно взять вместо них? Шприц чем можно заменить? А трубочку для слушания?
Картотека сюжетно-ролевых игр
«Игрушки у врача»
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
«Путешествие с Доктором Айболитом»
Цели: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям ,их выполнению в определенной последовательности: осмотр , послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками;
развивать слуховое внимание, восприятие, память путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.
В-ль: Дети, мы с вами отправимся в интересное путешествие. Вы хотите со мной путешествовать? (Да).
В-ль: Ой, а это кто к нам пришел? (Ответы детей). Правильно, это же добрый доктор Айболит. Давайте с ним поздороваемся и ему улыбнемся. (Обращается к Айболиту). Доктор Айболит, а что случилось?
Д.А.: Кукла Маша заболела,
Кашу манную не ела,
Надо Машу полечить,
Спать в кроватку уложить.
В-ль.: Ой, жалко Машу, она заболела.
Д.А.: А чтоб вылечить Машу, необходим мой волшебный чемоданчик, а я его где- то оставил.
В-ль: Надо помочь Д.А. вылечить Машу, давайте пойдем в детский сад и там его поищем. (Преодолеваем препятствия ручеек, камушки и т.д.) А вот и твой волшебный чемоданчик.
«Путешествие с Доктором Айболитом»
Цели: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям ,их выполнению в определенной последовательности: осмотр , послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками;
развивать слуховое внимание, восприятие, память путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.
II часть
(Дети садятся на стульчики)
В-ль: Доктор Айболит ты устал, посиди, отдохни. Теперь я буду врачом, а ты посиди вместе с детьми, посмотри, как я буду лечить Машу. (Одевает шапочку и халат).
В-ль: Здравствуй, кукла Маша. (побуждаю детей здороваться). Нам сообщили, что ты заболела. Маша мы тебя вылечим. А что же у нас лежит в волшебном чемоданчике? Давайте посмотрим.
В-ль: Сейчас я измерю температуру градусником. Чем я измеряю температуру? (Градусником). Посмотрю горлышко шпателем. Полина, чем я посмотрю горлышко? (Шпателем). Послушаю трубочкой, как бьется сердечко. Илья, чем я слушаю Машу? (Трубочкой). Маша, надо громко дышать (дышите, не дышите), а дети тебе помогают.
В-ль: Надо кукле Маше дать таблетку и водичку, чтобы запить таблетку. Альбина, что я дала Маше? (Таблетку и водичку). Положим ее в кроватку, пусть спит.
В-ль: Дети, а вы хотите стать докторами и лечить кукол? (Ответы детей).
В-ль: Раз, два покрутись, в докторов превратись.
«Путешествие с Доктором Айболитом»
Цели: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям ,их выполнению в определенной последовательности: осмотр , послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками;
развивать слуховое внимание, восприятие, память путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.
III часть
В-ль: Теперь вы тоже доктора. Пойдемте, полечим кукол, которые болеют. (Дети отображают действия взрослого, а воспитатель напоминает их последовательность).
В-ль: Молодцы! Хорошими вы были докторами!
В-ль: Кукла Маша больше не болеет и куклы тоже.
В-ль: Дети, раз, два, покрутись и в ребят превратись.
В-ль: А что это такое? (Обращает внимание на медальки). Да это же доктор Айболит вам дарит свои фотографии, чтоб вы помнили, какими замечательными вы были докторами.
«Больница»
Цели: продолжать знакомить детей с профессиями врач и медсестра; вызвать интерес к профессиям медицинских работников; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Оборудование: медицинские карточки по количеству детей, игрушечный фонендоскоп, шпатель, зеркало ЛОРа, градусник, зелёнка, стол, 2 белых халата для врача и медсестры, 2 белых шапочки, вата, бинт, шприц.
Ход игры:
Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой- пациентом (ребенок).
В р а ч. Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?
Пациент-зайчик (жалобно).Я - доктор.
В ра ч. Садитесь, больной. Что у вас болит?
Пациент. У меня кашель, болят ушки.
Врач. Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?
Пациент. Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.
«Катя заболела»
Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Материал и оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы заместители); сумка доктора, халат, колпак (в 2-З экземплярах).
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что её дочка заболела.
- Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты.
-Вова, а ты хочешь быть доктором?
-Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнём с моей дочки Кати. Давай послушаем её. Что для этого нужно? (трубка.)
-Слышишь, как бьётся Катино сердечко: "Тук-тук-тук"?
-Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать.
-Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим её горло. Где же ложечка?
-Катя, скажи: «А-а-а».
-Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Дадим ей лекарство.
-Теперь Катя пусть поспит.
«У врача»
Цель. Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла.
Игровой материал. Фотографии, иллюстрации, картины, куклы, игрушки-животные, строительные материалы, халат и шапочка врача, медицинские инструменты (набор).
Подготовка к игре. Прогулки к поликлинике, к пункту скорой помощи, экскурсия в аптеку, в медицинский кабинет детского сада. Игры-занятия «Кукла заболела», «Выздоровление куклы и встреча с детьми», «Лесная больница». Рассказ воспитателя о том, как в другом детском саду играют во «врача». Чтение отрывка из произведений В. Маяковского «Кем быть?», К. Чуковского «Айболит», Я. Райниса «Кукла заболела» (книга «На взморье»). Просмотр мультфильма «Айболит». Рассматривание альбома, изготовленного детьми совместно с воспитателем на тему «Мы играем во «врача». Лепка не тему «Угощение заболевшей кукле», конструирование кровати для куклы.
Игровые роли. Врач, медсестра, мама, папа.
Ход игры. Игру во «врача» воспитатель может начать с игры-занятия. Утром педагог обращает внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача или медсестру детского сада. Он осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ее необходимо положить в больницу». При осмотре врач комментирует свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Да, Светлана больна. Надо посмотреть горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Врач, написав свое заключение, просит воспитателя отнести куклу в «больницу» (медицинский кабинет).
Через несколько дней воспитатель сообщает детям, что Светлана уже поправляется и завтра ее выпишут. Можно предложить детям подготовить все необходимое для встречи Светланы. Дети застилают чистую постель, приготавливают ночную сорочку, на тумбочке возле кровати ставят чашку для воды. И вот Светлану «выписывают» из «больницы», медсестра еще несколько раз приходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за выздоравливающей: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком, аккуратно и тепло одевать на прогулку.
При последующем проведении игры воспитатель спрашивает детей, кто хочет взять на себя роль врача или медсестры. Желающему ребенку педагог одевает белый халатик, шапочку и предлагает полечить заболевшего мишку. Воспитатель должен давать детям проявлять инициативу и творчество в игре, поэтому педагог оказывает ребенку помощь, только при затруднении.
Также при проведении этой игры воспитатель может пригласить в гости к малышам старших детей. Накануне воспитатель должен объяснить старшим детям цель их прихода: развивать сюжетно-ролевые игры, в данном случае игру во «врача». Совместные игры младших детей со старшими бывают более непосредственными, чем игры с воспитателем. В общении младших и старших детей на первом месте стоит игровая задача, которая легко и естественно воспринимается детьми четвертого года жизни как собственная.
Вот, например, какая игра может получиться у играющих.
Играют двое детей: малыш (3 года), дошкольник (6 лет).
Дошкольник: Давай играть во «врача».
Малыш: Давай.
Дошкольник: Я — врач. (Он надевает халат, шапочку, берет фонендоскоп, шприц, шпатель, бумагу, карандаш, садится за стол. Все делает спокойно, серьезно).
Дошкольник: Бери куклу и приходи с ней на прием.
Малыш с «сыном» приходит на прием к врачу. Здоровается.
Дошкольник: Садитесь, пожалуйста. Что с вашим сыном? Что у вас случилось?
Малыш: Он кашляет... Горло у него болит.
«Врач» осматривает куклу, выслушивает ее, делает укол (шприцем без иглы). При этом говорит, что это раз — и все. Потом выписывает рецепт, отдает «папе» со словами: «Будете давать по чайной ложке три раза в день. До свидания.
Малыш: До свидания.
После окончания игры старший ребенок побуждает малыша попробовать быть врачом. Сначала дошкольник, показывая на медицинские инструменты, берет каждый по очереди и спрашивает малыша, что это такое и для чего оно нужно. После этого дошкольник берет зайку и приходит на прием к маленькому врачу. По ходу игры, когда у малыша возникают трудности, дети могут на время меняться ролями.
В следующий раз воспитатель может предложить детям инсценировку рассказа «Звери болеют». Воспитатель заранее бинтует у игрушечных зверушек лапы, шею, голову, хвост и т. п. Надевает белый халат и белый колпак и объявляет, что будет лечить больных зверей. Ведет диалог с игрушкой:
Добрый день, тигренок. Что случилось?
Я сунул лапу в дверь, и дверь мне лапу прижала.
Лапа очень болит. О-о. Помогите, спасите!
Помогу. У меня есть чудесная мазь.
Педагог смазывает лапу, при этом показывает и объясняет детям, как это лучше сделать. Укладывает тигренка на коврик, чтобы он отдохнул.
Вскоре в числе больных окажутся не только игрушки, но и дети. Надо полечить и их! Затем педагог предлагает одному из детей побывать в роли доктора.
Играя с игрушками-животными, дети могут развивать сюжеты «Лесная больница», «Айболит» и др.
Игра «Лиса»
Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки, булочки.
Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками лисы по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про лису.
Игровые роли. Лиса, лисята.
Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Давайте играть. Я буду Лисой. У меня острые ушки (показывает). Видите, какие. А пушистый большой хвост видите? (показывает движением руки воображаемый хвост). Красивый у меня хвост?». Затем Лиса кратко рассказывает, где живет, что ест и чем любит заниматься (играть с лисятами, ловить мышей и пр.).
Обрисовав внешний облик лисы, ее привычки и нрав, воспитатель переходит к самому главному моменту — побуждает детей к вхождению в образ лисят. Вот как это выглядит: «Скучно мне одной. Нет у меня деток — маленьких лисят с пушистыми хвостиками. Выросли они, стали большими и убежали в лес. Были бы у меня лисята, я бы их своим хлебушком угостила, фантики подарила. Видите, сколько их у меня. Кто хочет быть моим лисенком?». Кто-то захотел быть лисенком — хорошо! Ну, а тех, кто не захотел играть — принуждать ни в коем случае не следует. Пусть эти дети занимаются тем, чем им хочется. Воспитатель продолжает играть дальше с желающими.
«Лисята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (воображаемые)». Возможно, кто-то из детей прицепит сзади прыгалку. Другие тоже могут захотеть сделать хвостики. Не спешите им на помощь. Пусть они попробуют справиться с этим сами. Такая самостоятельность будет только на пользу. Самое главное уже произошло — ребенок вошел в образ. Он стал «другим» в своем воображении.
Затем педагог обязательно должен похвалить детей, угостить лисят Лисичкиным хлебушком (для начала можно угостить настоящей булочкой), позже использовать предмет-заместитель, отламывая воображаемые кусочки и приговаривая: «Этому лисенку дала, и этому дала, и этого лисенка не забыла. Лисята, посмотрите на этого лисенка. Правда, он рыженький? Угощайся, Рыжик, хлебушком. А теперь оттопырьте, лисята, кармашки и закройте глазки. Я вам что-то положу туда по секрету» (раскладывает по кармашкам фантики).
Дальше педагог может продлить игру в разных направлениях (все будет зависеть от его творчества), но только при условии, что этого хотят дети, что у них сохранился интерес к игре. Можно пойти в лес, поискать общую норку, где лисята будут прятаться от дождя, складывать свои запасы. На участке можно собирать веточки и листья, чтобы устроить теплую норку, грибы, ягоды (предметы-заместители: камешки, цветки клевера и пр.).
Игру в лисят воспитатель может, например, закончить так, обращаясь к детям: «Лисята, ваша мама — лиса с базара пришла, вам игрушки принесла (куклы, машинки, разные мозаики и любые другие интересные для ребенка предметы: пластмассовые бутылочки с завинчивающимися пробками, шариковые ручки, крупные болтики для мальчиков, коробочки от духов для девочек и т. п.). Бегите ко мне, буду подарки раздавать. Ну, вот, всем раздала. Можно всем заняться делом. Потом пойдем гулять»
Игра «Медвежата»
Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Игровой материал. Конфеты, фрукты, пироги.
Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про мишку.
Игровые роли. Медвежата.
Ход игры. Предлагая детям игрушки, конфеты, фрукты, пироги и т. п., воспитатель говорит: «Посмотрите, ребятки, какой большой вкусный пирог испекла медведица и прислала к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть медвежата — сладкоежки, которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Кто у нас медвежонок? Кому медведица испекла сладкий пирог? Ты медвежонок, Саша? А где твои лапки, медвежонок? А шерстка у тебя есть, медвежонок? Как много медвежат у нас в группе. Хорошие медвежата! Пора раздавать им пирог!».
Затем воспитатель предлагает медвежатам встать вокруг большого стола (сделанного из сдвинутых столов) и посмотреть, как будет она торжественно разрезать пирог на равные части, чтобы всем досталось поровну. Таким образом может проходить обычный полдник. Раздавая пирог, воспитатель приговаривает: «Этому медвежонку кусочек пирога и этому. Всем медвежатам поровну делю пирог медведицы. Всем медвежатам хватило пирога? Ешьте на здоровье!».
Игра «Кошка»
Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки.
Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками кошки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про кошку и котят.
Игровые роли. Кошка, котята.
Ход игры. Воспитатель может начать игру с чтения рассказа В. Гербовой «Про девочку Катю и маленького котенка».
«Вышла Катя гулять. Подошла к песочнице и стала делать куличики. Много куличиков испекла. Устала. Решила отдохнуть и села на скамейку. Вдруг слышит: мяу-у-у. Котенок мяукает: тоненько так, жалобно. «Кис-кис-кис», — позвала Катя. И из-под скамейки вылез черненький пушистый комочек. Взяла Катя котенка на руки, и он замурлыкал: мурры-мурр, мурры-мурр. Пел-пел и уснул. А Катя сидит тихо, не хочет котенка будить.
Я тебя ищу, ищу! — сказала бабушка, подойдя к Кате. — Чего притихла?
Ц-ц-ц, — Катя приложила палец к губам и показала на спящего котенка.
Потом Катя с бабушкой обошли всех соседей, чтобы узнать, не потерялся ли у кого-нибудь маленький черный котенок, который умеет звонко мурлыкать. Но котенок оказался ничейным.
И бабушка позволила Кате взять его домой».
После этого воспитатель может побеседовать с детьми о котятах.
Затем предлагает детям поиграть. «Я буду кошкой. У меня пушистая шерстка и мягкие лапки (показывает). У меня длинный хвост и маленькие ушки (показывает воображаемый хвост, а потом ушки). Я люблю лакать молочко, сметану. Обожаю ловить мышек. Больше всего на свете я люблю играть с клубочками из ниток или с мячиком. Закатится мячик под стул, а я достаю лапкой. И еще... Я люблю играть со своим хозяином Петей. Он бегает от меня с бумажкой на ниточке, а я ловлю бумажку. Поймаю бумажку, и Петя гладит меня по спинке, умницей называет. Мне нравится, когда меня ласкают, и я мурлычу: мур-мур. Да вот беда. Уехал мой хозяин Петя к бабушке. Теперь я скучаю. Не с кем мне играть. И котят у меня нет. Вот были бы котята, я бы поиграла с ними. Мы полазили бы по лесенкам, побегали за мячами и намяукались бы вдоволь. Мяу-мяу, хочу чтобы у меня были котята. Кто хочет быть моими котятами?».
Когда ребята войдут в образ котят, воспитатель говорит: «Котята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (воображаемые) А что вы любите кушать? Как вы любите играть? Как вы мяучите?».
Затем педагог обязательно должен похвалить детей. Угостить котят молочком, используя вымышленные чашечки (ладошки вместе), приговаривая: «Этому котенку налила, и этому налила, и этого котенка не забыла. Котята, посмотрите на этого котенка. Правда, он рыженький? Угощайся, Рыжик, молочком».
Дальше педагог может продлить игру в разных направлениях (все будет зависеть от его творчества), но только при условии, что этого хотят дети, что у них сохранился интерес к игре. Можно пойти на улицу, поиграть «со своим хвостом», «помяукать», кто громче, и т. д.
Завершить игру можно так. Воспитатель говорит, что мама кошка была в игрушечном магазине и принесла вам подарки. «Бегите ко мне, буду подарки раздавать. Ну, вот, всем раздала. Можно всем заняться делом. Потом пойдем гулять».
Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница»
Цель: обогащение социально – игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету: «Лесная больница».
Задачи:
Образовательные
1.Закрепить полученные знания о профессии врача . (врач слушает больных, назначает лечение).
2.Уметь называть врачебные принадлежности в соответствии с их назначением и правильно пользоваться ими.
3.Обогащать активный словарь детей, закреплять ЗКР
Развивающие
1.Развивать навыки диалогической речи, поддерживать речевую активность детей.
2.Развивать способность принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия по подражанию взрослого, использовать во время игры игровой материал и атрибуты.
Воспитательные
1.Воспитывать уважительное отношение к профессии врача.
2.Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство активности, ответственности, дружелюбия, вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам. 3.Развивать интерес к сюжетно-ролевым играм
Ход игры.
Звучит музыка. Прилетает сорока.
Сорока: Беда! Беда!
Дети: Что случилось белобока?
Сорока: В лесу заболели звери: мишка, зайчик, лиса, ёж и белочка. Они просят нас помочь им.
В лесу есть своя лесная больница, но некому в ней работать.
Давайте вспомним, кто работает в больнице?
(Ответы детей) .
- Вы знакомы с этими профессиями?
-Что делает врач? (следит за нашим здоровьем, осматривает больных, выслушивает, слушает больных, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции , назначает лечение).
- Что делает медсестра? (делает прививки, выписывает рецепты, взвешивает, делает уколы)
А какие предметы нужны доктору, чтобы лечить зверят?
- шприц…делать прививки;
- термометр… измерять температуру;
- бинт…перевязывать рану;
- йод…смазывать ранку;
- грелка …греть больное место;
-фонендоскоп…слушать дыхание и работу сердца
- вата… прикладывать к ране
-Как мы можем помочь лесным зверям?
-Ой, а как же мы попадём в лес?
-Ребята, мне сорока сказала, что она принесла нам волшебную палочку, что бы мы быстро попали в лес.
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, дети закрывают глаза и оказываются в лесу.
Звучит лесная мелодия. На лесной поляне лесная больница, а около неё больные и грустные звери.
-Вот домик с вывеской «Больница»,
Заболеет зверь иль птица,
Он сюда скорее мчится.
А вот здесь у нас сидят
Волки, лисы, мишки,
Ежики, зайчишки.
Мы с вами будем играть в «Лесную больницу».
Подойдем к «волшебному экрану» и картинки-подсказки помогут нам определить, кто кем будет в игре. Доктором сегодня буду я. Мне нужны помощники. Медсестрой в прививочном кабинете -будет Аня, она будет делать прививки; в регистратуре – Андрей, он выдает медицинские карты, а остальные ребята будут нашими больными со зверями лесными.
Дети надевают белые халаты, шапочки, маски, берут игрушки зверят.
Врач: Лети сорока да сообщи всем зверятам, что открылась лесная больница.
Сорока: – Открыта больница для птиц и зверей.
Идите лечиться в неё поскорей!
Врач: - Проходите зверята в регистратуру, берите карточки, идите на приём к доктору. Чтобы не толкаться, не мешать друг другу можно присесть на стульчики, подождать своей очереди. Примем и осмотрим всех.
Регистратура.
Больной: Здравствуйте, мне нужно к доктору.
Медсестра: Здравствуйте, как вас зовут?
Больной: Зайчиха.
Медсестра: Вот вам ваша медицинская карта, пройдите в кабинет к доктору.
Больной: Спасибо. До свидания. И т.д.
Кабинет доктора.
Зайчиха: Здравствуйте, доктор. У меня заболел зайчонок
Доктор: Здравствуйте, садитесь. Что случилось с зайчиком?
Зайчиха: Ай, ай, мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!
Он бежал по дорожке, и ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой, маленький заинька мой!
Сейчас посмотрю, что у него с лапками. Какая большая царапина, её нужно смазать йодом и перевязать. Медсестра смажьте и перевяжите лапу. Зайдите в прививочный кабинет и сделайте прививку, чтобы не болеть. Слушайся, зайчонок, маму и больше от нее не убегай. Выздоравливайте.
Зайчиха: Спасибо доктор.
Медведь с медвежонком: Здравствуйте доктор.
Врач: Как плачет ваш медвежонок: э-э-э!. Что у него болит?
Медведь: Медвежонок заболел, мишка много меду съел,
Мишка плачет и кричит: «У меня живот болит!»
Мишка стонет, слезы льет, у него болит живот.
Врач: Ах, медвежонок-сладкоежка. Открой ротик, скажи «а-а-а». Горлышко не красное. Положите медвежонка на кровать. Где болит живот? Когда заболел живот? Ваш медвежонок наверно, один по лесу гуляет.
Медведь: Да, нашел он мед пчелиный и грязной лапой в рот.
У меня есть чудесные малиновые витамины. Они помогают всем медвежатам-сладкоежкам. Принимайте каждый день, утром и вечером по одной таблетке.
Приходит волк.
Врач: Здравствуй, волчок –серый бочок. Что у тебя болит?
Волк: У-у-у.
Врач: Никак не разберу. Что же делать? Может, у сороки спросим? Она любой язык понимает. Волчок, скажи ей, что с тобой.
Сорока: Волчок, животик болит?
Волк: Нет!
Сорока: А насморк у тебя есть?
Волк: Нет1
Сорока: А лапа у тебя болит?
Волк: Нет!
Сорока: А голова болит?
Волк: Болит! Ох как сильно болит!
Врач: Надо волку посмотреть голову. Да у него же здесь шишка и синяк! Где ты набил себе шишку, волк?
Волк: Наткнулся на дерево.
Доктор: Надо срочно что-то делать! Надо приложить что-нибудь холодное. Зимой можно приложить снег, сосульку. А если снега нет, можно приложить монетку. Ну вот наш волк повеселел.
Волк: Спасибо доктор Айболит.
Лиса: Здравствуйте, доктор Айболит.
Доктор: Здравствуй, лисонька-лиса. Что с тобой случилось? Почему ты такая грустная?
Лиса: Меня укусила оса.
Доктор: Ужалила оса? Не бойся лисичка. Я тебе больно не сделаю, только посмотрю твою лапку. Да, лапка распухла. Ничего, я помажу лапку медовой мазью и у тебя все пройдет.
А горлышко или животик у тебя не болит? Давай посмотрим горлышко. Открой рот, скажи «а-а-а». ай-ай-ай, какое красное горло! Сейчас смажем! Не больно? А голова у тебя не болит?
Зайди лисичка в прививочный кабинет и сделай прививку.
Доктор: Бельчонок! Проходи! Что случилось?
Бельчонок: Я обжег свой пушистый хвостик.
Доктор: Ай-ай-ай! Где ты свой пушистый хвостик обжег? Ты один пришел? Вот тебе мазь чудодейственная из смолы сосновой. Сейчас помажу (изображает). А еще и лапка болит? Это ты по деревьям скачешь так неосторожно? Вот тебе таблетки из осиновой коры. Принимай два раза в день и заедай орешками. И через недельку ко мне забегай».
Ежик. Здравствуйте, доктор.
Доктор. Здравствуй, ежик , что тебя беспокоит?
Ежик .Лапку занозил.
Доктор. Какая заноза большая, сейчас мы ее вынем, потерпите немного. Ну, вот и все. Больше ничего не беспокоит?
Ежик: У меня еще кашель, болят ушки.
Доктор: Давай я тебя послушаю. Дыши глубже. (Слушает больного трубкой.) Ты сильно кашляешь. Покажи уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьми градусник. Температура высокая. Надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливай в ложечку и пей каждый день. Ты все запомнил?
Ежик . Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.
Прививочный кабинет.
Зайка: Здравствуйте. Мне нужно сделать прививку.
Медсестра: Здравствуйте. Садитесь. Сейчас я вам сделаю укольчик, это совсем не больно. (Делает укол) .
Зайка: Спасибо, До свидания.
Все звери проходят осмотр, им делают прививки.
Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы все звери были здоровыми, никогда не болели, мы научим их делать зарядку.
По порядку становитесь на зарядку!
-Сорока, сорока, а что ещё мы посоветуем зверятам делать, чтобы не болеть? (ответы детей)
В жизни нам необходимо
Очень много витаминов,
Всех сейчас не перечесть
Нужно вам побольше есть
Зёрна, овощи и фрукты –
Натуральные продукты.
Дети прощаются со зверями. Воспитатель взмахивает волшебной палочкой и дети снова в детском саду.
Молодцы ребята, интересная игра у нас с вами получилась. Вы помогли больным лесным зверям. Даня выдавал медицинские карты. Настя – внимательной медсестрой, Андрей хорошо делал уколы. Звери были вежливыми, терпеливыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект сюжетно - ролевой игры "Путешествие на Байкал"
Проект был предложен на методическом объединении воспитателей города. С удовольствием воплотили в жизнь эту игру. Дети очень любят путеществовать, придумывают новые сюжеты......
Проект сюжетно-ролевой игры "День рождения".
Развитие сюжетной игры на разных этапах. Средний возраст....
Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».
Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду....
проект сюжетно-ролевой игры "Гости из будущего"
разработан с целью приобщения детей к социальной действительности и закрепления лексических тем в условиях детского сада для детей с нарушениями речи...
Проект сюжетно-ролевой игры "Зоопарк"; Проект по природному миру "Природа вокруг нас"
Проект сюжетно-ролевой игры "Зоопарк"...
Игровой проект сюжетно-ролевой игры. Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А. Тип проекта: познавательный, групповой, игровой Сроки реализации: двухдневный.
Актуальность проектаИгра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования,...