«Значение развивающей среды в художественно-эстетическом развитии дошкольника»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Значение развивающей среды в художественно-эстетическом развитии дошкольника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_razvivayushchey_srede.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение развивающей среды в художественно-эстетическом развитии дошкольника»
автор: Горбунова М.Н. воспитатель ГБДОУ №15
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учётом конвенции ООН о правах ребёнка, одним из принципов которого является
Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и само ценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Одной из задач Образовательного Стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальным особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающей возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей и на создание развивающей образовательной среды.
Художественно-эстетическое развитие- одно из направлений развития и образования детей.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),мира природы, становления отношения к окружающему миру, формирования элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности(изобразительной, конструктивно-модельной, и др.)
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
Поддержка инициативы и самостоятельности, возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной и, конечно, соответствовать возрастным возможностям детей.
Развитие ребёнка, направление его деятельности в детском саду зависит от нас, взрослых, от того, как устроена и организована предметно- пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, и даже от того, как эти игры и игрушки расположены в группе. т.е. организовать предметно- пространственную среде так. чтобы в группе были условия для совместной и индивидуальной деятельности с учётом особенностей развития каждого дошкольника.
На основе интеграции содержания и видов деятельности в группе организованы центры активности по направлениям:
- Социально- коммуникативное
- Познавательное
- Речевое воспитание
- Художественно- эстетическое
- Физическое
В своей работе я сделала акцент на художественно-эстетическое воспитание, считаю, что художественно-эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно влияет на нравственные стороны, способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность.
Одним из главных условий художественно-эстетического развития является правильная организация предметно-пространственной среды
С первых дней жизни ребенок тянется ко всему яркому и привлекательному, это вызывает у него чувство удовольствия и заинтересованность. Задача воспитателя научить видеть красоту в окружающем, обращать внимание на интересные, яркие книги, узнавать из сказок, что хорошо, что плохо, знакомиться с творчеством классиков, понимать красоту поэтического слова, видеть красоту в окружающей жизни, природе, в произведениях искусства, испытывать эмоции от контакта с ними и творить самостоятельно.
Большое место в эстетическом воспитании в ДОУ занимает оформление территории детского сада и его помещений. Это первое, что видит ребенок, приходя в детский сад.
На участке нашего детского сада есть небольшой цветник, разбитый на 12 лучиков (по количеству групп), каждая группа весной сажает на своем участке рассаду, выращенную в группе, ухаживает за посадками, следит за порядком и чистотой на своей площадке. Дорожки в цветнике художественно оформлены плитами с мозаичными изображениями птиц, растений, грибов, животных, что, конечно, привлекает внимание детей, вызывает интерес к палисаднику.
Необычными мозаичными рисунками на тему «Четыре времени года» оформлены стены технической постройки на участке детского сада (всё сделано с большим мастерством руками сотрудников). Это украшение и дидактический наглядный материал, который мы используем на прогулке. Детям и их родителям такое оформление пришлось по душе.
Интерьер детского сада мы также стараемся сделать функциональным и развивающим. На центральной лестнице в соответствии с сезоном оформляется выставка «Шедевры мирового искусства» где представлены работы известных художников, с творчеством которых можно познакомиться в свободное время или провести экскурсию как в настоящем музее.
В «Галерейке» мы устраиваем выставки детских работ, сделанных совместно с воспитателем или родителями. Осенью это газеты «Давайте познакомимся», «Как я провёл лето», выставка осенних поделок из природного материала, по произведениям детских писателей С.Я. Маршака, В. Сутеева, К.И. Чуковского, А. Барто. Зимой- «Новогодняя игрушка», «Мороз рисует на окне забавные узоры», «Новогодняя маска», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Поздравляем пап», «Подарок маме», ко дню Победы- «Открытка Ветеранам». Вместе с детьми мы готовим небольшие подарки к праздникам одиноким пожилым людям, живущим в Покровской обители. Подготовка и создание таких выставок, подарков одиноким старикам, обогащает знания и социальный опыт детей, создает соответствующий мероприятию настрой.
Творческими работами наших выпускников украшен интерьер детского сада. Все вместе мы радуемся их успехам, помним о них, рассказываем детям.
На занятиях в группе мы знакомим детей с различными видами искусства: скульптурой, живописью, архитектурой, графикой, декоративно- прикладным искусством, знакомим и учим пользоваться различными материалами. Это гуашь, позже- акварель, восковые мелки, мелками можно рисовать «носиком», а можно, положив его «на бочек», затирать лист бумаги, так очень удобно делать фон или закрашивать крупные изображения. Для большей выразительности рисунка, прорисовки мелких деталей используем фломастеры и разноцветные гелиевые ручки. Знакомим детей со свойствами сухой и масляной пастели, используем различную по фактуре бумагу, по формату и форме (круг, треугольник, овал, полоска). В лепке используем различный пластилин, солёное тесто, пробуем технику папье-маше.
Для поддержания интереса к изобразительной деятельности, используем различные способы рисования: рисование пальчиками, делаем оттиски различными предметами (листья, губки, палочки), рисуем ватными палочками, выдуваем тушь из трубочки («Деревья весной».) Очень нравится детям и родителям техника монотипия(оттиск), здесь нет никакого рисунка, только цветовые пятна, каждое из которых имеет свое значение (желтое - солнышко, тепло, солнечный зайчик, синий- кусочек неба, капелька дождя и т.д.) Оттиски получаются самые необычные, дети фантазируют, пытаются разглядеть знакомые предметы, фантазируют, становятся маленькими волшебниками. Рисование нитью очень необычный способ, техника гротаж- на заранее подготовленном листе бумаги, покрытой чёрной краской процарапываем рисунок заостренной палочкой. Мы учим детей смешивать и получать новые оттенки не только в красках, но и в пластилине- техника пластилинография. Очень нравится ребятам смешивать пластилин различного цвета, скатывать шарики- «Наша планета», если такой шарик разрезать пополам нитью, на срезе мы увидим необыкновенные разводы- «Малахитовая шкатулка».
Пластилин мы так же используем для добавления эффекта в рисунке (глаза, ягоды рябины, звезды, пламя и т.д.)
Знакомим детей с народными промыслами, показываем старинную технику лепки и росписи, с историей и местом возникновения, учим видеть и понимать, что обозначают элементы и цвета росписи, используем видеоматериалы. В мини- музее «Русская изба» знакомим детей с русским бытом и культурой, читаем и обыгрываем сказки. Совместно с логопедом ведем проекты «История русского платка», «Богатыри земли русской». Свои впечатления дети отражают в рисунках.
В группе собрана большая библиотека с красиво иллюстрированными книгами от потешек до произведений классиков. Мы много читаем в свободное время, обсуждаем, делимся впечатлениями от прочитанного. Стараемся научить ребенка слушать, понимать и любить книгу. В группе есть подборка стихов, загадок, считалок, чистоговорок.
Вместе с детьми создаем свои книги с собственными иллюстрациями «Новая сказка», «Животные наших лесов», «Права ребенка», «Мой город», «Моя семья», «Если хочешь быть здоров».
Каждый год в нашем детском саду проводятся фестивали спектаклей: К.И. Чуковский «Муха Цокотуха», р. н. сказка «Гуси-лебеди», по сказке Шарля Перро «Кот в сапогах», по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Все постановки проходят под руководством музыкального руководителя и логопеда группы. Совместно с музыкальным руководителем мы ведем проект по знакомству с творчеством П.И. Чайковского «Слушаем и рисуем музыку» по произведениям из «Детского альбома» и «Времена года».
Такая интересная, насыщенная впечатлениями жизнь в детском саду обогащает творческий потенциал, раскрывает творческие способности, объединяет детей, укрепляет веру в свои силы.
Созданные в группе условия как для совместной, так и для индивидуальной, а также самостоятельной деятельности, поддержка педагога, помощь в развитии фантазии, свобода в использовании материалов для творчества, умение пользоваться материалами и техниками и, конечно, внимание семьи к творческим успехам ребёнка, очень важны для художественного воспитания дошкольника.
Наши дети с удовольствием приходят в детский сад, у каждого есть свое любимое увлечение. Кто-то любит строить. конструировать и моделировать, кто-то воплощает свои фантазии в лепке. аппликации и рисовании, кто-то любит спортивные игры, прыгают на скакалке по 100 раз, а потом играют с куклами, кто-то мастерски играет в шашки, а кто-то любит рассказывать интересные истории, читать стихи, придумывать новые загадки.
Детям интересно вместе, они дружные, любознательные, трудолюбивые и веселые. Поэтому наша группа и называется-«Пчёлки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Технологии в создании развивающей среды для организации продуктивной деятельности детей старшего докольного возраста....
Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию детей. Оснащение уголков театрального развития в разных возрастных группах
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что...
«СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА»
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовател...
Презентация "Роль развивающей среды в художественно-эстетическом воспитании дошкольников"
Презентация "Роль развивающей среды в художественно-эстетическом воспитании дошкольников"...
Лэпбук как элемент предметно- пространственной развивающей среды центра художественно – эстетического развития
Лэпбук – это книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм...
Использование развивающей среды в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников
Основные цели и задачи художественно-эстетического развития по ФГОС:-Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окру...
Организация развивающей среды по художественно-эстетическому развитию.
Организация развивающей среды по художественно-эстетическому развитию....