Краеведение как региональный компонент в доу
методическая разработка
Вариативная часть Рабочей программы – продолжение деятельности ОУ, где основной акцент делается на:
- развитие личности через приобщение к культурному наследию страны и города;
- патриотическую и нравственную направленность через освоение социокультурного пространства Санкт-Петербурга;
- формирование основ экологической культуры в условиях города;
- формирование у городских детей привычки к здоровому образу жизни, основ безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариативная часть Рабочей программы – продолжение деятельности ОУ, где основной акцент делается на:
- развитие личности через приобщение к культурному наследию страны и города;
- патриотическую и нравственную направленность через освоение социокультурного пространства Санкт-Петербурга;
- формирование основ экологической культуры в условиях города;
- формирование у городских детей привычки к здоровому образу жизни, основ безопасности.
Цель – создание условий для формирования интереса воспитанников к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему родного города на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.
Задачи образовательной работы с детьми 2 - 3 лет:
- Ознакомление с ближайшим окружением: площадка детского сада, улица ведущая домой.
- Приобщать детей к устному поэтическому творчеству, воспитывать положительное отношение к колыбельным песням, потешкам, пестушкам.
- Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к книге
- Побуждать к участию в исполнении колыбельных песен, пестушек, потешек.
- Познакомить со способами передачи в движениях действий знакомых им зверей, домашних животных, птиц, рыб, насекомых, сказочных персонажей.
- Участие детей в русских народных играх и игровых упражнениях.
- Знакомить детей с назначением отдельных предметов быта, одеждой, жилищем, обращая внимание на их художественные особенности.
- Отражение наблюдаемых явлений природы в продуктивной деятельности.
- Знакомство с происхождением и назначением колыбельных песен, потешек, прибауток, пестушек.
- Познакомить с некоторыми фольклорными образами произведений.
- Способствовать исполнению колыбельных песен, пестушек, потешек в самостоятельной игровой деятельности.
- Стимулировать желание детей рассказывать об увиденном, пережитом в процессе общения с искусством, передавать свои впечатления от окружающей действительности в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).Приобщение детей к театрализованным играм
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения части программы, формируемой участниками образовательных отношений, базируются на целевых ориентирах (см. раздел 1 п. 1. 2 Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры) Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад Санкт-Петербурга») в соответствии с ФГОС дошкольного образования, которые дополняют и конкретизируют планируемые результаты обязательной части Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад Санкт-Петербурга».
«Детский сад Санкт-Петербурга» расположен в современном городе-мегаполисе, своеобразие социокультурной среды проявляется:
- в доступности разнообразных видов культурно-просветительских учреждений, таких как театры, музеи, планетарий, цирк, зоопарк, школы: художественные, музыкальные, спортивные;
- в возможности становления гражданственности у детей дошкольного возраста благодаря существовании в городе учреждений, деятельность которых связана с возрождением национально-культурных традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения: исторические места города Санкт-Петербурга.
Содержание деятельности по пяти образовательным областям
Распределение видов детской деятельности в течение дня
Формы образовательной деятельности | ||||
совместная деятельность взрослого и детей | самостоятельная деятельность детей | взаимодействие с семьей | ||
непрерывная образовательная деятельность | образовательная деятельность в ходе режимных моментов | индивидуальная работа с детьми | ||
-чтение; -обсуждение; -рассказ; -рассматривание; -игровая ситуация; -дидактическая игра; -интегративная деятельность; -беседа о прочитанном; -инсценирование;
разучивание стихотворений; | -наблюдение на прогулке; -труд; -игра на прогулке; -беседа после чтения; -экскурсия; -интегративная деятельность; -разговор с детьми; -разучивание стихов, потешек; | -игра на прогулке; -ситуативный разговор; -разучивание стихов, потешек; коммуникативные игры; | -игра-драматизация; -дидактическая игра | -совместные -викторины; -семейные проекты; -выставки творческих работ детей и родителей; -маршруты выходного дня; -психологопедагогическое просвещение через организацию интерактивных форм взаимодействия педагогов |
Тематическое планирование
Месяц | Тема | Задачи | Формы организации деятельности |
сентябрь | «Моя группа» | Создать условия для успешной адаптации детей | Индивидуальное игровое взаимодействие |
октябрь | «Детский сад» | Знакомить с предметами и игрушками, которые находятся в группе Продолжать знакомить с детьми группы Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, пестушки) | Игры: «Покажи, где у нас (спальня, приемная и др.)», «Угадай, кто позвал?», «Кто что делает?», «Как тебя зовут?» Музыкальные игры «Кто у нас хороший?», «Платочек», «Ходит Ваня (Таня)» Чтение русских народных сказок, потешек, песенок |
ноябрь | «Детский сад» | Уточнить представления о групповом участке для прогулки, правилах поведения на улице Способствовать эмоциональному восприятию детьми русской народной игрушки (матрешка, трещотка, свистулька) | Создание альбома «Моя группа» Игровое взаимодействие «Покажем кукле Кате наши игрушки» |
декабрь | «Моя семья» «Детский сад» | Уточнять знание имен членов семьи, ближайших родственников, учить выражать свое отношение к ним Подготовка к Новогоднему празднику | Создание альбома «Моя семья», рассматривание семейных фотографий Беседы с детьми «Мама и папа», «Моя любимая игрушка», «С кем ты живешь?» Игровое взаимодействие «Угостим Мишку чаем» Разучивание стихотворений, песен |
январь | «Моя семья» «Детский сад» | Продолжать формировать доброжелательное отношение к близким людям Познакомить с трудом помощника воспитателя | Беседа «Мы заботимся о близких», «Если мама заболела» Упражнения «Веселый или грустный», «Смеётся или плачет» Наблюдение за трудом помощника воспитателя Беседа «Как работает наша няня» |
февраль | «Мой папа» | Формировать представление о труде папы, дедушки дома | Рассматривание фотографий Беседы «Как папа заботится о членах семьи» |
март | «Моя мама» | Закреплять представление о труде мамы дома, побуждать оказывать помощь: убирать игрушки. | Беседа «Я – мамин помощник» Разучивание стихотворений, песен Совместное с воспитателем изготовление подарка маме на 8 Марта Чтение С. Прокофьев «Сказка о грубом слове» |
апрель | «Моя семья» | Формировать представление о взаимоотношениях с младшими и старшими братьями и сестрами | Рассматривание фотографий Упражнения «Я играю с маленьким братиком», «Как мой старший брат играет со мной» |
май | «Моя семья» | Продолжать формировать заботливое отношение к родным и близким, побуждать помогать, не огорчать. | Беседа «Я люблю маму и не огорчаю её» Упражнение «Каждой вещи свое место» |
июнь | «Выросли цветочки» | Развивать эмоциональную отзывчивость к родной природе | Наблюдения на прогулке Чтение стихотворений |
июль | «Какие разные машины» | Дать представления о безопасном поведении в пространстве города | Игровое взаимодействие «Машины везут грузы», «Мы едем на машине (автобусе)» |
август | «Во поле березка стояла» | Развивать интерес к объектам живой природы | Наблюдение за березой, уточнение характерных внешних признаков |
Реализация задач происходит через различные формы совместной деятельности:
- организация различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, чтение художественной литературы);
- интеграция с использованием разнообразных форм (проблемно – игровая ситуация, чтение художественной, познавательной литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, экспериментирование, проектная деятельность и др.;
- индивидуальные и групповые беседы;
- дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры;
- создание мини-музея;
- посещение выставок (выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно).
Дети включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан, с интересом посещают музеи родного города.
Активная позиция обеспечивается созданием в группе центра краеведения, в котором детям предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности.
Организация развивающей предметно-пространственной среды по краеведению
Компоненты | Примерное содержание среды |
Родной край | Литературная копилка по краеведению «Наша Родина - Россия» (разнообразная литература патриотического содержания) фольклорные материалы; семейные фотографии; макеты уголков города; художественная литература о родном доме, улице, районе |
Игротека | Разнообразные настольно-печатные игры городской тематики: лото, разрезные картинки, |
Детская библиотека | Литература (малые фольклорные формы); аудиозаписи, иллюстративный материал о доме в котором живут; |
Природа | Экологические модели и макеты природного окружения, карты с картинками животных и растений, тематические альбомы о природе родного края, картотека стихов, загадок, примет, пословиц о природе, репродукции картин художников о природе. |
Мастерская творчества | Природный и бросовый материал (камешки, кора, листья, жёлуди, лоскутки ткани, нитки, проволока и др.) народные игрушки, др. предметы декоративно-прикладного искусства. |
Театрализованные игры | Разнообразные виды театров: настольные, плоскостные, пальчиковые, ширмы, фланелеграф; Пособия для театрализованной деятельности (маски, элементы костюмов, шапочки); детские музыкальные инструменты; мультимедийное оборудование с записью детских спектаклей мультфильмов и т.д.; иллюстрации к литературным произведениям; предметы-заместители и мелкие игрушки для обыгрывания в театральных сценках; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по национально- региональному компоненту Тема: «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ»
Отчетпо национально- региональному компоненту Тема: «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ»...

МБДОУ «Ужурский детский сад №2» Программа по региональному компоненту “Знакомство с краеведением” в старшей группе Вариативная часть
Краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйст...

Работа с педагогами ДОУ по реализации регионального компонента на основе краеведения
Педагогический проект, направленный на повышение качества работы по краеведению....
Использование регионального компонента в работе с детьми. Краеведение. Мой край родной сибирский
Использование регионального компонента в работе с детьми...

Методические разработки по краеведению (национально-региональный компонент) для детей старшего дошкольного возраста
Авторская программа по краеведению (национальный - региональный компонент) «Любимый край - родной Ямал» для детей от 6-7 лет....
Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»
Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»...

Региональный компонент - проект по краеведению
В данном материале представлен проект"Родной мой город - мой край родной". Цель проекта: разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста посредством приобщения его к культурно-исто...