ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ»
проект (средняя группа)
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ»
Цель: воспитание гражданина и патриотизма к своей стране в нем, формирование нравственных ценностей;
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.
Задачи: - воспитывать любовь к родному краю;
- Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному краю, к поселку Раевский;
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
- Развивать интерес к башкирским традициям
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Научить детей замечать все происходящие вокруг;
- Знакомить детей с достопримечательностями поселка;
- Познакомить детей углубленно и традициями башкирского народа. С этой целью хотим посетить башкирский лицей и хотим узнать историю этого лицея. При этом родители принимают посильное участие в субботниках (посадка деревьев, высадка рассады в цветники и поделки).
Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий .
В. А. Сухомлинский.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему покинув родные места, человек вспоминает их с теплотой и живя в родном поселке или в городе с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. Это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое, поэтому воспитание любви к родному краю, к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, надо начинать с ранних лет.
Взгляни на глобус:
Вот он шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Мустай Карим.
Я взяла эту тему потому, что глядя на современную молодежь, я замечаю в них неуважение к природе, поэтому я думаю, что любовь к окружающей среде и животному миру нужно развивать с детского возраста. Ведь это единственный миг в жизни детей, когда из них можно воспитать хорошего человека. Потеряв его, мы пожалеем об этом в дальнейшем. Изо дня в день я решила знакомить детей с их родным краем. Дети и родители принесли много разных книжек и журналов. И это привело меня к мысли, что надо обязательно провести беседу о Башкирии и поселке, познакомить со своей деревней и рекой Курсак, где они целое лето купаются. Особенно им понравилась беседа о моей родной деревне и реке Курсак.
Деревня называется Идрисово, в честь Идриса Муашева, который стал жить на этой земле с 14 марта 1760 года. Так же первыми жителями являлись семь семей, которые положили начало семи родам. Мои предки являются продолжателями рода Кусербая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ» | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ»
Цель: воспитание гражданина и патриотизма к своей стране в нем, формирование нравственных ценностей;
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.
Задачи: - воспитывать любовь к родному краю;
- Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному краю, к поселку Раевский;
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
- Развивать интерес к башкирским традициям
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Научить детей замечать все происходящие вокруг;
- Знакомить детей с достопримечательностями поселка;
- Познакомить детей углубленно и традициями башкирского народа. С этой целью хотим посетить башкирский лицей и хотим узнать историю этого лицея. При этом родители принимают посильное участие в субботниках (посадка деревьев, высадка рассады в цветники и поделки).
Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий .
В. А. Сухомлинский.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему покинув родные места, человек вспоминает их с теплотой и живя в родном поселке или в городе с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. Это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое, поэтому воспитание любви к родному краю, к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, надо начинать с ранних лет.
Взгляни на глобус:
Вот он шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Мустай Карим.
Я взяла эту тему потому, что глядя на современную молодежь, я замечаю в них неуважение к природе, поэтому я думаю, что любовь к окружающей среде и животному миру нужно развивать с детского возраста. Ведь это единственный миг в жизни детей, когда из них можно воспитать хорошего человека. Потеряв его, мы пожалеем об этом в дальнейшем. Изо дня в день я решила знакомить детей с их родным краем. Дети и родители принесли много разных книжек и журналов. И это привело меня к мысли, что надо обязательно провести беседу о Башкирии и поселке, ознакомить со своей деревней и рекой Курсак, где они целое лето купаются. Особенно им понравилась беседа о моей родной деревне и реке Курсак.
Деревня называется Идрисово, в честь Идриса Муашева, который стал жить на этой земле с 14 марта 1760 года. Так же первыми жителями являлись семь семей, которые положили начало семи родам. Мои предки являются продолжателями рода Кусербая.
Ай, родная река!
Камни лежат по твоим берегам,
В тихих заводях камыши растут,
Рыбы плещут в твоей воде,
Быстра ты, река, шустра …
( из песни Салавата Юлаева)
Аул располагается на берегу реки – красавицы Курсак. Вот каким образом появилось ее название: В давние времена семь родов, приехавшие сюда, выбрали одну четырнадцатилетнюю девушку и на склоне горы, построив небольшую крепость, заперли ее туда. Она должна была издавать правильные для них законы. Ее охраняли специальные люди в черном по приказу ее отца. По древним башкирским обычаям у богатых людей детей сговаривали еще в колыбели. С этого момента девочка становилась невестой и отец не имел права выдать ее за другого.
Однажды эта девушка, гуляя у подножия горы, увидела юношу – пастуха. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Она очень любила слушать, как он играет на курае.
Но ее отец и слушать не хотел об этом замужестве.
Природе нужно четное число,
Чтоб все живое множилось, росло.
И то, что всюду есть Она и Он,
Извечный, всеобъемлющий закон.
Сайфи Кудаш.
Более того он запер ее в крепости. Девушка, не найдя смысла жизни, сбегает оттуда. Из-за любви к юноше она бросается в ту реку, которая протекала возле той горы, где пас овец бая этот юный пастух. Эту девушку звали Курсак, поэтому так и назвали эту речку. А место, где именно она утопилась, осталось маленькое озеро, которое называют «Озеро Девушки» (« Кыз- Куле» ).
Издавна жители аула, здесь: где сейчас жилой микрорайон сахарного завода, летом отдыхали с семьей (пили кумыс и пасли лошадей, в лесу добывали мед диких пчел). У моего отца была небольшая пасека, ведь пчелы у нас у башкир самые полезные насекомые. Занятие бортничеством у наших предков передавалось по наследству. Основоположником которого является прадед моего дедушки Юлай. У него же имелась большая пасека.
Заиграй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца,
И Урал, и весь наш край
Прославляя без конца!
Белоснежные поля
И в цветах твоих луга.
Этот сказочный простор
Приковал навек мой взор,
Вечно б я хвалил тебя!
Вечно воспевал тебя!
Из песни Салавата Юлаева.
Головой под небо встал
Великий седой Урал,
Этот сказочный простор,
Прикован навек мой взор,
Вечно б я хвалил тебя!
Вечно воспевал тебя!
( По Салавату Юлаеву «Родная страна»)
В группе вместе с детьми готовили угощение к празднику «Корбан- байрам». Угощение обязательно в традиционной башкирской кухне : баурсак, чак-чак, очпочмак, кыстыбый, в меню нашего садика часто можно увидеть бишбармак, лапша, салма.
Ежегодно в детском саду проводится « Сабантуй», где дети с удовольствием читают стихи, исполняют народные и современные танцы. Наши дети знают, что сабантуй - самый веселый, самый любимый праздник. В конце праздника угощаем детей блинчиками и разными угощеньями, которые приготовили родители.
Я с детства так люблю – твой сын -
И гордость гор, и красоту долин,
И золото земли,
И серебристость вод.
Но всех дороже мне Родной народ!
Мустай Карим.
В своей работе с детьми большое внимание уделяю изучению близлежащего микрорайона к детскому саду. С4-х лет дети знают свой домашний адрес. Провожу целевые прогулки, они очень интересны и желанны для ребят. Всегда с удовольствием идут за пределы детского сада. Эти прогулки помогают уточнить и расширить представление о том, что их окружает. Порой ребята проходят по одной и той же улице каждый день, не видя изменений или не удивляясь им. Моя задача – научить их замечать все происходящее вокруг. В основе методики ознакомления с родными местами лежит умение педагога проводить наблюдения опираясь на впечатления, полученными детьми. Поэтому я планирую экскурсии и прогулки по ближайшим улицам и в солнечный летний день, и в зимние сумерки, и ранней весной, и золотой осенью.
До чего цветы в садах
Буйно расцвели!
Распевают звонко в них
Песни соловьи.
И березы на лугах
В зелени густой,
Сердце радует весна
Чудной красотой.
Кадир Даян.
Постепенно дети убеждаются в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по- новому.
В группе расширяю и углубляю представления детей о родном поселке, они запоминают главные улицы, знакомлю их со знаменитостями поселка, передовиками производства района. Знакомлю детей с достопримечательностями поселка, закрепляю знания и представления детей о поликлинике, больнице, комбинате бытового обслуживания, наблюдаем за трудом взрослых в этих учреждениях, а так же во время прогулки дети наблюдают за строительством новых домов, благоустройством улиц, принимают посильное участие в субботниках (посадка деревьев, высадка рассады в цветники, поделки сувениров для участников войны и ветеранов труда).
Все вокруг зазеленело,
Распустилось, расцвело.
Зашумело и запело
Наше дружное село.
Фаузия Рахимгулова.
Круг представлений детей я не ограничиваю только близким географическим окружением. В соответствии с возрастом детей даю довольно широкие знания о родной стране. Наряду с такой тематикой занятий, как «Уфа – главный город Башкортостана», «Путешествие по городам республики». Я провожу серию занятий по теме: «Россия- Родина моя», «Москва- столица нашей Родины».
Наши дети сегодня получают обширную информацию: они смотрят телевизор, слушают радио, рассматривают фото в газетах, журналах, беседуют с родителями, со сверстниками. Я сама инициатор таких не принужденных и недлительных бесед, которые очень важны тем, что воспитывают у них чувство причастности к событиям, происходящим в районе, республике, в стране вызывают интерес к общественной жизни, потребность узнать что – то новое. Методика бесед проста: они должны быть доступны по содержанию, эмоциональны по форме, естественны. Результат не в количестве информации, а в общем настроении, сказывающимся на развитии эмоциональной отзывчивости. Чувства причастности к событиям Родины.
Золотится ширь хлебов густых,
Все вокруг – в сиянии лучей.
Рады лету люди – радость их
Даже солнца ясного щедрей!
Мухутдин Тажи.
Мы все знаем, как велико влияние природы на человека, и сама целесообразность формы непосредственного знакомства с природой родного края, целевые прогулки и экскурсии. Перед прогулками в лес, в поле я провожу беседы, в процессе которых узнаю : какие есть у детей представления, на что обратить их внимание, что необходимо уточнить. Затем организую беседы на тему «Наша речка», «В осенний лес», «Живой родник», и другие, которые помогают раскрыть и понять красоту природы родного края , провожу прогулки для сбора природного материала к выставке , которую ежегодно оформляем в детском саду, свое эмоциональное отношение к природе дети передают в рисунках , составляют небольшие рассказы – этюды , маленькие сочинения о природе «Наша речка», «У родника». При обучении рассказыванию не только развивается связанная речь и выразительность, но и создаются предпосылки для развития умения передавать свое отношение к природе в речевой деятельности, образцом для таких рассказов я использую художественные произведения писателей – природоведов: М. Пришвин «Золотой луч» и другие, Гульфия Юнусова «Времена года» и Соколова- Микитова, Д.Сребицкого и другие темы этюдов, подсказанные наблюдениями постепенно усложняю, потому как на реку, в лес, к роднику я вожу ребят в разное время года. Очень нравится детям создавать композицию природного материала «живые картинки из цветов и фруктов» я использую натуральные фрукты и овощи и, созданные ребятами композиции, украшают в группе уголок природы.
Лужи светлые блестят,
И блестят травинки,
И на веточках висят
Свежие дождинки.
Листья желтые летят-
Опадает лето.
Осень выкрасила сад
Золотистым цветом.
Хабибулла Габитов
Планируя работу по ознакомлению детей с природой и воспитанию любви к ней, я предусматриваю взаимосвязь занятий с разнообразной деятельностью детей. Неоценимую помощь в воспитании гуманного отношения к природе нам оказывает творчество детских писателей и поэтов Мустай Карим, А. Игебаев, М. Сундюкле и другие при ознакомление детей с природой родного края и обращаю внимание детей на труд взрослых в природе в разное время года : посевная, уборка урожая, знакомлю детей с различными сельскохозяйственными профессиями, на огороде в детском саду они сами выращивают овощи; а, значит, овладевают умениями обработки почвы, знакомятся с примерами посева и рассады, усваивают правильный уход за растениями, собирают хороший урожай моркови, свеклы, лука, чеснока, томатов и огурцов. В цветниках совместно с воспитателями дети выращивают однолетние и многолетние сорта цветов.
Словно сад -
Башкортостан мой гордый,
И поет народ мой вновь и вновь
Про любовь, название которой -
К Родине великой
та любовь!
Рашит Нигмати
Во второй половине года провожу беседы об охране животных, после занятий беседуем, читаем сказки о животных.
Завершающим этапом по ознакомлению с родным краем с его природой являются праздники и вечера досуга: викторина и КВН, брейн-ринг, звездный час.
Чтобы дать детям полезную, доступную информацию, я много изучаю различной научной, популярной и художественной литературы.
Необходимо до школы сформировать у детей первоначальные, достоверные представления об истории, культуре и традициях разных народов живущих в нашем родном крае.
Башкортостан – жемчужина России. Прекрасная природа, недра вместили всю таблицу Менделеева, а самое дорогое: мир, межнациональное согласие, дружба народов.
М. Г. Рахимов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: ознакомление детей раннего возраста с окружающим через игру.
План работы по самообразованиюВоспитатель – Люкшина Анна Серегбаевна – группа № 5Тема: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим через игру.Актуальность темы....
План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения»
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста....
Отчет по самообразованию "Ознакомление детей дошкольного возраста с народными промыслами".
Работа с детьми дошкольного возраста по овладению декоративным рисованием....
План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверст...
план по самообразованию "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром животных и растений»
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогаще...
План по самообразованию:" Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования подготовительная группа".
Формировать умение детей выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве,развивать потребность к созданию нового образа творческой деятельности.Задача:расширять ...
Индивидуальный план работы по Самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало – это всегда стре...