Долгосрочный проект
проект (старшая группа)

Горностаева Светлана Анатольевна

Проект посвящен предстоящему 300 летнему юбилею города Нижний Тагил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tagil.docx600.68 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект, посвященный 300 летию Нижнего Тагила

«С Днём Рождения, любимый город».

Авторы:

Горностаева С.А.

Путилова О.В.

МАДОУ «Жемчужинка»

С/П № 106

Нижний Тагил

2021 год.

Пояснительная записка

       Современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста с необходимостью выдвигают на первый план, в качестве центральной – задачу создания оптимальных условий для социального становления (социализации) ребенка в этот важнейший возрастной период.

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Занятия по ознакомлению с окружающим включает в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с явлениями живой и неживой природы, где формируются представления о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицами, с известными людьми. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Нижнего Тагила.

«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Нижним Тагилом в дошкольном возрасте, тем более в преддверии 300-летнего юбилея. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательной деятельности  педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Паспорт проекта

Цель

Сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Нижнего Тагила через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.

Тип проекта

Практико – ориентированный.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и их родители.

Сроки реализации проекта

Рассчитан на учебный год,  в преддверии 300-летнего юбилея , для детей старшей группы.

(включает в себя 3 основных этапа: подготовительный, основной и итоговый)

Образовательные области

*Социально-коммуникативное развитие

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

*Познавательное развитие

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни человека.

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения.

*Художественно-эстетическое развитие

Развитие продуктивной деятельности (рисование лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества приобщение к изобразительному искусству.

*Речевое развитие

Развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Анкетирование родителей

1-2 неделя сентября

Выявление востребованности услуги, представлений родителей о родном городе

Анкетирование педагогов

1-2 неделя сентября

Выявление уровня педагогической компетентности

Мониторинг детей

1-2 неделя сентября

Выявление уровня знаний и представлений детей.

II Основной

Еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом «Знай и люби свой город»,  в преддверии 300-летнего юбилея.

Сентябрь-май

Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города.

Совместные мероприятия с семьями воспитанников

Сентябрь-май

Повышение детской и родительской компетентности

Экскурсии совместно с родителями

Сентябрь-май

Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города.

Выставки:

«Осень в Нижнем Тагиле»,

«С Новым годом, тагильчане»,

«Весенний Тагил»

Развитие продуктивной деятельности, ручной умелости.

Конкурс «Город мастеров»

Выставка семейных творческих работ.

Макет «Нижний Тагил»

Развитие интереса к родному городу, игровой деятельности, в преддверии 300-летнего юбилея.

 

Итоговый

Мониторинг детей

Выявление уровня знаний и представлений детей

Повторное анкетирование родителей

Выявление уровня представлений родителей о родном городе.

Ожидаемый результат

  1. Умение ориентироваться в городе (вести вежливый разговор с жителями города, знать особенности профессий и т.д.)

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях, в преддверии 300-летнего юбилея.

  1.  Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  2. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  3. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение к юбилею родного города.
  4. Развитие интегративных качеств в соответствии с возрастом.

Перспективный план

Сентябрь

I неделя Тема: Диагностика

Анкетирование детей и их родителей на тему «Знаем ли мы свой город»

II неделя

Тема:  «Мой дом» 

Задачи: Закреплять знания детей о жилище, интерьере горницы, предметах народного быта. Побуждать потребность в поддержании красоты, чистоты в доме. Развивать эмоциональную отзывчивость к народному творчеству.

Развлечение «Бабушкина горница»

III неделя

Тема:  «Улица, на которой я живу»

Задачи:

Формировать умения называть и рассказывать о достопримечательностях родной улице. Дополнить знания детей о родной улице.

Воспитывать любовь и бережное отношение к улицам города.

Рассказ воспитателя «Как произошли названия улиц»

IV неделя

Тема:  «Первые улицы города»

Задачи:

Формировать элементарные представления о родном городе и его расположении. Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте некоторые условные обозначения.

Знакомство с картой г. Нижнего Тагила.

Октябрь

I неделя

Тема:  «Жилые и административные здания Нижнего Тагила»

Задачи:

Обобщать и систематизировать знания детей о разнообразии зданий родного города.

Викторина совместно с родителями «Сюда идут и стар и млад…»

II неделя

Тема:  «Традиции города»

Задачи:

Воспитывать чувство гордости от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своей малой родины.

Беседа «Традиции города»

Совместные осенние праздники с участием родителей

III неделя

Тема:  «История возникновения Нижнего Тагила»

Задачи:

Конкретизировать первоначальные представления детей об истории зарождения и развития родного города.

Познавательное занятие «Город на реке - Тагил »

IV неделя

Тема:  «Геральдика города Нижнего Тагила»

Задачи:

Дать детям элементарные представления о происхождении герба, флага. Познакомить со значением геральдики в современной жизни. Воспитывать уважительное отношение к символам города Нижнего Тагила.

Рассказ «Символика Нижнего Тагила».

Ноябрь

I неделя

Тема:  «Река Тагил»

Задачи:

Обогатить знания детей о реке Тагил, ее географическом положении (протяженности). Мосты.

Развивать логическое мышление, внимание, речь.

Развивающее занятие «Тагил - река – красавица»

II неделя

Тема:  «Памятники архитектуры»

Задачи:

Сообщить детям начальные сведения об особенностях архитектуры некоторых зданий города (усадьба…).

Формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.

Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

Беседа: «Какой красивый дом»

III неделя

Тема:  «Памятники архитектуры»

Задачи:

Уточнять и систематизировать сведения у детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города (усадьба…). Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.

Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

Рассказ воспитателя или просмотр «фильма»

IV неделя

КВН «Прошлое и настоящее Нижнего Тагила»

Задачи:

Обобщить знания детей о городе Нижнем Тагиле, его истории, культурных традициях, архитектурных сооружениях.

Развивать логическое мышление, внимание, речь, сообразительность.

Воспитывать умение работать в команде, договариваться друг с другом.

Обобщающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Декабрь

I неделя

Тема:  «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее»

Задачи:

Формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край в истории Российского государства.

Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.

Совместная с родителями экскурсия в библиотеку.

II неделя

Тема:  «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее»

Задачи:

Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.

Литературная викторина.

III неделя

Тема:  «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее» (продолжение темы)

Задачи:

Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.

Литературная гостиная с участием родителей «Знаменитые земляки»

IV неделя

Тема:  «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее»

Задачи:

Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.

Рассказ воспитателя.

Январь

II неделя

Тема:  «Дорога к храму»

Задачи:

Уточнять и систематизировать сведения у детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города (храм…).

Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.

Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

Рассказ воспитателя о храме «Дорога к храму»

III неделя

Тема:  «Нижний Тагил культурный»

Задачи:

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города; расширять знания детей о Домах культуры и кинотеатрах Нижнего Тагила, о ледовом дворце. Формировать познавательный интерес, желание посещать культурные места.

Формировать чувство гордости за свой родной город.

Беседа с детьми «Театр начинается с вешалки»

IV неделя

Тема:  «Нижний Тагил культурный»

Задачи:

Закреплять знания детей о достопримечательностях родного города; расширять знания детей о Домах культуры и кинотеатрах Нижнего Тагила, о ледовом дворце. Формировать познавательный интерес, желание посещать культурные места.

Формировать чувство гордости за свой родной город.

Познавательное занятие «Заглянем за кулисы».

Февраль

I неделя

Тема:  «Нижний Тагил культурный»

Задачи:

Обобщать и систематизировать знания детей о Домах культуры и кинотеатрах, о ледовом дворце. Формировать чувство гордости за свой родной город.

Игра с детьми «Умники и умницы»

II неделя

Тема:  «Нижнетагильский краеведческий музей»

Задачи:

Расширять и дополнять знания детей о музее. Стимулировать познавательный интерес к краеведческому материалу. Активизировать потребность в обмене информацией и родном крае.

Рассказ воспитателя «Краеведческий музей»

III неделя

Тема:  «Нижнетагильские художественные выставки»

Задачи:

Расширять и дополнять знания детей о музее. Стимулировать познавательный интерес к краеведческому материалу. Активизировать потребность в обмене информацией и родном крае.

Беседа с детьми «Ты бывал на художественных выставках?»

IV неделя

Тема:  «Библиотеки города».

Задачи:

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города,

расширять знания детей о библиотеках города; формировать представления детей о библиотеке, как источнике добывания знаний.

Экскурсия в библиотеку.

Март

I неделя

Тема:  Парки города.

Задачи:

Обобщать и систематизировать знания детей о Нижнетагильских парках.

Формировать стремление беречь лес.

Воспитывать любовь к родному краю.

Круглый стол совместно с родителями «Зеленый наряд Нижнего Тагила».

II неделя

Тема:  Скульптуры города.

Задачи:

Познакомить детей со скульптурами родного города.

Учить рассказывать о скульптурах, украшающих наш город.

Воспитывать патриотические чувства по отношению к своему городу.

Рассказ воспитателя «Давайте познакомимся».

III неделя

Тема:  «Памятники города».

Задачи:

Познакомить детей с историческими памятниками победителям в ВОВ;

Подвести к осознанию миротворческих функций русской армии,

Способствовать воспитанию патриотических чувств и чувства уважения и почитания героев войны.

«Чтим и помним»

Выступление детей с рассказами о посещении памятников, о героях Советского союза.

IV неделя

Тема:  «Памятники города».

Задачи:

Закреплять знания детей об исторических памятниках города победителям в ВОВ;

Способствовать воспитанию патриотических чувств и чувства уважения и почитания героев войны.

Рассказ «Памятники великой отечественной войны в Нижнем Тагиле».

Апрель

I неделя

Тема:  «Тагильчане»

Задачи:

Уточнять знания детей об истории и обычаях русского народа населяющего Нижний Тагил.

Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.

Совместная деятельность (беседы, выставки) воспитателей и детей:

«Славен нижнетагильский народ»

II неделя

Тема:  «Тагильчане»

Задачи:

Продолжать уточнять знания детей об истории и обычаях русского народа населяющего Нижний Тагил.

Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.

Беседа с детьми: «Семейная история»

III неделя

Тема:  «Тагильчане»

Задачи:

Закреплять знания детей об истории и обычаях русского народа населяющего Нижний Тагил.

Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.

Совместная деятельность воспитателей детей и их родителей: «Весенние посиделки»

IV неделя

Тема:  «Подносные промыслы»

Задачи:

Познакомить детей с местными видами народного искусства.

Научить выделять виды местного народного искусства из декоративно-прикладного искусства .

Воспитывать в детях интерес к народно-прикладному искусству.

Мастер – класс с родителями и детьми «Тагильская лаковая роспись».

Май

I неделя

Тема:  «Нижний Тагил – город промышленников»

Задачи:

Уточнять знания детей о сферах человеческой деятельности, их значимости в жизни ребенка, его семьи и общества в целом (железнодорожное строительство, промышленность).

Беседа с детьми: «Поезда и железные дороги».

II неделя

Тема:  «Нижний Тагил – город промышленников»

Задачи:

Продолжать уточнять знания детей о сферах человеческой деятельности, их значимости в жизни ребенка, его семьи и общества в целом (железнодорожное строительство, промышленность).

Просмотр фильма о химическом комбинате и цементном заводе.

III неделя

Тема:  «Нижний Тагил – город промышленников»

Задачи:

Продолжать уточнять знания детей о сферах человеческой деятельности, их

значимости в жизни ребенка, его семьи и общества в целом (железнодорожное строительство, промышленность).

Просмотр фильма про «УВЗ», «НТМК».

IV неделя

Тема:  «Транспорт»

Задачи:

Закреплять у детей представления о городском транспорте, особенностями труда людей разных профессий, раскрыть общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду.

Беседа с детьми, наблюдения, встречи с людьми данной профессии.


Совместная деятельность воспитателя и детей

Познавательная деятельность:

  • Организация уголка города, родного края: внесение краеведческих книг, альбомов, схем микрорайонов, работа с картой города « Улица, на которой я живу.
  • Сбор иллюстраций для создания альбома « Наш город и край», коллекционирование открыток.
  • Цикл экскурсий по городу: «Будни города», « Город готовится к празднику».
  • Экскурсии к памятным местам города, в краеведческий музей, на выставку в библиотеку, рассказ библиотекаря о поэтах и писателях края, художниках.
  • Рассматривание альбома «Деревянное зодчество».
  • Исторические беседы («Что в имени твоем, Тагил?» - о возникновении города.).
  • Путешествие от древних до наших дней «Летопись времени», беседа и сравнение, каким был и каким стал город; наблюдение за деятельностью жителей по преобразованию города, их добрые дела.
  • Беседы о знаменитых земляках.
  • Выставка картин на тему « Знаменитые земляки».
  • Подготовка фотовыставки почетных людей города.
  • Оформление выставки « Тагил в стихах и красках», город в рисунках детей.
  • Цикл познавательных бесед на темы («Тагил – часть большой страны», «Мой родной город», «Предприятия нашего города», «Улицы – герои»), показ видеоматериалов «Панорама современного города».
  • Акция «Чистая улица».
  • Ознакомление с символикой края (история города на гербе, флаге и в гимне).
  • Интегрированные занятия («С чего начинается Родина?», «Тагил – моя Родина»).
  • Чтение и совместное обсуждение прочитанных рассказов с детьми, заучивание стихотворений о Тагиле, пословиц и поговорок о родной земле.
  • Рассматривание произведений изобразительного искусства региональных художников.
  • Викторина или конкурс знатоков города.
  • Историческая гостиная (составление рассказов детьми о городе по планам, схемам, рисункам).

Игровая деятельность:

  • Сюжетно – ролевые игры «Наша улица», «Мой город», игры – драматизации.
  • Развивающие игры: «Сравни»,  «Разбитая карта»,   «Силуэт», «Составь герб», «Говорящие гербы», «Угадай, где находится?», « Описание красивых мест», «Путешествие по городу», «Рассказы по открыткам».
  • Воображаемые ситуации (умение рассказать о событиях города гостям).
  • Строительные игры :«Древний город», «Город будущего».
  • Образовательные ситуации, включающие общение и игры: «Что было бы…», «Что карта может рассказать?», «Путешествие по памятным местам», «Пройди по городу» и др.

Музыкальная деятельность:

  • Слушание музыкальных произведений по теме.
  • Музыкально – литературный вечер « Это русская сторонка, это Родина моя».
  • Организация концерта «День города»;

Самостоятельная деятельность детей:

  • Рисование «Улицы города», «Это улица моя», «Дома на нашей улице».
  • Игра – лабиринт «Заблудился».
  • Рисование схемы детьми «Мы идем в детский сад».


Список литературы

  1. Ветохина, А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. [Текст] – СПб.: «ООО Изд-во «Детство-пресс», 2015. – 192 с.
  2. Вострухина, Т.Н., Конрыкина, Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет. [Текст] 2 – е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера. 2015. – 192С. (Библиотека современного детского сада).
  3. Зеленова, Н.Г., Осипова,Л.Е. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) [Текст] – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015. – 112с.
  4. Мосалова, Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. [Текст] – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015. – 80С. – (Библиотека программы «Детство».)
  5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 -7 лет / авт.-сост. В.Н. Косарева [Текст] – Волгоград: Учитель, 2014. – 166с.
  6. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / авт.-сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. [Текст]– Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. -104с.
  7. Пантелеева, Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с. – (Библиотека Воспитателя).
  8. Патриотическое воспитание детей 4 – 7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности / авт.-сост. Н.М.Сертакова, Н.В. Кулдашова [Текст] – Волгоград: Учитель, 2016. – 116с.
  9. Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса. Сост. Н.В. Нищева. [Текст] – СПб,: ООО «Изд-во «Детство- пресс», 2016. -288с.
  10. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. [Текст] – М.: ТЦ Сфера,2015. – 112с. – (Библиотека Воспитателя).
  11. Интернет-ресурсы


Приложение 1

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Где находится памятник?»

Цель. Продолжать учить ориентироваться на карте – схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Материал. Карта – схема города Нижнего Тагила, флажки для обозначения памятников , фишки, открытки с изображением памятников.

Ход.

Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местоположение, ответивший верно получает фишку.

Игра «Узнай по описанию»

Цель. Закрепить представления о достопримечательностях города Нижнего Тагила, активизировать мышление и воображение.

Ход.

Воспитатель предлагает послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

Игра «Знатоки Нижнего Тагила»

Цель. Закреплять знания о памятниках Нижнего Тагила, развивать память, воображение.

Материал. Разрезные картинки с видами памятников Нижнего Тагила, фишки.

Ход.

Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии, узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.

Игра «Кто подберет больше слов»

Цель. Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящее по смыслу слова к памятным местам Нижнего Тагила.

Ход.

Воспитатель называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Нижний Тагил (красивый, древний, большой, любимый и т. д.), завод (металлургический, крупный, знаменитый и т. д.), река, Драматический театр.

Игровое упражнение «Продолжи»

Цель. Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Нижнего Тагила.

Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют…

В нашем городе много…

На площади мы видим…

Игра «Так бывает»

Цель. Учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.

Ход.

Воспитатель называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например, Нижний Тагил зеленый (город весной), Нижний Тагил серый (город зимой), Нижний Тагил разноцветный (город летом), Нижний Тагил веселый (город Нижний Тагил в праздники – день города, новый год и др.), Нижний Тагил строительный (новостройки в разных районах города), Нижний Тагил мокрый (город во время дождя, город ранней весной) и т.д.

Игра «Найди отличия»

Цель. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать к его настоящему и прошлому.

Ход.

Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались, как и где работали мужчины; как и где, работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.

Игровое упражнение «Все ли верно? Докажи»

Цель. Закрепить знания о Нижнем Тагиле, активизировать мышление, учить строить фразы – доказательства.

Ход.

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли это оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

Примеры утверждений.

Наш город – Нижний Тагил.

Нижний Тагил – старый город.

Нижний Тагил – крупный металлургический город и т.д.

Нижнетагильские загадки

Цель. В ходе отгадывания загадок закреплять знания о достопримечательностях Нижнего Тагила, развивать воображение, фантазию, память.

Ход.

Воспитатель загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города. Например.

Это здание стоит на…улице. Оно большое, красиво, с множеством окон. Каждое утро родители приводят своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад.) Этот парк в центре города, в нем много красивых деревьев, кустарников. Есть качели, карусели. ( Парк Бондина.) и т.д.

Игра «Секретики»

Цель. Знакомить с родным городом. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Материал. Волшебный мешочек, предметы, которые нас окружают.

Ход.

Дети достают из волшебного мешочка предметы и вспоминают, на каких предприятиях города их могли изготовить: кисломолочный напиток «Снежок» - на молочном комбинате, сушки – хлебозаводе, смолу – на «Химпласте», танк – на заводе «УВЗ», …

Игра «Цепочка»

Цель. Закреплять знания детей о улицах города, развивать память.

Ход.

Воспитатель предлагает вспомнить, какие улицы есть в городе. Первый ребенок говорит: «Ленина». Второй к ответу первого игрока добавляет свой: «Ленина, Мира». Третий говорит: «Ленина, Мира, Строителей» и т.д.

Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста

Тема «Мой дом»

Частью чего является дом? Из каких частей он состоит? Красивый, ухоженный – это кокой дом? Некрасивый, неухоженный – это какой дом? Придумайте и объясните: необычные двери в доме – это…; необычный лифт – это…; необычное окно – это…и т.д. Придумайте дом будущего (рисование, аппликация «Чудо – дом»). Сочинение историй на темы «Как я буду жить в волшебном доме», «Дом, в котором все круглое (квадратное, мягкое…и т.д.)».

Тема «Улицы города»

Придумать свои названия будущим улицам Нижнего Тагила. Объяснить, почему улицы названы так: Ленина, Мира, и др. Продолжить предложение «Красивая улица – это…».

Тема «Город Нижний Тагил»

Что в городе может быть одновременно и молодым, и старым?

Город (исторические памятники и новые строения); театр кукол (театр – старое здание, зрители – дети), улицы (старые названия и дома, молодые жители); детский сад (здание старое, дети, воспитатели – молодые) и др.

Что было бы, если бы в Нижнем Тагиле не было рек? Магазинов? Школ? Учителей (врачей, строителей)? И т.д.

Город, будущего – это какой город?

Город, в котором нет взрослых людей, - это какой город?

Придумать и рассказать, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе? Как выглядят магазин, прачечная, детский сад будущего? Каким станет Нижний Тагил в будущем?

Задание интервью «Путешествие по городу»

Цель. Закреплять знания о родном городе, развивать связную речь.

Материал. Игрушечный микрофон.

Ход. Подготовленный ребенок объявляется « журналистом», ему дают игрушечный микрофон. Он свободно передвигается по группе, берет интервью, беседует по вопросам: назовите старинные усадьбы (Демидовская усадьба и др.), чем они знамениты? Какие, известные люди жили в городе и окрестностях? (… и др.).

Домашнее задание – игра «Мой город»

Цель. Закреплять знания детей о городе.

Ход. Нужно составить интересный рассказ о городе и провести экскурсию по нему.

Приложение 4

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «История Нижнего Тагила».

Занятие-исследование на тему «История города Нижний Тагил» с применением технологии «Река времени» и  использованием ИКТ.

Цель: 

Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру, к родному краю; развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с историческим прошлым и настоящим города Нижнего Тагила. Познакомить с профессией краевед. Систематизировать и углубить знания детей о достопримечательностях родного города.

Развивающие: Упражнять детей в умении составлять предложения, короткие рассказы, используя полученные ранее знания и представления; совершенствовать навыки связной речи. Способствовать развитию исследовательской деятельности посредством путешествия по «Реке времени», вызвать у детей эмоциональный отклик.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к родному городу, первостроителям Нижнего Тагила, чувство гордости за их труд и подвиг. Формировать чувство патриотизма, любви к малой родине.

Форма организации: НОД с применением технологии «Река времени»

Форма совместной деятельности: групповая

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Материалы и оборудование: экран, проектор, макеты, наглядное панно «Река времени», набор фотографий прошлого и современного города для сравнения и выстраивания временных отрезков, картинки – «символы времени» для наклеивания на панно;

Мультимедийные-презентация «Мой город –Нижний Тагил» ( слайды, отображающие прошлый и современный город, исторические места, достопримечательности); раздаточный материал – макеты домов из бумаги, клеевой карандаш, салфетки.

                                     

                                                          Ход занятия

Обсуждение реального события

-Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает, как называется человек изучающий историю своего края и города? (Дети высказывают свои предположения)

— Человек изучающий историю своего края и города называется –краевед.

Планирование совместной деятельности

— Я вам предлагаю сегодня стать краеведами и изучить историю нашего города. Принимаете вы моё предложение?

— Что вы знаете об истории нашего города?

— Что именно вы хотите узнать об истории нашего города?

— А вы хотели бы узнать каким был наш город в старину?

— Почему наш город называется Нижний Тагил?

      — Где можно найти ответы на эти вопросы? (в энциклопедии, в книгах, по телевизору).

-Конечно, мы можем пользоваться интернетом, энциклопедиями и телевидением. 

-Но я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы в путешествии. 

-Кто хочет, может присоединиться ко мне и отправиться в путешествие по «Реке времени». 

-Да именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время.   Садимся поудобнее в наши лодки и в путь. Вот она (показать макет) 

-Что вы на ней видите? (ответы детей) 

-Она имеет два отрезка: старину и современность (указывать на эти части). 

-Вначале мы отправимся старину (попросить кого-нибудь показать этот отрезок).

-А кто ответит, почему именно эти картинки обозначают тот или иной отрезок времени?

Актуализация знаний.

-Прежде чем отправиться, я хочу у вас спросить:

— Как вы думаете, кого мы там встретим и что увидим? (Людей, дома, улицы)

-Спасибо вам, ребята, за ваши предположения. 

-А так ли это, мы узнаем, отправившись в прошлое. Это наша лодка, встаньте возле своих мест. Чтобы оказаться в старине необходимо сказать волшебные слова и выполнить движения за мной:

Физминутка:

Тик- так, тик-так,

Время отмеряет шаг,

По реке времени на лодке поплывём

С вами в прошлое мы попадём.

Получение новых знаний

-Вот мы с вами и попали в старину.

Показ презентации. 

Слайд1 Вот так в старину выглядел наш город Нижний Тагил. А с чего же началась его история? Основанный в 1722 году заводчиками Демидовыми, наш город славился добычей и плавкой меди и железа под маркой «Старый соболь» не только на Руси, но и далеко за пределами нашего государства. Город расположен  по течению реки Тагил, отсюда и название Нижний Тагил.

Также,  Нижний Тагил широко известен в России своим народным промыслом - тагильской росписи жестяных подносов.  В 1833 году в Нижнем Тагиле крепостными изобретателями отцом и сыном Черепановыми (Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович) были построены первые в России паровозы. Согласно легенде в 1800 году крепостной слесарь Ефим Артамонов сделал первый в мире велосипед с педалями и рулевым управлением.

Слайд2 Гора Высокая- стала символом богатства тагильских недр-железом, медью, золотом, платиной, малахитом. 

Слайд3 Старый демидовский завод. Магнитный рудник.

Слайд4 Улицы старого города.

Слайд5 Лисья гора.

 Слайд6-8 Памятники (Черепановым, Первый паровоз Черепановых, Металлургам, Н.Н.Демидову, Героям ВОВ)

-Предлагаю вам отправиться в современность, повторим наши волшебные слова:

Тик- так, тик – так»

Время отмеряет шаг,

По реке времени на лодке поплывём

В современность попадём. 

-Современный город Нижний Тагил вы все прекрасно знаете. В 2020 году ему исполняется 300 лет.

-Герб города Нижнего Тагила (на слайде) 

— Кто мне скажет, что символизируют изображения на гербе? (ответы детей) За основу герба города взята печать Нижнетагильского завода . Использование печати Нижнетагильского завода показывает роль Демидовых в становлении горнозаводского Урала. Кроме того, сочетание горного дела и металлообработки символизируется рудоискательными лозами и молотом — чекмарем для выделки листового железа соответственно. Щиток и шлем показывают на роль жителей Нижнего Тагила в укреплении оборонной мощи страны, а лавровый венок указывает на трудовую доблесть тагильчан, а также на славу, которую завоевало тагильское железо во всем мире и удерживает позиции до настоящего времени. Пурпур показывает на величие, а также на высшее достоинство и верховенство по многим позициям в Свердловской области и России

С каждым годом население города растет, появляется много домов. Для детей открыты школы, детские сады, дворцы спорта и культуры. Растёт и хорошеет наш город. (просмотр слайдов с достопримечательностями современного города)

— А теперь давайте немного поиграем. Игра будет называться «Самый внимательный». Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать мне. Начнем? -Как называется наш город? 

-Почему ему дали такое название? 

-Что добывали в рудниках?

 -Как звали основателя Нижнего Тагила, который приказал построить завод?

 -Как называют человека, который изучает историю своего края? 

-Сколько лет исполнится нашему городу в этом году?

Введение нового знания в деятельность. 

-Ой, мы, кажется, попали в водоворот времени. И все картинки у нас перемешались! Давайте разместим каждую из них в свою эпоху. 

— Я предлагаю выбрать фотографии, которые относятся к прошлому и разместить их на реке времени. Молодцы, теперь выберите фотографии, которые относятся к настоящему и разместите их на «реке времени». Молодцы ребята!

Рефлексия:

— Скажите , пожалуйста, вам сегодня понравилось на занятии?

-Что вы узнали нового?

-Что вам показалось трудным?

— Кому бы вы хотели рассказать о нашем сегодняшнем путешествии?(Ответы детей).

Планирование деятельности на будущее.

-Ребята, но ведь у нашего города будет скоро День Рождения. А на День Рождения положено дарить подарки! 

-Что мы можем подарить нашему городу? (Дети высказывают свои предположения).

 -А может быть мы с вами сделаем макет нашего микрорайона? Кто скажет, как он называется? (Северный).

 -У меня есть заготовки домов из бумаги. И если кто желает, может начать мастерить дома, для нашего будущего подарка.

 —Ребята, спасибо вам, мне понравилось с вами путешествовать, вы молодцы! 

  -Занятие окончено. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Моя семья». Долгосрочный проект.

Цель проекта:        1.  Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.2.Установление партнерск...

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»..

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада   «Это мой, это твой, это наш  край родной»....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект по патриотическому воспитанию «Мы помним! Мы гордимся!» подготовительная к школе группа. Долгосрочный проект к юбилею Великой Победы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 101» общеразвивающего вида(МБДОУ  «Детский сад № 101»)    Проектпо патриоти...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...