Долгосрочный проект
проект (старшая группа)
Проект посвящен предстоящему 300 летнему юбилею города Нижний Тагил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tagil.docx | 600.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект, посвященный 300 летию Нижнего Тагила
«С Днём Рождения, любимый город».
Авторы:
Горностаева С.А.
Путилова О.В.
МАДОУ «Жемчужинка»
С/П № 106
Нижний Тагил
2021 год.
Пояснительная записка
Современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста с необходимостью выдвигают на первый план, в качестве центральной – задачу создания оптимальных условий для социального становления (социализации) ребенка в этот важнейший возрастной период.
Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Занятия по ознакомлению с окружающим включает в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с явлениями живой и неживой природы, где формируются представления о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицами, с известными людьми. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Нижнего Тагила.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Нижним Тагилом в дошкольном возрасте, тем более в преддверии 300-летнего юбилея. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательной деятельности педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Паспорт проекта
Цель
Сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Нижнего Тагила через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.
Тип проекта
Практико – ориентированный.
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и их родители.
Сроки реализации проекта
Рассчитан на учебный год, в преддверии 300-летнего юбилея , для детей старшей группы.
(включает в себя 3 основных этапа: подготовительный, основной и итоговый)
Образовательные области
*Социально-коммуникативное развитие
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
*Познавательное развитие
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни человека.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения.
*Художественно-эстетическое развитие
Развитие продуктивной деятельности (рисование лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества приобщение к изобразительному искусству.
*Речевое развитие
Развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Анкетирование родителей
1-2 неделя сентября
Выявление востребованности услуги, представлений родителей о родном городе
Анкетирование педагогов
1-2 неделя сентября
Выявление уровня педагогической компетентности
Мониторинг детей
1-2 неделя сентября
Выявление уровня знаний и представлений детей.
II Основной
Еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом «Знай и люби свой город», в преддверии 300-летнего юбилея.
Сентябрь-май
Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города.
Совместные мероприятия с семьями воспитанников
Сентябрь-май
Повышение детской и родительской компетентности
Экскурсии совместно с родителями
Сентябрь-май
Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города.
Выставки:
«Осень в Нижнем Тагиле»,
«С Новым годом, тагильчане»,
«Весенний Тагил»
Развитие продуктивной деятельности, ручной умелости.
Конкурс «Город мастеров»
Выставка семейных творческих работ.
Макет «Нижний Тагил»
Развитие интереса к родному городу, игровой деятельности, в преддверии 300-летнего юбилея.
Итоговый
Мониторинг детей
Выявление уровня знаний и представлений детей
Повторное анкетирование родителей
Выявление уровня представлений родителей о родном городе.
Ожидаемый результат
- Умение ориентироваться в городе (вести вежливый разговор с жителями города, знать особенности профессий и т.д.)
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях, в преддверии 300-летнего юбилея.
- Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение к юбилею родного города.
- Развитие интегративных качеств в соответствии с возрастом.
Перспективный план
Сентябрь
I неделя Тема: Диагностика
Анкетирование детей и их родителей на тему «Знаем ли мы свой город»
II неделя
Тема: «Мой дом»
Задачи: Закреплять знания детей о жилище, интерьере горницы, предметах народного быта. Побуждать потребность в поддержании красоты, чистоты в доме. Развивать эмоциональную отзывчивость к народному творчеству.
Развлечение «Бабушкина горница»
III неделя
Тема: «Улица, на которой я живу»
Задачи:
Формировать умения называть и рассказывать о достопримечательностях родной улице. Дополнить знания детей о родной улице.
Воспитывать любовь и бережное отношение к улицам города.
Рассказ воспитателя «Как произошли названия улиц»
IV неделя
Тема: «Первые улицы города»
Задачи:
Формировать элементарные представления о родном городе и его расположении. Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте некоторые условные обозначения.
Знакомство с картой г. Нижнего Тагила.
Октябрь
I неделя
Тема: «Жилые и административные здания Нижнего Тагила»
Задачи:
Обобщать и систематизировать знания детей о разнообразии зданий родного города.
Викторина совместно с родителями «Сюда идут и стар и млад…»
II неделя
Тема: «Традиции города»
Задачи:
Воспитывать чувство гордости от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своей малой родины.
Беседа «Традиции города»
Совместные осенние праздники с участием родителей
III неделя
Тема: «История возникновения Нижнего Тагила»
Задачи:
Конкретизировать первоначальные представления детей об истории зарождения и развития родного города.
Познавательное занятие «Город на реке - Тагил »
IV неделя
Тема: «Геральдика города Нижнего Тагила»
Задачи:
Дать детям элементарные представления о происхождении герба, флага. Познакомить со значением геральдики в современной жизни. Воспитывать уважительное отношение к символам города Нижнего Тагила.
Рассказ «Символика Нижнего Тагила».
Ноябрь
I неделя
Тема: «Река Тагил»
Задачи:
Обогатить знания детей о реке Тагил, ее географическом положении (протяженности). Мосты.
Развивать логическое мышление, внимание, речь.
Развивающее занятие «Тагил - река – красавица»
II неделя
Тема: «Памятники архитектуры»
Задачи:
Сообщить детям начальные сведения об особенностях архитектуры некоторых зданий города (усадьба…).
Формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.
Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.
Беседа: «Какой красивый дом»
III неделя
Тема: «Памятники архитектуры»
Задачи:
Уточнять и систематизировать сведения у детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города (усадьба…). Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.
Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.
Рассказ воспитателя или просмотр «фильма»
IV неделя
КВН «Прошлое и настоящее Нижнего Тагила»
Задачи:
Обобщить знания детей о городе Нижнем Тагиле, его истории, культурных традициях, архитектурных сооружениях.
Развивать логическое мышление, внимание, речь, сообразительность.
Воспитывать умение работать в команде, договариваться друг с другом.
Обобщающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Декабрь
I неделя
Тема: «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее»
Задачи:
Формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край в истории Российского государства.
Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.
Совместная с родителями экскурсия в библиотеку.
II неделя
Тема: «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее»
Задачи:
Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.
Литературная викторина.
III неделя
Тема: «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее» (продолжение темы)
Задачи:
Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.
Литературная гостиная с участием родителей «Знаменитые земляки»
IV неделя
Тема: «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее»
Задачи:
Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.
Рассказ воспитателя.
Январь
II неделя
Тема: «Дорога к храму»
Задачи:
Уточнять и систематизировать сведения у детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города (храм…).
Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.
Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.
Рассказ воспитателя о храме «Дорога к храму»
III неделя
Тема: «Нижний Тагил культурный»
Задачи:
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города; расширять знания детей о Домах культуры и кинотеатрах Нижнего Тагила, о ледовом дворце. Формировать познавательный интерес, желание посещать культурные места.
Формировать чувство гордости за свой родной город.
Беседа с детьми «Театр начинается с вешалки»
IV неделя
Тема: «Нижний Тагил культурный»
Задачи:
Закреплять знания детей о достопримечательностях родного города; расширять знания детей о Домах культуры и кинотеатрах Нижнего Тагила, о ледовом дворце. Формировать познавательный интерес, желание посещать культурные места.
Формировать чувство гордости за свой родной город.
Познавательное занятие «Заглянем за кулисы».
Февраль
I неделя
Тема: «Нижний Тагил культурный»
Задачи:
Обобщать и систематизировать знания детей о Домах культуры и кинотеатрах, о ледовом дворце. Формировать чувство гордости за свой родной город.
Игра с детьми «Умники и умницы»
II неделя
Тема: «Нижнетагильский краеведческий музей»
Задачи:
Расширять и дополнять знания детей о музее. Стимулировать познавательный интерес к краеведческому материалу. Активизировать потребность в обмене информацией и родном крае.
Рассказ воспитателя «Краеведческий музей»
III неделя
Тема: «Нижнетагильские художественные выставки»
Задачи:
Расширять и дополнять знания детей о музее. Стимулировать познавательный интерес к краеведческому материалу. Активизировать потребность в обмене информацией и родном крае.
Беседа с детьми «Ты бывал на художественных выставках?»
IV неделя
Тема: «Библиотеки города».
Задачи:
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города,
расширять знания детей о библиотеках города; формировать представления детей о библиотеке, как источнике добывания знаний.
Экскурсия в библиотеку.
Март
I неделя
Тема: Парки города.
Задачи:
Обобщать и систематизировать знания детей о Нижнетагильских парках.
Формировать стремление беречь лес.
Воспитывать любовь к родному краю.
Круглый стол совместно с родителями «Зеленый наряд Нижнего Тагила».
II неделя
Тема: Скульптуры города.
Задачи:
Познакомить детей со скульптурами родного города.
Учить рассказывать о скульптурах, украшающих наш город.
Воспитывать патриотические чувства по отношению к своему городу.
Рассказ воспитателя «Давайте познакомимся».
III неделя
Тема: «Памятники города».
Задачи:
Познакомить детей с историческими памятниками победителям в ВОВ;
Подвести к осознанию миротворческих функций русской армии,
Способствовать воспитанию патриотических чувств и чувства уважения и почитания героев войны.
«Чтим и помним»
Выступление детей с рассказами о посещении памятников, о героях Советского союза.
IV неделя
Тема: «Памятники города».
Задачи:
Закреплять знания детей об исторических памятниках города победителям в ВОВ;
Способствовать воспитанию патриотических чувств и чувства уважения и почитания героев войны.
Рассказ «Памятники великой отечественной войны в Нижнем Тагиле».
Апрель
I неделя
Тема: «Тагильчане»
Задачи:
Уточнять знания детей об истории и обычаях русского народа населяющего Нижний Тагил.
Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.
Совместная деятельность (беседы, выставки) воспитателей и детей:
«Славен нижнетагильский народ»
II неделя
Тема: «Тагильчане»
Задачи:
Продолжать уточнять знания детей об истории и обычаях русского народа населяющего Нижний Тагил.
Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.
Беседа с детьми: «Семейная история»
III неделя
Тема: «Тагильчане»
Задачи:
Закреплять знания детей об истории и обычаях русского народа населяющего Нижний Тагил.
Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.
Совместная деятельность воспитателей детей и их родителей: «Весенние посиделки»
IV неделя
Тема: «Подносные промыслы»
Задачи:
Познакомить детей с местными видами народного искусства.
Научить выделять виды местного народного искусства из декоративно-прикладного искусства .
Воспитывать в детях интерес к народно-прикладному искусству.
Мастер – класс с родителями и детьми «Тагильская лаковая роспись».
Май
I неделя
Тема: «Нижний Тагил – город промышленников»
Задачи:
Уточнять знания детей о сферах человеческой деятельности, их значимости в жизни ребенка, его семьи и общества в целом (железнодорожное строительство, промышленность).
Беседа с детьми: «Поезда и железные дороги».
II неделя
Тема: «Нижний Тагил – город промышленников»
Задачи:
Продолжать уточнять знания детей о сферах человеческой деятельности, их значимости в жизни ребенка, его семьи и общества в целом (железнодорожное строительство, промышленность).
Просмотр фильма о химическом комбинате и цементном заводе.
III неделя
Тема: «Нижний Тагил – город промышленников»
Задачи:
Продолжать уточнять знания детей о сферах человеческой деятельности, их
значимости в жизни ребенка, его семьи и общества в целом (железнодорожное строительство, промышленность).
Просмотр фильма про «УВЗ», «НТМК».
IV неделя
Тема: «Транспорт»
Задачи:
Закреплять у детей представления о городском транспорте, особенностями труда людей разных профессий, раскрыть общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду.
Беседа с детьми, наблюдения, встречи с людьми данной профессии.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Познавательная деятельность:
- Организация уголка города, родного края: внесение краеведческих книг, альбомов, схем микрорайонов, работа с картой города « Улица, на которой я живу.
- Сбор иллюстраций для создания альбома « Наш город и край», коллекционирование открыток.
- Цикл экскурсий по городу: «Будни города», « Город готовится к празднику».
- Экскурсии к памятным местам города, в краеведческий музей, на выставку в библиотеку, рассказ библиотекаря о поэтах и писателях края, художниках.
- Рассматривание альбома «Деревянное зодчество».
- Исторические беседы («Что в имени твоем, Тагил?» - о возникновении города.).
- Путешествие от древних до наших дней «Летопись времени», беседа и сравнение, каким был и каким стал город; наблюдение за деятельностью жителей по преобразованию города, их добрые дела.
- Беседы о знаменитых земляках.
- Выставка картин на тему « Знаменитые земляки».
- Подготовка фотовыставки почетных людей города.
- Оформление выставки « Тагил в стихах и красках», город в рисунках детей.
- Цикл познавательных бесед на темы («Тагил – часть большой страны», «Мой родной город», «Предприятия нашего города», «Улицы – герои»), показ видеоматериалов «Панорама современного города».
- Акция «Чистая улица».
- Ознакомление с символикой края (история города на гербе, флаге и в гимне).
- Интегрированные занятия («С чего начинается Родина?», «Тагил – моя Родина»).
- Чтение и совместное обсуждение прочитанных рассказов с детьми, заучивание стихотворений о Тагиле, пословиц и поговорок о родной земле.
- Рассматривание произведений изобразительного искусства региональных художников.
- Викторина или конкурс знатоков города.
- Историческая гостиная (составление рассказов детьми о городе по планам, схемам, рисункам).
Игровая деятельность:
- Сюжетно – ролевые игры «Наша улица», «Мой город», игры – драматизации.
- Развивающие игры: «Сравни», «Разбитая карта», «Силуэт», «Составь герб», «Говорящие гербы», «Угадай, где находится?», « Описание красивых мест», «Путешествие по городу», «Рассказы по открыткам».
- Воображаемые ситуации (умение рассказать о событиях города гостям).
- Строительные игры :«Древний город», «Город будущего».
- Образовательные ситуации, включающие общение и игры: «Что было бы…», «Что карта может рассказать?», «Путешествие по памятным местам», «Пройди по городу» и др.
Музыкальная деятельность:
- Слушание музыкальных произведений по теме.
- Музыкально – литературный вечер « Это русская сторонка, это Родина моя».
- Организация концерта «День города»;
Самостоятельная деятельность детей:
- Рисование «Улицы города», «Это улица моя», «Дома на нашей улице».
- Игра – лабиринт «Заблудился».
- Рисование схемы детьми «Мы идем в детский сад».
Список литературы
- Ветохина, А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. [Текст] – СПб.: «ООО Изд-во «Детство-пресс», 2015. – 192 с.
- Вострухина, Т.Н., Конрыкина, Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет. [Текст] 2 – е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера. 2015. – 192С. (Библиотека современного детского сада).
- Зеленова, Н.Г., Осипова,Л.Е. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) [Текст] – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015. – 112с.
- Мосалова, Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. [Текст] – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015. – 80С. – (Библиотека программы «Детство».)
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 -7 лет / авт.-сост. В.Н. Косарева [Текст] – Волгоград: Учитель, 2014. – 166с.
- Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / авт.-сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. [Текст]– Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. -104с.
- Пантелеева, Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с. – (Библиотека Воспитателя).
- Патриотическое воспитание детей 4 – 7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности / авт.-сост. Н.М.Сертакова, Н.В. Кулдашова [Текст] – Волгоград: Учитель, 2016. – 116с.
- Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса. Сост. Н.В. Нищева. [Текст] – СПб,: ООО «Изд-во «Детство- пресс», 2016. -288с.
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. [Текст] – М.: ТЦ Сфера,2015. – 112с. – (Библиотека Воспитателя).
- Интернет-ресурсы
Приложение 1
Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Где находится памятник?»
Цель. Продолжать учить ориентироваться на карте – схеме города, закреплять знания о памятниках города.
Материал. Карта – схема города Нижнего Тагила, флажки для обозначения памятников , фишки, открытки с изображением памятников.
Ход.
Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местоположение, ответивший верно получает фишку.
Игра «Узнай по описанию»
Цель. Закрепить представления о достопримечательностях города Нижнего Тагила, активизировать мышление и воображение.
Ход.
Воспитатель предлагает послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.
Игра «Знатоки Нижнего Тагила»
Цель. Закреплять знания о памятниках Нижнего Тагила, развивать память, воображение.
Материал. Разрезные картинки с видами памятников Нижнего Тагила, фишки.
Ход.
Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии, узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.
Игра «Кто подберет больше слов»
Цель. Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящее по смыслу слова к памятным местам Нижнего Тагила.
Ход.
Воспитатель называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Нижний Тагил (красивый, древний, большой, любимый и т. д.), завод (металлургический, крупный, знаменитый и т. д.), река, Драматический театр.
Игровое упражнение «Продолжи»
Цель. Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Нижнего Тагила.
Примеры фраз для продолжения.
Наш город называется…
Жителей нашего города называют…
В нашем городе много…
На площади мы видим…
Игра «Так бывает»
Цель. Учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.
Ход.
Воспитатель называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например, Нижний Тагил зеленый (город весной), Нижний Тагил серый (город зимой), Нижний Тагил разноцветный (город летом), Нижний Тагил веселый (город Нижний Тагил в праздники – день города, новый год и др.), Нижний Тагил строительный (новостройки в разных районах города), Нижний Тагил мокрый (город во время дождя, город ранней весной) и т.д.
Игра «Найди отличия»
Цель. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать к его настоящему и прошлому.
Ход.
Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались, как и где работали мужчины; как и где, работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.
Игровое упражнение «Все ли верно? Докажи»
Цель. Закрепить знания о Нижнем Тагиле, активизировать мышление, учить строить фразы – доказательства.
Ход.
Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли это оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
Примеры утверждений.
Наш город – Нижний Тагил.
Нижний Тагил – старый город.
Нижний Тагил – крупный металлургический город и т.д.
Нижнетагильские загадки
Цель. В ходе отгадывания загадок закреплять знания о достопримечательностях Нижнего Тагила, развивать воображение, фантазию, память.
Ход.
Воспитатель загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города. Например.
Это здание стоит на…улице. Оно большое, красиво, с множеством окон. Каждое утро родители приводят своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад.) Этот парк в центре города, в нем много красивых деревьев, кустарников. Есть качели, карусели. ( Парк Бондина.) и т.д.
Игра «Секретики»
Цель. Знакомить с родным городом. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Материал. Волшебный мешочек, предметы, которые нас окружают.
Ход.
Дети достают из волшебного мешочка предметы и вспоминают, на каких предприятиях города их могли изготовить: кисломолочный напиток «Снежок» - на молочном комбинате, сушки – хлебозаводе, смолу – на «Химпласте», танк – на заводе «УВЗ», …
Игра «Цепочка»
Цель. Закреплять знания детей о улицах города, развивать память.
Ход.
Воспитатель предлагает вспомнить, какие улицы есть в городе. Первый ребенок говорит: «Ленина». Второй к ответу первого игрока добавляет свой: «Ленина, Мира». Третий говорит: «Ленина, Мира, Строителей» и т.д.
Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста
Тема «Мой дом»
Частью чего является дом? Из каких частей он состоит? Красивый, ухоженный – это кокой дом? Некрасивый, неухоженный – это какой дом? Придумайте и объясните: необычные двери в доме – это…; необычный лифт – это…; необычное окно – это…и т.д. Придумайте дом будущего (рисование, аппликация «Чудо – дом»). Сочинение историй на темы «Как я буду жить в волшебном доме», «Дом, в котором все круглое (квадратное, мягкое…и т.д.)».
Тема «Улицы города»
Придумать свои названия будущим улицам Нижнего Тагила. Объяснить, почему улицы названы так: Ленина, Мира, и др. Продолжить предложение «Красивая улица – это…».
Тема «Город Нижний Тагил»
Что в городе может быть одновременно и молодым, и старым?
Город (исторические памятники и новые строения); театр кукол (театр – старое здание, зрители – дети), улицы (старые названия и дома, молодые жители); детский сад (здание старое, дети, воспитатели – молодые) и др.
Что было бы, если бы в Нижнем Тагиле не было рек? Магазинов? Школ? Учителей (врачей, строителей)? И т.д.
Город, будущего – это какой город?
Город, в котором нет взрослых людей, - это какой город?
Придумать и рассказать, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе? Как выглядят магазин, прачечная, детский сад будущего? Каким станет Нижний Тагил в будущем?
Задание интервью «Путешествие по городу»
Цель. Закреплять знания о родном городе, развивать связную речь.
Материал. Игрушечный микрофон.
Ход. Подготовленный ребенок объявляется « журналистом», ему дают игрушечный микрофон. Он свободно передвигается по группе, берет интервью, беседует по вопросам: назовите старинные усадьбы (Демидовская усадьба и др.), чем они знамениты? Какие, известные люди жили в городе и окрестностях? (… и др.).
Домашнее задание – игра «Мой город»
Цель. Закреплять знания детей о городе.
Ход. Нужно составить интересный рассказ о городе и провести экскурсию по нему.
Приложение 4
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «История Нижнего Тагила».
Занятие-исследование на тему «История города Нижний Тагил» с применением технологии «Река времени» и использованием ИКТ.
Цель:
Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру, к родному краю; развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с историческим прошлым и настоящим города Нижнего Тагила. Познакомить с профессией краевед. Систематизировать и углубить знания детей о достопримечательностях родного города.
Развивающие: Упражнять детей в умении составлять предложения, короткие рассказы, используя полученные ранее знания и представления; совершенствовать навыки связной речи. Способствовать развитию исследовательской деятельности посредством путешествия по «Реке времени», вызвать у детей эмоциональный отклик.
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к родному городу, первостроителям Нижнего Тагила, чувство гордости за их труд и подвиг. Формировать чувство патриотизма, любви к малой родине.
Форма организации: НОД с применением технологии «Река времени»
Форма совместной деятельности: групповая
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Материалы и оборудование: экран, проектор, макеты, наглядное панно «Река времени», набор фотографий прошлого и современного города для сравнения и выстраивания временных отрезков, картинки – «символы времени» для наклеивания на панно;
Мультимедийные-презентация «Мой город –Нижний Тагил» ( слайды, отображающие прошлый и современный город, исторические места, достопримечательности); раздаточный материал – макеты домов из бумаги, клеевой карандаш, салфетки.
Ход занятия
Обсуждение реального события
-Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает, как называется человек изучающий историю своего края и города? (Дети высказывают свои предположения)
— Человек изучающий историю своего края и города называется –краевед.
Планирование совместной деятельности
— Я вам предлагаю сегодня стать краеведами и изучить историю нашего города. Принимаете вы моё предложение?
— Что вы знаете об истории нашего города?
— Что именно вы хотите узнать об истории нашего города?
— А вы хотели бы узнать каким был наш город в старину?
— Почему наш город называется Нижний Тагил?
— Где можно найти ответы на эти вопросы? (в энциклопедии, в книгах, по телевизору).
-Конечно, мы можем пользоваться интернетом, энциклопедиями и телевидением.
-Но я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы в путешествии.
-Кто хочет, может присоединиться ко мне и отправиться в путешествие по «Реке времени».
-Да именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время. Садимся поудобнее в наши лодки и в путь. Вот она (показать макет)
-Что вы на ней видите? (ответы детей)
-Она имеет два отрезка: старину и современность (указывать на эти части).
-Вначале мы отправимся старину (попросить кого-нибудь показать этот отрезок).
-А кто ответит, почему именно эти картинки обозначают тот или иной отрезок времени?
Актуализация знаний.
-Прежде чем отправиться, я хочу у вас спросить:
— Как вы думаете, кого мы там встретим и что увидим? (Людей, дома, улицы)
-Спасибо вам, ребята, за ваши предположения.
-А так ли это, мы узнаем, отправившись в прошлое. Это наша лодка, встаньте возле своих мест. Чтобы оказаться в старине необходимо сказать волшебные слова и выполнить движения за мной:
Физминутка:
Тик- так, тик-так,
Время отмеряет шаг,
По реке времени на лодке поплывём
С вами в прошлое мы попадём.
Получение новых знаний
-Вот мы с вами и попали в старину.
Показ презентации.
Слайд1 Вот так в старину выглядел наш город Нижний Тагил. А с чего же началась его история? Основанный в 1722 году заводчиками Демидовыми, наш город славился добычей и плавкой меди и железа под маркой «Старый соболь» не только на Руси, но и далеко за пределами нашего государства. Город расположен по течению реки Тагил, отсюда и название Нижний Тагил.
Также, Нижний Тагил широко известен в России своим народным промыслом - тагильской росписи жестяных подносов. В 1833 году в Нижнем Тагиле крепостными изобретателями отцом и сыном Черепановыми (Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович) были построены первые в России паровозы. Согласно легенде в 1800 году крепостной слесарь Ефим Артамонов сделал первый в мире велосипед с педалями и рулевым управлением.
Слайд2 Гора Высокая- стала символом богатства тагильских недр-железом, медью, золотом, платиной, малахитом.
Слайд3 Старый демидовский завод. Магнитный рудник.
Слайд4 Улицы старого города.
Слайд5 Лисья гора.
Слайд6-8 Памятники (Черепановым, Первый паровоз Черепановых, Металлургам, Н.Н.Демидову, Героям ВОВ)
-Предлагаю вам отправиться в современность, повторим наши волшебные слова:
Тик- так, тик – так»
Время отмеряет шаг,
По реке времени на лодке поплывём
В современность попадём.
-Современный город Нижний Тагил вы все прекрасно знаете. В 2020 году ему исполняется 300 лет.
-Герб города Нижнего Тагила (на слайде)
— Кто мне скажет, что символизируют изображения на гербе? (ответы детей) За основу герба города взята печать Нижнетагильского завода . Использование печати Нижнетагильского завода показывает роль Демидовых в становлении горнозаводского Урала. Кроме того, сочетание горного дела и металлообработки символизируется рудоискательными лозами и молотом — чекмарем для выделки листового железа соответственно. Щиток и шлем показывают на роль жителей Нижнего Тагила в укреплении оборонной мощи страны, а лавровый венок указывает на трудовую доблесть тагильчан, а также на славу, которую завоевало тагильское железо во всем мире и удерживает позиции до настоящего времени. Пурпур показывает на величие, а также на высшее достоинство и верховенство по многим позициям в Свердловской области и России
С каждым годом население города растет, появляется много домов. Для детей открыты школы, детские сады, дворцы спорта и культуры. Растёт и хорошеет наш город. (просмотр слайдов с достопримечательностями современного города)
— А теперь давайте немного поиграем. Игра будет называться «Самый внимательный». Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать мне. Начнем? -Как называется наш город?
-Почему ему дали такое название?
-Что добывали в рудниках?
-Как звали основателя Нижнего Тагила, который приказал построить завод?
-Как называют человека, который изучает историю своего края?
-Сколько лет исполнится нашему городу в этом году?
Введение нового знания в деятельность.
-Ой, мы, кажется, попали в водоворот времени. И все картинки у нас перемешались! Давайте разместим каждую из них в свою эпоху.
— Я предлагаю выбрать фотографии, которые относятся к прошлому и разместить их на реке времени. Молодцы, теперь выберите фотографии, которые относятся к настоящему и разместите их на «реке времени». Молодцы ребята!
Рефлексия:
— Скажите , пожалуйста, вам сегодня понравилось на занятии?
-Что вы узнали нового?
-Что вам показалось трудным?
— Кому бы вы хотели рассказать о нашем сегодняшнем путешествии?(Ответы детей).
Планирование деятельности на будущее.
-Ребята, но ведь у нашего города будет скоро День Рождения. А на День Рождения положено дарить подарки!
-Что мы можем подарить нашему городу? (Дети высказывают свои предположения).
-А может быть мы с вами сделаем макет нашего микрорайона? Кто скажет, как он называется? (Северный).
-У меня есть заготовки домов из бумаги. И если кто желает, может начать мастерить дома, для нашего будущего подарка.
—Ребята, спасибо вам, мне понравилось с вами путешествовать, вы молодцы!
-Занятие окончено. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Моя семья». Долгосрочный проект.
Цель проекта: 1. Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.2.Установление партнерск...
Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»..
Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»....
Долгосрочный проект «Инновационный проект «Во власти LEGO времени»
В помощь педагогам...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект по патриотическому воспитанию «Мы помним! Мы гордимся!» подготовительная к школе группа. Долгосрочный проект к юбилею Великой Победы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 101» общеразвивающего вида(МБДОУ «Детский сад № 101») Проектпо патриоти...
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)
План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...