Развитие детей старшего возраста самостоятельности, инициативу через опытно-экспериментальную деятельность
рабочая программа (старшая группа)
Создание атмосферы творчества и доверия через опытно – экспериментальную деятельность для развития инициативы и самостоятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР - детский сад «Чуораанчык»
с. Ымыяхтах МО «Намский улус» РС(Я)»
Тема: Развитие детей старшего возраста самостоятельности, инициативу
через опытно – экспериментальную деятельность
Выполнила: Петрова Саргылана Дмитриевна
Воспитатель
2021 г.
Оглавление
Введение | 3 |
I. Теоретическая часть 1.1. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника | 6 |
II. Практическая часть 2.1 Содержание исследовательской деятельности детей дошкольного возраста | 10 |
2.2 Предметно-развивающая среда в развитии детского экспериментирования | 12 |
2.3. Взаимодействие с семьей по организации опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО | 14 |
2.4. Мониторинг экспериментальной деятельности | 17 |
Заключение | 20 |
Список литературы | 21 |
Приложения | 22 |
Введение
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Формирование личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Значимость развития детской инициативы и самостоятельности в частности отражены в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и других;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности.
Самостоятельность дошкольника неразрывно связана с проявлением его инициативы. Что такое инициатива и самостоятельность?
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждения ребёнка к деятельности, к познанию окружающего мира.
Самостоятельность – обобщённое свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личностной ответственности за свою деятельность и поведение.
Развивая у ребёнка инициативу, тем самым развиваем у ребёнка самостоятельность. Направление выдержки детской инициативе – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственности инициативы, учитывая детский интерес ребёнка. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования уделено большое внимание познавательно-исследовательской деятельности и экспериментированию детей дошкольного возраста.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является детское экспериментирование.
Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер − вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Цель: Создание атмосферы творчества и доверия через опытно – экспериментальную деятельность для развития инициативы и самостоятельность
Задачи:
- Раскрыть роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.
- Создать оптимальные условия опытно-экспериментальную деятельность детей;
- Повысить познавательную активность и интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности;
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, пытливости, сообразительности,критичности;
- Развивать связную речь, словарь в процессе знакомства со свойствами предметов и явлений;
Новизна: Формирование первичных навыков экспериментирования у дошкольников с целью развития самостоятельной творческой личности.
I.Теоретическая часть
1.1.Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско –творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним... А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Словесно-логическое мышление детей формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается новый продукт. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н. Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование».
Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активации интеллектуальной сферы ребенка.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится с самыми простыми заданиями, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности − детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает, ребенок осуществляет его самостоятельно.
Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года − практически единственным способом познания мира. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности.
II Практическая часть
2.1. Содержание экспериментальной деятельности детей старшего возраста.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и не живой природой.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Совместное экспериментирование поможет ребенку узнать ответы на интересующие его вопросы, сделать правильные выводы, а также услышать доказательства более доступным языком.
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения.
Поэтому в нашей дошкольной образовательной организации эксперимент отвечает следующим условиям:
- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
- безотказность действия приборов и правил обращения с ними;
- показ только существенных сторон явления или процесса;
- отчётливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребёнка в повторном эксперименте;
- безопасность эксперимента.
В процессе формирования обследовательских действий детей мы решаем следующие задачи:
- Сочетание показа ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.).
- Сравнение сходных по внешнему виду предметов.
- Обучение детей сопоставлению фактов и выводам из рассуждений.
- Использование опыта практической деятельности, игрового опыта.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
- О материалах (песок, бумага, ткань, дерево).
- О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом).
- О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
- О способах исследования объекта.
- О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко-низко; близко-далеко; мягкий-твердый-теплый и т. д.).
Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, − опыты. Их проводим как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
Особенно интересны детям опыты с жидкостями и воздухом. Опыты с каждым из экспериментальных материалов спланированы от простого к болеесложному В процессе проведения опытов задействуется каждый ребенок. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное − ребята все проделывают сами.Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать неудачи и достигать успеха.
2.2Предметно-развивающая среда в развитии детского экспериментирования
Одним из основных принципов реформирования российского образования провозглашен принцип развивающего обучения. В роли движущей силы становления и развития личности выступает предметно-пространственная среда, являющаяся составной частью развивающей среды дошкольного детства.
Она способствует формированию разносторонних особенностей. Предметно-пространственная среда образует благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для экспериментирования.
В познавательной деятельности, путем экспериментирования, ребенок развивается любознательным, самостоятельным с креативным мышлением. Работа с детьми младшего возраста направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В этом возрасте детям интересно все.У нас в группе подготовлен соответствующий материал − тематические альбомы: фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда, одежда; познавательные книги о растениях, животных.
Имеются:
- Природные материалы: земля, семена;
- Медицинские материалы: шприцы, вата, бинт, пипетки;
- Бросовый материал: кусочки ткани, кожи;
- Продукты: разнообразные крупы, разные по форме макаронные изделия;
- Предметы для опытно-поисковой деятельности: магниты, лупы, микроскопы, весы, пинцеты, мензурки, пружинки;
- Детские халаты, фартуки.
Дети любят экспериментировать с различными материалами, в процессе изучают их свойства (мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, холодный-теплый и др.) Самыми любимыми предметами для экспериментирования детей являются: лупы, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода), зеркала, бросовый материал (шнурки, ленточки, пуговицы, прищепки). Играя в них, дети расширяют кругозор, развивают любознательность, мелкую моторику и ловкость рук. Экспериментируя, дети больше узнают нового, необычного, интересного, развиваются любознательными и самостоятельными.
Созданная нами предметно-пространственная среда в группе соответствует требованиям ФГОС ДО:
- среда для экспериментирования содержательно насыщенна;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- среда даёт возможность выбора детьми материалов;
- группе имеются в наличии полифункциональные предметы (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления), в т. ч природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);
- безопасность предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда способствует закреплению знаний детей, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментированию. Все материалы для экспериментальной деятельности находятся в свободном доступе для детей. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняя его необходимыми материалами.
2.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребёнка
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в её реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Төрөппүтү кытта сыллааӄы улэ былаана
Сыала: Тѳрѳппүт оӄотун кытта кѳхтѳѳхтүк кыттарын, оӄотугар күүс-
кѳмѳ буоларын тэрийии. Тѳрѳппүт интэриэстээх буоларын ситиһии.
№ | Ый аата | Төрөппүт кытта улэ | Үлэ сыала-соруга |
1. | Алтынньы | Төрөппүтү түмүү; төрөппүккэ сыллааӄы улэ былаанын, куруhуок ис хоһоонун билиһиннэрии, | |
2. | Сэтинньи | чинчийии муннугун тэрийии– Памятка «Оӄону чинчийиигэ интэриэhиргэтэргэ туох көнүллэнэр, туох көнүллэммэт?» | Группаӄа чинчийии муннугар матырыйаалы булууга, онорууга төрөппүт көмөтүн оруола улахан |
3. | Ахсынньы | Анкетирование: «Оӄо чинчийэр дьоӄурун дьиэӄэ тэрийии». | Төрөппут чинчийии үлэтигэр бэлэмин быhаарыы уонна интэриэhи үөскэтии, көмөлөhүү. |
4. | Тохсунньу | Сүбэ: «Оӄону кытта дьиэӄэ маннык чинчийиилэри ыытыахха сөп…» | Хайдах көрүннээх үлэ ыытыллыахтааӄын, чинчийии методтарын, арааhын кытта билиhиннэрэр анал төрөппут мунньаӄын ыытыы. |
5. | Олунньу | Төрөппүт уонна оӄо бииргэ үлэлэрэ - хаартыска, альбом | Төрөппүт оӄотунаан бииргэ үлэлиирин тэрийии; араас темалаан альбомнары оӊотторуу. |
6. | Кулун тутар | Паапка «Мин арыйыыларым». (Тематическай папка-передвижкалар, быыстапкалар, мини- библиотечкалар). | Төрөппүттэр кыттыыларын таhымын үрдэтии; оӄо тылын сайдыытыгар; |
7. | Муус устар | Консультация : «Чинчийиини оӄоӄо билиhиннэриигэ дьиэ кэргэн оруола» | Төрөппүт муннугар сырдатыы матырыйаалыры туттуу. |
8. | Ыам ыйа | Төрөппүт уонна оӄо бииргэ чинчийиилэрин тэрийии. Темалараараас: «Салгынтуhунан мин тугубилэбин?» | Куруһуок иһинэн ыытыллар тэрээһинӊэ көхтөөх кыттыыны ылалларын ситиhии. |
В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково-исследовательской активности детей (Приложение № 2).
57,8% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в разных видах деятельности: рисовании (смешивание красок), конструировании, в играх с песком, водой, воздухом.
42,1% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.
52,6% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.
68,4% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.
Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
2.4. Мониторинг экспериментальной деятельности
В начале проектной деятельности по теме: «Исследовательская лаборатория «Тоӄустөгүлтоӄо» нами было проведено исследование интереса детей к экспериментальной деятельности и проявления ими познавательной активности.
Целью исследования является установление эффективности внедрения инновационного подхода в экспериментальную деятельность, как средства формирования у дошкольников познавательной активности и повышения интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
В результате наблюдений, бесед, игр мы пришли к выводу, что многие дети не проявляли интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности, познавательная активность у большинства детей выражена недостаточно.
С целью выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей была проведена диагностика по методике «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова).
Ребенку предлагалось выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно дается три выбора. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
- игровая;
- чтение книг;
- детское экспериментирование;
- труд в уголке природы;
- изобразительная деятельность;
- конструирование из разных материалов.
Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй – два балла, за третий – один балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформлены в таблицу
Анализ результатов диагностики показал, что на начало проектной деятельности опытно-экспериментальная деятельность занимала при выборе деятельности детей четвертое место, а на конец она стала занимать первое место.
Нами было выделено три уровня проявления детьми познавательной активности в ходе опытно-экспериментальной деятельности: низкий уровень (1 балл), средний уровень (2 балла), высокий уровень (3 балла) - по степени выраженности показателей, отражающих разные стороны познавательного интереса.
Вывод: на первом месте у детей преобладает игровая деятельность (32%), на втором – чтение книг (24%), на третьем – художественное творчество (16%), на четвёртом- экспериментирование (12%), на пятом – конструирование и труд в уголке природы (8%). Итоговая диагностика проводится по методике «Маленькие исследователи» Л.Н. Прохорова.
Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребёнка. Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами. Ребёнку предлагается осуществить последовательно три выбора: «К тебе пришёл в гости маленький исследователь. С чего бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребёнку предлагают повторить второй и третий раз.
Вывод: после проделанной работы на первом месте у детей также преобладает экспериментирование (32%), на втором – игра (28%), на третьем – чтение художественной литературы (20%), на четвёртом – художественное творчество (12%), на пятом – конструирование и труд в уголке природы (4%). Детям нравится экспериментировать.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. Это подтверждает итоговой диагностикой (методика «Маленький исследователь» Л.Н. Прохорова). Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.
Уровни овладения детьми навыками экспериментирования:
Высокий - дети проявляют любознательность и познавательную активность, увлеченно слушают объяснения во время опытно-экспериментальной деятельности, с интересом выполняют предложенное задание, задают вопросы разного характера; проявляют ярко выраженную познавательную активность вне занятий. Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий.
Средний - дети ярко выраженной познавательной активности не проявляют; во время опытно-экспериментальной деятельности задания могут выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес к деятельности пропадает; вопросы разного характера задают редко; внимание кратковременно, взрослые должны постоянно привлекать ребенка к наблюдаемому объекту. Начинают запоминать последствия некоторых действий. Работают с помощью воспитателя
Низкий - дети не проявляют заинтересованности и активности; не выражают особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; на занятиях пассивны; вопросы разного характера практически не задают. Экспериментирование сводится к манипулированию предметами
Заключение
Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской деятельности, обогащает память, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития ребенка. В ходе опытной экспериментальной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь соблюдать правила безопасности Ребенок, почувствовавший себя исследователям, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и не уверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность преодолеть трудности, переживать не удачи и достигать успеха, умение оценивать достижения. Освоение систематизированных поисково – познавательных знаний детей, становление опытно – экспериментальных действий, формируют основы логического мышления, обеспечивают максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников .
Список использованной литературы
1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом − «черным ящиком». Вопросы психологии, 1990 № 5.
2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. − Волгоград: Перемена, 1995.
3. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование − путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. − Владимир, ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. − № 2.
5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. − № 2.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. − № 1.
7. Фасий. И. М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические советы к программе «Детство». − СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Дыбина О. В. «Ребенок в мире поиска.
Приложение №1
Куруhуок улэтин былаана
Ый | Улэ көрүӊэ | Сыала | Туhаныллар матырыйааллар | Туттуллар тэриллэр |
Алтынньы | Куруһуокка сылдьар оҕолору талыы | Бэсиэдэ, журналлары, энциклопедиялары кытта билсиhии.ЫТТАЛСИЬИ | ||
“Опыт диэн тугуй, туохха наадалааӄый?” | . | |||
«Салгын - биһигитулабытыгар» |
| Бэсиэдэ, опыт, физминутка. | үрүллэр шариктар, уулаах ыстакааннар, уулаах баанкалар, трубочкалар оӄо ахсаанынан. | |
Сэтинньи ый | «Тыал хайдах үрэрий?» |
| Бэсиэдэ, опыт, физминутка. | «Тыал көрүҥнэрэ» слайд, опыт оҥоруутугар веер, уулаах иһит, оонньуур тыы, ку- мааҕыттан оҥоһуллубут кулахаччы (вертушка). |
Уу – уунээйигэ туһата | Дьиэ сибэккитигэр уу куттаран көрдөрүү, уу кутарын тэрийии | Дьиэтээӄи сибэккилэр, лейкалар, буордаах иьиттэр |
Ый | Улэ көрүӊэ | Сыала | Туhаныллар матырыйааллар | Туттуллар тэриллэр |
Ахсынньы | Уутуһата. | -Уу тулалыыр эйгэӄэ туһатын өйдөтүү; - Ыйытыыны сөпкө туруоруу, толору эппиэттииргэ эрчийии; | Тылынан быһаарыы, таабырын таайтарыы, ыйытыы, уу тыаhын иhитиннэрии Чинчийии, опыттары оӊоруу | Оӄо ахсаанынан иккилии ыстакааннарга уу, ньуоска, фломастердар, смайлик-төгүрүктэр, иһиттэргэ туус, кофе, заварка,кумах. |
«Кыhын тоӄо хаар баарый?» “Мууhу, хаары итии сиргэ уурдахха туох буолуой?” | -Хаар свойствотын ситэри үөрэтии (өнун, дьыл араас кэмигэр уларыйыытын, сылааhы тутарын, салгыны ыраастыырын, дьиэ иhигэр уулларын); -Оӄо тылын саппааhын байытыы, интэриэhи үөскэтии. | Бэсиэдэ, Уус – уран айымньы ааӄыы. («Кыhын тоӄо хаар баарый?» ааӄан иhитиннэрии). | Искусственнай хаардар, 3 ыстакаанна хаар, тымныы, сылаас уулар. Тимэхтэр, мозаика, уу, ыстакааннар, уут, ыраас лиис. | |
Тохсунньу | «Кумахха оонньуубут» | - оӄо көрөн, тутан – хабан, тэннээн, кураанах уонна сииктээх кумах уратыларын быһаарыыта, тарбах былчыннарын уонна о5о айар – тутар дьоӄурун сайыннарыы. Тыл баайа: көпсөркөй, ыhыллаӄас, ньалӄаархай, хатыылаах. | кумахтаах иhит, кумах чаhыыта, бытархай оонньуурдар. | |
«Уу кирдээӄин хайдах билэбит?» | Айыл5а уонна киhи сибээстээхтэрин билиhиннэрии; Айыл5а5а харыстабыллаах сыhыаны үөрэтии, өйдөтүү. Туттуллар тэриллэр: | үүнээйилэр уонна кыыллар ойуулара, 2 ыстакаан, сиидэ. |
Ый | Улэ көрүӊэ | Сыала | Туhаныллар матырыйааллар | Туттуллар тэриллэр |
Олунньу | Кыраасканы ууга сууранан Уугатуохустарый, тимирэрий? | -Уу дьүһүнүгэр, болӄомтону ууруу. -Сылаас, тымныы уулары тэӊнээн көрүү. -Кыраасканы суурайан көрүү: хайдах ууга тургэнник сууралларын көрдөрүү. -Ууну ыспакка-тохпокко аккуратнайдык туттар үөруйэхтэрин сайыннарыы; | Бэсиэдэ, опыт, физминутка, Хамс.онньуу ”Тимирэр,тимирбэт” | Иһиккэ уу (Тымныы, сылаас), гуашь кырааска (кыһыл, араӄас), ложка. тимиртэноноhуллубут предмет |
«Уу кирдээӄин хайдах билэбит?» | -Оӄо көрөн, тутан – хабан, тэӊнээн көрөн, кураанах уонна сииктээх кумах уратыларын быһаарыы; -тарбах былчыннарын уонна оӄо айар – тутар дьоӄурун сайыннарыы; | Опыт оӊоруу. Тыл баайа: көпсөркөй, ыhыллаӄас, ньалӄаархай, хатыылаах. | кумахтаах иhит, кумах чаhыыта, бытархай оонньуурдар. | |
Кулун тутар | «Шарик ханнык матырыйаалтан оноhуллубутуй?» | -Эрэhиинэ свойствотын уонна хаачыстыбатын кытта билиhиннэрии. | Бэсиэдэ, опыт, физминутка. | Хас биирдии оӄоӄо шариктар, резиновай перчаткалар, таастаах уу, соттор, кумааӄы, таӊас, эрэhиинэттэн тэриллэр. |
«Билбэччэй кылаата» | -Предметтэр ханнык матырыйаалтан оноhуллубуттарын чинэтии; -Предметтэри өнүнэн, быhыытынан , матырыйаалынан, туттулларынан араара үөрэтии. | Бэсиэдэ, опыт, физминутка. | Эрэhиинэттэн, пластмастан, өстүекүлэттэн тэриллэр. |
Ый | Улэ көрүӊэ | Сыала | Туhаныллар матырыйааллар | Туттуллар тэриллэр |
Муус устар | “Луук киhиэхэ туhата» |
| «Луук, луукчаан». Ытыс иһигэр төгүрүтэн луугу оӊоруу, өӊүн сөпкө талыы, күөх өӊнөөх пластилинынан луук төбөтүн сыһыарыы. | Проект сыалын төрөппүккэ билиьиннэрии. Сөптөөх усулуобуйаны тэрийии (буору, иһити, олорор сирин бэлэмнээһин). |
«Дьикти туус» |
| Кураанах тууһу кутуу ньыматынан тууһунан уруһуйдааһын | туус, килиэй, кумааҕы, киистэ, кырааска | |
Ыам ыйа | Сибэкки арассаадата (Таһырдьа сибэкки олордуу). |
Төрөппүтү кытыннарыы, кэрэттэн дуоһуйууну ылыы. | 1.Хооону ааӄан иһитиннэрии, ойго уорэтии. 2.Чуолкайдык саӊарары, үтүктэри, тэӊӊэ ааӄары ситиһии | Сибэкки арассаадалара, бэрчээккилэр, уу, сибэкки иьиттэрэ, кыра лаппаакы. |
«Уруккуга айан (кумаахы)» |
| Бэсиэдэ, опыт, физминутка. | Таас, танас, туос, мөлтөх хаачыстыбалаах кумааӄы лииhэ, аныгы кумаахылар. |
Приложение №2
Анкета для родителей
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители!
Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
2.Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
________________________________________________________________
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?
________________________________________________________________
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное
подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?________________________________________________
9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского
экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать? Почему?________________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!
Приложение №3
Памятка для родителей на тему:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как».. Некоторые родители спешат отделаться старыми как мир отговорками – «потому что» - потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной любознательности.
Разумеется, невозможно объять необъятное и ответить на все сто тысяч «почему», да это и не надо. Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника. Затрат на приобретение необходимого оборудования никаких.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами
ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Приложение №3
Улахан бөлөх оӄолоругар аналлаах дьарыктар
«Салгын»
Сыала: Салгыныкыттабилиhиннэрии.
Киhиолоӄорсалгыноруолунүөрэтии.
Оӄоӄоинтэриэhиүөскэтии.
Туттуллартэриллэр: уруллэршариктар, уулаахыстакааннар, уулаахбаанкалар, трубочкалароӄоахсаанынан.
Дьарыктаныыхаамыыта:
Тэрээhинкэм: хамсаныылаахэрчиллиилэр:
1 Киирии: «Салгын»
Иитээччи: Оӄолоор, салгынымуннубутунан э5ирийдибит уоннаайахпытынантаhаардыбытБиhигибугуннудьарыкпытыгарсалгынтуhунанбилиэхпит, салгыныүөрэтиэхпит. Эhигисанааӄытыгар
- салгындиэнтугуй?
- салгыны ким көрбүтэй?
- тоӄосалгыныкөстүбэтдииллэрий?
- Бубиhигигруппабытыгарсалгынбаар дуо? Ким көрдө?
Салгынбаарын – суо5ун билээри, биhигибүгүнчинчийиионоруохпут, олаатаүөрэтэнкөрүөхпүт.
- Опыт оноруу – салгынбаарынуукөмөтүнэнкөрдөрүү.
Иитээччи: Көрүнэрэ, оӄолоор, буыстакааннатуохбаарый? (кураанахыстакааныкөрөбут ). Болӄойонкөрүнэрэ. Туох да суохдии, бэрэбиэркэлээнкөрүөххэйин. Миигинкөрүнуоннатугугынарбынүтүктэниhин (ыстакаанытаннарытутан баран аргыый, уулаах банка иhигэрсэрэнэнкөнөтүкугабыт).
То5о ыстакааниhигэруукиирбэтэ? Олаатаыстакааниhигэрсалгынсылдьар, иhигэруукиирэринсалгынмэhэйдиир.
- Опыт оноруу.
Иитээччи: Аныбилигин, ыстакааныкөнөтүктуппаккакыннары со5ус тутануугаугабыт.Туохуларыйда? Уугахабахтаркөстөллөр. Кинихантанкэллилэр? Ыстакааннасылдьыбытсалгыммыттахсанхаалбыт, салгыноннугарыстакааннауукиирбит.Ыстакааннасылдьарсалгыммытынбиhигикөрөбүт дуо? То5? То5о диэнсалгыммытонносуох.
- Опыт оноруу.
Иитээччи: Аныбилигинсалгынтахсарынчинчийэнбилиэхпит (трубочка көмөтүнэнуугахабахтарытаhаарыы).
Итиуубутугар то5о хабах бө5ө тахсарый? Тоӄодиэнсалгынкиирэнхабах бө5өтө онорор.
- Бэсиэдэ:
Иитээччи: Маладьыастар! Уокуйдубут. Муннубутунантыынныбыт. Кэтээнкөрүнэрэ бэйэ5ит тыынаргытын. Туохпутунантыынабытый? Сөп. Муннубутунантыынабыт. Онтонкыыллартуохтарынантыыналларабуолуой? Саамайсөпэмиэмуннуларынантыыналлар. Онтонуунэйилэрхайдахтыыналларабуолуой? Кинилэрмуннулаахтар дуо? Суох. Кинилэрмуннуларасуох. Олоннугаркинилэргэбиллибэт, көстубэт хайа5астар бааллар. Ол хайа5астар көмөлөрүнэнтыыналлар.
Олаата, о5олоор, биhиэхэ, кыылларга, уунээйилэргэсалгынтыынарбытыгархайаан да наадаэбит.
- Опыт.
Иитээччи: Билигинхайдахтыынарбытынбэрэбиэркэлээнкөрүөххэйин, эрэ. Бастаанытыскытынайаххытыгар, онтонмуннугутугартутан барантыынанкөрүн, эрэ. Ытыскытсылыйда дуо? Итиэhигитыынаргытыттансылыйар. Онтонбилигинөртыыммаккасылдьыаххасөбүнбэрэбиэркэлээнкөрөбүт дуо? Айаххытын, муннугутунсабабаттаан баран тыыммаккаолоронкөрүнэрэ.ыараханэбит дуо?
- Опыт – салгыныбиирсиргэмунньанкөрүү.
Иитээччи: Билигинсалгыммытынбиирсиргэмунньанкөрөбүт дуо? Бутугуй? Урүллэр шарик. Биhигикөстүбэтсалгыммытын э5ирийэ – э5ирийэ бушарбытиhигэрмунньуохпут. Төhөнөнэлбэхсалгыны э5ирийэн мунньабыт да соччононшарикпытулаатыахтаах. Чэ, эрэ, ким элбэхсалгынымунньарынкөрүөхпүт.
- Тумук.
Иитээччи: Маладьыастар! Бары элбэхсалгынымустугут. Бугунтугубиллигит? Салгыммытхайдахөннөөхэбитий? Салгынтуох туhалаа5ый? Салгыныбиирсиргэмунньуоххасөп дуо?
«Шарик ханныкматырыйаалтаноноhуллубутуй?»
Сыала: Эрэhиинэсвойствотынуоннахаачыстыбатынкыттабилиhиннэрии.
оӄоӄоинтэриэhиүөскэтии.
Туттуллартэриллэр: Хасбиирдии о5о5о шариктар, резиновайперчаткалар, таастаахуу, соттор, кумаахы, танас, эрэhиинэттэнтэриллэр.
Дьарыктаныыхаамыыта:
- Бэсиэдэ «Уруллэр шарик». О5олор тугубилэллэринкэпсииллэр.
- Опыт.Иитээччи шарик туохтан, ханныкматырыйаалтаноноhуллубутунбыhаарар, о5олор бары шаригытутан, хабанкөрөллөр. Эрэhиинэ сымна5ас, килээккэйбуоларынимэрийэнбилэллэр. Шаригыүрэн баран салгынынтаhааранкэбиhэллэр. Шарикпыткыра, улаханбуоларынбыhаардыбыт.
- Опыт.Анышарикпытынтөттөрүүрэнкөрөнэрэhиинэбиттэнийэр кыахтаа5ын быhаарабыт. Шаригыүрүллэр шарик диэн то5о этэллэрин о5олорго билиhиннэрэбит. То5о диэнурдэхпитинэиhигэрсалгынхаалананулаатар.
- Таастаахуугашариктарбытынсууйабыт. Шарикпытүрдэилийэр. Аныкумаахыныуугауганкөрөбүт, кумаахыбытилийэн баран хайдарэбит, онтонтанасилийэр, олгынан баран хайдыбатдиэнбыhаарабыт. О5олор бары бэйэлэрэиитээччиниүтүктэниhэллэр. Шарикпытынсотобут, шарикпыткууранхаалар. О5олор шариктарыниhигэруукиирбитин суо5ун бэрэбиэркэлииллэр. Эрэhиинэуукиллэрбэтдиэнөйдөбүлгэкэлиэхтээхтэр. Холобурдарыбилиhиннэрии – эрэhиинэсаппыкы, эрэhиинэттэнбэрчээккэлэр, хаhан, туоххатутталларынбыhаарыы.
- Опыт. О5олор иитээччиникыттабэрчээккэкэтэн баран оонньуурсууйанкөрөллөр. Бэрчээккэлэринустанилиилэринкөрөллөр – илиилэрэкураанах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность
В статье представлена система работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)
ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Самообразование "Развитие познавательных способностей детей подготовительной к школе группы через опытно-экспериментальную деятельность"
quot;Что я слышу-забываюЧто я вижу- помнюЧто я делаю- понимаю" Конфуций...
- Мне нравится (1)