Программа дополнительного образования по развитию художественно - эстетических способностей "Сказочный мир" на 2018-2019 учебный год для детей от 3 до 4 лет
рабочая программа (младшая группа)
Актуальность
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Сказочный мир" на 2018-2019 учебный год для детей от 3 до 4 ле | 325.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
№ | Наименование | Страницы |
1. | Содержание | 2 |
2. | Паспорт программы | 3 |
3. | Пояснительная записка | 4 |
3.1. | Цели и задачи | 5 |
3.2. | Планируемые результаты | 6 |
3.3. | Объем образовательной нагрузки | 6 |
4. | Содержание Программы | 7 |
5. | Организационно-педагогические условия | 18 |
5.1. | Учебный план | 18 |
5.2. | Расписание занятий | 18 |
5.3. | Календарный учебный график | 19 |
5.4. | Программно-методическое обеспечение | 21 |
5.5. | Материально - техническое обеспечение | 22 |
6. | Мониторинг | 23 |
7. | Список используемой литературы |
2.Паспорт программы
Наименование программы | Программа дополнительной образовательной услуги «Сказочный мир» |
Основания для разработки Программы |
|
Заказчик Программы | Родители (законные представители) воспитанников |
Система организации контроля за исполнением Программы | Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» Светлана Евгеньевна Касаткина Зам. зав. по ВМР МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» Инна Владимировна Дементьева |
- Пояснительная записка
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Актуальность
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
II. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
- Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
- Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.
- Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.
3.1 Цели и задачи реализации программы
Цель программы: 1.развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
2. создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1.Обучающие:
- Формировать у детей интерес к лепке, создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), лепить пальцами, а не только ладонями, соединять детали крепко между собой, защипывать край формы, вытягивать или оттягивать пальцами (клюв, хвост);
- Создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции, создавать композиции;
- Учить художественной графии (растягивать пластилин пальцами по картону).
-Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
-Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
2.Развивающие:
- Развитие продуктивной деятельности детей в лепке;
- Развитие детского творчества;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать глазомер, передавая утолщения, загнутые края;
- Развивать умения применять знания для применения в новых условиях;
- Развивать память, мышление, речь, познавательные интересы.
3.Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином и с красками.
- Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
- Воспитывать трудолюбие и старание.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному
3.2 Планируемые результаты
Предполагаемые результаты:
Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
- будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
- повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
- дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;
3.3 Объём образовательной нагрузки
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 15 минут.
Группа включает 15 детей.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Форма обучения очная.
Срок реализации программы 1 учебный год.
4. Содержание программы
Месяц | № занятия | Тема | Содержание | Материал | |
Сентябрь | 1 | «Подсолнухи» (рисование пальчиками) | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 с нарисованным кругом и лепестками, выполненные на занятии по аппликации, черная гуашь, кисти | |
2 | Яблоня | Научатся лепить базовую форму «шар», научатся различать цвета, называть фрукты. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
3 | «Осеннее дерево» (Оттиск печатками из ластика) | Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисование восковыми мелками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. | Лист тонированной бумаги, восковые мелки, печатки в форме листьев, гуашь в мисочках для печатания, иллюстрации, эскизы | ||
4 | Мухоморы | Научатся лепить базовую форму «лепёшка», узнают, что есть грибы съедобные и несъедобные, научатся различать мухоморы. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
5 | «Мухоморы на полянке (рисование пальчиками) | Упражнять в рисование пальчиками. Передавать в рисунке образ мухоморов, в технике пальчиковой живописи наносить точки на шляпке. Закреплять умение пользоваться печатками для создания образа полянки | Тонированный лист А-4, кисти, гуашь желтого, красного, оранжевого цвета, белая в мисочке, салфетки, печатки в форме листьев | ||
6 | Цветущий лужок | Научатся лепить базовую форму «колбаска», научатся составлять простейшую композицию, испытают положительные эмоции от воспоминаний о лете. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
7 | «Укрась платочек» (оттиск пробкой, рисование пальчиками) | Упражнять украшать платочек простым узором, используя печапание, рисование пальчиками и приемами примакивания. Развивать чувство композиции и ритма. | Цветной лист треугольной формы, гуашь,в мисочках для рисования пальчиками и печатания, пробка, кисти , гуашь, эскизы и иллюстрации. | ||
8 | Солнышко | Научатся приёму лепки «мазок», запомнят стихи и потешки о солнце, испытают положительные эмоции от их чтения. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
Октябрь | 1 | Грибы в лукошке (печатки) | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист тонированной бумаги размером А4, коричневая гуашь, гуашь в мисочках, кисти муляжи грибов, эскизы | |
2 | Лепим овощи: огурец, помидор. | Научатся лепить огурец и помидор, закрепят умение различать овощи, узнают, что такое витамины. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
3 | «Нарисуй воздушные шарики и укрась их» Оттиск печатками (рисование пальчиками) | Учить рисовать предметы овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки на всей поверхности листа. Упражнять в украшение рисунков печатанием. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды | ||
4 | Лепим овощи: морковка, капуста | Научатся лепить морковь и капусту, закрепят умение различать овощи, отгадывать про них загадки. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
| 5 | «Рябинка» (рисование пальчиками) | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цве-товосприятие, чувство композиции. | Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, ветка рябины | |
6 | Любимые игрушки: пирамидка | Научатся лепить пирамидку, закрепят понятия «больше-меньше», научатся располагать предметы по величине. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
7 | «Нарисуй воздушные шарики и укрась их» Оттиск печатками рисование пальчиками. | Учить рисовать предметы овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Упражнять в украшении рисунков печатанием | Лист тонированной бумаги размером А3, гуашь в мисочках, кисти, два медвежонка и мячи и неваляшка для игровой ситуации. | ||
8 | Любимые игрушки: неваляшка. | Научатся лепить куклу-неваляшку, будут учиться рассказывать о своей любимой игрушке. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
Ноябрь | 1 | Птички клюют ягоды рисование пальчиками, оттиск пробкой. | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность | Пол-листа формата А4 разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг и журналов, рисунки птиц, клей, клеенка, салфетки | |
2 | Коллективная работа «Фруктосад» | Научатся фантазировать на «фруктовую» тему, будут учиться работать в коллективе, составлять композицию, примут участие во всероссийском пластилиновом конкурсе. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
3 | «Мои любимые домашние животные» (Тычок жесткой полусухой кистью | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью — учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги | Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого, серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных | ||
4 | Аквариум: водоросли | Узнают, что такое водоросли и для чего они нужны, научатся лепить различные по форме водоросли. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
5 | «Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?» (Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины) | Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик».Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие | Индивидуальный лист (или ватманский лист) с желтым кругом в середине, желтая, оранжевая, красная, малиновая гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка | ||
6 | Аквариум: улитки | Узнают, кто такие улитки, какую роль они играют в аквариуме, научатся лепить улиток из пластилина. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
7 | «Мои любимые рыбки» (Восковые мелки и акварель.) | Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятис | Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации | ||
8 | Аквариум: камешки | Научатся проявлять фантазию при лепке камешков, научатся наблюдать за аквариумными рыбками. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
Декабрь | 1 | Маленькой елочке холодно зимой (рисование пальчиками, оттиск печатками) | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать елочку (или закрепить навыки наклеивания, если используется аппликация). Воспитывать аккуратность | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, одна — две елочки из зеленой бумаги, клей (если используется аппликация) | |
2 | Аквариум: рыбки | Узнают о разнообразии аквариумных рыбок, об условиях их жизни, научатся лепить рыбок, составлять композицию. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
3 | Маленькой елочке холодно зимой (рисование пальчиками, оттиск печатками) | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать елочку (или закрепить навыки наклеивания, если используется аппликация). Воспитывать аккуратность | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, одна — две елочки из зеленой бумаги, клей (если используется аппликация) | ||
4 | Снеговик | Научатся лепить снеговика, проявят желание лепить снеговика из снега, запомнят стихи и загадки про снеговика. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
5 | «Мои рукавички» (Оттиск пробкой, печаткой из картофеля , рисование пальчиками) | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность | Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавичек, салфетки | ||
6 | Ёлочка | Испытают положительные эмоции от приближающегося праздника, научатся лепить ёлку, выучат стихи про новогоднюю ёлочку. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
7 | «Зимний лес» (Печать по трафарету, рисование пальчиками) | Познакомить с печатью по трафарету. Учить рисовать пальчиками. Развивать чувство ритма, композиции | трафареты леса зимнего, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках, бумага. | ||
8 | Шарики-фонарики | Научатся лепить украшения для ёлки, научатся украшать ёлочку и запомнят песни и хороводы про новогоднюю ёлку. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
Январь | 1 | «Елочка пушистая, нарядная» (Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками) | Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность | Маленькая елочка, вырезанная из плотной бумаги, зеленая гуашь, жесткая кисть, гуашь красного или оранжевого цвета в мисочке, салфетка | |
2 | Картина на плоскости: «Зимняя ночь» | Научатся лепить картины на плоскости, будут развивать воображение, научатся различать понятия «день-ночь», примут участие во всероссийском конкурсе «Талант с колыбели». | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
3 | «Два петушка ссорятся» (Рисование ладошкой) | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество | Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы | ||
4 | Ферма: курочка и цыплятки | Познакомятся с домашними птицами, вспомнят об их повадках, запомнят потешки, научатся лепить курочку и цыплят. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
5 | «Веселый снеговичок» (Тычок жесткой полусухой кистью) | Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | Вырезанный из бумаги снеговичок (два круга разной величины) серого или голубого цвета, белая гуашь, жесткая кисть, красный и черный маркеры, ватман, тонированный темным цветом | ||
6 | Ферма: Петя-петушок | Закрепят знания о домашних птицах, научатся лепить петушка, выучат потешку «Петушок». | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
7 | «Укрась шарфик» Печать по трафарету, рисование пальчиками | Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции | Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, трафареты цветов, поролоновые тампоны, девочка (игрушка би-ба-бо) и шарфик для игровой ситуации | ||
8 | Ферма: утка и гусь | Познакомятся с домашними птицами, научатся лепить утку и гуся, разучат игру «Гуси-гуси». | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
Февраль | 1 | «Мое любимое дерево» (Сангина, уголь по желанию) | Учить рисовать дерево используя сангина Закрепить умение рисовать углем. Развивать воображение | Листы формата А4, сангина, уголь, иллюстрации и эскизы | |
2 | Самолёт построим сами | Узнают о государственном празднике «День защитника Отечества», научатся лепить самолёт, познакомятся с профессией лётчика. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
3 | «Кораблики в море» «Знакомая форма — новый образ»; черный маркер и акварель | Учить рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение | Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, эскизы и иллюстрации | ||
4 | Танки | Закрепят знания о государственном празднике «День защитника Отечества», научатся лепить танк, познакомятся с профессией танкиста. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
5 | «Кораблики в море» «Знакомая форма — новый образ»; черный маркер и акварель | Учить рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение | Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, эскизы и иллюстрации | ||
6 | Картина на CD-диске: Цветы для мамы | Узнают, что композиции можно создавать, используя бросовый материал, научатся лепить различные цветы, познакомятся с названиями цветов, будут учиться рассказывать о своих мамах. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
7 | «Цветок для папы» (Оттиск пробкой, печаткой из картофеля) цветочек | Упражнять в печатании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции | Открытка для папы: на лицевой стороне — аппликация, на развороте — место для рисунка, печатки в форме цветов, гуашь зеленая, синяя, оранжевая, красная и т.п., гуашь в мисочках, кисти, салфетки | ||
8 | Зоопарк: павлин | Будут учиться рассказывать о диких зверях и птицах, научатся лепить павлина, узнают, как выглядит эта птица и каковы её особенности. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
Март | 1 | «Мои любимые домашние животные из сказок» (Тычок жесткой полусухой кистью) | Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведь, лиса, заяц и т.д.), гуашь разных цветов, жесткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом | |
2 | Зоопарк: ёжик | Обобщат свои знания о ёжике, научатся его лепить, прослушаю сказку Маршака про ежиное семейство. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
3 | «Мимоза для мамы» (Рисование ладошкой) | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания | Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4x4 см), гуашь желтая в мисочках, клей, кисти, салфетки целые, мимозы | ||
4 | Зоопарк: черепаха | Узнают про особенности внешнего вида черепахи и её поведении, научатся лепить черепаху, использую пластилин и скорлупу грецкого ореха. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
5 | «Нарисуй и укрась вазу для цветов» | Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритма | Лист формата А4 тонированный, гуашь в мисочках, печатки, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы), эскизы, иллюстрации | ||
6 | Зоопарк: змейки | Узнают о жизни змей в дикой природе, научатся как себя вести при встрече с ней, научатся лепить змею, придумают истории про этих пресмыкающихся. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
7 | «Солнышко» (Рисование ладошкой) | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки — лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие | Ватманский лист с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, желтого, оранжевого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски | ||
8 | Ракета | Узнают, кто такие космонавты, научатся лепить ракету, разучат игру «Ждут нас быстрые ракеты». | Пластилин, стеки, дощечки, картон. | ||
Апрель | 1 | «Божьи коровки на лужайке» (Рисование ладошкой) | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность) | 1-й вариант Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки и бумага светло- и темно-зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога. 2-й вариант Листы формата А4, красная, черная, светло- и темно-зеленая гуашь, кисти, черная гуашь в мисочках, салфетки | |
2 | Жучки | Узнают, кого называют насекомыми, как насекомые провели зиму, научатся лепить жуков, составлять простые композиции. | Пластилин, стеки, дощечки. | ||
3 | «Жили у бабуси два веселых гуся» (Рисование ладошкой) | Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями | Озеро, нарисованное на предыдущем занятии на большом листе бумаги, или листы бумаги формата А4 синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь, кисти, красный и черный маркеры для дорисовывания деталей | ||
4 | Божья коровка | Узнают, кто такая божья коровка и почему так называется, научатся лепить её, разучат потешку «Божья коровка». | Пластилин, стеки, дощечки, картон. | ||
5 | «Ракеты в космос» (Печать по трафарету) | Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки | Лист формата A3, гуашь, кисти, гуашь в мисочках, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации | ||
6 | Стрекозы и бабочки на поляну прилетели | Создавать сюжет. Используя при лепке насекомых разнообразные приёмы лепки. Развивать наблюдательность, мышление, воображение. Воспитывать внимание. | Пластилин, стеки, дощечки, печатки, природный материал, картон, бросовый материал | ||
7 | «Волшебные картинки» (волшебный дождик) (Рисование свечкой) | Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку — лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее | Свеча, чернила или тушь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 с уже нанесенными свечой рисунками | ||
8 | Пластилиновый лужок: Ромашка и Мак | Узнают о разнообразии полевых цветов, научатся различать ромашку и мак, лепить их. | Пластилин, стеки, дощечки, картон. | ||
Май | 1 | «Цыплята» (комканые бумаги или обрывание) | Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции | Лист формата А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые, целые и половинки (для головы и туловища цыплят), клей ПВА в блюдечках, пастель, черный маркер, шапочки цыплят (для игры), эскизы и иллюстрации | |
2 | Пластилиновый лужок: Василёк | Познакомятся с цветком василёк, научатся различать и лепить его, будут учиться любоваться красотой природы. | Пластилин, стеки, дощечки, картон. | ||
3 | «Травка» (Рисование ладошкой) | Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие | Ватманский лист, темно- и светло-зеленая гуашь (можно налить в блюдце), кисти, салфетки | ||
4 | Дождик, дождик пуще будет травка гуще | Надавливающим движением указательного пальца растягивать пластилин внизу на картоне (травка), вверху (дождик); формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость. | Пластилин, стеки, дощечки, печатки, природный материал, картон, бросовый материал | ||
5 | «Цветок радуется солнышку» | Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции. | Лист светло-зеленой бумаги, печатки в форме цветков, гуашь различных цветов в мисочках, темно- и светло-зеленая гуашь, кисть, иллюстрации и эскизы | ||
6 | Пластилиновый лужок: Гусеница | Узнают, откуда берутся гусеницы, научатся лепить их, разучат подвижную игру «Гусеница». | Пластилин, стеки, дощечки, картон. | ||
7 | «Одуванчики» (Восковые мелки и акварель печатание печатками) | Закрепить умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 белого или бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь в мисочках, гуашь, печатки в форме треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры | ||
8 | Пластилиновый лужок: Бабочка | Узнают, что бабочки – это насекомые, будут учиться любоваться их красотой и разнообразием, научатся лепить бабочку, проявляя фантазию и развивая воображение. | Пластилин, стеки, дощечки, картон. |
Итого: 72 занятия в год.
5. Организационно-педагогические условия
5.1 Учебный план
№ | Наименование услуги | Количество часов в неделю, возрастная группа |
1. | Программа дополнительной образовательной услуги «Сказочный мир»
| Вторая младшая группа |
2 |
5.2 Расписание занятий
Дни недели | Вторая младшая группа |
Среда | 15.45 -16.00 |
Пятница | 15.45 -16.00 |
5.3 Календарный учебный план по нетрадиционному рисованию
Тема | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Разные виды техник изображения | 1 | 1 | |||||||
Печать листьев | 2 | 1 | |||||||
Печать листьев + набрызг | 1 | ||||||||
Печать листьев + скатывание бумаги | 1 | ||||||||
Метод тычка | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 5 | |||
Пластилинография | 3 | 2 | 2 | 3 | |||||
Монотипия пейзажная | 1 | ||||||||
Монотипия | 3 | ||||||||
Размытый рисунок | 1 | ||||||||
Монотипия (с отражением) | 1 | ||||||||
Рисование на мокрой бумаге | 1 | 1 | 1 | ||||||
Оттиск | 1 | ||||||||
Коллаж | 2 | 2 | 2 | ||||||
Техника выдувания | 1 | ||||||||
Рисование штрихом | 2 | 2 | |||||||
Граттаж | 2 | ||||||||
Набрызг | 1 | 1 | |||||||
Кляксография | 2 | 1 | |||||||
Скатывание бумаги | 1 | ||||||||
Оттиск поролоном | 1 | 1 | |||||||
Восковые мелки+ акварель | 1 | ||||||||
Пуантилизм | 1 | ||||||||
Кляксография с трубочкой | 1 | ||||||||
Печать по трафарету | 1 | ||||||||
Открытое занятие | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
36 занятия 36 недель |
Календарный учебный план по лепке
Тема | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раскатывание прямыми движениями рук | 1 | 2 | 2 | ||||||
Раскатывание круговыми движениями рук | 2 | 2 | 1 | ||||||
Сплющивание в диск | 1 | 2 | 1 | ||||||
Оттягивание пальцами | 1 | 2 | |||||||
Углубление пальцем | 1 | 2 | 2 | ||||||
Расплющивание по краю формы | 1 | 2 | 1 | ||||||
Растягивание пальцами по картону | 1 | 1 | 3 | ||||||
Соединение детали между собой | 2 | 1 | 3 | ||||||
Защипывание край формы | 1 | 1 | 3 | ||||||
Цилиндр замыкать в кольцо | 1 | 1 | 2 | ||||||
Свивание | 1 | 1 | 2 | ||||||
Налепы | 1 | 2 | 3 | ||||||
Оттиски | 2 | 2 | |||||||
Надрез стекой | 1 | 1 | 2 | ||||||
Создавать композицию | 2 | 2 | 3 | ||||||
36 занятий 36 недель |
Итого: 72 занятия в год.
5.4 Программно - методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована |
1 | Проведение занятий по нетрадиционному рисованию и лепке | Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей от 3-4 лет на 2018-2019 учебный год «Сказочный мир» | Программа «Сказочный мир» разработана на основании И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Формы и методы работы с детьми определяются особенностями данного предмета и включают как формы и методы, принятые в педагогике, так и адаптированные психологические методы: групповую беседу, анализ конкретных жизненных ситуаций, художественных текстов; проблемные ситуации; элементы наблюдения, опыта и эксперимента; игры(сюжетно-ролевые, имитационные, драматизация); решение задач (творческих, репродуктивных, практических).
На занятиях используются:
- дидактические игры;
- игровые приемы и ситуации;
- пальчиковые игры, физминутки;
Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ).
Основные принципы работы с детьми:
• активизация познавательной, коммуникативной и практической деятельности детей на репродуктивном и творческом уровнях, основанная на использовании разнообразных форм работы с детьми;
• диалогизация процесса обучения, равноправный диалог педагога с ребенком, учет интересов и потребностей детей, обратная связь;
• активизация внутренней позиции, эмоционально-личностное отношение к изучаемому материалу;
• создание ситуаций успешности детей, подкрепление достижений детей, успехов в деятельности;
• учет индивидуальных темпов развития ребенка.
Организация изодеятельности детей осуществляется с помощью индивидуального подхода с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Примерная структура занятий
- Игровая мотивация.
- Постановка задачи.
- Показ способа леки.
- Самостоятельная работа детей.
- Чтение стихотворения «Подсоснух».
- Рассматривание картин с изображением подсолнухов.
- Рисование пальчиками
- Итог.
- Материально-техническое обеспечение
- Пластилин.
- Стеки.
- Дощечки.
- Печатки.
- Природный материал.
- Картон.
- Бросовый материал
- Компьютер
- Экран
- Мультимедийные системы
- Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули
- бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).
- мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
- широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
- жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
- любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
- емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
6 Мониторинг результатов освоения программы
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________________________ Возраст____________
Вид и название детского объединения_______________ Ф.И.О. педагога_________________________________________________
Дата начала наблюдения__________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
7.Список литературы
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Т.И Бабаева, А.Г Гогоберидзе, З.А Михайлова и др. – СПб: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. – 528 с.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
- Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
- Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
- Швайко Г.С «Рисование в детском саду» младший возраст.
- Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005.
- Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...
Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию для детей среднего возраста "Умелые ручки"
Цель программы: воспитывать у детей интерес и любовь к ручному труду, вовлекать детей в активную творческую деятельность...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей "Волшебная бумага".
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей "Волшебная бумага"....
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»
Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»
Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
Программа дополнительного образования по развитию художественно-эстетических способностей на 2019-2020 учебный год "Сказочный мир"
АктуальностьФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является из...