Педагогическая мастерская «Создание среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером)»
статья (старшая группа)
Благодаря применению новых инновационных технологий в дошкольных учреждениях создаётся развивающая предметно-пространственная среда, направленная на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo.docx | 19.47 КБ |
mo_prezentatsiya_varypaeva_ss.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская «Создание среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером)»
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
В. А. Сухомлинский
Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире. Благодаря применению новых инновационных технологий в дошкольных учреждениях (Смарт доски, интреактивные столы, кинект датчики, метео станции) создаётся развивающая предметно-пространственная среда, направленная на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Экологическое образование - одно из актуальных направлений педагогики, (Национальный проект «Экология» от 24 декабря 2018 года.) которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.
В этой связи мне хотелось бы представить небольшой обзор из опыта работы на метеостанции. Совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, умению работать в команде, быть лидером. Работа на метеостанции создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Большой интерес для нас представляет развитие связной речи в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь каких-либо явлений, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость.
Предлагая ребенку понятное и значимое для него поручение и спрашивая о его выполнении, взрослый привлекает внимание, интеллект, память, моторику, речь, а затем, когда у детей развивается самостоятельность, сообразительность, они учатся рассказывать. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах.
Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях.
Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка.
Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, была выдвинута гипотеза: видимых успехов в речевом развитии дошкольников можно добиться при организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Развитие исследовательских способностей ребёнка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку.
Наблюдения за детьми нашей группы показывают неоднозначность детских взаимоотношений. к одним сверстникам, изобретательным в играх, дошкольники относятся с симпатией и стремятся к ним, других – сторонятся, несмотря на наличие у него такого же качества. Одним прощается вспыльчивость, напористость и даже авторитарность, другим же это не позволяется. У одних ровесники ценят их организаторские способности, у других этого качества не замечают.
Опыт показывает, что выделяется группа личностных качеств лидера, востребованная детским коллективом: общительность, отзывчивость, доброта, справедливость, дружелюбие. Лидерские качества можно развить в различных видах деятельности: игровая (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры-соревнования на прогулках), трудовая, познавательная. Детская деятельность является условием фиксации лидерских качеств: организаторские способности, ответственность, успешность в познавательной деятельности, настойчивость, умение договариваться, желание везде быть первым, умение устанавливать правила игры. Именно на этом и основывается активное применение и развитие детской поисково-исследовательской деятельности в нашей работе.
Реализуя принятые новые ФГОС дошкольного образования, ведущая цель которых — научить человека учиться, научиться учить себя, мы даём ребёнку возможность изменяться, совершенствоваться, развиваться, напрямую удовлетворять присущую ему любознательность. Поэтому мы стремимся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию.
Развитие группы, требует обширный набор личностных характеристик для описания ее лидера.
Для развития лидерских качеств необходимо:
- поддерживать каждый, даже самый маленький успех ребенка;
- хвалить за конкретное дело, поступок, действие;
- хвалить публично, а критиковать без посторонних;
- усложнять деятельность тогда, когда успешно выполнены предыдущие задачи;
- создавать ситуации успеха, но так, чтобы ребенок был уверен, успехом обязан самому себе, а не с подачи взрослого;
- при похвале использовать такие высказывания: «Ты все правильно делаешь!», «Я знаю, что у тебя все получится!», «Молодец! Как у тебя все хорошо получается!».
- верить в ребенка. Ребенок не должен видеть и ощущать страх и сомнения взрослого, так как только оптимизм и вера со стороны родителей и педагогов рождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в своих способностях;
- виды деятельности нужно подбирать таким образом, чтобы каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание;
- воспитывать настойчивость в выполнении заданий до конца, повседневно развивать у детей навыки общения;
- повседневно развивать у детей навыки общения
Использованная литература:
- Емельянова, М. Н. Взгляд педагогов на развитие лидерского потенциала. / М. Н. Емельянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009 № 7 С. 112-123.
- 107. Маралов, В.Г., Ситаров Ф.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В.Г.Маралов, Ф.А.Ситаров. - М.: Прометей, 1990. – 219 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал. В . А. Сухомлинский
Проект Метеостанция в детском саду — играя, наблюдаем
Презентация метеостанции
Наш огород
Работа в микрогруппах
Покормите птиц зимой
Снег своими руками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по созданию условий формирования коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством развития мелких ручных умений.
рекомендации...
Картотека : Игры на развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива, умения действовать в команде. (Для детей дошкольного возраста )
Играем с детьми. Рекомендовано родителям, воспитателям и педагогам -психологам....
"Такие разные дома" интеграция всех областей. Занятие на умение работать в команде
"Такие разные дома" интеграция всех областей. Занятие на умение работать в команде. Здравствуйте. Представляю вам свои опыт сплочения детей, умения работать командой и в команде. Упор был сделан на с...
«Игры на развитие эмоционально - коммуникативных навыков, сплочение коллектива, умения действовать в команде»
Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста...
Мастер – класс «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей и умения работать в команде».
Цель мастер – класса: представление опыта работы по использованию игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей и умения работать в команде....
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...
Театрализованное развлечение для детей раннего возраста по русской народной сказке «Волк и семеро козлят» которое способствует формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным творчеством.
Разработан для детей группы раннего возраста (1,5 - 2 года) общеразвивающей направленности....