Выступление "Создание образовательной среды, способствующей развитию речи и формированию коммуникативных навыков."
материал

Землянко Светлана Александровна

роблема развития и эффективности речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Без правильной связной речи нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание образовательной среды, способствующей развитию речи и формированию коммуникативных навыков. 

Добрый день, уважаемые коллеги. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Проблема развития и эффективности речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Без правильной связной речи нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для успешной социализации.

  Традиционная методика обучения дошкольников  рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям это неинтересно. Доказано, что чем активнее ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Мы  поставили для себя задачи, найти такие формы, методы работы, которые будут интересны детям. То есть хотим оттолкнуться от интереса и активности ребенка.

ФГОС ДО определяет как приоритетные стратегии содействия становлению и развитию предпосылок грамотности – создание условий типично детских видов деятельности, прямо или косвенно способствующих развитию речевых и коммуникативных возможностей детей; поддержку инициативы и самостоятельности детей; предоставление им возможности выбора  на основе их интересов и потребностей.

Здесь очень важной становится образовательная среда: создание условий в группе детского сада и в семье, организация пространства и ритуалы, неожиданные праздники, групповой сбор, акции, тематические проекты, письменное документирование детских историй и многое другое. Все это представлено в учебно – практическом пособии «Лаборатория грамотности».

Сегодня мы хотим предложить подборку разных, на наш взгляд интересных, технологий формирования коммуникативных навыков и развития речи дошкольников. Итак:

1.                 Посткроссинг

2.                 Сторителлинг

3.                 Виммельбух

4.                 Лего-технологии

5.                 Интеллектуальные карты

6.                 Карты Проппа

7.                 Кейс-технологии

Посткроссинг

Проект, созданный для возможности получения открыток со всего мира; возник под влиянием буккроссинга. В основе принципа обмена открытками лежит единая база всех участников проекта, а также механизм выдачи адресов, направленный на то, чтобы разница между отправленными и полученными открытками у каждого участника была минимальной. При этом в посткроссинге имеет место система непрямого обмена, то есть отправляя открытки одним пользователям, участник получает их от других

Проект поможет воспитателям решить задачи ФГОС ДО, в частности, сформировать у детей представление о родном крае, привить любовь и уважение к Родине. С его помощью они познакомят дошкольников с разными городами России, организуют разные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную, музыкальную, восприятие художественной литературы; дети узнают много интересного о своей стране и найдут друзей по переписке в других городах. Воспитатели делятся педагогическим опытом с коллегами. 
В основе проекта – популярный посткроссинг – обмен открытками между участниками со всего мира. Но, в отличие от обычного посткроссинга, в детском саду проект стал познавательным. Он предполагает работу с картой России, общение воспитателей из разных детских садов посредством переписки, электронной почты, скайпа, обмен презентациями с информацией о городах для работы с детьми. 

Сторителлинг

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми?

Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога.  Но,  главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать.

Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.

Виммельбух

Виммельбухи ― это такие детские книги для разглядывания. Впервые они появились в Германии. Глагол «wimmeln» означает «роиться, копошиться», а сами виммельбухи насыщены детальными рисунками, множеством предметов и героев. Виммельбухи превосходно тренируют внимание и память. Сюжет здесь ― не всегда главное. Его можно придумать самим. Несмотря на то, что текст чаще всего отсутствует или его очень мало, именно этот формат книг помогает развивать речь и обогащает словарный запас.

 С первого взгляда такая книжка напоминает комикс. Каждая книга имеет героев, с которыми происходят интересные и забавные события в течение дня, месяца, года. Это дает возможность ребенку каждый раз по-новому «читать» картинки и придумывать новые истории. Основное назначение такой книги - ознакомление с окружающим миром, развитие речи и воображения.

Лего-технологии

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Наблюдая за играми детей своей группы, я заметила, что ребята играют в игры разного плана, но активный интерес проявляют к играм с конструктором.

Специфика современной жизни показывает, что неотъемлемой её частью стали - информационные технологии, сложнейшие электронные устройства, тем самым, пришли игры нового поколения, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат.

Такими играми в нашей группе стали игры с конструкторами типа Лего. Игры с лего– конструктором дают возможность детям проявлять многие свои скрытые качества, индивидуальность и развить индивидуальные способности.

«LEGO» позволяет детям играя проявлять инициативу, самостоятельность, поддерживать игру в течение неопределенного игрового времени.

Ментальные (интеллектуальные) карты

По-английски он называется "mindmaps" (слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты").  В итоге получаются "карты ума". Ментальные карты ещё по другому называются:  интеллект –картами, картами знаний, мыслительными картами, картами головы.

     Данный метод (интеллект-карт) был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном

 В мир дошкольных технологий интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод интеллект - карт помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия слово, предложение, текст, научиться работать с ними.

Метод  интеллект - карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира,  структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

 

Направления использования интеллект - карт  

1.                 Сбор материала о предмете или объекте. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления –анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и  фронтально.

2.                  Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются умения составлять и распространять предложения.  Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

3.                 Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект - карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.

      Как составлять интеллект - карты

Общий алгоритм составления интеллект-карты:

1.В центре листа обозначается общая тема (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)

2. Подбор слов-ассоциаций  по теме.

3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.

3.Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

4. Составляется карта.

Рекомендации по применению интеллект – карты

    задавайте больше вопросов;

    обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;

    Беседуйте по карте;

    составляйте рассказы;

    добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;

    экспериментируйте

Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно (всю лексическую неделю)  вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ), с опорой на карту.      

 Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Карты Проппа (конструктор сказок)

Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 функции (позднее они были урезаны до 28). Эти функции можно представить в виде схем (карт).

При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними.

На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки: присказка или  зачин, повествование, концовка.

Изготавливаем вместе с детьми сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, т. к. при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.

На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты: «Волшебные имена», «Кто на свете всех злее (милее, умнее)?», «Хороший-плохой»,  «Что в дороге пригодится?», «Волшебные или чудесные вещи».

На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт. Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5 -8 функций и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты.

На четвертом этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия, придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.

Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно ролевую игру «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки.

Кейс – технологии (технология проблемного обучения)

  Родиной кейс метода является США.

В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс-метод – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. Кейс  - метод позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Цель кейс-технологии - это развитие способности анализировать различные ситуации (проблемы) и находить их решение.

Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявлять их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формировать собственную точку зрения. При этом у детей развивается любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.

Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Виды кейс – технологии в дошкольном образовании

    анализ конкретных ситуаций;

    кейс-иллюстрации;

    проигрывание ролей (ролевое проектирование);

    фото-кейс.

 

Методы кейс-технологии:

    Кейс-прогнозирование;

    Кейс-инцидент;

    Проблемно-ролевой кейс;

    Неоднозначная ситуация;

    Кейс-дискуссия (диспут);

    Деловой штурм;

    Кейс с добавлением внешней проблемы

Алгоритм подготовки кейс  - ситуации

                     Определить цель кейса: компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.

                     Описать кейс: сюжет, содержащий проблемный фактор, заявку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.

                     Подвести к кульминации кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.

Кейс-ситуации можно брать из жизни, художественных рассказов, из поступков детей, игр.

Требования к  кейсу

    соответствовать четко поставленной цели создания;

    иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни;

    быть актуальным;

    развивать аналитическое мышление;

    иметь соответствующий уровень трудности;

    провоцировать дискуссию;

    иметь несколько решений.

В практике дошкольного образования широко можно использовать технологию кейс – иллюстрации и фото – кейс.

Технология кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрации используются во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.

Кейс-иллюстрация, отличается тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью представленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Пример фото-кейс «Дети обедают»:

Цель: создать мотивацию необходимости есть суп. Кейс состоит из:

1. Фото « Дети  обедают»

2. Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.

3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

Этапы работы с фото-кейсом те же. Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и  культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....

Музыкально - творческое развитие как средство формирования коммуникативных навыков общения.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят инновационные процессы, связанные с ситуацией развития дошкольников, в основе которой активная , инициативная, творческая личность....

Конспект занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков в старшей группе Тема: «Посуда».

Тематические занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи, по накоплению словарного запаса, по развитию связной речи...

Конспект занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков в старшей группе Тема: «Игрушки».

Конспект  занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков в старшей группе...

Картотека игр для развития фантазии и формированию коммуникативных навыков

Игры, способствующие развитию фантазии, мышления, развитию речи, развитию коммуникативных навыков, для детей старшего дошкольного возраста...

Организация в ДОО образовательной среды, способствующей развитию детской инициативности , самостоятельности и самореализации.

 Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребёнка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это незначительное...