Консультация для воспитателей на тему: «Игра в жизни ребенка дошкольника»
консультация
Консультация для воспитателей на тему: «Игра в жизни ребенка дошкольника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_zhizni_doshkolnika.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
Консультация для воспитателей
на тему:
«Игра в жизни ребенка дошкольника»
Составила:
воспитатель средней группы
Штанникова Е.В.
г. Гагарин 2019-2020 уч. год
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое большое значение для развития ребенка. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра - это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии
Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:
1. сюжетно-ролевые творческие игры.
2. игры с правилами.
Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:
а) игры на бытовые темы;
б) с производственной тематикой;
в) с общественно-политической тематикой;
г) театрализованные игры;
д) игры-забавы и развлечения.
К играм с правилами играм относятся:
1. Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные.
Дидактические игры, настольно - печатные, музыкально-дидактические.
2. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.
В каждом возрасте - мы наблюдаем особенности в развитии игры:
· младший возраст - режиссерская игра (игра-манипуляция с предметами).
· средний возраст - ролевая, игра- диалог.
· старший возраст - игры с правилами, режиссерская, игра - фантазия, сюжетосложение.
В группе должны присутствовать все виды игр и игрушек - (сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и т.д.); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:
Моделирование игровых ситуаций, игры раскрыты.
Используются: ширмы, предметы-заместители; игрушки, обозначающие внешний вид или знакомые роли; повторяются орудия и действия взрослых; используются функциональные атрибуты (разбирать, крутить, сажать, открыть).
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:
Дети непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому должно быть открытое пространство.
Игровая ситуация моделируется по схеме: взрослый + ребёнок.
Снижается количество образных атрибутов - больше заместителей,
одна игрушка появляется в разных играх; атрибуты игр направленные на взаимодействие (телефоны, рупоры, микрофоны); ряженье под взрослых (фотограф, капитан и т.д.); "волшебные коробки" (бросовый материал - ткани, бутылочки, прищепки), кубы-вкладыши.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:
Игровая ситуация моделируется детьми, используются сигнально-опорные игрушки, все остальное моделируется.
Используются атрибуты для развития знаковой функции (символы).
Предлагается создавать игровые комнаты, задействовать музыкальный и физкультурный зал для развития сюжетно-ролевых игр.
СЮЖЕТЕО - РОЛЕВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
Необходимыми элементами обеспечивающих интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка, является знание - действие – общение. Это первое условие игры, как увлекательной деятельности - наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира.
Знакомство с миром у ребенка начинается с наблюдений, которые сопровождаются и направляются объяснениями взрослых, дополняются рассказами, чтением, рассматривание картинок.
Все это не воспринимается ребёнком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности - в игре.
В игре ребёнок приобретает и новые знания; играя, ребёнок на практике учится различать предметы по форме, величине, окраске, правильно использовать их в зависимости от их качеств, игра служит толчком к расширению знаний - ребёнок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы.
Этим непременно должны воспользоваться взрослые, чтобы расширить и углубить знания детей.
Руководство игровой деятельностью должно основываться на знании закономерности её развития. Основной путь развития игры под влиянием воспитания заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче; игра приобретает более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников.
Основной вопрос методики руководства творческой игрой - влияние её на содержание, от которого зависит её воспитательное и образовательное значение.
Процесс руководства творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием.
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ:
Название игры | Младшая группа | Средняя группа | Старший возраст |
Ряжение | + | + | + |
Семья | Мама, папа, дети | + объединение с парикмахерской, доктором | + бытовые сюжеты, транспорт |
Доктор | Доктор | + медсестра, карта больного | +аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты |
Магазин | Овощи, фрукты, посуда, игрушки | + отделы: хлебный, молочный, кондитерский | + отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника. |
Детский сад | Воспитатель, ребёнок | + няня | + все остальные |
Парикмахерская | парикмахер | + два зала: мужской; женский | + детский зал |
Моряки | капитан | + матрос - рулевой | + пассажирское, грузовое, экскурсионное, рыболовное судно. Боцман, радист. |
Зоопарк | Животные леса | + севера, юга | + экскурсовод, ветеринар |
Почта | - | почтальон | + телеграф, посылки |
Школа | - | - | 2 половина года: |
Ателье | - | - | Приемщица, закройщица, швея, образцы тканей, готовая одежда, лекало |
Транспорт | рули | + дорожные знаки | + полиция, виды транспорта |
Другие игры |
|
| Кафе, Космонавты, Библиотека |
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА:
Это индивидуальная юра, в которой дети чувствуют себя свободно. Этот вид игры типичен для детей, ограниченных в контактах со сверстниками.
Младший возраст:
- в основе опыта ребенка события, которые он наблюдал. Знания, полученные из книг, мультфильмов, отражаются редко.
Сюжет с игрушкой несложен, короткие цепочки действий, за каждой игрушкой закреплена постоянная роль. Если ребенок не имеет опыта действия с игрушкой - игра разваливается.
Увиденный предмет, игрушки наталкивают на изменение сюжета,
Нелогичность игры не нуждается в поправках взрослых.
Развитие фантазии.
Речь является главным действующим компонентом (озвучивает действия, дает оценку). Средний возраст - в основе личный и опосредованный опыт.
Сложные и разнообразные действия.
Главные и второстепенные герои.
В сюжет вплетаются личные переживания ребенка.
Перед воспитателем стоит задача научить избегать шаблонов в игре.
Появляется игра на основе ассоциаций, игры по историям.
Появляется описательно-повествовательные, ролевые и оценочные высказывания.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА - КЛАССИФИКАЦИЯ:
1) режиссерская - ребёнок не действующее лицо, берет роль действующего персонажа (например: под запись сказки).
2) музыкальная драматизация (может быть сочетание видов театра).
3) театрализованная игра - это качественная работа над образом, имеет четкий сценарий, фиксированные образы, роли.
4) импровизация - разыгрывание темы без предварительной подготовки.
Признаки театрализованной игры: содержание (четко должны знать, во что будут играть) сюжет, сценарий роль действия и отношения.
ЗАДАЧИ:
Младшая группа: Развивать интерес; навыки работы с плоскостным и объемным театром; Обогащать замысел через литературные произведения и музыкально - театрализованную деятельность.
Проявлять творчество в играх-имитациях, учить разыгрывать небольшие песенки, сказки. С помощью игрушек изготовленных взрослыми (воспитателями, родителями) и старшими детьми в присутствии детей.
Развивать навыки самостоятельного использования в играх материала для ряженья, маски и музыкальные инструменты.
Средняя группа: познакомить с различными видами театров. Учить приемам кукловождения.
Учить технике показа различных видов театра.
Старшая группа: Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр. Формировать художественно-речевые исполнительские умения. Учить быть в роли ведущего, режиссера-постановщика, декоратора. Формировать навыки совместного творчества в процессе подготовки к спектаклю.
Подготовительная группа: Формировать потребность в творческой деятельности, Развивать артистичность, способность к перевоплощению. Учить разыгрывать сюжеты, внося новые изменения. Учить придумывать сказки и обыгрывать их.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:
Игры с правилами являются связующим звеном между обучением и игрой, и в них ярко отражаются связи и отношения различных видов групп детских игр.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ –
это игры обучающие.
Их основное назначение - способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия и правила.
Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью.
Они широко используются на занятиях, при этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам занятия.
Инициатива выбора и проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому). Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во вне учебное время.
В обоих случаях воспитатель руководит игрой, но его роль различна.
На занятиях он учит детей - как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями, оценивает поведение.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ:
Прежде чем познакомить ребёнка с развивающими играми, обязательно поиграйте в них сами.
Это дает представление о каждой игре. Вы будете знать: с какой игры начать, чем её дополнить, когда и какую игру вводить.
Играя с ребёнком, не опережайте его, лучше следовать за ним с небольшим отставанием.
Заинтересовывайте детей игрой, применяя игровые приемы - первый показ можно сопроводить "тайной" или рассказать сказку.
Каждый успех встречайте радостно, похвалой, но не перехваливайте, особенно в старшем возрасте.
Если ребенок не хочет играть, не заставляйте, а создавайте такие условия, чтобы у него появилось желание.
Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребёнка - они вызывают раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес.
Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки. По окончанию игры их нужно убирать в недоступное (но определенное) место, где ребёнок может видеть игру.
Начинать игру нужно с посильных задач или более простых её частей.
Развивающие игры можно использовать на занятиях: познавательных, ФЭМП, ИЗО; в утреннее и вечернее время для работы с подгруппой детей и индивидуальной работы.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:
Необходимо учитывать условия работы в каждой возрастной группе: общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений: состояние здоровья каждого ребёнка; время года, особенности режима дня, место проведения игры и интересы детей.
Подвижные игры усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей накопления ими двигательного опыта.
МЛАДШАЯ ГРУППА: организуются элементарные по правилам и содержанию сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии взрослого; в играх типа "прятки" основную роль выполняет взрослый (ищет детей или прячется от них).
СРЕДНЯЯ ГРУППА: уже возможна игра с простейшими соревнованиями, как индивидуальными ("Кто скорее") так и коллективными, Это придает эмоциональную окраску и приучает к ответственности за свои действия в коллективе.
СТАРШАЯ ГРУППА: игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению новых заданий на коллективное соревнование.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА: играют в более сложные подвижные игры, а так же в игры с коллективным соревнованием, игры-эстафеты, игры с элементами спортивных игр.
Большое место занимают мотивы соревнования:
Воспитатель четко, эмоционально знакомит детей с содержанием игры, правилами, действиями, проверяет, как они поняты, играет с детьми, чтобы закрепить знания, при самостоятельной деятельности выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях, в некоторых играх воспитатель ограничивается объяснением правил игры до её начала.
Игровые правила становятся сложнее и многочисленнее, поэтому взрослый, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность действий.
Закончить игру надо эмоционально, организовано, чтобы дети захотели вернуться к ней (разыгрывание фантов, поощрение победителей, сообщение о новом варианте игры)
В конце игры нужно оценить не только правильное решение игровых задач, ни и их нравственные поступки, поведение,
продумать процесс подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала или его изготовление вместе с детьми, организация обстановки для игры, четко определить свою роль.
в подготовительной группе: роль ведущего, в большинстве случаев, поручается ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Планирование работы по теме «Игра в жизни ребенка»
Тема: «Игра в жизни ребенка (планирование в соответствии с ФГТ)». Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания д...
Консультация для родителей на тему: Игра в жизни ребенка Давайте поиграем!
Консультация для родителей на тему:Игра в жизни ребенкаДавайте поиграем!...
Статья на тему: "Значение игры в жизни ребенка-дошкольника"
Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социа...
Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни ребенка».
Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни ребенка»....
Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка дошкольника"
Консультация для родителей "Консультация в жизни ребенка дошкольника"...
Консультация на тему «Игра в жизни ребенка».
Консультация для педагогов и родителей на тему «Игра в жизни ребенка»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Игра в жизни ребенка»
laquo;Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пыт...