Технология организации проектной деятельности детей среднего возраста по теме: "Сказочная жар- птица"
статья (средняя группа)

Элизбарашвили Кетеван Робертовна

Используя в качестве воспитания декоративное искусство, позволяет эффективно развивать у ребенка творческую фантазию, хороший эстетический вкус, а также являясь по происхождению искусством народным, помогает находить нужную форму и выражение при создании вещей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:

Технология организации проектной деятельности детей среднего возраста по теме: “Сказочная жар -птица”

Воспитатель: Элизбарашвили К.Р.

В свете современных концепций особую роль играет индивидуально-ориентированное обучение, решающая задачи по воспитанию активной творческой личности, и направлено на общую гуманизацию педагогического процесса. В дошкольном возрасте ребенок сензитивен к самовыражению и творческой деятельности, что способствует становлению и самоутверждению личности. Именно на этом основывается процесс дошкольного образования, когда ребенок через общение с сверстниками и взрослыми, осваивает социальный опыт, в контакте с окружающим миром, художественным творчеством и искусством.

Неоценимое значение в формировании личности ребенка имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: лепка, рисование, конструирование, аппликация, и особую роль играет декоративная живопись. Характерная особенность последней - отражение действительности в художественных образах, которые влияя на чувства и сознание ребенка, воспитывают в нем личное отношение событиям в жизни и явлениями в ней, помогают глубже и подробнее познать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико.

Используя в качестве воспитания декоративное искусство, это позволяет эффективно развивать у ребенка творческую фантазию, хороший эстетический вкус, а так же являясь по происхождению искусством народным, помогает находить нужную форму и выражение, при создании вещей. В наше время так же широко представлена стилизация, как язык этого вида искусства, и применяется во многих современных художественных направлениях, ведь оно обладает уникальными возможностями для развития творческих способностей.

Знакомясь с особенностями современного декоративно-прикладного искусства, у детей формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные уникальные работы. Играя важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста, процесс обучения должен быть направлен на развитие фантазии и воображения, в формировании художественного вкуса, и образной выразительности при создании детьми работ. Творчество удовлетворяет и раскрывает стремление детей преобразовывать мир, раскрывая в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальное умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности, закрепляя знания эталонов форы и цвета и композиционные умения.

На выразительность образа в рисунке дошкольника оказывает влияние целый ряд факторов.

- Знания о предметах и явлениях окружающей действительности;

- Ознакомление с подлинным искусством развивает художественный вкус ребенка, побуждает совершенствованию собственных рисунков;

- Общая изобразительна подготовка.

Для разработки методики исследования, были определены задачи:

Выявление уровня знаний детей о стилизации, техниках и приемах живописи, а так же выявить качественные показатели детских работ; Анализ методик и подходов к обучению живописи дошкольников; Разработать и провести цикл занятий кружка по знакомству детей с приемами декоративной стилизации и формирование их умений и навыков; Выявить эффективность проведенной работы.

При проведении исследования в ГБДОУ №37 на стадии начального этапа, была проведена беседа и применены практические задания. Для выявления знаний о декоративной стилизации, детям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Чем можно рисовать?
  2. Чем ты чаще всего рисуешь? Почему?
  3. Что такое стилизация?
  4. Где встречаются такие рисунки?
  5. Почему ты так решил?
  6. Из каких элементов выполнены эти рисунки?

Дети затруднились ответить, что такое стилизация, но с интересом описывали декоративные рисунки, находили элементы стилизации в орнаменте, таким образом можно сделать вывод, что дети сформировали представления о народном искусстве, но малое представление о современном декоративном искусстве.

Для диагностики детям было предложено нарисовать сказочную, волшебную птицу такими материалами как, материалы: акварель, восковые мелки, гуашь, карандаши, фломастеры. Дети использовали те средства, которыми чаще пользовались ими ранее, и создавая образ сказочной птицы использовали фантазию, но не все смогли воспользоваться элементами декорирования и стилизации.

Был проведен анализ по данным диагностики с следующими критериями: пропорции изображаемого объекта; выразительность, характер, декоративность; величина рисунка в формате листа; передача характерных особенностей; колорит, красочность.

Таким образом, диагностика показала, что не все дети обладают достаточными навыками декоративного рисования. Часто использовались не яркие цвета, и рисунки получались скучными.  У учащихся низкий уровень передачи объема, фактуры, низкий уровень использования декоративных приемов.

Требуется вести работу по ознакомлению с декоративной стилизацией, приемами тоновой стилизации. Необходимо сформировать умение стилизации природных форм, научив грамотно изображать объекты мира использованием приемов декоративной стилизации.

На первом этапе дети познакомились с изображением и символикой образа птицы в декоративном искусстве народов мира и России, выполняли первые несложные упражнения по стилизации природных форм.

Дальнейшее знакомство с декорированием в стилизации начали с использованием в работе оригинальных элементов с использованием таких инструментов как бисер, пуговицы, ленты, а так же лепки из цветного пластилина, и последующего декорирования.

Исследование открыло положительную роль мероприятий по ознакомлению дошкольников с искусством стилизации, и формировании творческой активности, развивая воображение, память и способствовали активизации творческой деятельности детей в системе изучения современного декоративно-прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»

При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке  раскрывается специфика прое...

Педагогические технологии в проектной деятельности детей дошкольного возраста

В статье кратко описан опыт работы педагогов МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска по соединению в проектной деятельности технологии сюжетосложения, метода проектов и изобразительной...

Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста

                              ДЖАЛЕНКО НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА...

Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду.

Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый ре...