План по самообразованию воспитателя
материал

Лобанова Дарья Юрьевна

Общеизвестно, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Учеными доказано большое стимулирующее значение функций руки, так как развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие речи. Поэтому чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект она оказывает на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Средств развития мелкой моторики не мало, и одно из них – изобразительная деятельность. Именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук, что, в свою очередь, влечет за собой стимулирование речевых центров.

Целью работы над темой стало создание условий для развития речи детей с ОВЗ посредством развития мелкой моторики в изобразительной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_lobanova.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Теремок» (п.г.т. Белый Яр)

План по самообразованию воспитателя

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством изобразительной деятельности»

Выполнила: _Лобанова Д.Ю.                                                                                                  воспитатель

2020

Пояснительная записка

К сожалению, в последнее время увеличилось число детей, имеющих речевые нарушения.

Общеизвестно, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Учеными доказано большое стимулирующее значение функций руки, так как развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие речи. Поэтому чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект она оказывает на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Средств развития мелкой моторики не мало, и одно из них – изобразительная деятельность. Именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук, что, в свою очередь, влечет за собой стимулирование речевых центров.

Помимо этого, занятия изобразительной деятельность очень интересны детям и вызывают у них массу положительных эмоций.

Чрезмерный интерес к изучению данной темы нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

Целью работы над темой стало создание условий для развития речи детей с ОВЗ посредством развития мелкой моторики в изобразительной деятельности.

Цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

Образовательные:

  • познакомить с разными способами получения изображения;
  • совершенствовать технические умения и навыки рисования, лепки и аппликации;

Развивающие:

  • развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
  • развивать мелкую моторику;
  • совершенствовать зрительно – моторную координацию;
  • способствовать развитию речи;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к творчеству.

Ожидаемый результат:

1. Движения пальцев рук детей станут более точными.

2.Дети станут сопровождать рисование словами, появится желание рассказать о своих поделках взрослому и сверстникам.

3. За счет развития мелкой моторики речь воспитанников выйдет на новый уровень.

4. Дети станут использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной деятельности.

Этапы работы над темой:

I Диагностический этап работы над темой самообразования:

1. Изучение методической литературы.

2. Анализ опыта коллег.

3. Мониторинг уровня развития мелкой моторики детей на начало года.

4. Знакомство с новыми пед.технологиями через периодические издания, интернет.

5. Прохождение курсов повышения квалификации «Организация обучения, воспитания и коррекции нарушений развития и социальной адаптации воспитанников с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР)». «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС». « Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных методов рисования».

II Прогностический этап.

1. Определение целей и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.

3. Разработка перспективного плана на учебный год.

III Практический этап:

1. Работа с детьми:

НОД:«Мухомор — лекарство для животных»

«Падают, падают листья…»

СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования.

Сентябрь

НОД:«Горошинки на зонтике»

 «Лошадка»

СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования.

Октябрь

НОД:«В волшебном лесу»

«Разноцветные мячи»

СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования.

Ноябрь

НОД:«Зимние деревья»

«Елочка нарядная на праздник к нам пришла»

СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования.

Участие в вебинарах по теме самообразования

Участие в конкурсах рисунков на новогоднюю тематику

Декабрь

НОД: «Я слепил снеговика»

СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования.

Январь

НОД:

«Снеговик»

«Петушок»

СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования.

Февраль

НОД:«Стая птичек»

«Поделись улыбкою своей»

СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования.

Март

НОД:«Помоги маме-курочке найти цыплят»

 «Жили у бабуси»

СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования.

Апрель

НОД:«Праздничный салют над городом».

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования.

Май

2. Работа с родителями:

Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»

сентябрь

Консультация для родителей «Пластилинография – это интересно!»

октябрь

Консультация «Развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

январь

Оформление выставки детских рисунков и поделок для родителей

в течение года

3.

IV Обобщающий этап.

1. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей на конец года.

2. Анализ данных по итогам учебного года.

V Внедренческий этап.

  1. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
  2. Публикация на сайтах педагогических сообществ.
  3. Участие в различных интернет – сообществах (конкурсы, онлайн мероприятия).


Список использованной литературы

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию воспитателя

Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию  за период учебного года...

План по самообразованию воспитателя

Воспитатель  _______группы  № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План по самообразованию воспитателя Наумовой Альбины Анатольевны на 2013-2014 учебный год

План по самообразованию на 2013-2014 учебный год, может кому пригодится...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....