План по самообразованию воспитателя
материал
Общеизвестно, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Учеными доказано большое стимулирующее значение функций руки, так как развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие речи. Поэтому чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект она оказывает на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Средств развития мелкой моторики не мало, и одно из них – изобразительная деятельность. Именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук, что, в свою очередь, влечет за собой стимулирование речевых центров.
Целью работы над темой стало создание условий для развития речи детей с ОВЗ посредством развития мелкой моторики в изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_lobanova.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок» (п.г.т. Белый Яр)
План по самообразованию воспитателя
«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством изобразительной деятельности»
Выполнила: _Лобанова Д.Ю. воспитатель
2020
Пояснительная записка
К сожалению, в последнее время увеличилось число детей, имеющих речевые нарушения.
Общеизвестно, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Учеными доказано большое стимулирующее значение функций руки, так как развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие речи. Поэтому чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект она оказывает на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Средств развития мелкой моторики не мало, и одно из них – изобразительная деятельность. Именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук, что, в свою очередь, влечет за собой стимулирование речевых центров.
Помимо этого, занятия изобразительной деятельность очень интересны детям и вызывают у них массу положительных эмоций.
Чрезмерный интерес к изучению данной темы нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.
Целью работы над темой стало создание условий для развития речи детей с ОВЗ посредством развития мелкой моторики в изобразительной деятельности.
Цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
Образовательные:
- познакомить с разными способами получения изображения;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования, лепки и аппликации;
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- развивать мелкую моторику;
- совершенствовать зрительно – моторную координацию;
- способствовать развитию речи;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к творчеству.
Ожидаемый результат:
1. Движения пальцев рук детей станут более точными.
2.Дети станут сопровождать рисование словами, появится желание рассказать о своих поделках взрослому и сверстникам.
3. За счет развития мелкой моторики речь воспитанников выйдет на новый уровень.
4. Дети станут использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной деятельности.
Этапы работы над темой:
I Диагностический этап работы над темой самообразования:
1. Изучение методической литературы.
2. Анализ опыта коллег.
3. Мониторинг уровня развития мелкой моторики детей на начало года.
4. Знакомство с новыми пед.технологиями через периодические издания, интернет.
5. Прохождение курсов повышения квалификации «Организация обучения, воспитания и коррекции нарушений развития и социальной адаптации воспитанников с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР)». «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС». « Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных методов рисования».
II Прогностический этап.
1. Определение целей и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.
3. Разработка перспективного плана на учебный год.
III Практический этап:
1. Работа с детьми:
НОД:«Мухомор — лекарство для животных» «Падают, падают листья…» СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. | Сентябрь |
НОД:«Горошинки на зонтике» «Лошадка» СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. | Октябрь |
НОД:«В волшебном лесу» «Разноцветные мячи» СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. | Ноябрь |
НОД:«Зимние деревья» «Елочка нарядная на праздник к нам пришла» СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. Участие в вебинарах по теме самообразования Участие в конкурсах рисунков на новогоднюю тематику | Декабрь |
НОД: «Я слепил снеговика» СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. | Январь |
НОД: «Снеговик» «Петушок» СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. | Февраль |
НОД:«Стая птичек» «Поделись улыбкою своей» СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. | Март |
НОД:«Помоги маме-курочке найти цыплят» «Жили у бабуси» СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. | Апрель |
НОД:«Праздничный салют над городом». «Носит одуванчик желтый сарафанчик» СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. | Май |
2. Работа с родителями:
Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» | сентябрь |
Консультация для родителей «Пластилинография – это интересно!» | октябрь |
Консультация «Развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» | январь |
Оформление выставки детских рисунков и поделок для родителей | в течение года |
3.
IV Обобщающий этап.
1. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей на конец года.
2. Анализ данных по итогам учебного года.
V Внедренческий этап.
- Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
- Публикация на сайтах педагогических сообществ.
- Участие в различных интернет – сообществах (конкурсы, онлайн мероприятия).
Список использованной литературы
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию воспитателя
Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию за период учебного года...
План по самообразованию воспитателя
Воспитатель _______группы № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...
План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...
Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.
Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
План по самообразованию воспитателя Наумовой Альбины Анатольевны на 2013-2014 учебный год
План по самообразованию на 2013-2014 учебный год, может кому пригодится...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....