Консультация для воспитателей.
консультация

Ермолаева Елена Викторовна

Особенности воспитания дошкольников важно знать и учитывать при планировании, конструировании, организации и оценке результатов воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности воспитания детей в дошкольный период.

Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две группы. Первая группа особенностей – общие, имеющие свое продолжение на последующих этапах становления человека. Вторую группу составят особенности, соотносимые с дошкольным этапом развития детей.

Первая группа особенностей.

Целенаправленность воспитания положительных качеств личности, привычек, умений и навыков поведения дошкольников, формирования взрослыми системы отношений ребенка к окружающему миру, к себе и другим людям.

Многофакторность процесса воспитания – в процессе воспитания проявляются многочисленные субъективные и объективные факторы, обусловливающие сложность воспитательного процесса. Социальный заказ дошкольному воспитанию, уровень экономического, правового, политического развития общества, уровень профессиональной подготовки педагогов, характер образовательной среды и эмоциональный климат, уровень воспитанности детей, политика ДОУ, педагогическая грамотность родителей, атмосфера в семье – это совокупность факторов, каждый из которых оказывает свое влияние на процесс и результат воспитания дошкольников.

Непрерывность воспитания – процесс протекает во всех видах деятельности ребенка в режиме дня. Воспитание происходит стихийно и целенаправленно в каждый момент жизни ребенка. Процесс воспитания не конечен. Конечность условна, соотносится с окончанием возрастного периода, определенного отрезка времени. Такая условная конечность воспитательного процесса важна для оценки его качества, диагностики результатов воспитанности, коррекции воспитания в семье и ДОУ.

Комплексный характер процесса воспитания включает многообразие взаимодействующих компонентов (целевых, содержательных, процессуальных) которые действуют во взаимовлиянии и взаимоподчинении:

– содержательные элементы воспитания (физического, умственного, социально-нравственного, эстетического, трудового, правового, полового, экологического и др.);

– структурные компоненты воспитательного процесса (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, результаты);

– субъекты – участники воспитательного процесса (дети, сверстники, родители, педагоги, психологи и другие взрослые);

– условия протекания воспитательного процесса (психологические, педагогические, организационные, методические, материально-технические).

Двусторонний характер воспитания, построенный на обратных связях между детьми и взрослыми. Чем больше информации у взрослого о ребенке, его восприятии, воспитанности, особенностях личности, тем выше контактность и результат воспитания.

Неоднозначность и неопределенность результатов воспитания – в одних и тех же условиях воспитываются дети с различными личностными характеристиками, привычками, уровнем воспитанности, линией поведения. Результаты в одних и тех же условиях могут быть совершенно различными, так как действует субъективный фактор.

Ко второй группе особенностей относятся:

Определяющая роль взрослого в воспитании дошкольников. Взрослые на этом возрастном этапе выполняют воспитательную, обучающую, развивающую, адаптационную, организационную, координирующую и интегрирующую функции.

Отсроченность результатов воспитания во времени – в дошкольный период закладываются основы воспитанности, которые развиваются, углубляются, расширяются и перерастают в воспитанность личности на последующих возрастных этапах.

Поведение и деятельность ребенка-дошкольника регулируются непосредственными чувствами, эмоциями, побуждениями.

Особая значимость положительной оценки, одобрения поступков, действий, качеств личности ребенка со стороны взрослых.

Необходимость постоянной наглядной опоры, положительного практического примера в воспитании личности дошкольника.

Неустойчивость воспитанных качеств, привычек, умений, необходимость постоянного повторения, закрепления, применения в разных жизненных ситуациях.

Обусловленность воспитания дошкольников рядом физиологических и психологических факторов, необходимость их учета в построении и организации воспитательного процесса в семье и ДОУ:

– быстрая утомляемость ребенка, истощаемость нервных клеток;

– неустойчивость внимания и восприятия;

– невысокий уровень произвольности психических процессов, который увеличивается к старшему дошкольному возрасту;

– преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

– высокая пластичность психики, высокая эмоциональность детей, восприимчивость к окружающему;

– наличие наглядно-образного типа мышления;

– быстрое освоение и вместе с тем непрочность формируемых умений, навыков, привычек поведения;

– постоянное стремление к познанию и освоению нового, любознательность;

– сензитивность воспитания черт, качеств личности, привитие норм поведения и общения, формирование личностного опыта ребенка;

– игра как ведущий вид деятельности дошкольников, в которой оптимально и естественным путем формируются новообразования личности, ее знания, качества, отношения, умения, способности.

Названные нами особенности воспитания дошкольников важно знать и учитывать при планировании, конструировании, организации и оценке результатов воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...