конспекты организации сюжетно- ролевых игр
методическая разработка (средняя группа)
Данный материал может быть использован при перспективном планировани сюжетно- ролевых игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспекты | 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты
организации сюжетно - ролевых игр
в средней группе детского сада (4-5лет)
Сюжетно-ролевая игра «Гости»
1.Планомерное обогащение опыта детей.
1. Занятия : по ознакомлению с окружающим «Гости», по развитию речи «В защиту Деда Мороза», по аппликации «Вкусный торт», по сюжетной лепке «Два жадных медвежонка»
2. Беседа: «Вежливые и культурные гости» Цель: знакомить с правилами поведения в гостях, учить правильно формулировать просьбу, извиняться, просить прощения.
3. Чтение художественной литературы : сказка Б.Заходера «Хрюк на ёлке», сказки Г.Остера из цикла «Котёнок по имени Гав»(«Одни неприятности», «Так нечестно!», «Как меня зовут?», Хорошо спрятанная котлета», «Середина сосиски», «Эхо»), сказка А.Милна «Винни-Пух и все-все-все» (вторая глава), венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»
4. Отгадывание загадок о дружбе.
5. Рассматривание картинок «Гости »
6.Просмотр мультфильмов по прочитанным произведениям в детском саду и дома.
2.Передача игровой культуры ребёнку (обучающие игры)
1. Сюжетно-дидактическая игра «Гости». Цель: побуждать детей к доброжелательным взаимоотношениям в игре, закреплять умение отражать в игре взаимоотношения взрослых.
2. Театрализованная игра «Два жадных медвежонка». Цель: воспитание отрицательного отношения к жадности.
3. Игровые упражнения «Пригласи товарища в гости», «Поделись угощением». Цель: учить детей доброжелательно относиться друг к другу, способствовать объединению детей в игре.
4. Инсценировка по мультфильму «Котёнок по имени Гав» (при помощи сюжетных игрушек) Цель: продемонстрировать образцы взаимодействия героев, их отношений.
5. Совместная игра «Приготовим угощение для гостей» Цель: побуждать детей объединяться в подгруппы на основе личных симпатий.
6.Игра «Разговор по телефону» Цель: развивать умение вести диалог.
3.Развивающая предметно-пространственная среда.
1.Пополнение игрового материала : внесение новой посуды, кукол, муляжей овощей и фруктов, муляжей продуктов.
2.Совместное изготовление воспитателя с детьми атрибутов для игры: изготовление торта (на занятии по аппликации), нарезание полосок, вырезание кругов, овалов, украшение их разными элементами (продукты питания, овощи, фрукты)
3.Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игры (вязаные овощи и фрукты, продукты из фетра, губок, коробки из-под продуктов)
4. Активизирующее общение взрослого с детьми
1.Вопросы к детям:
1).Что вам приготовить? Вы любите пирожки? Какую чашку вам поставить?(воспитатель берёт на себя роль хозяйки)
2).Что вы приготовили для своих гостей? А суп вы сварили? (роль хозяйки берёт на себя ребёнок)
3).А почему вы не пригласили в гости зайчика? Может позвонить ему? Можно я возьму с собой в гости мою собачку? (при угасании интереса к игре)
2.Просьбы :
1).Садитесь, пожалуйста за стол. Берите торт, угощайтесь.
2).Подайте мне ,пожалуйста , хлеб. Угостите меня конфетами, пожалуйста.
3).Гости уже ушли, давайте я помогу вам помыть посуду.
3.Поощрения :
1).Гости у нас молодцы, очень аккуратные и вежливые , не забыли поблагодарить хозяйку!
2). Какой вкусный торт у вас сегодня получился!
3). Какая вы заботливая и внимательная хозяйка!
4. Проблемные ситуации:
1).Гости пришли, а у хозяйки ещё не испёкся пирог. Что делать? (помочь хозяйке, сходить ещё погулять, посмотреть пока телевизор и т.д.)
2).Гости уронили чашку с чаем на пол. Что делать? (хозяйка сама убирает, приносит новый чай; гости помогают хозяйке и извиняются; прибегает собака и вытирает своим хвостом и т.д.)
3).У хозяйки закончился хлеб. Что делать?(сходить в магазин, позвонить по телефону, чтобы принесли, испечь самим и т.д.)
5). Примерный сценарий игры.
I вариант
Воспитатель говорит, что сегодня к нему придут гости и нужно приготовить для них угощение (берёт на себя главную роль- хозяйки). Спрашивает у детей, что бы они хотели съесть на ужин. Идет в центр сюжетно- ролевой игры и начинает накрывать на стол. Затем зовет к себе гостей. Угощает их, спрашивает о блюдах, понравилось ли им угощение, что больше всего понравилось и почему. Хвалит своих гостей.
II вариант
Воспитатель говорит, что очень сильно проголодался и ему хотелось бы пообедать.
Просит кого-то из детей приготовить обед. Дети готовят обед, накрывают на стол. Воспитатель вежливый, но требовательный гость: «Не могли бы вы мне сначала подать суп, а потом котлету?», « Положите мне , пожалуйста , сахар в чашку!» и т.д.
Подталкивает детей вступать в ролевой диалог, показывая варианты дружественных высказываний.
III вариант
При затухании игры воспитатель обогащает её новыми героями.
Например звонит котёнок и говорит, что тоже хочет в гости. Дети приглашают его, предлагают сесть, спрашивают, что он любит . Хозяйка говорит, что у неё закончились продукты.(Можно сходить в магазин, позвонить, чтобы привезли, отправить кого-то сходить в огород за овощами и т.д.)
IV вариант
При потере интереса к игре воспитатель обогащает её новым сюжетом :
Говорит, что сейчас очень жарко и предлагает поехать в лес и устроить обед там. Дети выбирают , какие продукты и вещи возьмут с собой, какие блюда можно приготовить на природе, как будут добираться до леса.
6.Способы выхода из игры.
1). Все гости уже наелись, хозяюшка сегодня постаралась, ей уже пора мыть посуду, а гости ещё завтра придут.
2) Если игра не затухает, воспитатель заранее делает предупреждение : внимание , нашу хозяйку срочно вызывают на работу и ей пора идти. Уважаемые гости, кто не съел свой тортик, вы можете взять его с собой.
3). Хозяйка сегодня очень устала, ей уже пора укладывать своего ребёнка в кроватку. Завтра она снова ждёт вас в гости.
Роли, которые могут исполнять дети :
Хозяйка (хозяин), гости, мама, папа, ребёнок, водитель, продавец.
Игровые действия:
- Приготовление обеда
- Нарезка овощей, фруктов, хлеба
- Сервировка стола
- Разливание (раскладывание ) еды в тарелки
- Гости обедают, хвалят хозяйку, расспрашивают о блюдах.
- Хозяйка звонит по телефону
- Водитель привозит продукты
- Продавец продаёт продукты в магазине
Игры- спутники, введение новых временных ролей:
1.«Семья»- предложить маме взять с собой в гости ребёнка.
2. «Магазин»- организовать стеллаж для продажи продуктов.
3. «Шофёры»- привозят продукты на заказ, отвозят гостей в лес.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
1.Планомерное обогащение опыта детей.
1. Занятия : по ознакомлению с окружающим «Медсестра и врач», по лепке «Жираф заболел».
2. Экскурсия в кабинет медицинской сестры (наблюдение за работой медсестры, за вариантами диалога медсестры и больного; включение детей в активную деятельность: медсестра просит помочь ей, подать инструменты, задаёт вопросы; в конце экскурсии подарок от медсестры : безопасные медицинские инструменты)
3.Беседы: «Доктор и больной» Цель: показать детям взаимодействие врача и больного.
3. Чтение художественной литературы : сказка К.И.Чуковского «Доктор Айболит» , сказка В.Сутеева «Про бегемота, который боялся прививок», сказка А.Крылова «Как лечили петуха» , стихотворение «Врач» Н.Кнушевицкой, стихотворение «Детям я лечу болезни» В.Маяковского, стихотворение «Врач» И. Драча.
4. Пение песни «Кукла заболела» муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной
4. Отгадывание загадок о докторе, медсестре, медицинских инструментах.
5. Рассматривание иллюстраций «Больница», «Аптека», «Скорая помощь».
6.Просмотр мультфильмов по прочитанным произведениям в детском саду и дома.
2.Передача игровой культуры ребёнку (обучающие игры)
1. Сюжетно-дидактическая игра «В больнице». Цель: побуждать детей к доброжелательным взаимоотношениям в игре, закреплять умение отражать в игре взаимоотношения взрослых.
2. Ролевая игра «У врача» (с помощью игрушек) Цель: показать варианты диалога врача и больного, медсестры и больного, врача и медсестры.
3.Сюжетно-дидактическая игра «В аптеке». Цель: показать варианты диалога аптекаря и больного, побуждать детей к доброжелательным взаимоотношениям в игре.
4. Совместная игра «Скорая помощь» Цель: побуждать детей объединяться в процессе игры.
5. Игра- драматизация по сюжету сказки «Доктор Айболит». Цель: развивать творческую активность детей, выразительность.
6. Игра – эксперимент с медицинскими инструментами после экскурсии в кабинет медсестры (Реальные медицинские инструменты (безопасные) : шпатель, фонендоскоп, шприц без иглы, молоточек и др.) Цель : закрепление знаний об инструментах доктора и медсестры.
7. Игра- квест «Путешествие в Африку с доктором Айболитом. Цель : закрепление знаний о профессиях взрослых: врач, медсестра.
8.Игра «Разговор по телефону» Цель: закрепление умения вести ролевой диалог (доктор- больной)
3.Развивающая предметно-пространственная среда.
1.Пополнение игрового материала :
- Внесение сумки доктора Айболита с медицинскими атрибутами (предметами-заменителями реальных предметов): градусник, фонендоскоп, бинт, вата, таблетки, микстура; элементов костюмов доктора, медсестры.
-Внесение куклы-доктора.
- Внесение реальных медицинских инструменты (безопасных) : шпатель, фонендоскоп, шприц без иглы, молоточек и др.) после посещения кабинета медсестры.
2.Сознание сюжетной композиции из игрушек по мотивам сказки «Доктор Айболит» , которые дети могут использовать в самодеятельных режиссёрских играх , проигрывая услышанные сюжеты и придумывая новые.
3.Совместное изготовление воспитателя с детьми атрибутов для игры: вырезание кругов (таблетки), срезание уголков у прямоугольника и рисование шкалы (градусник), изготовление карточек больных.
4.Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игры (костюмы доктора и медсестры, мелкие атрибуты, вывеска «Больница», «Аптека»)
4. Активизирующее общение взрослого с детьми
1.Вопросы к детям:
1).Как вы себя чувствуете? Что у вас болит? Вы пили сегодня лекарство? (воспитатель берёт на себя роль доктора)
2).Доктор, вы пропишите мне лекарство? Мне нужно ложиться в больницу? Сколько раз в день мне принимать это лекарство? (роль врача берёт на себя ребёнок, воспитатель- больной)
3). Что-то наши куклы грустные сидят, может они тоже заболели? Вам плохо, может вызвать скорую помощь? Моя дочка поранила руку, может ей нужно сделать операцию? (при угасании интереса к игре)
2.Просьбы :
1).Откройте рот, покажите горлышко. Медсестра, поставьте больному градусник.
2). Доктор, посмотрите пожалуйста мою руку, я поранил её . Послушайте меня пожалуйста. Медсестра, наложите мне пожалуйста повязку и сделайте укол.
3). Доктор, я не могу прийти на приём, придите к нам на дом.
3.Поощрения :
1). Доктор сегодня очень внимательный, всех больных вылечил!
2).Медсестра аккуратно и старательно наложила повязку!
3).Больной молодец, все рекомендации врача выполнил!
4. Проблемные ситуации:
1).Больные пришли на приём, а доктора нет. Что делать? (позвонить по телефону доктору, назначить другого доктора, вызвать доктора из больницы и т.д.)
2). Больной не может дойти сам до больницы. Что делать? (вызвать «скорую помощь», попросить водителя отвезти больного в больницу, доктору пойти домой к больному и др.)
3).У медсестры закончилась вата. Что делать?(сходить в аптеку, позвонить по телефону, чтобы принесли и т.д.)
5). Примерный сценарий игры.
I вариант
Воспитатель говорит, что заболели куклы и нужно их вылечить (берёт на себя главную роль-врача). Спрашивает у детей, что нужно сделать, чтобы куклы поправились? (отвести их к врачу) Предлагает прийти с куклами на приём к врачу. Идет в центр сюжетно- ролевой игры и готовит атрибуты, надевает элементы костюма. Затем зовет к себе больных. Предлагает кому- то из детей взять на себя роль медсестры. Осматривает больных, назначает лечение, даёт указания медсестре . Хвалит больных за хорошее поведение в больнице .
II вариант
Воспитатель говорит, что у него сегодня очень болит голова и его нужно полечить.
Просит кого-то из детей быть сегодня доктором и медсестрой. Дети готовят атрибуты, место для игры, зовут больных на приём. Воспитатель приходит на приём , настаивает на тщательном осмотре: «Доктор, не забудьте послушать меня и посмотреть моё горло», «Медсестра, вы поставите мне градусник?», «Не забудьте выписать мне рецепт, чтобы я сходил с ним в аптеку»и т.д.
Подталкивает детей вступать в ролевой диалог, показывая варианты дружественных высказываний.
III вариант
При затухании игры воспитатель обогащает её новыми героями.
Например у больного серьёзное заболевание и ему нужна операция, приглашает врача- хирурга посмотреть больного. Выписывает рецепт на лекарства и предлагает сходить в аптеку купить лекарства. Больной не может прийти на приём, звонит водителю и просит отвести больного.
IV вариант
При потере интереса к игре воспитатель обогащает её новым сюжетом :
На дороге случилась авария. Вызывает машину «скорой помощи», на носилках больных несут в больницу, лечат, проводят операции, делают перевязки и т.д.
6.Способы выхода из игры.
1).Все больные поправились. Больница закрывается , завтра опять будет приём больных.
2) Если игра не затухает, воспитатель заранее делает предупреждение : внимание , нашего доктора срочно вызывают к больному и ему нужно уехать. Просит больных прийти на приём завтра.
3).Доктор сегодня очень устал, у него сегодня было очень много больных и ему пора идти домой отдыхать.
Роли, которые могут исполнять дети :
Доктор, медсестра, больной, мама, папа, ребёнок, водитель «скорой помощи», аптекарь, хирург, регистратор.
Игровые действия:
- Осмотр больного (послушать фонендоскопом, посмотреть горло шпателем, посмотреть уши, потрогать живот и т.д.)
- Лечение больного (померить температуру, сделать укол, нанести повязку, сделать операцию и т.д.)
- Больной приходит на приём, рассказывает о своей болезни, показывает горло, нос, уши , живот и т.д.)
- Больной звонит по телефону и вызывает врача на дом, «скорую помощь».
- Врач звонит по телефону и вызывает другого врача для осмотра больного, водителя, чтобы привезти больного в больницу.
- Водитель привозит больного в больницу.
- Аптекарь смотрит рецепт, даёт рекомендации по приёму лекарств, продаёт лекарства.
- Регистратор выдает медицинские карты.
Игры- спутники, введение новых временных ролей:
1.«Семья»- мама(папа) приходит на приём со своим ребёнком, после приёма идет домой и лечит ребёнка дома.
2. «Аптека»- организовать аптеку, повесить вывеску.
3. «Шофёры»- привозят больных в больницу.
4. «Скорая помощь»- приезжает на вызов, привозит больных в больницу.
Сюжетно-ролевая игра «Строители»
1.Планомерное обогащение опыта детей.
1. Занятия : по ознакомлению с окружающим «Строители», по развитию речи «Заюшкина избушка», по конструированию «Домики», по аппликации «Избушка лубяная и ледяная», по рисованию «Птички в гнёздышках».
2. Беседа «Строители» Цель: показать важность и значение профессии строителя, умение работать в команде.
3.Рассматривание зданий, определение частей здания, из чего они построены. (на улице)
4.Рассматривание иллюстраций зданий, строительных машин, инструментов, работников строительных профессий.
5.Чтение художественной литературы : стихотворение С.Баруздина «Кто построил этот дом?», стихотворение Л.Зубковой «Чей дом лучше?», рассказов Н.Сладкова «Гнездо» и «Пылесос», английской народной сказки «Три поросёнка»
6. Просмотр мультфильмов «Три поросёнка», «Какой чудесный день»
7. Отгадывание загадок о стройке, строительных профессиях, строительных машинах.
8. Рисование проектов домов. Цель: развитие воображения.
9.Экскурсия родителей с детьми к интересным зданиям (музей, дом культуры), а также к строящимся зданиям.
2.Передача игровой культуры ребёнку (обучающие игры)
1. Сюжетно-дидактическая игра «Стройка». Цель: побуждать детей к доброжелательным взаимоотношениям в игре, закреплять умение отражать в игре взаимоотношения взрослых.
2. Дидактическая игра «Что нам стоит дом построить» Цель: закрепление знаний о строительстве дома, этапах постройки дома.
3.Игра-ходилка «Постройка дома» Цель: закрепить умение придумывать сюжет, создавая игру собственными руками.
4. Совместная игра «Построим дом» Цель: побуждать детей объединяться в процессе игры, взаимодействовать.
5. Инсценировка по сюжету сказки «Три поросёнка» Цель: развивать творческую активность детей, выразительность.
3.Развивающая предметно-пространственная среда.
1.Пополнение игрового материала :
- Внесение набора строительных инструментов (молоток, пила, дрель, уровень, мастерок, кисть , рулетка и др.), ведёрки,
-Внесение элементов костюмов (каски, жилетки, перчатки).
2. Внесение предметов-заместителей:
палочка – отвертка, прямоугольный брусок – кирпич, коробка - ящик для инструментов
листы бумаги – обои, кегли - бутылки с краской, вата – утеплитель , ленточка – рулетка и др.
3.Совместное изготовление воспитателя с детьми атрибутов для игры: нарезание квадратов, прямоугольников (кирпичи), разрезание квадрата по диагонали- крыша, вырезание окон, дверей.
4.Привлечение родителей : совместно с детьми нарисовать проект дома.
4. Активизирующее общение взрослого с детьми
1.Вопросы к детям:
1). Вы кто? Каменщик, вам уже привезли кирпич? Маляр, у вас краски хватит, чтобы стены покрасить?
2). С чего начнём строительство дома? Вы уже замесили раствор? Крышу уже пора ставить?
3). Звонил зайчик, лиса его выгнала, построим ему новый дом? Вы уже построили дом, можете починить крышу на моей даче? Вы видели проект нового дома, там есть изменения? (при угасании интереса к игре)
2.Просьбы :
1). Привезите, пожалуйста , кирпич. Ставьте стены ровно. Окна сделайте большие, чтобы было светло в доме.
2). Маляр, покрасьте эту стену в синий цвет. Каменщик, разводите раствор.
3). Шофёр, привезите пожалуйста другие материалы.
3.Поощрения :
1).Шофер молодец, привёз все материалы!
2).Каменщик старается, кирпичи ровно укладывает!
3) Дом получился крепкий и надёжный!
4. Проблемные ситуации:
1). На складе нет кирпича. Что делать? (позвонить по телефону на завод, попросить у других строителей, сделать самим из глины и т.д.)
2). Каменщик заболел и не может приехать на стройку. Что делать? ( назначить другого каменщика, вылечить каменщика и продолжить стройку, позвонить на другую стройку)
3). Крыша у нового дома протекает. Что делать?(починить крышу, разобрать крышу и сделать новую, вызвать кровельщика и т.д.)
5). Примерный сценарий игры.
I вариант
Воспитатель говорит, что вчера приходили дети , попросили построить для них новый дом и принесли проект (берёт на себя главную роль- строителя). Спрашивает у детей, что нужно сделать, чтобы построить новый дом? (Нужно внимательно изучить проект, выбрать место для стройки, привезти материалы) Предлагает детям выполнить всё это. Идет в центр сюжетно- ролевой игры и готовит атрибуты, надевает элементы костюма. Затем говорит, что ему одному не справиться и ему нужны рабочие. Предлагает кому- то из детей взять на себя роли водителя, грузчика, маляра, столяра, кровельщика.(распределение ролей при помощи взрослого) Руководит работой, стимулирует на ролевое общение.
II вариант
Воспитатель говорит, что ему нужен новый дом. Но одному ему не справиться.
Просит кого-то из детей быть сегодня каменщиком, грузчиком, маляром, столяром, кровельщиком.(распределение ролей, напоминание игровых действий каждого рабочего). Дети готовят атрибуты, место для игры, начинают строить дом. Воспитатель приходит на стройку , настаивает на тщательном выполнении работы: «Каменщик, почему вы не замесили раствор? Ставьте кирпичи ровно, а то дом упадёт!», «Шофер , вы привезли не те детали, нам нужны кирпичи!» , «Грузчик, помогите шофёру загрузить новую крышу»
Подталкивает детей вступать в ролевой диалог, показывая варианты дружественных высказываний.
III вариант
При затухании игры воспитатель обогащает её новыми героями.
Например , дом построен, но около дома очень грязно и некрасиво. Предлагает обустроить территорию, позвать садовника и дворника.
IV вариант
При потере интереса к игре воспитатель обогащает её новым сюжетом :
Нужно построить ферму для животных, детский сад, дом культуры.
6.Способы выхода из игры.
1).Дом построен, работа закончена.
2) Если игра не затухает, воспитатель заранее делает предупреждение : внимание, на стройке сейчас отключат электричество, а в темноте работать нельзя.
3). Рабочие устали, пора идти пообедать и отдохнуть.
Роли, которые могут исполнять дети :
Строитель, каменщик, шофёр, грузчик, маляр, столяр, кровельщик.
Игровые действия:
- Изучение проекта дома.(строитель)
- Замешивание раствора , кладка кирпича.(каменщик)
- Шофёр привозит материалы на стройку.
- Погрузка материалов машину, разгрузка материалов на стройке.
- Покраска стен, потолка, крышы. (маляр)
- Изготовление окон, дверей, установка их в доме.(столяр)
- Установка крыши. (кровельщик)
Игры- спутники, введение новых временных ролей:
1.«Семья»- мама(папа) заказывают себе новый дом.
2. «Детский сад»-детям нужен новый детский сад, игровая площадка.
3. «Ферма»- постройка новой фермы, ремонт старой.
4. «Больница»- лечение поранившихся строителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации сюжетно-ролевой игры: «Магазин».
¨Цель: Формировать у детей уверенность, умению общаться с окружающим миром. ¨Задачи: - Уточнить и расш...
Конспект организации сюжетно-ролевой игры по образовательной области «Социализация» на тему: «Путешествие в мир профессий» для детей старшей группы
Аннотация. Данный открытый показ сюжетно- ролевой игры был представлен на методическом объединении педагогов района....
Конспект организации сюжетно-ролевой игры "Добрый доктор Айболит"
Конспект разработан для детей младшего дошкольного возраста с целью обогащения содержания сюжетно-ролевой игры "Больница" и обучения реализации игрового замысла....
План-конспект организации сюжетно - ролевой игры.
В данном материале предоставлена информация по написанию плана - конспекта сюжетно-ролевых игр....
Конспект организации сюжетно - ролевой игры для детей подготовительной к школе группы
Данный конспект разработан студенткой 2 курса специальности 050144 Дошкольное образование, направлен на закрепление знаний детей о профессиях, их значении в жизни людей, на формирование игровых умений...
План-конспект организации сюжетно-ролевой игры
Расширить знания детей об общественной жизни, о профессиях, назначении профессий; совершенств...
План -конспект "Организация сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе на тему "Парикмахерская"
Материал для воспитателей второй младшей группы по организации игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО...