трудовое воспитание в средней группе детского сада
методическая разработка (средняя группа)
выступление на педагогическом совете по теме трудовое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_v_sredney_gruppe.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание в средней группе.
Цель трудового воспитания — постепенное развитие у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.
Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Разъяснять детям значимость их труда.
Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Различают четыре основных вида труда:
*самообслуживание
*хозяйственно-бытовой труд
*труд в природе
*ручной труд
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда.
Основным его видом в средней группе остается труд по самообслуживанию.
Воспитатель должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются успешней при использовании игровых приемов, при систематическом напоминании и контроле над действиями детей.
Например, перед мытьем рук воспитатель говорит «Сегодня Мишка будет проверять, как вы моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул».
Во время раздевания можно предложить детям вспомнить, в каком порядке снимается одежда.
Целесообразно использовать и произведения художественной литературы
Хозяйственно бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении, помощь взрослым в орг8анизации режимных моментов.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется в основном за счет увеличения количества процессов этого труда.
Для этого организован уголок дежурного, в котором есть все необходимое для работы: фартуки, шапочки. Подставки для салфеток и хлебницы стоят на таком месте, чтобы детям удобно самостоятельно брать и убирать после использования
С начала года дети дежурят по столовой. Первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками.
В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, так как ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного игрового материала к занятиям.
В воспитании у детей 4 -5 лет заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Осенью показать, как взрослые заботятся о них (собирают опавшие листья, сажают деревья и кустарники, собирают семена).
В течении всей зимы рекомендуем родителям совместно с детьми подкармливать птиц. Это надо делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям.
Весной следует планируем организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и цветнике, за обрезкой деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений. Надо показать, как их старшие товарищи высевают семена овощей и цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. Эти наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять участи в трудовой деятельности.
В работе с детьми данного возраста ручной труд организуется чаще.
У детей уже сформированы основные навыки работы с бумагой. Они научились пользоваться ножницами, линейкой, шаблонами.
При организации совместного труда с взрослым, дети уже могут оказывать ему существенную помощь. Проявляя при этом активность и самостоятельность. Ребенок может по поручению взрослого подклеить книжку, намазать клеем большую поверхность. Вырезать по шаблону необходимое количество деталей и т. д.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Труд детей дошкольного возраста в средней группе детского сада организуется в трех основных формах:
*в форме поручения
*в форме дежурств
*в форме коллективной трудовой деятельности
ПОРУЧЕНИЯ
Это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми или сложными
ДЕЖУРСТВА
Форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Назначение и смена дежурных происходит ежедневно.
Дежурства имеют большое воспитательное значение:
*воспитание ответственности перед коллективом
*заботливость
*понимание необходимости своей работы для всех.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД
Он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок.
Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми:
*умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой
*договариваться о совместных действиях
*помогать друг другу.
Заботясь о создании условий для труда, педагог предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей.
Наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе( например, на корточках)
Особо ценным является труд на воздухе.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети.
В труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъекто...
Трудовое воспитание в старшей группе детского сада.
Трудовое воспитание в старшей группе детского сада...
Трудовое воспитание в младших группах детского сада
Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детст...
Проект по трудовому воспитанию в средней группе детского сада "Маленькие помощники"
Предлагаю вашему вниманию проект «Маленькие помощники», который направлен на знакомство с профессиями человека, формированию трудовых навыков. Материал будет полезен для воспитателей, рабо...
Трудовое воспитание в средней группе детского сада
Трудовое воспитание в средней группе детского сада...
Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе детского сада «Научим Федору трудиться»
Цель: формирование положительного отношения к труду и его результатом....