«Современные образовательные технологии в ДОУ»
методическая разработка (подготовительная группа)

Пискунова Анастасия Николаевна

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Историографический анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в последние годы усилилось внимание ученых к разработке сущности феномена «педагогическая технология», выявлению основополагающих его характеристик и типов. Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, М.В. Кларина, М.М. Левиной, В.М. Монахова, С.Я. Савельева, В.В. Серикова, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова и других. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности термина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kanferentsiyamart_2021.docx44 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБДОУ «Детский сад №43» - «детский сад №40», корпус 2

Направление «Технологии воспитания личности в дополнительном образовании»

          «Современные образовательные технологии в ДОУ»

                                                                             Автор: Пискунова Анастасия  

                                                                             Николаевна, воспитатель,

                                                                             1 квалификационная категория

г. Славгород

2021

Оглавление

Введение    ……………………………………………………………..     3                                                                              

1.Современные образовательные технологии  дошкольном  

образовании …………………………………………………………….    4                                                                    

2.Виды современных образовательных технологий   ………………….   6                      

Заключение ……………………………………………………………..    11

Список литературы …………………………………………………….    12

Приложение……………………………………………………………..    13

Введение.

      Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Историографический анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в последние годы усилилось внимание ученых к разработке сущности феномена «педагогическая технология», выявлению основополагающих его характеристик и типов. Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, М.В. Кларина, М.М. Левиной, В.М. Монахова, С.Я. Савельева, В.В. Серикова, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова и других. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности термина. 

Реорганизация дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.                                                                                                      

     В настоящее время актуальной задачей для проведения реформ образования, направленных на повышение эффективности обучения дошкольников, является применение инновационных технологий в воспитательном и образовательном процессе в дошкольном учреждении. Инновационные процессы затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как первоначальную ступень развития потенциальных способностей ребёнка.

                           

1.Современные образовательные технологии в дошкольном    образовании.

Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно  предложить  ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь.

     Слово - «технология» происходит от греческого  «techno» - это значит искусство, мастерство, умение  и logos - наука, закон. Дословно  «технология» - наука о мастерстве.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология».

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Педагогические технология представляет собой комплекс приемов, которые применяются в определенном искусстве или деле.

Использование современных образовательных и педагогических технологий в детском саду должно удовлетворять таким критериям технологичности, как:

Концептуальность (берется на вид некая научная концепция, которая включает в себя обоснование достижения образовательных целей);

Системность (логика, перечень взаимосвязей всех частей системы, целостность);

Управляемость (целеполагание, проектирование модели обучения, коррекция результатов, пошаговая диагностика, составление планов и отчетов);

Эффективность (рассматривает оптимальность затрат и гарантию достижения поставленных целей) ;

Воспроизводимость (подразумевает специфику педагогической технологии и возможное ее воспроизведение в новом месте).

В список современных образовательных технологий входят:

-  Инновационные технологии в области здоровья и физического воспитания — все технологии, относящиеся к воздействию на здоровье дошкольника на любом уровне (психологическом, энергетическом или информационном). Целью становится сохранение здоровья малыша и формирование у него всех необходимых навыков и умений, для поддержания здорового образа жизни.

- Интерактивные. За счет того, что детей «бросают» в сферу для межличностного взаимодействия, у них обогащается социально-личностный опыт. Это могут быть беседы, наблюдения, проведение небольших опытов.

- Информационно-коммуникационные. В этой технологии образование должно включать в себя новые элементы — интерактивную доску (на которой педагог может показывать презентации, тематические фильмы и мультфильмы), компьютер или планшет.

- Личностно-ориентированные. В таком случае в центр системного образования ставится личность дошкольника, вне зависимости от его возраста. Необходимо обеспечить малышу комфортные условия, для безопасного и неконфликтного развития и полной реализации его природного потенциала.

- Игровые технологии строятся как комплексное образование, захватывающее небольшую часть учебного процесса и объединенное общим сюжетом. Примером могут служить игры, направленные на формирование умений выделять признаки предметов и сравнивать их между собой.

Считаю что, принципиально важной стороной в использование педагогических технологий, является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Структура образовательной технологии

    Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

·   Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

·  Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

·  Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

    Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

2. Виды современных образовательных технологий

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

   · здоровьесберегающие технологии;

           · технологии проектной деятельности

  · технология исследовательской деятельности

  · информационно-коммуникационные технологии;

            · развивающая технология «Мнемотехника» в образовательном процессе

            · технологии предметно – развивающей среды.

  · игровая технология

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В своей работе я использую (см. Приложение с. ):

- динамические паузы (комплексы физминуток);

     - подвижные и спортивные игры (в системе НОД, в течение всего дня);

     - релаксацию;

     - арттерапия;

- массаж (самомассаж);

- сказкотерапия;

- оздоровительный бег на прогулке в любое время года;

- гимнастика для глаз;

- игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.

В работе с родителями широко использую здоровьесберегающие технологии. На каждом родительском собрании стараюсь уделить особое внимание вопросам оздоровления детей, отвечаем на вопросы. Так же в приемной нашей группы всегда стоят папки-передвижки, консультации, рекомендации по теме здоровья. Считаю, важным в работе  это проведение совместных праздников и развлечений с родителями, развлечения. Используем нетрадиционные формы работы тренинги, практикумы. (см Приложение стр)

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Я заметила что, активно используя проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

В своей работе мы используем два вида проектной детской деятельности:

Творческий проект - это творческая работа под руководством педагога, в ходе которой создается новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. В нашей группе были реализованы такие проекты: «Наша Родина - Россия»; проект посвященный празднованию 75-годовщине ВОВ «Расскажем детям о войне» а так же была создана книга памяти, в которой были помещены сведения и фотографии родственников детей, которые воевали в ВОВ.  (см. Приложение стр)

Исследовательский проект - предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты обогащают дошкольников, стимулируют их познавательную активность, а также влияют на содержание сюжетно-ролевых игр. Дети начинают самостоятельно добывать знания, привлекая все доступные средства. Исследовательские проекты могут помочь ребенку справиться со сложными ситуациями в жизни. Дети с удовольствием приняли участие в таких проектах «Приметы ранней весны», «Почему тает снег», «Наша планета - Земля»; «Удивительный картофель» (см. Приложения стр )

Опыт показал, что работа по технологии проектирования даёт не только положительный результат, но и является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых.

Технология исследовательской деятельности.

       Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

В своей работе я использую:

– постановка и решение вопросов проблемного характера;

– наблюдения;

– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

– опыты;

–фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

– подражание голосам и звукам природы;

– использование художественного слова;

– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

Дети с удовольствием исследуют, познают мир, для них важно самостоятельно принимать решения. (см Приложение стр)

Информационно-коммуникационные технологии.

Целью этой технологии является - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

 В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.

Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях (тетрадь движения, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки, каталоги.

Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Кроме того, использование ИКТ позволяет подобрать и оформить иллюстративный материал к НОД, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

В то же время это и обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Использую компьютер для создания различных баз данных, создания электронной почты, ведения сайта ДОУ, своего персонального сайта.

Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, интернет-конференциях, конкурсах.

Очень важно в работе с детьми в использовании информационно-коммуникационных технологий пользоваться ими правильно. Детям очень интересно просматривать презентации и видеоуроки.

 Развивающая технология «Мнемотехника» в образовательном процессе ДОУ

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".                                                                                К.Д.Ушинский

Мнемотехника  – это искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения. (см Приложение стр)

Данную технологию мы с легкостью стараюсь включать во все виды занятий и считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. Используют мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация). На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов. Так же с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек детей можно знакомить с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие «сезон как время года», запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям. Благодаря обучению детей мнемотехническим приемам можно отметить положительную динамику: заметно повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшаются распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность.

Важнейшие принципы мнемотехники.

В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение.

Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные  ассоциации способствуют лучшему  запоминанию.  

Основные приемы:

- образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

-  рифмизация;

- нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;

- закономерности;

- знакомые числа.

Мнемоприем  разгружает  информацию, делая новый материал более легким в усвоении ребенком.

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

В нашей группе используются разнообразные виды и группы игр, которые тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Также мы используем народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Технологии предметно – развивающей среды.

Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности

Пространственно-предметную развивающую среда нашей группы, позволяет ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Среда выполняет образовательную, развивающуювоспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Все зоны в нашей группе, удобны и доступны для детей.

Заключение.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Важность овладения основами технологизации образовательного процесса объясняется несколькими факторами:

- во-первых, для современного дошкольного образования характерна тенденция к реализации системного подхода в решении педагогических проблем, относящихся к проектированию образовательного процесса, к созданию авторской педагогической системы и конструированию деятельности детей;

- во-вторых, педагогические технологии существенно активизируют образовательный процесс, создают условия для творческой деятельности детей;

- в-третьих, возрастает потребность в компетентных педагогах, способных разрабатывать модели, проекты, авторские программы, технологии образования дошкольников. Особая необходимость внедрения образовательных технологий в дошкольных учреждениях приобретает в новых социально-экономических условиях, связанных с модернизацией и технологизацией образовательного пространства, с введением государственных образовательных стандартов. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Таким образом, основная цель образовательной деятельности как социального феномена сегодня не может быть достигнута вне «технологического» поля – той сферы профессиональной педагогической деятельности, которая соответствует современным научным воззрениям.

    Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

    Используя эти педагогические технологии в работе с детьми, я предполагаю, что воспитываю всесторонне развитую и самодостаточную личность. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 112 с.

2.Бородина О.Н.Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2016. - № 1 – С.8-11. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».

3.Матяш  Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение:Учебное пособие для студ. учреждений высшего проф. образования / Н. В. Матяш. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 160 c.

4.Свинцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. Спб., 2008 – 100 с.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...