Песочная терапия в работе с детьми "группы риска"
статья (старшая, подготовительная группа)

Тихонова Наталья Юрьевна

Особенность применения песочной терапии с детьми ,которые имеют деструктивное поведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_pesochnaya_terapiyaseminar.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия в работе педагога-психолога, с детьми «группы риска»

Тихонова Наталья Юрьевна

педагог-психолог первой категории

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25  Красносельского района Санкт-Петербурга

krasavinan@mail.ru

  Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость не только активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению уровня образования на должный уровень, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам. В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и такое направления как песочная терапия.

Песочная терапия — это вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы. Песок — прекрасный материал для работы с детьми любого возраста.

Основной идеей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответственно содержания образовательной программы, является идея позитивной социализации, важно зафиксировать возможные и разнообразные формы, методы и способы, направленные на формирование                   у детей уверенности в себе и своих силах; желания и стремления детей быть успешными                 и необходимыми; готовности и способности проявлять инициативу и творчество. Именно методы песочной терапии и при помощи песочных столов помогут в реализации ФГОС ДО. Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время большое количество детей остро нуждаются в организации специализированной помощи. Среди них дети                           с эмоционально-волевыми проблемами, в особенности с чувствами страхов и тревожных состояний.

Цель: психолого-педагогической работы: коррекция и профилактика различного рода проблем, средствами песочной терапии и сказкотерапии.

Задачи: 

  1. Релаксация, снятие мышечной напряжённости;  
  2. Развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  3. Концентрация внимания, памяти;
  4. Развитие логики и речи;
  5. Стабилизация эмоционального состояния;
  6. Развитие творческих (креативных) способностей;
  7. Способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка.

Работа с тактильными ощущениями имеет колоссальное значение для развития психики ребенка. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику, кинестетическую чувствительность, ребенок учится прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, самоанализа, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Вот пример простого упражнения для знакомства с песочницей: психолог вместе                       с ребенком по очереди делают отпечатки кистей рук и описывают свои ощущения                         от прикосновения песка. Сначала у ребенка не хватает словарного запаса, чтобы описать свои ощущения, тогда взрослый приходит ему на помощь и вместе они делают еще несколько упражнений: скольжение ладонями по поверхности песка: зигзагообразные            и круговые движения (как машинки, змейки, хвостик, веревочка и т.д.), те же движения выполняются ребром ладони.

В настоящее время разработано множество игр, упражнений и игровых программ                            с использованием песочницы, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Адресованы они, прежде всего дошкольникам и детям, имеющим проблемы развития. Подробно эти игры описаны в книгах «Песочная терапия» [Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д., 2005 и Грабенко Т.М., 1998].         

  • Обучающие игры. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету                   и грамоте, способствуют развитию мелкой моторики рук, фонематического слуха, помогают корректировать звукопроизношение.
  • Познавательные игры. Игры на знакомство с окружающим миром.
  • Проективные игры. Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе,        с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.

Для реализации коррекционно-развивающей работы в своей деятельности использовала следующие принципы песочной терапии:

  • Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с  героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной   терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.
  • Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
  • Принцип обмена – в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.
  • Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

 Для проведения работы необходимо:

  1. Песочница для построения песочных картин из кенитического песка.
  2. Чистый, просеянный песок.
  3. Кинетический песок.
  4. Коллекция миниатюрных фигурок.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используются музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.

Анализ результативности:

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: 

  • у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям; 
  • воспитанники чувствуют себя более успешными; 
  • на занятиях нет места монотонности и скуке.

В результате занятий пескотерапией наблюдается следующая картина:

  • у воспитанников формируются умения видеть эмоции другого и собственный эмоциональный образ;
  • развивается эмоциональная произвольность, дети учатся конструктивно  управлять собственным поведением;
  • развивается мелкая моторика, воображение, конструктивное мышление, образная память;
  • значительно увеличивается словарный запас и формируются средства коммуникации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия в работе с детьми с ТНР.

Игра для ребенка - это естественный способ рассказов о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. Игра в песке - это построение того мира, в котором живет ребенок. Песочная терапия - помогает ребенк...

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

Методы песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ (презентация).

Идея "песочницы". Принципы создания "песочницы" в условиях ДОУ. Главное достоинство игры в песок. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир. Песок действует на детей как магнит. Каки...

Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...

Семинар-практикум "Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста"

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников,...

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...