Песочная терапия в работе с детьми "группы риска"
статья (старшая, подготовительная группа)
Особенность применения песочной терапии с детьми ,которые имеют деструктивное поведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020_pesochnaya_terapiyaseminar.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия в работе педагога-психолога, с детьми «группы риска»
Тихонова Наталья Юрьевна
педагог-психолог первой категории
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 Красносельского района Санкт-Петербурга
Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость не только активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению уровня образования на должный уровень, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам. В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и такое направления как песочная терапия.
Песочная терапия — это вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы. Песок — прекрасный материал для работы с детьми любого возраста.
Основной идеей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответственно содержания образовательной программы, является идея позитивной социализации, важно зафиксировать возможные и разнообразные формы, методы и способы, направленные на формирование у детей уверенности в себе и своих силах; желания и стремления детей быть успешными и необходимыми; готовности и способности проявлять инициативу и творчество. Именно методы песочной терапии и при помощи песочных столов помогут в реализации ФГОС ДО. Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время большое количество детей остро нуждаются в организации специализированной помощи. Среди них дети с эмоционально-волевыми проблемами, в особенности с чувствами страхов и тревожных состояний.
Цель: психолого-педагогической работы: коррекция и профилактика различного рода проблем, средствами песочной терапии и сказкотерапии.
Задачи:
- Релаксация, снятие мышечной напряжённости;
- Развитие зрительно-пространственной ориентировки;
- Концентрация внимания, памяти;
- Развитие логики и речи;
- Стабилизация эмоционального состояния;
- Развитие творческих (креативных) способностей;
- Способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка.
Работа с тактильными ощущениями имеет колоссальное значение для развития психики ребенка. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику, кинестетическую чувствительность, ребенок учится прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, самоанализа, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Вот пример простого упражнения для знакомства с песочницей: психолог вместе с ребенком по очереди делают отпечатки кистей рук и описывают свои ощущения от прикосновения песка. Сначала у ребенка не хватает словарного запаса, чтобы описать свои ощущения, тогда взрослый приходит ему на помощь и вместе они делают еще несколько упражнений: скольжение ладонями по поверхности песка: зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, хвостик, веревочка и т.д.), те же движения выполняются ребром ладони.
В настоящее время разработано множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Адресованы они, прежде всего дошкольникам и детям, имеющим проблемы развития. Подробно эти игры описаны в книгах «Песочная терапия» [Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д., 2005 и Грабенко Т.М., 1998].
- Обучающие игры. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте, способствуют развитию мелкой моторики рук, фонематического слуха, помогают корректировать звукопроизношение.
- Познавательные игры. Игры на знакомство с окружающим миром.
- Проективные игры. Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Для реализации коррекционно-развивающей работы в своей деятельности использовала следующие принципы песочной терапии:
- Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.
- Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
- Принцип обмена – в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.
- Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.
Для проведения работы необходимо:
- Песочница для построения песочных картин из кенитического песка.
- Чистый, просеянный песок.
- Кинетический песок.
- Коллекция миниатюрных фигурок.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используются музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.
Анализ результативности:
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям;
- воспитанники чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.
В результате занятий пескотерапией наблюдается следующая картина:
- у воспитанников формируются умения видеть эмоции другого и собственный эмоциональный образ;
- развивается эмоциональная произвольность, дети учатся конструктивно управлять собственным поведением;
- развивается мелкая моторика, воображение, конструктивное мышление, образная память;
- значительно увеличивается словарный запас и формируются средства коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия в работе с детьми с ТНР.
Игра для ребенка - это естественный способ рассказов о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. Игра в песке - это построение того мира, в котором живет ребенок. Песочная терапия - помогает ребенк...
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической по...
Методы песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ (презентация).
Идея "песочницы". Принципы создания "песочницы" в условиях ДОУ. Главное достоинство игры в песок. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир. Песок действует на детей как магнит. Каки...
Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...
Семинар-практикум "Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста"
К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников,...
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...