Лексическая тема "Масленица"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: Народные традиции. Масленица.
Родителям рекомендуется:
1.Рассказать ребенку о народном празднике Масленице;
2.рассказать, какие обычаи связаны с этим праздником;
3.объяснить, почему на Масленицу принято печь
блины, с чем это связано;
4.рассмотрите репродукции картин П. Грузинского "Масленица",
В. Кустодиева "Зима. Масленичные гуляния", сравните, как отмечали Масленицу раньше и как отмечают теперь (назовите сходства и различия);
5.помогите ребенку составить небольшой рассказ о Масленице по плану:
1. Что такое Масленица (Масленица – это…)
2. Когда и сколько дней обычно отмечается этот праздник?
3. Что обычно делают люди на Масленицу?
4. Как заканчивается праздник Масленицы? (как называется последний день Масленицы, что делают в этот день)
5. Нравиться ли тебе этот праздник и почему?
Информация для родителей:
Масленица – великий праздник на Руси. Масленица бывает в конце февраля – начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы. Каждый день имел свое определенное название, и за ним были прикреплены действия, а также определенные правила поведения. А вы знаете, как называются дни масленичной недели?
Понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «лакомка», четверг –разгул», пятница – «тещин вечерок», суббота – «проводы», воскресенье – «прощенный день».
Почему же на Масленицу принято печь блины? Блин олицетворяет собой солнце, он такой же круглый, золотистый, румяный и горячий.
Кульминацией праздника остается, и по сей день сжигание чучела Зимы – символ ухода зимы и наступление весны. На праздник изготавливают большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяет собой Масленицу. Ее благодарят за зимние забавы, ругают за мороз, за холод. После чего под песни и возгласы ее сжигают. Последний день масленицы – Прощеное воскресенье, в этот люди просят друг у друга прощенья, прощают все обиды, забывают ссоры, мирятся.
Пальчиковая гимнастика «На блины» (Русская игра)
Стала Маша Гостей созывать: | Хлопки в ладоши на каждое слово. |
И Иван приди, И Степан приди, Да и Андрей приди, | Подушечка полусогнутого указательного пальца одной руки мягко покачивает подушечку большого пальца другой руки. |
Да и Матвей приди, | Подушечка указательного пальца правой руки покачивает указательный палец левой руки Аналогично покачивается средний палец левой руки. Покачиваем безымянный палец левой руки. |
А Митрошечка: — Ну, пожалуйста! | Указательный палец правой руки покачивает мизинец левой на каждое слово (четыре раза). |
Стала Маша Гостей угощать: | Хлопки в ладоши. |
— И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, | Одна рука ладонью вверх. Большой палец другой руки нажимает на подушечки каждого пальца раскрытой ладони, начиная с большого. |
А Митрошечке – Мятный пряничек! | Большой палец правой руки нажимает на подушечку мизинца левой на каждое слово(четыре раза). |
Стала Маша Гостей провожать: | Хлопки в ладоши. |
— Прощевай, Иван! Прощевай, Степан! Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей! | Пальцы правой руки загибают пальцы па левой ладони, начиная с большого. |
А ты, Митрошечка, Моя крошечка, Да ты побудь со мной Еще немножечко. | Большой, указательный и средний пальцы правой руки ласково поглаживают мизинец левой руки сверху вниз. |
Поиграйте с ребенком в речевые игры:
Дидактическая игра «Один — много»
Образец: Один блин – много блинов
(пряник, оладья, гора, песня, танец, хоровод, забава, частушка, шутка, прибаутка, балаган, театр, скоморох, обычай, карусель)
Дидактическая игра «Посчитай до 5»
Образец: Один блин, два блина, …, пять блинов.
(пряник, оладья, гора, песня, танец, частушка, шутка, прибаутка, балаган, театр, скоморох, обычай, карусель)
Дидактическая игра «Скажи по-другому»
Дети – детвора, ребята Восторг – восхищение, радость
Друг – приятель, товарищ Традиция – обычай
Веселый – радостный, счастливый Народ – люди
Упражнение «Назови действия»
Что делают с блинами? (Пекут, едят, макают, лакомятся…)
Что делают скоморохи? (Веселят, смешат народ, поют частушки…)
Что делают люди на Масленицу? (Пекут блины, веселятся, радуются, угощают, угощаются, едят, сжигают чучело, просят друг у друга прощенья…)
Дидактическая игра “Скажи, какой”
Масленица (какая?) – Широкая, Честная, веселая, разудалая, сытная…
Блины (какие?) – вкусные, сытные, толстые, тонкие, кружевные, сладкие, жирные, аппетитные…
Скоморохи (какие?) – веселые, заводные, озорные…
Чучело (какое?) – страшное, смешное, потешное, соломенное…
Огонь (какой?) – горячий, яркий, обжигающий, красный, желтый…
Составить предложение из слов (поговорки):
где, тут, мы, блины, и.
семь, Масленица, гуляет, дней.
Идет, Масленица, несет, блин, мед, да.
Провожаем, масленица, ожидаем, свет, солнце.
Загадки
Белая морковка зимой растет ловко (сосулька).
Маленькое, сдобное колесо съедобное, я один его не съем, разделю ребятам всем (бублик).
Сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь да вода (самовар).
Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают (блин).
Наряд мой пестрый, колпак мой острый, мои шутки и смех, веселят всех (Петрушка)
Всю неделю отдыхаем, Всех блинами угощаем. Холод зимний провожаем, А весну с теплом встречаем. (Масленица)
Тетушка крутая, Белая да седая, В мешке стужу трясет: Сугробы наметает, Ковром землю устилает. (Зима)
Заря-заряница Красная девица, Травку выпускает, Росу расстилает. Едет стороной - С сохой, бороной, С ключевой водой. (Весна)
Желтый, круглый, ароматный И на вкус такой приятный И с вареньем, и с медком, Со сгущенным молочком! (блин)
Объясните ребенку смысл пословиц и поговорок, выучите по желанию:
Где блины – тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Без блинов – не Масленица.
Не житьё, а Масленица.
Стихи для чтения детям и заучивания
Стихи для чтения детям и заучивания наизусть:
Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студеную со двора прогнать. | Утро…Понедельник.. Наступает «Встреча» Яркие салазки с горочек скользят Целый день веселье. Наступает вечер. Накатавшись вволю, все блины едят |
«Заигрыш» беспечный – вторника отрада Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них награда: Сдобный и румяный масленичный блин! | Тут среда приходит – «Лакомкой» зовется. Каждая хозяюшка хлопочет у печи. Кулебяки, сырники – все им удается. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! |
А в четверг – раздольный «Разгуляй» приходит. Ледяные крепости, снежные бои… Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. | Пятница настала – «Вечера у тещи»… Теща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы. |
Близится суббота – «Золовки угощенье». Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ! | Воскресенье светлое быстро наступает. Облегчают душу все в «Прощеный день». Чучело соломенное – Зимушку сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень… |
Пышные гулянья Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять! Через год Красавицу снова повстречаем. Снова будем праздновать, блинами угощать! | Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару - разбирайте! Похвалить не забывайте. |
Приезжай к нам в гости, Масленица, На широкий двор — На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцам потешаться! Масленица Прасковея, Приходи к нам поскорее. | Масленица, масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд, Пусть весна скорей придет! (В. Степанов) |
Везет, везет Весна Везет, везет Красна, Ясные денечки, Частые дождички, Зеленые травы, Красные цветы, Теплые деньки! | Идет Масленица по льду, Несет блинов сковороду. Принимайте молоду - Разбирайте по блину! |
Весна! Весна красная! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом обильным! | Весна! Весна красная! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом обильным! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Материал для теоретической и практической подготовки студентов по специальности "Дошкольное образование" на тему "Овощи" Лексический материал Лексический материал
Лексический материал "Овощи"...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...