"Развитие двигательной деятельности детей дошкольного возраста посредством внедрения упражнений с элементами волейбола"
методическая разработка (подготовительная группа)

Минина Лидия Павловна

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

Для развития двигательной деятельности детей дошкольного возраста используются различные средства, знание средств физического воспитания и их характеристик позволяет педагогу в соответствии с поставленными педагогическими задачами использовать все виды средств, отбирать наиболее эффективные физические упражнения, разрабатывать новые комплексы. Для современной системы физического воспитания характерна комплексность в применении средств. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными — естественные силы природы и гигиенические факторы.

Двигательная деятельность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка [16; с. 7]. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И. А. Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма).

Двигательная деятельность – деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Амплитуда колебаний двигательной деятельности в каждом возрастном периоде обусловливается многочисленными социальными, природными, климато - метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания. Двигательная деятельность детей в волейбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно значительной степени зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей.

При обучении упражнениям с элементами подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если воспитатель разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почету именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом.

Некоторые игры, подводящие к волейболу целесообразно проводить с подгруппой детей, сочетая их с другими упражнениями спортивного характера, или с другими видами деятельности, не требующими постоянного контроля воспитателя. После овладения определенными действиями с мячом и структурой игры надо подвести детей к самостоятельным играм с мячом без непосредственного руководства воспитателя. Если одна подгруппа детей играет с мячом, воспитатель может в это время руководить другой подгруппой по выполнению спортивных упражнений или совершенствованию основных движений, не оставляя совсем без контроля играющих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 «Радуга»

«ХОЧУ ИГРАТЬ В ВОЛЕЙБОЛ»

(РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА).

методические рекомендации

Сведения об авторе:

Минина Лидия Павловна, воспитатель

Калтанский городской округ, 2020

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития двигательной деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.1 Понятие двигательной деятельности детей дошкольного возраста        7

1.2. Факторы, определяющие двигательную деятельность дошкольников        12

1.3. Пути развития двигательной деятельности детей в процессе обучения упражнениям с элементами волейбола         17

Вывод по первой главе        23

2.1. Подбор комплекса упражнений и подвижных игр с элементами волейбола, направленных на развитие двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста        26

Список литературы        35

Введение

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Двигательную активность детей характеризуют показатели ее продолжительности. A.M. Нерсесян констатирует, что у детей, проводящих в детском саду 8 ч, на двигательную деятельность падает лишь 27,5% времени, тогда как состояние покоя продолжается 72,5%, или же соответственно 2 ч 15 мин против 5 ч 45 мин.

Не менее существенную роль в оценке двигательная деятельность детей играет показатель ее интенсивности. По данным В.Г. Фролова, дети 5 лет на занятиях по физкультуре выполняют 67 движений в минуту, 6 лет - 70,4, 7 лет - 73,2 движений. На воздухе интенсивность движений повышается. Г.П. Юрко установила, что интенсивность движений при свободной деятельности 7-летних детей на прогулке равняется 40 движениям в минуту.

В последние годы проведено значительное число экспериментальных работ, в которых изучалась суточная двигательная активность дошкольников, велись поиски наиболее рациональных двигательных режимов. В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Многие научные исследователи, изучавшие двигательную деятельность детей старшего дошкольного возраста, констатируют, что двигательная деятельность у мальчиков выше, чем у девочек.

 По данным Д.М. Шептицкого, среднесуточный километраж (ходьбы и бега) у детей 5-6 лет составляет у девочек 6,8 км, у мальчиков - 7,6 км, у детей 6-7-летнего возраста соответственно 8,1 и 10,1 км. Значительные колебания двигательной деятельности детей установлены по дням недели и сезонам года. Если принять двигательную деятельность летом мальчиков 5-6-летнего возраста за 100%, то осенью она составляет 90,8%, зимой только 86,8%. Весной происходит значительное увеличение ДА детей - она составляет 94,7%. Р.А. Анхундов в своих исследованиях заметил особенно высокую двигательную активность детей 7-летнего возраста в летние каникулы. Причины этого он видит не только в том, что дети свободны от учебных занятий, не только в сезонных колебаниях биологических ритмов, но также в том, что в летние каникулы в какой-то мере компенсируется ограничение движений, имевшее место в течение учебного года.

В теории и методике физического воспитания, в трудах авторов   Э. Й. Адашкявичене, Е. Н. Вавиловой, В. Г. Гришиа, Л. Н. Волошиной, Т. И. Дмитренко, Л. В. Кармановой, Т. И. Осокиной достаточно глубоко раскрыты содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр.  Доказано, что подвижные игры с элементами спорта позволяют дошкольнику овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.

Однако, мы выявили недостаток, который заключается в недостаточном использовании упражнений с элементами волейбола для развития двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Все вышесказанное определило актуальность выбранной темы: развитие двигательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе обучения  упражнениям с элементами волейбола.

 Этот недостаток определил противоречие: между необходимостью развития двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием упражнений с элементами волейбола         в условиях ДОУ.

Проблема: каковы возможности упражнений с элементами волейбола для развития двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста?

Целью работы является выявление, подбор и реализация комплекса упражнений и  игр с элементами волейбола, направленных на развитие двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: упражнения с элементами волейбола, как средство развития двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если будет выявлен, подобран и реализован комплекс  упражнений и игр с элементами волейбола.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы развития двигательной деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе, факторы, ее определяющие, и пути развития в процессе обучения упражнениям с элементами волейбола.

2. Подобрать комплекс игр, направленных на развитие двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения упражнениям с элементами волейбола и обосновать их эффективность.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении понятия двигательной деятельности детей, факторов и путей развития двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения упражнениям с элементами волейбола.

Практическая значимость исследования заключается в подборе   и апробировании комплекса игр и упражнений с элементами волейбола, направленных на развитие двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития двигательной деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.1.Понятие двигательной деятельности детей дошкольного возраста

Двигательная деятельность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка (Д.В.Хухлаева). Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И. А. Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма – генерация клеток и синтез белков и гормонов, благодаря которым происходит рост мышечных волокон).

Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие (Л.П. Матвеева).

Двигательная деятельность состоит из движений. Как же формируются двигательные умения и навыки? Формирование двигательного навыка проходит три стадии. Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: первая стадия — иррадиация – распространение процесса возбуждения или торможения в ЦНС; вторая — специализация и третья — стабилизация условно-рефлекторного акта.

Первая стадия формирования двигательного навыка — короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения. Для нее характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении ребенка с новым движением. Знакомясь с ним, ребенок испытывает неуверенность, у него появляются лишние движения, неточность их воспроизведения в пространстве и во времени, напряженность мускулатуры.

Вторая стадия — более продолжительна по времени. Она характеризуется многократной повторяемостью движения, в результате чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшается. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы в целом. Она способствует развитию внутренних дифференцированных торможений, ограничивающих распространение процессов возбуждения. На этой стадии ребенок проявляет большую осознанность задач и своих собственных действий.

Образование двигательных навыков на этой стадии происходит волнообразно. Ребенок то легко, свободно выполняет двигательное действие, то, по прошествии времени, как будто впервые выполняет его. Постепенно происходит уточнение и совершенствование двигательных умений. Вырабатывается условно – рефлекторная реакция, выработанная путём многократных повторений — динамический стереотип.

Третья стадия — стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движения становятся экономичными, свободными, точными и раскованными. Ребенок осознает двигательную задачу, творчески использует движение в игровой и жизненной ситуации. Он варьирует движение, переносит его в новые ситуации. Сформированный навык может служить предпосылкой для переноса его в похожее движение, является предпосылкой для освоения нового, более сложного навыками. Такой перенос определяется как положительный.

         В отдельных случаях возможен отрицательный перенос (или интерференция навыков, т.е. их взаимовлияние), не способствующий овладению двигательным действием. Причинами интерференции навыков может быть прочность ранее образовавшихся временных связей и сохранение в новых действиях некоторых общих компонентов старых, мешающих различению своеобразия каждого из них.

На процесс овладения сложными двигательными актами могут оказать влияние врожденные автоматизмы. Так, врожденная перекрестная координация составляет основу лазания, ходьбы, бега и т.д. (Степанекова Э.Я.).

Двигательная активность – кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной информации. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связано с последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов (Бернштейн Н.А.).

Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют регламентированную, частично-регламентированную и нерегламен-тированную двигательную активность. Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий. Частично-регламентированная двигательная активность – это объем двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр). Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту) (Снигур М.Е.).

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5—7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений (Рунова М.).

Многочисленные исследования показывают, что уровень развития двигательных качеств детей в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. В связи с этим, сегодня остается актуальной проблема развития двигательной активности.

 Правильное решение этой проблемы заключается не только в проведении занятий по физической культуре, но и в активном использовании подвижных игр, спортивных упражнений подвижными играми мало времени уделяется занятиям физическими упражнениями.

Целесообразно осуществлять непрерывное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный рост. Также, не нужно забывать о том, что нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. [9].

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в беге, ходьбе, прыжках, лазании, метании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие одного из двигательных качеств ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим возникает необходимость обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей не только на занятиях по физической культуре, но и в остальное время.

Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества [7].

У старших дошкольников можно выделить такие отличительные черты, как познавательная активность, интерес ко всему новому, высокая эмоциональность. Поэтому во время двигательных упражнений должна быть четкая дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. Но в то же время детям нужно представлять определенную свободу и самостоятельность действий, стимулирующих их инициативу и творчество.

Еще одной существенной положительной чертой двигательной деятельности является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у детей поднимается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Двигательные упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармоничного развития ребенка [14].

Поэтому необходимо уже в данном возрасте уделять огромное внимание развитию двигательных качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка дошкольника должна предполагать достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости.

Итак, движение есть естественная потребность организма человека. Оно формирует структуру и функции человеческого организма, стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом обязательное условие здорового образа жизни. Именно поэтому эта тема является актуальной и на сегодняшний день.

1.2. Факторы, определяющие двигательную деятельность дошкольников

В настоящее время человек в повседневной и трудовой деятельности использует все менее свои двигательные возможности и способности. Доля мышечных усилий в энергетическом балансе человечества сократилась за сто лет с 94 до 1% в настоящее время. Влиянию гипокинезии (комплекс расстройств, включающий снижение двигательной активности и замедленность движений) подвержены и дети дошкольного возраста. Кроме комфортных условий цивилизации, на них влияет еще и интенсификация учебного процесса в детском саду, сложившийся образ жизни в семье и другие факторы. Решение проблем рационального двигательного режима в детских садах становится важным гигиеническо - медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом. Особое значение данное положение приобретает в воспитании детей старшего дошкольного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной нагрузки в режиме дня старшей и подготовительной групп детского сада. Необходимым условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность. Амплитуда колебаний двигательной деятельности в каждом возрастном периоде обусловливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.

Социальные факторы могут подавлять естественную биологическую потребность в движениях, вызывая состояние моторного голодания, вредного для организма. Неблагоприятное влияние недостатка двигательной деятельности может особенно остро проявиться в период роста и созревания детского организма. Последствия дефицита двигательной деятельности у детей дошкольного возраста могут иметь длительный латентный период и проявиться только в зрелом возрасте, оказывая отрицательное влияние на работоспособность и состояние здоровья взрослого. Это может быть незаметно для родителей, педагогов и самого ребенка. Продолжающийся недостаток двигательной деятельности может постепенно вызвать серьезные отклонения в жизнедеятельности организма. Существует мнение, что увеличение заболеваний сердечно - сосудистой системы в известной степени связано с гиподинамией, встречающейся у большей части современных людей.

Двигательная деятельность детей в значительной степени зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей. Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Одним из средств повышения двигательной деятельности являются упражнения и игры с элементами волейбола.

В.А. Шишкина [19] в своих работах выделила: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.).

Каждая из трех перечисленных групп, как отмечает В. А. Шишкина [19], обладает специфическими возможностями воздействия на организм занимающихся, объединяет по этому признаку определенное количество типичных средств. Разнообразие средств создает, с одной стороны, большие затруднения при выборе наиболее эффективного из них, а с другой стороны— широкие возможности при решении любых педагогических задач.

По мнению В. А. Шишкиной, все многообразие факторов может быть сгруппировано следующим образом [19, с. 28]:

1. Личностные характеристики педагога и детей являются важнейшими факторами.

Научные факторы характеризуют меру познания человеком закономерностей физического воспитания. Чем глубже разработаны педагогические, физиологические особенности физических упражнений, тем эффективнее их можно использовать для решения педагогических задач.

Методические факторы объединяют обширную группу требований, подлежащих реализации при использовании физических упражнений.

Метеорологические факторы (температура воздуха, влажность и пр.) составляют ту группу факторов, познав закономерности, воздействия которых можно определить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений.

Материальные факторы (спортивные сооружения, инвентарь, одежда и пр.) в большей мере влияют на решение спортивных задач, в меньшей мере— общеобразовательных и оздоровительных.

Психогигиенические факторы включают общий режим занятий, труда, сна и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования, инвентаря и т.д. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм детей. Например, занятия физическими упражнениями лучше содействуют развитию костной и мышечной системы при условии правильного и полноценного питания, которое, в свою очередь, положительно влияет на деятельность желудочно-кишечного тракта, и обеспечивает своевременную доставку другим органам и системам питательных веществ; нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы ребенка; правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает более благоприятные условия для ориентировки ребенка в пространстве и т.д.

Выполнение требований личной и общественной гигиены вызывает у детей положительные эмоции и создает наиболее благоприятные условия для освоения физических упражнений.

К эколого-природным факторам относится среда обитания человека (солнце, воздух, земля и вода) как источник его здоровья, физического и двигательного развития, которые усиливают положительное влияние физических упражнений на организм, повышают работоспособность органов и систем и могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимает этот дар:

—   больше времени проводить в естественной среде, т.е. на воздухе;

—    чаще соприкасаться с природой — ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежего ветра свое тело, использовать любую возможность побродить по воде;

—   знать и выполнять специальные упражнения, развивающие зрение, слух, обоняние и осязание;

—    больше двигаться, используя все разнообразие движений в естественной природной среде.

          Однако нельзя забывать и об экологии. Поэтому, прежде чем организовывать, какое-либо физкультурно-оздоровительное мероприятие, следует убедиться, что с точки зрения экологии все в порядке.

Физические упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.  Они  развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

Физические  упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Они играют важную роль в развитии и оздоровлении всего организма, содействуют развитию и укреплению крупных мышечных групп — плечевого пояса, туловища, ног, подвижности суставов, нормализации процесса напряжения и расслабления мышц. 
 Задачей этих упражнений является формирование правильной осанки, укрепление всего опорно-двигательного аппарата и улучшение кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы.
      Физические упражнения активизируют работу высших моторных центров, управляющих движениями; содействуют проявлению физических качеств — быстроты, ловкости, относительной силы, выносливости, гибкости; вызывают положительно-эмоциональное состояние.

        Двигательная деятельность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

Итак, в старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Амплитуда колебаний двигательной деятельности в каждом возрастном периоде обусловливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами (воздействие организмов друг на друга) . Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания. Двигательная деятельность детей в значительной степени зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей.

1.3. Пути развития двигательной деятельности детей в процессе обучения упражнениям с элементами волейбола

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ловли, отбивания мяча, передачи партнёру.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.        Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении упражнений с элементами волейбола используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки [1].

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. [6].

Элементарные действия игры с элементами волейбола могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с волейболом в доступной форме. Волейбол - спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе [10].

Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в волейбол - командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, передачи, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Игра в волейбол отличается от подвижных игр большей определенностью. Состав команд ограничивается установленным числом участников, а продолжительность игры - определенным временем. Она имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи. Обязательными являются правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь.

Особенности методики обучения.

При разучивании ловли, бросков, передачи мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия [20].

На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному ихзакреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением [5].

В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата [8].

После того как дети научаться правильно ловить, передавать и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к волейболу. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом [6].

При обучении упражнениям с элементами волейбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если воспитатель разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почету именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом. [3].

Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности [1].

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы.

Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение, при этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. К этому следует приучать детей [2].

Условия проведения учебного процесса.

Игры с мячом проводятся весной, летом, осенью во время прогулок. Продолжительность их 15-20 минут. Целесообразно сочетать игры на прогулке с занятиями по физической культуре. Если занятия проводятся с утра, то игры с мячом лучше организовать во время прогулки после дневного сна и наоборот.

Нецелесообразно сразу после окончания занятий: рисованием, математикой, родным языком и др. - проводить обучение упражнениям с элементами волейбола во время прогулки. Лучше дать детям возможность некоторое время заниматься другими видами деятельности: дети устают на занятиях, а для усвоения определенных действий с мячом, правил игры им придется опять сосредоточить внимание, думать, что приведет к дополнительной мыслительной нагрузке [20].

Некоторые игры, подводящие к волейболу целесообразно проводить с подгруппой детей, сочетая их с другими упражнениями спортивного характера, или с другими видами деятельности, не требующими постоянного контроля воспитателя. После овладения определенными действиями с мячом и структурой игры надо подвести детей к самостоятельным играм с мячом без непосредственного руководства воспитателя. Если одна подгруппа детей играет с мячом, воспитатель может в это время руководить другой подгруппой по выполнению спортивных упражнений или совершенствованию основных движений, не оставляя совсем без контроля играющих детей [28].

Вывод по первой главе

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

Для развития двигательной деятельности детей дошкольного возраста используются различные средства, знание средств физического воспитания и их характеристик позволяет педагогу в соответствии с поставленными педагогическими задачами использовать все виды средств, отбирать наиболее эффективные физические упражнения, разрабатывать новые комплексы. Для современной системы физического воспитания характерна комплексность в применении средств. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными — естественные силы природы и гигиенические факторы.

Двигательная деятельность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка [16; с. 7]. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И. А. Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма).

Двигательная деятельность – деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Амплитуда колебаний двигательной деятельности в каждом возрастном периоде обусловливается многочисленными социальными, природными, климато - метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания. Двигательная деятельность детей в волейбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно значительной степени зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей.

При обучении упражнениям с элементами подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если воспитатель разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почету именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом.

Некоторые игры, подводящие к волейболу целесообразно проводить с подгруппой детей, сочетая их с другими упражнениями спортивного характера, или с другими видами деятельности, не требующими постоянного контроля воспитателя. После овладения определенными действиями с мячом и структурой игры надо подвести детей к самостоятельным играм с мячом без непосредственного руководства воспитателя. Если одна подгруппа детей играет с мячом, воспитатель может в это время руководить другой подгруппой по выполнению спортивных упражнений или совершенствованию основных движений, не оставляя совсем без контроля играющих детей.

2.1. Подбор комплекса упражнений и подвижных игр с элементами волейбола, направленных на развитие двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Волейбол - неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов. Игра в волейбол является одной из самых популярных игр во всем мире. В волейбол играют люди разных возрастов, элементам волейбола начинают учить детей с самого детства. При игре в волейбол совершенствуются навыки большинства основных движений.

Учиться играть в волейбол необходимо начинать постепенно, с подвижных игр и элементарных подводящих упражнений с мячом и без него.[13]

На первых занятиях дети упражняются в метании, развивая глазомер, ловкость движений. С этой целью включаютсяупражнения в бросании, приеме, перебрасывании мяча. Развиваются физические качества ребенка, которые в дальнейшем позволят ему овладеть важнейшими элементами волейбола.

Подводящие упражнения для игры волейбол:

    1.Прыжки вверх с места.

2.Прыжки через гимнастическую скамейку.

3.Броски мяча вверх и ловля двумя руками (9-10 раз).

3.Броски  мяча вверх, о пол и ловля его двумя руками. (9-10раз).

4. Подбрасывание и ловля мяча одной рукой.

5.Подбрасывание мяча и  ловля его после хлопка.

6. Броски двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) от грудии, из-за головы.

      7. Подпрыгивание    вверх    до    предмета, подвешенного  на  высоте           выше поднятой руки ребёнка (15 – 20 см).

     8. Метание    мяча    в цель с расстояния 3-4м.

    9.Отбивание мяча не менее 10 раз подряд правой и левой рукой поочерёдно на месте и в движении.

   10. Броски мяча в разных направлениях двумя руками от груди,из-за головы и ловля его двумя руками.

   11.Отбивание мяча правой,  левой рукой о пол поочерёдно.

   12. Броски мяча вверх, соеденив руки перед грудью кольцом и пропустив в него падающий мяч. После отскока поймать мяч.

Подводящие упражнения в парах:

1.Броски  мяча друг другу снизу на расстоянии 1,5 – 2 м.Если пара выполняет упражнение успешно,расстояние между играющими можно увеличить.

2.Броски мяча друг другу из-за головы двумя руками.

3.Броски мяча партнёру из-за головы правой рукой.

4. Броски мяча партнёру из-за головы левой рукой.

5.Броски мяча партнёру снизу двумя руками и ловля с поворотом кругом.

7.Бросок мяча над головой, ловля и дальнейшая передача партнёру.

8.Ведение мяча о пол на месте одной рукой (5-6 раз) с дальнейшей передачей партнёру.

9. Ведение мяча о пол на месте поочерёдно правой, левой рукой (5-6 раз) с дальнейшей передачей партнёру.

8. Ведение мяча о пол вокруг себя одной рукой с дальнейшей передачей партнёру.

9. Бросок мяча о пол двумя руками и ловля его партнёром.

10. Броск мяча партнёру из положения сидя на полу, ноги в стороны, спина прямая (из-за головы двумя руками; правой,левой рукой; от груди).

Подводящие упражнения возле стенки:

1.Бросок  от груди двумя руками о стенку. Расстояние от 50 см до 1 м и более.

2.Бросок снизу двумя руками о стенку и ловля его после отскока об пол.

3.Бросок мяча и ловля его

4.Бросок мяча двумя руками из-за головы об пол, стараясь бросить ближе к стенке, и поймать после отскока о стенку.

5. То же упражнение, но ловить мяч после поворота вокруг себя.

6.То же упражнение, но с добавлением хлопков.

7. Бросок мяча правой рукой, затем левой об пол и ловля егодвумя руками после отскока о стену.

Подводящие упражнения с мячом в движении:

1.Ведение мяча одной рукой с продвижением вперёд по прямой.

2. Ведение мяча с продвижением вперёд в разных направлениях.

  • Отбивать мяч с продвижением боковым галопом вправо, влево, по кругу (мяч на одном месте) (для детей 5-7 лет).

Игры на закрепление игры волейбол ( Приложение № 4)

  • Передай не роняй.

Совершенствовать умение ловить мяч, брошенный воспитателем или товарищем на различном расстоянии. Способствовать развитию глазомера, координации движений.

  • Чей мяч улетит дальше.

Создать условия для овладения навыка далеко бросать мяч, двумя руками от груди и из-за головы, ловить его двумя руками. Укреплять мышцы плечевого пояса. Развивать ловкость, быстроту реакции.

  • Поймай мяч, переправь через сетку.

Совершенствовать навык ловли мяча с воздуха и от земли, быстрой его передачи через сетку на сторону противника. Развивать координацию движений, глазомер. Воспитывать интерес к игре мини-волейбол.

  • Попади мячом в обруч.

Способствовать умению играть в командах. Совершенствовать броски мяча в несколько горизонтальных целей, лежащих на полу, далеко и точно перебросив мяч предварительно через волейбольную сетку.

  • Подбрось, поймай.

Создать условия для совершенствования двигательных навыков: подбрасывать мяч, вверх и ловить его двумя руками, не прижимая к груди. Закреплять навыки игры в волейбол.

  • Подбрось одной рукой, поймай двумя руками. 

Создать условия для овладения детьми игрой мини- волейбол. Упражнять в подбрасывании мяча одной рукой и ловли двумя руками. Развивать ловкость.

  • Ходим, бросаем, ловим.

Освоение детьми игры мини-волейбол, формировать навык игры в команде, чувство сплоченности.

Упражнять в подбрасывании мяча и ловли его в движении. Укреплять крупные, мелкие мышцы обеих рук.

  • Не урони внимательно смотри.

Продолжать учить играть в волейбол, закреплять правила игры. Совершенствовать умение перебрасывать мяч в парах через сетку. Развивать двигательную реакцию детей, точность, координацию движений.

Воспитывать чувство сплочённости.

  • Кого назвали, тот ловит мяч.

Помочь в освоении игры мини-волейбол, отрабатывать умение ловить мяч двумя руками, перебрасывать мяч через сетку. Закреплять умение передвигаться по площадке, быстро реагировать на сигнал.

  • Мяч водящему.

Закреплять умение ловить мяч и бросать друг другу двумя руками.

Способствовать развитию координации движений. Воспитывать уверенность в своих силах.

  • Передал – садись.

Продолжать формировать навык игры, в команде соблюдая правила игры. Совершенствовать умение бросать мяч друг другу. Развивать реакцию, глазомер.

  • Успей поймать.

Продолжать учить играть в волейбол, закреплять умение передавать – ловить мяч координировать свои действия с действиями товарищей. Развивать выносливость, быстроту.

  • Перебрось мяч через сетку из-за головы.

Продолжать освоение детьми игры. Совершенствовать умение перебрасывать мяч через сетку из-за головы.

Развивать умение анализировать свои движения и товарищей. Воспитывать дружеские отношения.

  • Мяч через сетку от груди. 

Создать условия для игры мини-волейбол. Закреплять умение бросать мяч через сетку от груди, соблюдать правила. Воспитывать толерантное отношение.

  • Делай три шага.

Обеспечить условия для игры мини-волейбол. Закреплять правило: делать только три шага к сетке, чтобы перебросить мяч на сторону соперника. Приучать слушать сигнал. Развивать внимание, быстроту, ориентировку в пространстве.

  • У кого меньше мячей.

Продолжать тренировку по обучению игре, совершенствовать навыки перебрасывания мяча через сетку разными способами. Развивать быстроту, ловкость. Формировать умение играть в командах.

  • Играй, играй мяч не теряй.

Создать условия для игры мини-волейбол, закреплять правила игры. Формировать умение управлять мячом, уметь слушать сигнал. Развивать выносливость, глазомер. Укреплять дыхательную систему.

1. Подводящие упражнения к игре в баскетбол

Стойка баскетболиста

Передвижения в стойке

Правильное удержание мяча

Остановки

2. Упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи мяча 

Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.

Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.

Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.

Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.

Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.

Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.

Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.

Передача мяча в шеренге и по кругу.

Передача мяча двумя от груди.

3. Упражнения, подготавливающие к ведению мяча

Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.

Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.

Ведение мяча на месте правой и левой рукой.

Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.

Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками произвольным способом.

Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.

Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).

Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.

Ведение мяча вокруг себя.

4. Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину

Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).

Бросок мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.

Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.

Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.

Бросок мяча в корзину после ведения.

Список литературы

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1998.
  2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.
  3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 2015.
  4. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. – М.: «Физкультура и спорт», 2003.
  5. Гончарик Т.А. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке. / nsportal.ru
  6. Илюхина А.В. Двигательная активность на прогулке в зимний период. / http://rodnichok.68edu.ru.
  7. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
  8. Лисконог Е.Н. Организация и планирование работы на прогулках в зимний период. / http://festival.1september.ru.
  9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения детей на воздухе. - М., 1983.
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. N 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
  11. Прищепа С. Прыг-скок, прыг-скок! Прыгать весело, дружок. (Как разнообразить подвижные игры) // Дошкольное воспитание, 2016. № 6.
  12. Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности // Дошкольное воспитание, 2000. № 6.
  13. Н. В. Возможности использования подвижных игр с элементами спорта в работе с дошкольниками 
  14. Снигур М.Е. Формирование модели двигательнойактивности детей дошкольного возрастас оздоровительной направленностью. // Успехи современного естествознания, 2009. № 3.
  15. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник». – М.: изд-во АРКТИ, 2011.
  16. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. - М., 1986.
  17. Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений

В статье рассматривается развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений....

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФИТНЕС АЭРОБИКИ

развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством внедрения программы фитнес аэробики....

Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр.

Данная статья показывает важность создания организованной предметно- пространственной среды в ДОО для развития физических способностей дошкольников. Музыкальному руководителю крайне важно взаимодейств...

Самообразование на 2022-2023 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

Самообразование на 2022-2023 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ  СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»...

План по самообразованию "Развитие двигательной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ посредством подвижных игр

Цель данной разработки-совершенствование профессиональных компетенций по вопросам двигательной активности детей дошкольного возраста посредством двигательной активности.  В разработаннои мат...